Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Министра энергетики Николая Шульгинова о ходе подготовки субъектов электроэнергетики к прохождению осенне-зимнего периода
Доклад Министра строительства и ЖКХ Ирэка Файзуллина о ходе подготовки предприятий ЖКХ к прохождению осенне-зимнего периода
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Прежде чем мы начнём
заседание Правительства, хотел бы поблагодарить Государственную Думу и Совет
Федерации, лично Вячеслава Викторовича Володина и Валентину Ивановну Матвиенко. Обе палаты парламента проделали очень большую работу по рассмотрению и принятию проекта трёхлетнего
федерального бюджета, который
внесло Правительство.
Важно, что нам вместе удалось обеспечить сбалансированность главного
финансового документа в условиях сохраняющихся внешних вызовов. Правительство в следующем году продолжит реализацию национальных проектов и государственных
программ для достижения целей, которые обозначены Президентом.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 23 ноября 2023 года
В основе наших планов – люди и улучшение качества их жизни. Это безусловный приоритет государства. Мы уже неоднократно
говорили об этом: все социальные
обязательства перед гражданами будут выполнены в полном объёме. В зоне особого
внимания – помощь семьям с детьми, вопросы развития медицины, образования.
Среди ключевых задач, которые предстоит
решить, укрепление нашей финансовой устойчивости
и технологического суверенитета,
а также строительство современной инфраструктуры,
в том числе для интеграции новых
регионов.
Теперь о принятом решении.
Правительство
в постоянном режиме отслеживает ситуацию в нашем агропромышленном комплексе, создавая
стабильные и привлекательные
условия для предпринимателей в этом секторе.
Как отмечал Президент,
достаточно высокое предложение зерна
на мировом рынке оказывает соответствующее давление на цены и влияет на дальнейшие планы наших сельхозпроизводителей. А значит,
надо продолжать их поддерживать
и развивать инфраструктуру хранения
зерна внутри страны.
Весной мы уже направили на эти
цели 10 млрд рублей в рамках субсидии на возмещение части затрат при
производстве и реализации зерновых, урожаи которых остаются достаточно высокими. Прошлый год был рекордным, а по итогам текущего – лишь немногим меньше, фактически
второй результат по объёмам – свыше
140 млн т.
Важно, чтобы наша помощь
была адресной и её в приоритетном порядке получили именно те
аграрии, чьи доходы ниже
среднероссийских, в том числе из‑за специфики климата, а также удалённости
субъектов от морских портов.
Для
этого подписанным постановлением Правительства корректируются подходы при определении размеров межбюджетных трансфертов. Мы
также уточняем порядок расчёта и соответствующие коэффициенты, что позволит поддержать больше сельхозпроизводителей, которые выращивают пшеницу и рожь, кукурузу
и ячмень, включая также агробизнес в Центральной России, Поволжье и Сибири.
С учётом новых правил планируем предоставить им дополнительные
средства, это ещё 10 млрд
рублей. Рассчитываем, что эти меры будут способствовать сохранению посевных площадей и наращиванию наших,
что очень важно, экспортных
мощностей. И также будут создаваться новые рабочие места на селе.
В сегодняшней повестке заседания Правительства ещё
один пункт затрагивает вопросы развития агропромышленного
комплекса сразу по двум
направлениям. В первую очередь Правительство уточняет и расширяет полномочия Министерства сельского хозяйства по семеноводству. О важности нашего суверенитета в этой сфере неоднократно
говорил Президент. Обеспеченность семенами отечественной селекции является одним из ключевых показателей Доктрины продовольственной безопасности. Мы
совсем недавно это обсуждали в рамках стратегической сессии.
Среди новых
обязанностей ведомства – утверждение перечня подкатегорий оригинальных семян
сельскохозяйственных растений, а также определение порядка испытаний сортов и гибридов, которые допущены для использования в отрасли. Чтобы выявить
хозяйственно полезные признаки и внести данные в соответствующий
государственный реестр, который ведёт Министерство сельского хозяйства.
Предусмотрена также
оценка посевных качеств семян и целый ряд иных мер, которые необходимы для
эффективного регулирования в данной области.
