Д.Медведев: «В ТЭКе формируется более четверти валового внутреннего продукта, практически 30% бюджета страны, более 2/3 доходов от экспорта и четверть общего объёма инвестиций. От того, как работают энергетики, напрямую зависит положение в других отраслях».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Александра Новака
Стенограмма:
Д.Медведев: Добрый день, коллеги! Сегодня мы с вами
собрались обсудить проект Энергетической стратегии России на период до 2035
года, то есть поговорить о том, как будет развиваться топливно-энергетический
комплекс в ближайшие 20 лет, какие меры нужно принять, чтобы сделать энергетику
действительно современной, эффективной, безопасной, конечно, какие решения
нужны по тарифам, налогам и инвестициям. Эти шаги заложены в проекте
Энергетической стратегии до 2035 года, который мы сегодня обсудим. Там
предусматривается два сценария развития ТЭКа – консервативный и целевой, между
ними есть разница.
Проект
нужно будет проработать с экспертами, поэтому у нас с вами сегодня, скорее,
начало обсуждения со всеми представителями крупных энергетических
компаний, которые здесь присутствуют, с советом потребителей. Осенью, после
окончания обсуждения, может быть, мы ещё раз соберёмся, а потом рассмотрим на
заседании Правительства окончательный вариант этого документа, так что время
ещё некоторое есть. Затем на его основе будут подготовлены
генеральные схемы и программы развития
отраслей ТЭК – нефтяной, газовой, угольной и электроэнергетики.
Участники совещания
-
Список участников совещания о проекте Энергетической стратегии России на период до 2035 года, 18 марта 2015 года
Как известно, в ТЭКе формируется более четверти валового
внутреннего продукта, практически 30% бюджета страны, более
2/3 доходов от экспорта и четверть общего объёма инвестиций. От того,
как работают энергетики, напрямую зависит положение в других отраслях – и состояние
окружающей среды, и здоровье людей, цифры в платёжках за жилищно-коммунальные услуги
и цены на автозаправках. Поэтому понятно, что этот вопрос касается практически
всего населения нашей страны.
Очевидно,
что в дальнейшем мы будем и обязаны опираться на тот потенциал, который
накоплен в энергетической сфере. Но модель, когда топливно-энергетический комплекс и
вся экономика развивались только за счёт постоянного увеличения добычи на
освоенных месторождениях и экспорта энергоресурсов, – уже не работает в полной
мере. Лёгких денег будет всё меньше, это тоже понятно. В Стратегии 2035 года должны быть
предложены прогнозные оценки производства и потребления энергоресурсов,
просчитанные варианты решения проблем, которых в ТЭКе накопилось немало.
Большинство этих проблем на самом деле общие для всех отраслей и достались нам
в наследство ещё от прежней экономики: это и устаревшее оборудование, и
инфраструктура устаревшая, технологическая отсталость (на многих предприятиях
во всяком случае, не на всех – конечно, есть и весьма современные), недостаток
конкуренции в ряде случаев и стимулов для инноваций.
В последнее время к этим факторам добавилось
замедление внутреннего экономического роста, увеличение себестоимости добычи и
затрат на транспортировку. Важно правильно оценить и те изменения, которые
происходят в мировой энергетике. Не замечать их нельзя, невозможно просто, тем
более что мы с вами знаем, что в мире обычно раз в 50–60 лет происходит
энергетическая революция и появляется новый вид топлива, который в конечном
счёте приводит к новым эффектам.
Поэтому надо учитывать, что появились новые
производители, новые технологии добычи и переработки. Сегодня резко снизились
мировые цены, спрос на энергию смещается в сторону развивающихся стран. И,
конечно, мы должны учитывать, что конкуренция на энергетических рынках
становится всё более и более жёсткой.
Необходимо проанализировать,
как выполняется действующая энергетическая стратегия, в чём её слабые места. Мы
приняли её пять лет назад, в 2009 году было соответствующее постановление
Правительства. Нужно понять, где основные проблемы.
На какие моменты нужно
обратить внимание при доработке стратегии? Первое – наш топливно-энергетический
комплекс должен на 100% обеспечивать безопасность страны. Промышленные и
сельскохозяйственные предприятия, ЖКХ, люди в домах и квартирах должны получать
все необходимые энергоресурсы, хорошего качества и по приемлемым ценам. Нужно
предусмотреть специальные меры для увеличения собственного производства
энергоресурсов в северных и восточных регионах, развивать энергетику
Калининградской области и Крымского федерального округа, которые находятся на
особом положении, чтобы обеспечить нормальные условия для работы промышленности
и жизни людей в этих регионах.
