Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Алексея Улюкаева
Стенограмма:
Д.Медведев: Мы собирались рассмотреть предложения
Минэкономразвития, касающиеся уточнения прогноза
социально-экономического развития на текущий
год. Тема сейчас не самая приятная, тем не менее нам необходимо определиться с
оценками базовых макроэкономических показателей и на этой основе подготовить
уточнённый вариант федерального бюджета – это важнее всего. До конца февраля он
должен быть внесён в Правительство, а в начале марта – уже в Государственную
Думу. Нужно ещё раз просчитать наши финансовые возможности, предусмотреть
необходимый запас прочности, с тем чтобы уменьшить влияние негативных внешних
факторов и обеспечить исполнение наших обязательств, прежде всего обязательств
социальных.
Участники совещания
-
Список участников совещания о прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год, 11 февраля 2015 года
Результаты сегодняшней работы
будем также учитывать при подготовке новой редакции Основных направлений
деятельности Правительства на период до 2018 года.
Экономические условия с момента составления
предыдущего прогноза сильно изменились. Прежде всего произошло значительное
снижение мировых цен на основные составляющие российского экспорта, остаётся
весьма ограниченным наш доступ к внешним заимствованиям, некоторые финансовые
рынки просто закрыты для нас. Это не могло не сказаться и на темпах роста экономики, и на потребительском
спросе, и на показателях инфляции, и на оттоке капитала.
Конечно, все эти факторы повлияли на доходы
федерального бюджета. Чтобы заместить недополученные доходы и выполнять
бюджетные обязательства, будут использованы средства Резервного фонда в размере
до 500 млрд рублей. Я вчера подписал такое распоряжение
Правительства.
Нам нужно скорректировать
прежние макроэкономические прогнозы, которые, напомню, делались осенью прошлого
года. Вариант прогноза подготовлен Министерством экономического развития, сегодня
министр доложит о нём более подробно. Прогноз разработан на базе ряда исходных
предположений, потому что это всегда предположения. Скажем, среднегодовая цена
на нефть сорта Urals в 2015 году предполагается в
районе 50 долларов за баррель, а газ – 222 доллара за 1 тыс. кубов.
Темпы роста мировой экономики
на уровне 3,5% – это, кстати, заметно ниже, чем среднегодовой темп последних 10
лет, даже в период кризиса 2008–2009 годов. И ещё одно предположение – о том,
что геополитическое напряжение вокруг нашей страны сохранится, а экономические
санкции в отношении России будут продолжать действовать. Так ли это или нет,
поживём – увидим, но мы, естественно, должны готовить консервативный прогноз
для того, чтобы потом у нас всё не разъехалось.
Своё мнение относительно
этого документа представил Минфин. Есть оценки других ведомств, есть иные
оценки. И у экспертов, у ряда из них, они более оптимистические, чем у
Минэкономразвития, у кого-то более жёсткие. Но в любом случае нам нужно
подготовить достаточно консервативный вариант, чтобы уточнённый бюджет был
максимально сбалансированным и в меньшей степени зависел от ценовых колебаний и
этих самых внешних шоков, о которых сегодня мы много говорим.
Разумеется, бюджет должен
учитывать работу Правительства по поддержке промышленности, банковской сферы,
по поддержке ипотеки (мы уже совещания такие проводили, я на этой неделе провёл совещание по промышленности, в
частности по одному из направлений), по социальной сфере в рамках плана тех
первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития экономики на текущий год,
которые я утвердил некоторое время назад.
Давайте проанализируем все предложения,
чтобы выйти на реалистичный вариант. Кроме того, нужно подумать о том, как мы
будем работать над среднесрочным прогнозом.
Приступим к обсуждению.
<…>
Стенограмма:
А.Улюкаев: Добрый день, уважаемые коллеги. Мы сейчас достаточно
подробно обсудили уточнённый прогноз социально-экономического развития на 2015
год. Хочу сразу сказать, основные его параметры были поддержаны участниками
совещания, и Председатель Правительства подвёл итог, сказав, что на основе
этого прогноза мы будем строить и уточнения параметров бюджета. Мы должны будем
войти в Государственную Думу с законопроектом об изменениях и дополнениях в
бюджет.