Дополнительные
полномочия также Минсельхоз получит для обеспечения работ по реконструкции и обновлению гидротехнических сооружений, которые применяются для мелиорации
земель. Это водонапорные башни, каналы для осушения или орошения полей и другие
технологии, другие объекты. Что в свою очередь способствует повышению
урожайности и вводу большего числа земельных участков в сельхозоборот.
Благодаря принятым
решениям министерство сможет ускорить заключение концессионных соглашений, в том числе за счёт сокращения сроков на администрирование такого процесса.
Ещё один вопрос.
Важная тема.
В России начался
очередной отопительный сезон. В нашей стране он длинный. Во многих регионах
дома уже снабжаются теплом, возрастает потребление электроэнергии.
Сегодня обсудим, как
предприятия жилищно-коммунального хозяйства и энергетики подготовились к этому
периоду, нужны ли дополнительные решения, чтобы пройти холодные месяцы без
срывов и существенных аварий. От слаженности действий, бесперебойной работы
всех профильных служб будет зависеть развитие многих отраслей нашей экономики.
И, что самое главное, качество жизни десятков миллионов наших людей.
В целом подготовка к отопительному циклу велась интенсивно. На предприятиях электроэнергетики были
накоплены достаточные запасы ресурсов – даже со значительным резервом в этом
году. По дизтопливу они превысили нормативы на 35%. По углю – и вовсе на 240%. Похожая
ситуация в котельных, которые вырабатывают тепло. Там запасы угля и жидкого
топлива выше норм на 30 и 20% соответственно.
Подробнее сегодня об этом доложат Министр энергетики Николай Григорьевич Шульгинов и Министр
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ирек Энварович Файзуллин.
Пожалуйста, Николай
Григорьевич, Вам слово.
Н.Шульгинов: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые
коллеги!
Особый режим
работы энергетиков на территории всей страны в период повышенной нагрузки начался с 1 ноября.
Метеорологическая зима в большинстве регионов уже наступила, а с ней – и усиление воздействия неблагоприятных погодных
условий, в первую очередь на электросетевой комплекс.
Например, недавний
масштабный циклон в Сибири – 19–20 ноября, в зоне действия которого оказалось шесть регионов. Ветровые нагрузки оказали
влияние на работу электросетевого комплекса. В работах по ликвидации аварий приняли участие более 2 тысяч человек
и 750 единиц специализированной техники.
Скорость и темпы ликвидации последствий нарушения
энергоснабжения во время этого циклона, а также организация межведомственного взаимодействия показали справедливость нашей оценки
готовности энергокомпаний к подобного рода
катаклизмам.
Несмотря на масштаб повреждений, все восстановительные работы уже завершены.
По итогам
подготовки к отопительному сезону выпущен приказ Минэнерго о выдаче паспортов
готовности субъектов энергетики.
Работе по выдаче паспортов готовности предшествовало проведение Министерством энергетики в каждом федеральном округе заседаний штабов
по безопасности энергоснабжения, на которых рассматривались все вопросы подготовки компаний регионов к отопительному
сезону. 15 ноября мы вместе с Минстроем провели
итоговое заседание Правительственной комиссии по безопасности электроснабжения.
Крупные и системообразующие компании подтвердили
готовность к отопительному сезону – это 97%
компаний. На текущий момент все генерирующие объекты обеспечены необходимыми
запасами топлива. Подземные газовые хранилища
тоже заполнены на целевой уровень, начат плановый
отбор газа. Гидроресурсы накоплены также в достаточном объёме.
Планы
ремонта объектов генерации и сети на текущий год
были сохранены в среднемноголетних объёмах. Объём финансовых средств был около 330 млрд рублей.
Сформирован
необходимый запас материалов, запасных частей и комплектующих
на случай нештатных ситуаций в предстоящий
осенне-зимний период.
Проведены
необходимые работы по подготовке и обучению персонала, по формированию дополнительных аварийных бригад.