Второе, о чём нужно сказать,
– качественно другим должен стать уровень использования энергоресурсов. Речь
идёт о более глубокой переработке нефти, газа, угля, освоении замкнутого
топливного цикла в атомной энергетике, внедрении современных технологий добычи
и транспортировки и, конечно, о повышении энергоэффективности экономики в
целом. Наша экономика остаётся весьма
расточительной, и энергоёмкость валового внутреннего продукта всё ещё в разы
выше, чем в основных развитых и развивающихся государствах. Этой темой нужно
заниматься постоянно. Я не могу сказать, что мы ничего не сделали на этом
направлении за последние 5–7 лет, но тем не менее проблема остаётся
существенной.
Третье. Энергетический сектор генерирует стабильный, а главное,
платёжеспособный спрос на современное оборудование, новые технологии и
материалы. Этот ресурс должен быть прежде всего направлен на развитие нашей
промышленности и нашей инновационной сферы. Рассчитываем, что за счёт
импортозамещения, локализации производства, за счёт технологических союзов доля
импортного оборудования и материалов для ТЭКа существенно сократится. Тут
целевые параметры какие-то трудно задавать, но тем не менее в проекте стратегии
говорится о том, чтобы к 2035 году эта доля не превышала 10%. Во всяком случае
как ориентир определённый индикатор задать нам нужно.
Четвёртое. Мы должны сохранить лидирующие позиции в мировой
энергетике в условиях, когда объём и география внешнего спроса на энергоресурсы
существенно изменились. Нужно проводить гибкую экспортную политику, расширять
товарную структуру энергетического экспорта, максимально сокращать издержки,
ускоренно развивать транспортную инфраструктуру для освоения новых
месторождений и экспортных поставок. Конечно, не в ущерб нашим европейским
потребителям, но мы должны наращивать своё присутствие на новых быстрорастущих
рынках – это прежде всего Азиатско-Тихоокеанский регион. Задача на ближайшее
десятилетие – увеличить существенным образом туда поставки нефти и газа, причём
это именно кратное увеличение. И, наконец, пятое. В стратегии должна быть заложена
последовательная система действий Правительства по улучшению инвестиционного
климата в энергетике. Российскому бизнесу, иностранным инвесторам, зарубежным
потребителям нужно дать чёткие ориентиры, как будет формироваться налоговый и
таможенный режим, тарифная и ценовая политика. Цель всех этих мер – сделать
энергетические рынки более открытыми, прозрачными и конкурентными, а стало
быть, более эффективными и привлекательными для долгосрочных инвестиций.
<…>
Стенограмма:
А.Новак:
Только что у Председателя Правительства Дмитрия Анатольевича Медведева состоялось
обсуждение проекта энергетической стратегии на период до 2035 года с участием
ведущих нефтяных компаний, федеральных органов исполнительной власти. Я напомню,
что предыдущая стратегия была принята в 2009 году на период до 2030 года.
Нынешняя корректировка обусловлена тем, что нужно учесть в том числе изменения,
происходящие на глобальных мировых рынках энергетики, внутренние вызовы,
которые происходят.
Напомню, что за последние несколько лет
происходят изменения на рынках, в том числе и развитие азиатско-тихоокеанских
рынков, развитие сланцевой добычи нефти и газа, развитие производства сжиженного
природного газа и доставки его тем потребителям, которые ранее не использовали
этот ресурс. Если брать внутренние вызовы, мы видим более низкие темпы экономического
роста, чем были заложены в предыдущей версии стратегии, и это тоже необходимо
учитывать.
Решения, которые были приняты в
последние годы, отражены в проекте стратегии. В частности, это налоговый
манёвр, это либерализация экспорта сжиженного природного газа, это вопросы,
связанные с развитием электросетевого комплекса Российской Федерации, вопросы,
связанные с импортозамещением и принятым вектором в Азиатско-Тихоокеанский
регион.