Я напомню эти основные параметры. Мы исходили из
того, что санкционный режим сохраняется и сохраняется примерно текущая
конъюнктура, даже более жёсткая конъюнктура сырьевых рынков – то есть цена
нефти 50 долларов за баррель, газа – 222 доллара за 1 тыс. кубометров. Хочу
сказать, что это гораздо консервативнее, чем практически все экспертные оценки,
примерно на 10 долларов за баррель ниже, чем консенсус-прогноз (он 60 с лишним
долларов за баррель на 2015 год). При этом мы выходим на то, что существенно
меняется соотношение экспорта и импорта – довольно сильное сокращение экспорта,
прежде всего за счёт стоимостных изменений по нефти и газу. При этом
сохраняется высокое положительное сальдо торгового баланса – порядка 137 млрд
долларов и текущего счёта – 56 млрд долларов, довольно высокий отток капитала,
связанный с невозможностью рефинансировать российским заёмщикам свои
задолженности на глобальных рынках капитала, – 115 млрд долларов. Это приводит
к довольно существенной инфляции, изменению курсовых соотношений. Индекс
потребительских цен 12,2% – декабрь к декабрю, 15,8% –
среднегодовой, что ведёт к снижению потребительского спроса,
снижению розничного товарооборота. Также предполагается довольно высокое
снижение инвестиционной активности, связанное как с удорожанием компонентов
инвестиционного спроса в связи с изменением курсовых соотношений, так и с
высокой степенью неопределённости, высокими ставками кредита для конечных
заёмщиков – минус 13,7% спад инвестиций. Единственным работающим источником
экономического роста в такой ситуации является чистый экспорт за счёт
импортозамещения и некоторого увеличения экспорта. Имеется в виду, что в физических
объёмах экспорт вырастет на 0,1%. В результате вклад чистого экспорта более 6%
(6,7% ВВП), который на две трети компенсирует спад, связанный со спадом
инвестиционной активности и потребительского спроса.
Вот эти основные параметры, которые были подтверждены.
Сейчас мы будем готовиться к тому, чтобы определить параметры бюджета на
основании этого прогноза. Видимо, в скором времени будет также совещание у
Председателя Правительства, на котором эти параметры будут обсуждаться.
Вопрос:
Агентство «Интерфакс». Министр
финансов уже предварительно оценивал,
что в новом прогнозе доходы бюджета могут снизиться на 2,6 трлн рублей.
Сегодня обсуждалось, насколько могут снизиться доходы бюджета по сравнению с
заложенными, и оценка Минэкономразвития какая?
А.Улюкаев:
По условиям прогноза доходы бюджета снизятся на 2 трлн 340 млрд рублей, в
основном за счёт нефтегазовых доходов (2,2 трлн примерно), и очень
небольшое изменение по ненефтегазовым. Сальдирующий результат – 2,34 трлн.
Вопрос: Насколько
расходы придётся сокращать?
А.Улюкаев:
Я не
уверен, что их вообще нужно сокращать, потому что изменение доходов может
означать либо сокращение расходов, либо увеличение дефицита. И то и другое
возможно.
Вопрос: А режим
санкций сколько продлится, по вашему прогнозу?
А.Улюкаев:
На всё
время действия прогноза (это прогноз на 2015 год) мы исходим из предположения,
что санкционный режим сохраняется в его нынешнем виде.
Вопрос: Весь
2015 год?
А.Улюкаев:
Весь
2015 год. Это прогноз на 2015 год, это не на трёхлетку, это только на 2015 год
прогноз.
Вопрос: До
какого уровня вы считаете разумным увеличивать дефицит?
А.Улюкаев:
Я
считаю, что мы должны исходить из существующего бюджетного правила, которое
определило параметры расходов. По нашему счёту, возникающий дефицит составляет
3,8% валового внутреннего продукта. С моей точки зрения, он может быть
полностью профинансирован за счёт резервных фондов.
Вопрос: Это по
этому прогнозу?
А.Улюкаев:
Параметры
прогноза приводят нас к величине бюджетного дефицита 3,8% ВВП.
Вопрос: На
сколько лет хватит резервного фонда при таком дефиците?
