Д.Медведев: «Мы пригласили принять участие в сегодняшнем совещании ряд наших коллег – депутатов Государственной Думы, руководителей парламента. Исхожу из того, что такая совместная работа – Правительства и Парламента нашей страны – приведёт к оптимальному результату. Будем её, как и договаривались, вести открыто и в постоянном диалоге».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Антона Силуанова, Александра Жукова и Андрея Макарова
Стенограмма:
Д.Медведев: Добрый
день, коллеги! Сегодняшняя встреча – в рамках работы над поправками в бюджет. У нас плотный
график, мы должны доработать проект до конца февраля. В марте поправки должны быть
направлены в Государственную Думу.
Мы пригласили принять участие в сегодняшнем совещании ряд
наших коллег – депутатов Государственной Думы, руководителей парламента. Исхожу
из того, что такая совместная работа – Правительства и Парламента нашей страны
– приведёт к оптимальному результату. Будем её, как и договаривались, вести открыто
и в постоянном диалоге.
Участники совещания
-
Список участников совещания об основных подходах к корректировке федерального бюджета на 2015 год, 20 февраля 2015 года
Понятно, что за каждым из депутатов стоят избиратели, стоят интересы
людей, наказы людей, и это нужно ценить, к этому нужно относиться исключительно
внимательно. При этом сегодня (и это мы с вами
тоже понимаем) нельзя исходить из узкопрофильных интересов, нельзя исходить из
каких-то популистских целей. Нам нужно всем принять целый ряд довольно сложных
решений, касающихся нагрузки на бюджет, утвердить эти поправки на
законодательном уровне.
Все мы понимаем: бюджет готовился
в других условиях. С тех пор сильно изменилась и экономическая, и политическая ситуация.
Был принят ряд судьбоносных решений. А за возвращением Крыма, которое
поддержала вся наша страна – все наши граждане, Государственная Дума, Совет
Федерации – последовало беспрецедентное внешнеполитическое давление. Всё это,
конечно, сказалось на нашей экономике, и сегодня требует от нас сложных
решений, в том числе и при корректировке бюджета.
Изменения могут затронуть довольно большой объём
статей. Я уже об этом говорил: к каждому направлению, конечно, мы должны
подходить исключительно внимательно, аккуратно. Мы должны не только сохранить
экономическую и социальную стабильность, но и поддержать точки роста, помочь тем
нашим предприятиям и организациям, которые в этом нуждаются, естественно, тем,
на которых в значительной мере базируется развитие экономики.
Наша задача – определить,
какие проекты мы можем поддержать в полном объёме, какие лучше на время если не
заморозить, то во всяком случае пролонгировать их исполнение, а где принять
какие-то отдельные решения.
Но в главном
наша политика не должна измениться: социальная составляющая остаётся ключевым
направлением деятельности Правительства и, конечно, наших коллег из
Государственной Думы и вообще из Парламента.
Сегодня свой
вариант поправок представит Министерство финансов. Мы уже на рабочем уровне его
анализировали, сейчас поговорим чуть более подробно с коллегами из
Государственной Думы, как и договаривались. Мы, конечно, прежде всего опираемся
на коллег из «Единой России» как ведущей политической силы, ведущей фракции, да
и, собственно, часть присутствующих здесь министров представляют эту партию.
Уверен, что опыт
наших коллег из Государственной Думы, их знание нюансов бюджетного процесса и
те предложения, которые готовились в недрах Правительства, помогут сформировать
оптимальное решение – оптимальное, естественно, применительно к тем условиям,
которые сложились в настоящий момент в экономике нашей страны. Рассчитываю
здесь на помощь и поддержку членов Парламента и, естественно, на конструктивную
работу всех членов Правительства.
Обсудим ключевые
предложения Министерства финансов.
<…>
Стенограмма:
А.Силуанов: Состоялась
встреча Председателя Правительства и членов Правительства с депутатами фракции
«Единой России», обсуждали предложения Правительства по корректировке бюджета
на текущий год. Бюджет является одним из инструментов экономической политики,
поэтому в нынешних условиях необходимо произвести его корректировки. Вопрос в
определении приоритетов этих корректировок, потому что необходимо помочь
социально незащищённым слоям населения, необходимо помочь ключевым предприятиям
экономики, сосредоточив на этих направлениях финансовые ресурсы.
В то же время в
условиях, когда экономика, темпы её не соответствуют изначально заложенным
параметрам на 2015 год и темпы инфляции совершенно другие, необходимо
подкорректировать и параметры бюджета. Об этом мы тоже вели дискуссию. Поэтому
задача состоит в следующем: сконцентрировать ресурсы в сложный для страны
период на важных направлениях – это социальная поддержка граждан и поддержка
ключевых отраслей экономики, определить объём расходов, которые государство
может понести, с тем чтобы обеспечить сбалансированность бюджета к концу планового периода. Мы должны
подстроить свои финансы под новые экономические условия – такая задача
поставлена и Президентом страны, и Правительством Российской Федерации. И
бюджет должен отвечать на те вызовы, которые сегодня перед нами стоят. Бюджет
как инструмент реализации антикризисного плана также должен учитывать эти
позиции.