В целом стратегия также
направлена на инновационное развитие топливно-энергетического комплекса. В ней учтено внедрение
современных технологий по добыче нефти, газа, по переработке нефти, газа, угля,
по внедрению современного высокопроизводительного оборудования в топливно-энергетическом
комплексе с высоким коэффициентом полезного действия, с низкой энергоёмкостью.
Также стратегия
учитывает необходимость подготовки высококвалифицированных кадров и
специалистов, развитие человеческого потенциала. В целом объём инвестиций до
2035 года в проекте стратегии составляет 2,5 трлн долларов.
Сегодня рассматривалось
и заложено в проекте два сценария. Один консервативный, основанный на прогнозе
Министерства экономического развития, уже уточнённом, на ближайшие три года, –
с учётом более низких цен, которые сегодня есть на энергетических рынках, с
учётом более консервативного развития экономики и с учётом санкций, которые
сегодня применены в отношении топливно-энергетического комплекса. Этот
прогноз подразумевает рост валового внутреннего продукта в консервативном
сценарии в 1,4 раза до 2035 года, то есть 1,6% в среднем ежегодно.
Второй сценарий –
целевой, который взят сегодня за базу для рассмотрения, учитывает рост ВВП на
80% к 2035 году со средними темпами роста 2,7% ежегодно. При этом до 2022 года
оба сценария в принципе похожи, начиная с 2022 года в целевом сценарии темпы
роста выше, и в последнее десятилетие они составляют 4% валового внутреннего
продукта, то есть это более оптимистичный сценарий – с реализацией проектов, с
инвестициями в бо́льших объёмах, чем в консервативном сценарии.
Если говорить о параметрах стратегии, здесь я бы
назвал основные из них. Что касается добычи нефти, в проекте стратегии в
целевом сценарии учтён объём добычи, которого мы сегодня достигли, в размере
525 млн т, сохранение этой полки со структурными изменениями внутри этого
объёма, в первую очередь увеличение доли добычи трудноизвлекаемых запасов
энергоресурсов и разработка шельфовых месторождений. Общий объём этих
энергетических ресурсов увеличится к 2035 году до 25%, то есть четверть добычи
будут составлять новые, скажем так, проекты, новые залежи, новые разработки.
Причём объём, добыча трудноизвлекаемых запасов будет составлять порядка 80 млн
т, на шельфе планируем к 2035 году добывать уже 50 млн т. Для этого в стратегии
предусмотрены все необходимые меры, в том числе инновационного развития,
внедрение технологий, создание мер государственной поддержки для развития этих
направлений. Увеличится коэффициент извлечения нефти (КИН) до 40%, будет
увеличена глубина переработки нефти – с сегодняшних 72% до 91% к 2035 году, что
позволит нам уменьшить объёмы переработки и существенно увеличит объёмы
экспорта. Объёмы экспорта нефти увеличатся с 220 млн до 270 млн, а переработка
сократится. При этом объёмы производства ключевых, базовых качественных
нефтепродуктов (это бензин и дизтопливо, керосин) будут обеспечиваться в полном
объёме для потребностей российской экономики, и в том числе будет увеличен их
экспорт на внешние рынки.
Что касается газовой отрасли, здесь предусмотрено в проекте
стратегии увеличение объёмов добычи с сегодняшних 640 млрд кубометров примерно
до 805–880 млрд кубометров на период до 2035 года. Будет развиваться нефте- и
газохимия, будут развиваться новые регионы добычи, будет развиваться новая
инфраструктура, которая направлена в том числе на азиатско-тихоокеанские рынки.
В шесть раз планируется увеличить объёмы производства сжиженного природного
газа – где-то до 82 млрд куб. м к 2035 году. Сейчас в России производится в
кубометрах примерно 14 млрд.
Вопрос: А в тоннах?
А.Новак: Разделите на 1,4. Это 60 млн тонн.
В
угольной отрасли планируется увеличение объёма добычи до 435 млн с сегодняшних
356. На 28% увеличится объём экспорта угля. В основном это также
Азиатско-Тихоокеанский регион.