А.Улюкаев:
Всё
зависит от того, какое мы предположение возьмём о доходах бюджета в следующие
периоды. Бюджетное правило говорит нам о том, что мы к 2017 году выходим на
уровень отсечения 70 долларов за баррель. Это примерно соответствует
консенсус-прогнозу 2016 года. В 2017 году консенсус – 80 долларов за баррель. Это
означает, что мы выходим на бездефицитный бюджет, сохранив даже часть резервных
фондов.
Вопрос:
Как это соотносится с тем,
что Медведев (Председатель Правительства
РФ) подписал распоряжение: 500 млрд рублей из резервного фонда направить на
дефицит бюджета?
А.Улюкаев:
Мы
бюджетную конструкцию будем только обсуждать. Минфин будет готовить параметры
бюджета. Пока никаких решений, что на что будет направляться, нет. Исходя из
параметров прогноза, бюджетный дефицит может составить 3,8% ВВП – при том
объёме расходов, который у нас соответствует бюджетному правилу.
Вопрос:
Это прогноз исключительно Минэкономразвития?
А.Улюкаев:
Прогноз
делает исключительно Минэкономразвития, никто другой не делает прогнозы. Все
остальные могут делать сценарии, гипотезы, оценки. Прогноз делает только
Министерство экономического развития.
Вопрос:
Алексей Валентинович, вы поддерживаете позицию Минфина не индексировать
зарплаты бюджетникам и социальные выплаты?
А.Улюкаев:
Я не готов сейчас ответить однозначно на этот вопрос. Я считаю, что это
обсуждаемо. Мы должны это обсудить в рамках сравнения альтернатив: что мы
получаем при сокращении бюджетных расходов за счёт неиндексации (для 2015 года
это примерно 30 млрд рублей), что из этого следует для совокупного спроса, для
других обстоятельств.
Вопрос:
А когда вы сказали, что расходы не нужно снижать, по вашему мнению (ведь решение
о снижении расходов на 10% вроде бы уже принято), вы имеете в виду сверх…
А.Улюкаев:
Формально никакого решения о снижении расходов не принималось. Мы живём в
условиях закона о бюджете, принятого в декабре прошлого года. Просто не
доведены лимиты на 10% от бюджетных обязательств, что составляет в совокупности
897 млрд рублей – это не доведённые лимиты, по которым могут быть приняты разные
решения. Может быть принято решение о сокращении на эту сумму расходов бюджета,
а может быть принято решение о том, что эти лимиты будут впоследствии доведены.
Вопрос:
Можно вопрос
по антикризисному плану? Уже определён объём финансирования на I квартал? И не только бюджетное ассигнование,
но и другие источники? Остановились ли на цифре 22 по бюджетному ассигнованию
или будет больше?
А.Улюкаев: Дополнительные
расходы бюджета из антикризисного резерва – это пока 22 млрд рублей. Кроме
того, дополнительные расходы из Фонда национального благосостояния для
докапитализации ВТБ, который в свою очередь частично профинансирует за счёт
этих средств инвестиционную программу «Российских железных дорог», также
определены.
Вопрос:
Сколько?
А.Улюкаев: По-моему, 35 млрд, если не
ошибаюсь. А всё остальное – это внутренние перераспределения в рамках
государственных программ.
Вопрос:
Это на I квартал?
А.Улюкаев: Да,
это в I квартале, до изменения законов о бюджете.
Вопрос: А «Газпромбанк» не получит?
А.Улюкаев: Почему не получит? Я сказал, что вот сейчас принято
решение и по ВТБ. Это только частичное решение. Просто предполагается, что те
100 млрд рублей, которые уже для ВТБ внесены в капитал, должны быть направлены
на реализацию четырёх проектов в рамках инвестиционной программы «Российских железных
дорог». По одному из них, связанному с приобретением подвижного состава для «Российских
железных дорог», уже принято решение о начале этого финансирования. По всем
остальным... Пока средства, которые ВТБ получил, размещены в облигациях федерального
займа. По мере следующего решения они также будут как бы размораживаться и
переходить из облигаций федерального займа в облигации ОАО «РЖД».
Спасибо!