Благодаря
введению по указу Президента временного под контролем государства управления на отдельных стратегических предприятиях
обеспечено выполнение мероприятий по подготовке к отопительному
сезону, а также надёжное функционирование генерирующих объектов. Я имею в виду
компании «Форвард Энерго» и «Юнипро»,
которые обеспечивают тепло- и электроснабжение
значительного числа потребителей.
При
прохождении осенне-зимнего периода на особом
контроле Минэнерго будут оставаться следующие вопросы. Выполнение обязательств
по срокам модернизации объектов тепловой генерации
Сибирской генерирующей компании и «РусГидро» на Дальнем Востоке.
Второе. Надёжность
энергоснабжения потребителей Чаун-Билибинского узла в Чукотском автономном округе – из‑за снижения выдачи мощности плавучей атомной
станции «Академик Ломоносов».
Особое
внимание будет уделяться безаварийной работе в осенне-зимний период генерирующего оборудования юго-восточной части
Объединённой энергосистемы Сибири.
Сохраняется
напряжённая ситуация, связанная с обеспечением надёжной работы электросетевого
комплекса в Республике Дагестан. Создан межведомственный федеральный штаб,
проводятся дополнительные мероприятия по стабилизации
функционирования распределительного сетевого комплекса.
Помимо
программы по подготовке к зиме в Дагестане начаты
работы по исполнению программы повышения надёжности
и объёмов финансирования – порядка 13 млрд рублей.
Готовность энергетической инфраструктуры в новых
субъектах обеспечивается компаниями федерального уровня,
которые выполняют ремонт и восстановление объектов генерации и магистральных
сетей. В новых регионах страны проведена вся
необходимая подготовка. Прохождение
осенне-зимнего периода будем держать на особом контроле.
Также
продолжается реализация первоочередных
мероприятий программы повышения надёжности распредсетей в отдельных регионах
страны, которая должна завершиться в течение трёх
лет. В трёхлетнем бюджете запланировано выделение
порядка 31 млрд рублей.
Остановлюсь на основных задачах на текущий осенне-зимний
период.
Первое – это
оперативное реагирование на возможные нештатные ситуации, массовые нарушения электроснабжения, обеспечение готовности бригад
аварийного запаса и организация межведомственного взаимодействия.
Второе. Необходимо
обеспечить надёжное энергоснабжение социально
значимых объектов и населения в период подготовки и проведения важных общественно-политических мероприятий.
В заключение:
считаю, что принятые субъектами электроэнергетики в рамках подготовки к осенне-зимнему периоду меры обеспечат
работу генерирующего и электросетевого оборудования
и персонала в зимних условиях. И, несмотря на сложные условия, будет обеспечена стабильная работа энергосистемы и энергоснабжения потребителей.
М.Мишустин: Спасибо, Николай Григорьевич.
Ирек
Энварович, пожалуйста, Вам слово.
М.Мишустин: Спасибо, Николай Григорьевич.
Ирек Энварович, пожалуйста, Вам слово.
И.Файзуллин: Спасибо, Михаил Владимирович.
Уважаемые
коллеги!
Благодаря
совместной работе федеральных, региональных и местных властей и оперативных штабов, ресурсоснабжающих и управляющих
организаций на сегодняшний день жилищно-коммунальное хозяйство и инфраструктура
подготовлены к зимнему сезону.
Отопительный
период штатно запущен во всех регионах. С завершением прошлого периода уже
летом начата реализация планов подготовки нынешнего
отопительного сезона. Приоритеты сформированы на основании анализа предшествующего сезона. На аварийных
участках выполнены упреждающие мероприятия.
На подготовку направлено более 250 млрд рублей за счёт
средств региональных бюджетов.
Наблюдается в этом году положительная динамика в получении паспортов готовности. Ростехнадзор оценил 3518 муниципальных
образований, из них паспорта получили 90,5%. Это
рекордное значение за последние пять отопительных
сезонов. Здесь надо отметить совместную работу федерального и региональных штабов.
По оставшимся замечаниям держим на контроле работу в муниципальных образованиях.
Системная
задача отрасли – это работа по снижению износа объектов.
Этот вопрос решаем в рамках комплексной синхронизации национального
проекта, инициативы Правительства «Инфраструктурное меню» и всех мер поддержки.