Что
касается электроэнергетики, мы предусматриваем в проекте стратегии увеличение
объёмов производства электроэнергии до 1 трлн 444 млрд кВт/ч с сегодняшних 1
трлн 56 млрд кВт/ч, то есть рост составит порядка 28–30%, при этом потребление
электроэнергии вырастет на 15%. В общем энергобалансе у нас изменится структура
энергобаланса, увеличится доля газа, в выработке электроэнергии – доли атомных
электростанций и гидроэлектростанций. В целом также мы
планируем увеличить существенно объёмы экспорта электроэнергии на базе тех
угольных месторождений, которые будут разрабатываться, и, соответственно,
возможности переработки в электроэнергии и поставки на внешние рынки.
Стратегия также
предусматривает существенное повышение энергоэффективности в целом, не только
топливно-энергетического комплекса, но и всех отраслей экономики, где у нас
есть большие резервы. В этом направлении будут осуществляться необходимые меры
поддержки, для того чтобы достичь показателей, ранее утверждённых ещё в 2008
году, на 40% снизить энергоёмкость российской продукции.
Вопрос:
Вы сказали, что основной сценарий пессимистичный…
А.Новак:
Мы
сегодня обсуждали в основном целевой сценарий, поскольку ориентироваться на
консервативный никто из присутствующих не предложил. Надо отметить, что
Министерство экономического развития сейчас готовит прогноз
социально-экономического развития на ближайшие три года, внесёт для
рассмотрения. Кроме этого, по словам Министра экономического развития, тот
прогноз, который до 2035 года будет откорректирован, будет находиться где-то
между консервативным и целевым сценарием по росту валового внутреннего
продукта. Поэтому я хочу отметить, что у нас проект стратегии сегодня не
утверждался. Мы рассмотрели его основные параметры, ход проработки, послушали
предложения и замечания наших крупных предприятий топливно-энергетического
комплекса. В целом задача стоит доработать проект энергетической стратегии до
осени и рассмотреть осенью на Правительстве Российской Федерации.
Очень много мы сегодня
обсуждали ключевые развилки… То есть вопросы, на которые пока нет ответов и по
которым требуется дополнительная проработка. По ряду из них было принято
решение сегодня Председателем Правительства. Одна из развилок в нефтяной
отрасли касается внедрения налога на финансовый результат – в качестве пилотных
проектов. Сегодня Председатель Правительства принял решение о необходимости внесения
изменений в законодательство и принятия Правительством Российской Федерации
решения о подготовке такого проекта закона, в котором будет отражена
необходимость внедрения пилотных проектов на основе налога на финансовый
результат. То есть это решение сегодняшнего совещания.
Вопрос:
Поддержать законопроект?
А.Новак:
Была поддержана позиция компаний, позиция, которая обсуждалась на совещании у
Аркадия Владимировича (Дворковича). Дано
поручение в течение 10 дней доработать и дать заключение Правительства Российской
Федерации.
Вопрос:
Сколько проектов вообще..?
А.Новак:
Нами предложено 12 проектов, 12 месторождений по трём нефтегазовым компаниям.
Мы считаем, что в рамках доработки эта ситуация будет обсуждена вместе с
другими нашими коллегами, федеральными органами исполнительной власти. Но в
целом принципиально такое решение принято.
Вопрос:
Какие
три компании?
А.Новак:
«Газпромнефть», «Лукойл» и «Сургутнефтегаз», по-моему.
Вопрос:
А
«Роснефть»?
А.Новак: В этих 12 пилотах я назвал те компании, которые
представили свои финансово-экономические модели, которые могут проработать,
собственно, Минфин, Министерство энергетики и так далее. Мы обсуждали также и другие развилки, но по ним ещё
требуется дополнительная доработка и обсуждение. В частности, нами также
поставлен был вопрос… Стратегия должна отвечать на вопросы, в частности в
газовой отрасли – о развитии конкуренции, тарифообразовании, – в
электроэнергетике – относительно ликвидации перекрёстного субсидирования либо
сохранения текущего статуса, внедрения моделей реформы теплоснабжения либо,
опять же, сохранения существующей модели. Вот эти конкретные позиции будут доработаны
до осени этого года.
Вопрос:
Сценарий, на который мы будем опираться, который рабочий – как в нём отражено
влияние санкций на нефтегазовую отрасль? На какой период мы закладываем, что
санкции будут, на какой пишем, что их не будет? Это первое. И второй вопрос:
будет ли в энергостратегии отражён вопрос о праве независимых производителей
газа на экспорт газа?
