Совещание.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг генерального директора Агентства стратегических инициатив Андрея Никитина
Стенограмма:
Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы обсуждаем ход реализации нашей предпринимательской инициативы, «дорожных карт» по осуществлению этого проекта. В этом году в целом завершается основной этап этого действительно важного для нашей страны государственного проекта. Сегодня мы встретились, чтобы обсудить результаты выполнения этой работы и поговорить о том, что делать дальше.
Национальная предпринимательская инициатива стала принципиально новой программой для улучшения делового климата в нашей стране. Сами реформы, которые направлены на упрощение, удешевление, ускорение государственных процедур, обозначили предприниматели и затем просто контролировали выполнение этих реформ. В этом смысле проект оказался уникальным, потому что он сразу же обеспечил нужный уровень взаимодействия между государственными структурами и бизнесом.
Инициатива реализуется в формате «дорожных карт». Сейчас работа идёт по 11 таким картам. Всем известно, на что направлены эти карты. Это и таможня, и налоговое администрирование, поддержка экспорта, градостроительство, энергосети, конкуренция, оценочная деятельность, регистрация предприятий и права собственности, повышение общего качества регуляторной среды, расширение доступа малого и среднего бизнеса к закупкам естественных монополий, компаний с государственным участием.
Участники совещания
-
Список участников совещания о реализации «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы, 1 декабря 2015 года
Конечно, всех проблем мы в рамках этой инициативы не решим, но благодаря совместной работе с предпринимателями удалось добиться (и это, в общем, отмечают все, это мнение не только государственных служащих) упрощения самих бизнес-процессов, регулирования, улучшить условия, которые необходимы для того, чтобы начинать своё дело. При этом многие реформы были основаны на так называемой тактике быстрых побед, когда ликвидируются процедуры, которые в большинстве стран просто уже не используются, и от них отказываются.
Несколько слов о результатах по отдельным направлениям. В части повышения доступности для бизнеса энергетической инфраструктуры удалось в два раза сократить срок присоединения к электросетям, в тех случаях, когда не требуется сооружения сетевой инфраструктуры, то есть мощностью до 670 кВт. За этот год в три раза снизилась стоимость подключения для потребителей, когда речь идёт о соответствующих установках до 150 кВт.
Ретроспектива
В сфере жилищного строительства мы приняли перечень процедур. Если раньше число согласований и их виды отличались от региона к региону в несколько раз, на 200–300% (это создавало много трудностей для инвесторов), теперь перечень устанавливает предельное число согласований, предельное число разрешений вне зависимости от региона. При этом Правительство в целом намерено ещё дальше подрезать этот список.
Реализация «дорожной карты» в таможенной сфере позволила существенно сократить количество документов, которые необходимы для декларирования, а также время на таможенные операции.
В части поддержки экспорта ключевыми решениями стало создание Российского экспортного центра, который предоставляет поддержку экспортёрам в режиме одного окна.
Кроме того, была запущена программа Росэксимбанка по предоставлению кредитов с субсидированной процентной ставкой на поддержку выпуска высокотехнологичной продукции. Разработан комплекс мероприятий по упрощению розничной и мелкооптовой экспортной торговли, упрощён порядок предоставления документов для подтверждения налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость.
В рамках карты в сфере регистрации прав на имущество, права собственности нам удалось впервые создать электронную систему подачи документов в нашей стране. Срок регистрации права собственности сократился до 10 рабочих дней. Это, кстати, одна из наиболее продвинутых практик даже в мировом масштабе – по данному показателю Россия заняла 8-е место в рейтинге Всемирного банка по ведению бизнеса.
Мы также значительно упростили процесс регистрации новых компаний – теперь это можно сделать с помощью интернета (так называемая онлайн-регистрация). В три раза сократилось количество обязательных процедур, необходимых для старта бизнеса.