Видим
результаты по снижению количества аварийных
ситуаций: с сентября текущего года произошло 2379 аварий, что на 8,4% меньше прошлого года. Держится на контроле и устранение аварий в соответствующие
регламентные сроки, это не более шести часов.
На особом
контроле аварийные ситуации в ходе отопительного
сезона в четырёх новых регионах. В этом вопросе неоценимую
поддержку оказывают регионы-шефы, закреплённые за каждой административно-территориальной единицей.
Фактически с нуля сформированы 258 аварийно-восстановительных
бригад в составе 1478 специалистов. Система реагирования укомплектована
необходимой техникой и аварийным запасом.
Стоит
отметить, что в этом году подготовили почти в три раза больше сетей, чем в прошлом, – 11 713 км. План
выполняем с опережением.
По Запорожской области план выполнен на 99,9%, по Луганской – 99,7%, Донецкой – 98,8%.
Завершается
работа и в Херсонской области. На сегодня регион
готов на 97,3%. Отставание на начальных этапах
реализации было связано в Херсонской области с ликвидацией последствий
разрушения Каховской ГЭС. Сейчас идём в плане.
И в целом,
Михаил Владимирович, надо отметить, что держим
ситуацию на контроле. Все вопросы рассматриваются на еженедельных регулярных
совещаниях с регионами и в федеральном штабе.
Необходимые ресурсы находятся в состоянии готовности.
М.Мишустин: Спасибо.
Николай
Григорьевич, Ирек Энварович, коллеги, все
вопросы, связанные с прохождением отопительного сезона, надо держать на особом контроле, чем вы и занимаетесь, очень
аккуратно. У вас для этого есть все необходимые
инструменты.
В частности,
это созданная Правительством три года назад система мониторинга инцидентов и аварий, которая достаточно
эффективно себя показала. И надо, конечно, активнее взаимодействовать с регионами, для того чтобы понимать прогнозную
ситуацию, действовать на опережение, в случае
необходимости заменять оборудование. И что важно ещё –
добиваться сокращения задолженности потребителей перед
ресурсоснабжающими организациями.
1. О ходе подготовки предприятий
жилищно-коммунального хозяйства и субъектов электроэнергетики
к прохождению осенне-зимнего периода 2023–2024 годов
Решения
Правительства:
1. Принять к сведению доклады Министра энергетики
Российской Федерации Н.Г.Шульгинова и Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации И.Э.Файзуллина по данному
вопросу.
2. Минэнерго России (Н.Г.Шульгинову), Минстрою России
(И.Э.Файзуллину), Ростехнадзору (А.В.Трембицкому) совместно с исполнительными органами субъектов Российской
Федерации обеспечить контроль за прохождением субъектами электроэнергетики и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства осенне-зимнего периода 2023–2024 годов.
О результатах ежемесячно докладывать в Правительство Российской Федерации, итоговый доклад представить до 26 апреля
2024 года.
3. Рекомендовать исполнительным органам субъектов
Российской Федерации совместно с органами
местного самоуправления принять меры по:
обеспечению полной готовности субъектов
электроэнергетики и предприятий жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду 2023–2024 годов;
сокращению задолженности потребителей
перед ресурсоснабжающими организациями за потреблённые энергоресурсы и недопущению увеличения просроченной задолженности;
оснащению объектов, требующих
гарантированного электроснабжения, расположенных на территориях субъектов
Российской Федерации, автономными резервными источниками электроснабжения и необходимой спецтехникой для ликвидации последствий возможных нарушений
электроснабжения потребителей и обеспечению контроля за их исправностью;
обеспечению надёжной эксплуатации объектов
энергетики, жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства в осенне-зимний
период 2023–2024 годов.
Соответствующую информацию до 26 апреля
2024 года представить в Минстрой России и Минэнерго России.