Мы с депутатами Государственной Думы определялись по
параметрам бюджета, по срокам представления его в Государственную Думу,
обменялись первыми мнениями и впечатлениями о предложениях Правительства. Ряд
предложений был поддержан, по ряду предложений у нас остаются вопросы, будем
вместе работать, с тем чтобы внести в Думу согласованные поправки к проекту
бюджета на текущий год.
А.Жуков:
Правительство рассказало сегодня о тех предложениях, которые есть по внесению
поправок в бюджет. В первую очередь они связаны с необходимостью реализации антикризисного плана и
исходят из того, что нам, по всей вероятности, в ближайшее время придётся
достаточно серьёзно корректировать бюджет, для того чтобы в первую очередь
выполнять те социальные обязательства, которые есть у государства перед
гражданами.
Правительство готово обсуждать с депутатами все
необходимые поправки, причём делать это предварительно, до того как эти
изменения будут направлены в Государственную Думу.
Правительство
согласилось с тем, что не требуются какие-то дополнительные полномочия для
Правительства по самостоятельному внесению изменений в бюджет, без поправок в
закон о бюджете. Я думаю, что это решение абсолютно правильное, поскольку и
Правительство, и депутаты заинтересованы в том, чтобы важнейшие решения,
особенно в социальной сфере, принимались согласованно.
И парламент в этой
работе обязательно должен принимать участие.
Депутаты
высказали свою обеспокоенность по некоторым вопросам, касающимся социальной
политики. И я думаю, что Правительство прислушается к этой обеспокоенности и
учтёт при подготовке поправок к бюджету.
А.Макаров (председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам): Самое главное – это то, что состоялся
очень откровенный разговор, когда все аргументы высказывались свободно, очень
внимательно выслушивались всеми участниками и обсуждались здесь же, на
совещании.
Очень важно, что
определены безусловные приоритеты – это выполнение социальных обязательств. Социальные
приоритеты, безусловно, являются основными как в деятельности Правительства,
так и в деятельности парламента. Вот это абсолютно общая позиция, по которой сегодня
строилось обсуждение.
Одновременно мы
говорили о том, что таким же приоритетом является сохранение точек роста. В
этой связи мы все пришли к единой позиции, что бюджетная политика – это
важнейший инструмент выполнения антикризисной программы, поэтому работа над антикризисной
программой и работа над бюджетом должны идти как минимум параллельно.
Договорились ускорить
рассмотрение по целому ряду вопросов, который Государственная Дума уже
направила в Правительство как предложение по антикризисной программе. Тем более
целый ряд вопросов уже в рабочем порядке был согласован и даже сегодня
принимаются достаточно важные элементы этой программы, такие, скажем, как
дачная амнистия, вопросы кредитов, которые получают предприятия, с точки зрения их налогообложения, то есть эта
программа реально заработала.
В этой связи в ближайшее время нам предстоит
серьёзная работа над антикризисной программой с точки зрения её актуализации,
и, безусловно, здесь у нас единое понимание задач, которые предстоит решать. В
любом случае очень важно, что сегодня было принято решение, что бюджетные
полномочия парламента остаются незыблемыми, и Государственная Дума будет
рассматривать любые предложения в рамках изменения закона о бюджете. По
существу сегодня было принято решение отказаться от предложений предоставления
бюджетной росписью осуществлять изменения бюджета. Мне кажется, это очень
важное обстоятельство, которое позволяет выстроить всю совместную работу. Но
мы, безусловно, понимаем, что в этой ситуации и парламент, и Правительство по
существу разделяют ответственность за те результаты, которых ждут от нас люди.
Мне кажется, что это было главное, что было сегодня на совещание.
Вопрос:
Скажите, пожалуйста, о чём идёт речь: всё-таки насколько планируется сократить
расходы, дефицит, сколько из бюджетного фонда будет потрачено?
А.Силуанов:
Мы исходим в своих предложениях из тех задач, которые поставили Президент в
Послании и Правительство при утверждении антикризисного плана о необходимости
оптимизации расходов на 5% в реальном выражении. Вопрос о перераспределении
расходов внутри бюджета: какие приоритеты определить, куда более эффективно направить расходы. Вот это мы сегодня обсуждали с коллегами из
Государственной Думы, и целый ряд предложений, который был высказан, будет
учтён при подготовке поправок в закон о бюджете. Параметры мы ещё будем
обсуждать и до внесения, до определения Правительством Российской Федерации
основных характеристик бюджета. У нас будет ещё целый ряд консультаций с
депутатами Государственной Думы, с тем чтобы выработать единую позицию по этому
вопросу.
Вопрос: А сейчас какие разногласия?
А.Силуанов: Разногласий у нас пока нет. Мы
обменялись мнениями по параметрам и приоритетам бюджетной политики, будем
дальше вести работу.