Отдельное внимание было уделено малому и среднему предпринимательству. В нынешних экономических условиях это понятно, потому что в период кризиса малый и средний бизнес страдают больше всех. Была установлена обязательная квота закупок для госкомпаний в размере не менее 18% годового объёма.
Кстати, хочу вас проинформировать, что я утвердил Положение, по которому Федеральная корпорация по развитию малого и среднего бизнеса теперь сможет мониторить действия региональных властей в сфере закупок товаров и услуг у небольших предприятий. По результатам мониторинга будет формироваться сводный отчёт, который станет основой для подготовки предложений по совершенствованию доступа малого и среднего бизнеса к госзакупкам.
Это лишь некоторые из тех эффектов, которые были достигнуты в рамках инициативы. Очень важно, что все изменения происходили не на бумаге (действительно, это так, это подтверждают все мои контакты с бизнесом), а в реальной жизни, они ощущаются бизнесом. Понятно, что ситуация неидеальная, предприниматели ставят этим преобразованиям свои оценки, для этого есть различные инструменты. В любом случае можно сказать, что национальная предпринимательская инициатива как масштабный проект по улучшению делового климата состоялась. Это точно. Причём это не только наша оценка, это оценка международная. Вы все знаете, по известным рейтингам, Россия со 120-го места в 2011 году по ведению бизнеса поднялась на 51-е место. Мы вошли также в пятёрку стран, где реализовано наибольшее количество мер по улучшению условий ведения бизнеса. Что само по себе, конечно, отрадно и неплохо, особенно с учётом того, что всё-таки все эти процедуры мы вынуждены были делать в период, когда экономика наша, скажем так, переживает не лучшие времена.
Конечно, это не означает, что мы должны остановиться и сказать, что тема закрыта, инициатива реализована, всё хорошо. Даже страны, у которых ситуация с деловым климатом гораздо лучше нашей, предпринимают меры для его улучшения. И нам придётся эту работу с не меньшей энергией продолжить. Высказывается идея продолжить работу именно в формате «карт», прорабатывается вопрос о дополнении инициативы новыми мероприятиями.
Давайте обсудим эти и другие предложения.
<…>
Брифинг генерального директора Агентства стратегических инициатив Андрея Никитина
Вопрос: Андрей Сергеевич, рассматривается ли возможность принятия новых «дорожных карт» или дополнения уже принятых?
А.Никитин: Да, такая возможность обсуждается. Есть вещи, которые не закрыты, скажем так, теми «дорожными картами», которые существуют. Это, например, подключение к газораспределительным сетям, подключение к разного рода коммунальным услугам – к воде, водоотведению, теплу и так далее.
О чём говорит бизнес? Бизнес говорит: да, с энергетикой сроки сократились, но это не всё, к чему мы подключаемся, создавая своё предприятие. И мы попросили на совещании Председателя Правительства рассмотреть возможность по этим темам всё-таки дополнить существующие и, может быть, создать новые «дорожные карты». Но их будет крайне немного, и в целом нормативный этап для национальной предпринимательской инициативы, мы считаем, пройден. Теперь этап правоприменения и мониторинга.
Вопрос: Близится Послание Президента Федеральному Собранию. Что бы вы хотели услышать? И не опасаетесь ли вы, что на фоне обострения политической обстановки экономике может быть уделено меньше внимания в этом послании?
А.Никитин: Очень сложно говорить за Президента, что он будет говорить. Я могу вам одно сказать: спасибо огромное Президенту – за четыре с небольшим года существования агентства он всегда уделял внимание вопросам инвестклимата, вопросам сокращения административных барьеров. Мы это и в мае на Наблюдательном совете АСИ обсуждали (В.Путин – Председатель Наблюдательного совета АСИ). Я надеюсь, конечно, что это внимание сохранится. У нас существует ещё масса абсолютно бессмысленных административных процедур, которые никак не связаны с внешней политикой и которые, безусловно, надо убирать. Поэтому я надеюсь, что в Послании это будет. Спасибо.