2. О проекте федерального закона
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» (в части отображения в Едином государственном реестре
недвижимости сведений о наличии у членов семьи (бывших членов семьи)
собственника права пользования жилым помещением)
В целях урегулирования правового
положения членов семьи собственника жилого помещения и выработки
надлежащего правового механизма, обеспечивающего максимальную прозрачность
информации о правах всех третьих лиц на такое жилое помещение,
законопроектом предлагается отображать в Едином государственном реестре
недвижимости сведения о наличии у членов семьи (бывших членов семьи)
собственника права пользования указанным жилым помещением. Проект закона
разработан во исполнение постановления Конституционного Суда.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу
в установленном порядке.
3. О проекте поправок Правительства Российской Федерации
к проекту федерального закона №452648-8 «О внесении изменений
в статью 10526 части первой и статью 1761 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Проект поправок разработан в целях
учёта замечаний и предложений, высказанных при рассмотрении законопроекта
в Государственной Думе.
Решение Правительства:
Одобрить проект поправок Правительства Российской Федерации к проекту
федерального закона №452648-8 «О внесении изменений в статью 10526
части первой и статью 1761 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации» и направить их в Государственную Думу в установленном
порядке.
4. О проекте федерального закона
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» (в части обеспечения выполнения полётов воздушных судов МЧС
России без взимания платы за обслуживание полётов)
Разработка законопроекта продиктована
необходимостью приведения к единым нормам вопросов аэронавигационного
обслуживания, аэропортового и наземного обеспечения полётов авиации МЧС
России, предусмотренных для других федеральных органов исполнительной власти,
выполняющих задачи поддержания обороноспособности государства.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу
в установленном порядке.
5. О выделении МЧС России
в 2023 году из резервного фонда Правительства Российской
Федерации бюджетных ассигнований в целях предоставления иных межбюджетных
трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, обеспечивающих приём
граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства,
постоянно проживающих на территории Украины, а также
на территориях субъектов Российской Федерации, на которых введены
максимальный и средний уровни реагирования, вынужденно покинувших жилые
помещения
Проект распоряжения предусматривает
возмещение понесённых бюджетами субъектов Российской Федерации расходов
на размещение и питание находившихся в пунктах временного
размещения и питания граждан Российской Федерации, иностранных граждан
и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины,
а также на территориях субъектов Российской Федерации,
на которых введены максимальный и средний уровни реагирования
(введены Указом Президента Российской Федерации от 19 октября
2022 года №757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской
Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19
октября 2022 года №756».
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному
вопросу.
6. О внесении изменения
в постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня
2008 года №418 (в части внесения изменения в Положение
о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации)
Проект постановления уточняет полномочия
Минцифры России по принятию решения об установлении публичных
сервитутов в отношении земельных участков и (или) земель,
предусматривая возможность принятия такого решения в целях капитального
ремонта линий и сооружений связи, а также в целях размещения,
в том числе эксплуатации, линий и сооружений связи
на территориях двух и более субъектов Российской Федерации для
оказания услуг связи и их капитального ремонта, а также
реконструкции, капитального ремонта участков (частей) линий и сооружений
связи федерального значения, являющихся линейными объектами.
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному
вопросу.
7. О внесении изменений
в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Документом уточняются полномочия Минсельхоза России в области
семеноводства, а также устанавливаются полномочия выступать от имени
Российской Федерации в качестве концедента в соответствии
с Федеральным законом «О концессионных соглашениях».
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному
вопросу.
8. О выделении Министерству культуры
России из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных
ассигнований на оказание разовой финансовой помощи в форме субсидии
из федерального бюджета бюджету Тамбовской области в целях
софинансирования расходных обязательств Тамбовской области, возникающих при
реализации проекта реконструкции Концертного зала в Тамбове.
Выделение средств позволит обеспечить
завершение работ по реконструкции здания.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному
вопросу.
9. О выделении Минфину России
в 2023 году из резервного фонда Правительства Российской
Федерации бюджетных ассигнований для предоставления межбюджетного трансферта бюджету
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
на финансовое обеспечение в 2023 году выплаты ежемесячного
пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка,
установленного Федеральным законом от 19 мая 1995 года №81-ФЗ
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
Решение
Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства
Российской Федерации по данному вопросу.