Д.Медведев: «Министерство промышленности и торговли подготовило предложение по дополнительной поддержке отрасли на общую сумму приблизительно 25 млрд рублей. В целом оно мною поддержано, но с учётом сложившейся непростой ситуации, есть смысл ещё раз всё это обсудить».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Дениса Мантурова
Стенограмма:
Д.Медведев: Мы
сегодня в очередной раз встречаемся для того, чтобы обсудить ситуацию в
автопроме, именно потому, что она, мягко говоря, непростая.
Относительно недавно я проводил большое
совещание с приглашением руководителей наших крупнейших автомобильных
предприятий. Ситуация развивается. Она, к сожалению, не стала лучше, она стала
более сложной, но тем не менее нам необходимо отвечать на все проблемы, которые
возникают. Я подписал специальные документы, которые касаются поддержки и всего
промышленного экспорта, и в то же время, естественно, распространяются и на
автопром.
Теперь непосредственно к теме совещания. Меры
поддержки мы с вами согласовывали. Ряд шагов был предусмотрен в рамках Плана
первоочередных мероприятий на 2015 год. На прошлой неделе я, напомню, также
подписал два постановления. Одно продлевает программу утилизации автомобилей на
2015 год. Она в целом работает, доказала свою востребованность. В прошлом году,
например, в ней приняли участие практически все производители и более чем 2,5
тыс. дилерских центров. Рассчитываем, что этот эффект всё-таки будет сохранён и
сегодня.
Участники совещания
-
Список участников совещания о мерах по обеспечению устойчивого развития автомобильной промышленности, 23 марта 2015 года
Вторая мера, которая касается техники, которая
работает на газомоторном топливе, прежде всего это жилищно-коммунальное
хозяйство, – тоже достаточно эффективная история. Надеюсь, что этот документ
тоже поможет решению накопившихся проблем.
Министерство промышленности и торговли подготовило
предложение по дополнительной поддержке отрасли на общую сумму приблизительно 25
млрд рублей.
Эти идеи мною как Председателем Правительства в
целом поддержаны. В первую очередь они касаются субсидирования процентных
ставок по автокредитам, снижения стоимости лизинга. Также предлагается провести
дополнительную закупку грузового транспорта, коммерческого транспорта,
специальной техники нашими федеральными структурами. Ну и, конечно, деньги
должны выделяться только на покупку техники, которая собрана на территории
нашей страны, – это очевидно.
Давайте обсудим, что из этого требует специальной
поддержки, что можно сделать сразу же, что должно быть сделано в определённой
перспективе. Поэтому послушаем выступление Министра промышленности. Ещё раз
говорю, сам министр мне уже свой доклад представлял. В целом он мною поддержан,
но с учётом сложившейся непростой ситуации, есть смысл ещё раз всё это
обсудить.
Спасибо.
<…>
Стенограмма:
Д.Мантуров: Закончилось совещание у Дмитрия Анатольевича по обеспечению устойчивого развития автомобильной промышленности. Мы на прошлой неделе направляли свои предложения, они Аппаратом Правительства проработаны, и сегодня Председатель Правительства принял решения по всем заранее подготовленным мерам.
В первую очередь это продление на II квартал поддержки спроса в объёме 5 млрд рублей к тем 10, которые уже реализовываются сегодня. Плюс к этому мы запускаем дополнительно программу по лизингу, по поддержке лизинга. Причём это операционный лизинг, поэтому мы таким образом обновляем ранее используемую систему поддержки лизинга как таковую в автопроме.
И следующая мера – это компенсация процентов по кредитам, которые берутся предприятиями или физическими лицами для приобретения транспорта, причём мы специально не ограничиваем категории автомобилей. Это могут быть и легковые (и при этом лёгкокоммерческие), и грузовые автомобили, и автобусы, в зависимости от того, кто является приобретателем и в каком направлении это будет использоваться.
Дополнительно выделяются средства на закупку муниципальными образованиями в части трамваев и троллейбусов – это около 600 млн рублей.
И серьёзная сумма, почти 11 млрд рублей, выделена на закупку автотранспорта федеральными органами исполнительной власти. Все эти меры должны в совокупности сдемпфировать снижение, во-первых, рынка и, соответственно, снижение объёмов производства. Мы рассчитываем, что таким образом можно будет компенсировать примерно на четверть по отношению к тем прогнозам, которые были экспертами даны ещё в начале года.
Вопрос: А что, Денис Валентинович, вы имеете в виду – на четверть?
Д.Мантуров: Что если не принимать никаких мер поддержки, то рынок упадёт на 50%. Если учитывать те меры поддержки, которые уже были запущены в начале года, плюс те, по которым решения приняты сегодня, рынок снизится по отношению к 2014 году примерно на 24%.
Вопрос: Какие-нибудь специальные мероприятия по калининградским предприятиям вы будете проводить?
Д.Мантуров: У нас сегодня все предприятия автопрома находятся в одинаковых условиях: либо это предприятия, которые реализовывают свою программу без соглашения о промсборке, либо это соглашение о промсборке. Поэтому Калининград в данном случае не является исключением. Они функционируют и реализуют свою стратегию и программу. Естественно, они также участвуют во всех государственных программах поддержки, о которых я сказал и которые сегодня существуют, которые начали функционировать с начала этого года.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, сколько планируется в рамках ваших предложений выделить на автокредитование? И правда ли, что в мае на утилизацию старых автомобилей будет направлено 5 млрд вместо 10?