А.Новак: Начну
со второго вопроса. Действительно, это сегодня также обсуждалось в качестве
одной из развилок, которые требуют решения, – доступ независимых производителей
к экспорту газа либо самостоятельно, либо на базе единой монопольной структуры,
которая сегодня существует, и которая фактически исторически сложилась. Здесь
были высказаны предложения и за, и против, то есть это требует дополнительной
дискуссии и принятия отдельного решения. Думаю, что в Правительстве мы
продолжим эту работу.
Вопрос:
То есть это не отвергается, такое предложение? По крайней мере оно будет
обсуждаться?
А.Новак:
Мы эту тему с вами уже давно обсуждали. В принципе позиция Министерства
энергетики в этом случае заключается в том, что мы предлагали рассмотреть
возможность сохранения существующей монополии по экспорту газа и при этом
обеспечить возможность, условно, покупки газа у нефтегазовых компаний, в частности
по месторождениям Восточной Сибири, Дальнего Востока, где они не соединены в
единую газотранспортную систему, для создания стимула по механизму нетбэка (экспортная
цена за вычетом транспортных расходов и пошлин) газа от независимых
производителей. Но, повторяюсь, это решение в настоящее время не принято и ещё
подлежит дополнительному обсуждению.
Что касается ситуации, связанной со снижением темпов
экономического роста, санкций, это в обоих сценариях учтено, и я в повторяю,
что мы ориентируемся на прогноз социально-экономического развития Министерства
экономического развития, который, безусловно, учитывает все эти моменты.
Вопрос:
Александр Валентинович, поясните, какой предусмотрен в рамках стратегии рост
тарифов на энергоносители для населения?
А.Новак:
Тарифы – это не предмет стратегии, и вы не найдёте в стратегии тарифы на
конкретные энергоресурсы, имеются в виду внутрироссийские. Для этого существуют
Федеральная служба по тарифам, Министерство экономического развития.
Вопрос в другом: о
принципиальных подходах. Принципиально мы считаем, это также сегодня
обозначалось в рамках стратегии, что должны быть долгосрочные тарифы на
электроэнергию, другие регулируемые тарифы, в том числе и в газовой отрасли, то
есть где у нас есть регулируемый сектор. К сожалению, сегодня долгосрочность,
которая и ранее заявлялась, не выдерживается. Это накладывает некую
неопределённость, в том числе для инвестиций, для развития этих отраслей.
Поэтому в стратегии будут прописаны стратегические вещи. Долгосрочные тарифы
сегодня многие поддержали, и это будет, думаю, отражено в окончательной
редакции.
Вопрос:
А связь темпов роста тарифов с инфляцией сохранится или изменится как-то?
А.Новак:
Мы конкретно сейчас не обсуждали уровень тарифов. Речь шла о принципиальных
моментах, а уже конкретно уровни будут обсуждаться в Правительстве при
формировании прогноза социально-экономического развития.
Я ещё хочу один момент пояснить, что одна из
сложностей, неопределённость в формировании стратегии – это отсутствие сегодня
рассмотренного и утверждённого прогноза социально-экономического развития на
этот период 20-летний. Поэтому мы в этот период будем ждать окончательного
рассмотрения, и, безусловно, стратегия будет откорректирована после утверждения
прогноза на эти 20 лет. Сейчас мы ориентировались, повторяюсь, на тот прогноз,
который нам в конце прошлого года направляло Министерство экономического
развития в рабочем порядке, то есть это не тот вариант, который по
законодательству должен быть учтён.
Вопрос:
Есть
ли вероятность того, что будет подписан контракт по западному маршруту в Китай
9 мая, и договорились ли стороны по цене? И может ли из-за этого быть дан
больший приоритет западному маршруту, чем «Силе Сибири»?
А.Новак:
Мы ориентируемся на II
квартал, безусловно. Такие у нас были цели поставлены, договорённости, чтобы
рассмотреть возможность и ускориться в подписании данного контракта во II квартале. Конечно, реально
ситуация будет зависеть от хода переговоров, от договорённостей сторон, в
первую очередь между «Газпромом» и коммерческой компанией CNPC китайской.
Вопрос: О
чём вы сегодня будете разговаривать с главой «Эксон»?
А.Новак:
Понятно,
что это крупная энергетическая компания мирового уровня, которая имеет проект в
том числе и на российском шельфе, и раньше имела проект. Будем обсуждать вопросы
энергетического сотрудничества.