Д.Мантуров: Если вы фиксировали те цифры, которые я обозначил, то цифры на поддержку спроса как раз 5 млрд, с учётом того, что те 10 млрд, которые были выделены, и по ним идёт программа с января этого года… Программа, к сожалению, не так динамично развивается, как в прошлом году, поэтому этих средств хватит на апрель и, думаю, на середину мая включительно. Поэтому сумма не 10, а 5 на II квартал исходит именно из того, что часть средств не будет использована по результатам I квартала. На сегодняшний день продано по этой программе порядка 38 тыс. автомобилей, а всего должно быть реализовано около 100 тыс. автомобилей, для того чтобы исполнить те параметры в 10 млрд, на которые мы рассчитывали выйти.
Вопрос: 100 тыс. – это за 10 млрд рублей?
Д.Мантуров: 100 тыс. – это примерно за 10 млрд, да.
Вопрос: А 5 млрд – это на тех же условиях, что и…
Д.Мантуров: 5 млрд будут на тех же самых условиях. И эти средства будут в резерве после того, как будут выбраны 10 млрд по первому траншу.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, об условиях субсидирования автокредитов: предельная сумма, сумма автомобиля, какие марки и какая доля ставки?
Д.Мантуров: Могу сказать только предварительно, что мы уже обсуждали с федеральными органами исполнительной власти и с представителями автомобильной отрасли, а также ещё и с дилерами, поскольку это достаточно самостоятельный, причём очень крупный сегмент экономики – автодилеры, в нём занято более чем 250 тыс. человек, это около 2,5 тыс. предприятий. Мы исходим из того, что это будет привязано к ключевой ставке, и по большинству этих параметров и условий мы находим поддержку наших коллег из других органов исполнительной власти. Что касается категорий автомобилей и категорий покупателей, мы не будем ограничивать, поэтому основной, собственно, момент здесь именно ключевая ставка.
Вопрос: Какую долю от ключевой ставки?
Д.Мантуров: Сейчас окончательно находимся на этапе согласований. Скорее всего, это будет 70% от ключевой ставки.
Вопрос: А
предельный порог цены транспортного средства есть?
Д.Мантуров: В ближайшее время, естественно, это не предполагается для стимулирования
покупки дорогого сегмента, поскольку у нас уже есть с вами опыт по поддержке
спроса, это будет порядка 700 тыс. за автомобиль.
Вопрос: До 700
тыс.?
Д.Мантуров: Примерно так. То есть могут быть ещё какие-то корректировки, но
средняя цена именно такая.
Вопрос: Денис
Валентинович, скажите, пожалуйста, исходя из нынешней ситуации в экономике, на
авторынке не планируется пересматривать какие-либо условия соглашения о
промсборке?
Д.Мантуров: Нет. Условия соглашения о промсборке пересматриваться не будут.
Более того, основная масса компаний уже, во-первых, либо выполнили, либо
перевыполняют уровень локализации, который прописан как норма в этих
соглашениях. Собственно, поэтому они сохраняются на рынке, продолжают своё
производство и, соответственно, участвуют в наших программах.
Вопрос: Скажите,
пожалуйста, китайские автопроизводители ведут с вами переговоры о строительстве
здесь заводов, производств?
Д.Мантуров: Китайские производители, как и производители из других стран, имеют
все возможности организовывать производство на территории нашей страны. Мы не
делаем никаких ограничений по запуску новых производств, особенно
автокомпонентов. Я скажу отдельно, что мы достаточно долго и серьёзным образом
мотивировали компании к организации производства именно по автокомпонентам и,
как ни странно, как раз именно в конце прошлого года и начале этого пошёл
интенсивный запрос к нам в ведомство как раз по включению новых предприятий в
программу компенсации процентов при создании производства либо модернизации именно
в автокомпонентной отрасли. Поэтому мы рассчитываем, что зарубежные
производители будут приходить на наш рынок и организовывать локализацию,
организовывать новое производство своих компонентов на действующих сборочных
производствах. Это масштабный бизнес, и в нём должны быть предприятия
заинтересованы.
Вопрос: А какие-то отдельные меры
поддержки АвтоВАЗа предполагаются?
Д.Мантуров: А зачем? Дело в том, что какого-то серьёзного сокращения
на АвтоВАЗе не предполагается, потому что все сокращения прошли в 2008, 2009,
2010 годах.
Вопрос: Рабочей
силы?
Д.Мантуров: Сокращения рабочей силы, да. Если вы помните,
цифра была порядка 110 тыс. работающих, сегодня – около 50 тыс. Поэтому уже
сжиматься практически некуда. Что касается ИТР (инженерно-технических
работников) – да, там есть ещё какой-то небольшой резерв, но несущественный.
Что касается рабочих специальностей – какие-то плановые сокращения: по
увольняющимся по пенсии, либо ускоренной пенсии. Что касается массовых
сокращений, то никаких массовых сокращений не будет, поэтому дополнительной
поддержки не требуется.
Вопрос: На
какие условия металлурги пошли непосредственно для автопрома? Они готовы
снизить цены или заморозить их?
Д.Мантуров: Я уже говорил, что абсолютно все
автопроизводители – и в автопроме, и в транспортном машиностроении – подписали
с металлургами соглашения. Все на разных условиях, в разное время эти
соглашения заканчиваются – у кого-то это был IV квартал прошлого года, у
кого-то это январь. Январь и февраль как раз были самые критические месяцы.
Поэтому все подписали соглашения, естественно, на разных условиях и с формулой
цены до конца года.
Спасибо.