1. Об
исполнении федерального бюджета за I квартал 2015 года
Исполнение
федерального бюджета за I квартал 2015 года обеспечило бюджетную сбалансированность в целях
сохранения макроэкономической стабильности, а также исполнение социальных
обязательств государства при высокой адресности предоставления социальной
помощи, услуг и льгот с учётом
основных приоритетов бюджетных расходов на среднесрочную перспективу.
2. О
проекте основных направлений налоговой политики на 2016 год и на плановый
период 2017 и 2018 годов
Принятие проекта
позволит создать базу для подготовки федеральными органами исполнительной
власти изменений в законодательство о налогах и сборах, а также определить ориентиры в налоговой
политике для экономических агентов.
3.О проекте основных направлений таможенно-тарифной
политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов
В 2016–2018 годах таможенно-тарифная
политика России главным образом будет реализовываться в рамках Евразийского
экономического союза (ЕАЭС). Проект основных направлений таможенно-тарифной
политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов повысит эффективность
мер для обеспечения устойчивого функционирования российской экономики и
экономик государств – членов
ЕАЭС с опорой на внутренние источники роста.
4. О
ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации Федеральной адресной
инвестиционной программы за I квартал 2015 года
Всего
в 2015 году реализуется 44 ФЦП и одна подпрограмма,
заключено 6084 государственных контракта на исполнение программных мероприятий.
По итогам
за I квартал 2015 года
реализация двух ФЦП и одной подпрограммы признана
высокоэффективной, 12 ФЦП – выше среднего уровня эффективности, 27 ФЦП – удовлетворительной,
две ФЦП –
неудовлетворительной.
В
2015 году в рамках ФАИП предусмотрено строительство (реконструкция, в том числе
с элементами реставрации, техническое перевооружение и приобретение) 1916
объектов (без учёта
гособоронзаказа), в том числе 1506 объектов программной части ФАИП и 410
объектов непрограммной части.
5. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц"»
Принятие законопроекта
будет способствовать расширению доступа малых и средних инновационных
предприятий к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным
участием.
Законопроект рассмотрен и одобрен 8 июня 2015 года на заседании Комиссии Правительства Российской
Федерации по законопроектной деятельности.
6.О проекте федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон "О
защите конкуренции"
и иные законодательные акты Российской Федерации»
Проектом
федерального закона предлагается исключить из Федерального закона «О защите конкуренции» возможность признания
доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определённого товара не превышает
35%, за исключением случаев коллективного доминирования, а также случаев, прямо
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Законопроект рассмотрен и одобрен 8 июня 2015 года на заседании Комиссии Правительства Российской
Федерации по законопроектной деятельности.
7.О представлении Президенту Российской Федерации для
внесения на ратификацию Договора о присоединении Киргизской
Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и
протоколов, связанных с присоединением Киргизской
Республики к Евразийскому экономическому союзу
Законопроектом
предлагается ратифицировать Договор о присоединении Киргизской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от
29 мая 2014 года, протоколы к Договору о присоединении, подписанные 8 мая 2015
года в Москве, Протокол о присоединении Республики Армения к подписанному 23
декабря 2014 года Договору о присоединении Киргизской
Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года,
подписанный 8 мая 2015 года в Москве.
Договор о
присоединении – базовый документ, определяющий договорённости сторон по
условиям присоединения Киргизской Республики к ЕАЭС. Протоколы станут
неотъемлемой частью Договора о присоединении и наряду с ним войдут в право
ЕАЭС, учреждённого Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014
года. Проекты этих документов одобрены постановлениями Правительства от 26
февраля 2015 года №169 и от 9 марта 2015 года №206.
Законопроект рассмотрен и одобрен 8 июня 2015 года на заседании Комиссии Правительства Российской
Федерации по законопроектной деятельности 8 июня 2015 года.
8. О
распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов
Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на
приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной
целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы
Подпрограммой
предусмотрено предоставление молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных
условий, социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в размере не
менее 30% расчётной стоимости жилья для
молодых семей, не имеющих детей, и не менее 35% –
для молодых семей, имеющих одного
ребёнка или более.
По
итогам проведённого
Минрегионом России конкурсного отбора в число участников подпрограммы на 2015
год включены 74 субъекта Российской Федерации.
В
рамках реализации подпрограммы в 2015 году с использованием средств
государственной поддержки смогут улучшить жилищные условия 18 910 молодых
семей.
9. О
распределении субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных
обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией
мероприятий по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского
(фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство
начинающим фермерам
Проектом распоряжения Правительства
предлагается утвердить распределение субсидий, предоставляемых в 2015 году из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на
софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации,
связанных с реализацией мероприятий по предоставлению грантов на создание и
развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на
бытовое обустройство начинающим фермерам, в объёме 3,2 млрд рублей.
Эффективность использования субсидий
ежегодно оценивается Минсельхозом России исходя из степени достижения
показателя результативности реализации мероприятия, определённого на основании
соответствия количества крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших
проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки,
в субъекте Российской Федерации значению показателя результативности реализации
мероприятия, определённому
в соглашении о предоставлении субсидий, заключённом Минсельхозом России с высшим исполнительным
органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
10. О
распределении субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных
обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части
процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и
реконструкцию объектов мясного скотоводства
Проектом
распоряжения предлагается утвердить распределение субсидий, предоставляемых в
2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на
софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации,
связанных с возмещением части процентной ставки по инвестиционным кредитам
(займам) на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства, в объёме 5,08 млрд рублей.
Эффективность
использования субсидий ежегодно оценивается Минсельхозом России исходя из
степени достижения следующих показателей результативности предоставления
субсидий, определённых
в соглашении, заключённом
Минсельхозом России с высшим исполнительным органом государственной власти
субъекта Российской Федерации, о предоставлении субсидий:
индекса
производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий;
объёма введённых мощностей на
животноводческих объектах, построенных (реконструированных и (или)
модернизированных) с государственной поддержкой.
11. О
распределении субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных
обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части
процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие
растениеводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического
обеспечения рынков продукции растениеводства
Проектом
распоряжения предлагается утвердить распределение субсидий, предоставляемых в
2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на
софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации,
связанных с возмещением части процентной ставки по инвестиционным кредитам
(займам) на развитие растениеводства, переработки и развитие инфраструктуры и
логистического обеспечения рынков продукции растениеводства, в объёме 11,6 млрд рублей.
Эффективность
использования субсидий ежегодно оценивается Минсельхозом России исходя из
степени достижения следующих показателей результативности предоставления
субсидий, определённых
в соглашении, заключённом
Минсельхозом России с высшим исполнительным органом государственной власти
субъекта Российской Федерации, о предоставлении субсидий:
индекса
производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий;
объёма введённых мощностей на
растениеводческих объектах, построенных (реконструированных и (или)
модернизированных) с государственной поддержкой.
12. О распределении субсидий, предоставляемых в
2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на
софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации,
связанных с реализацией мероприятий по предоставлению грантов на развитие
семейных животноводческих ферм
Проектом
распоряжения предлагается утвердить распределение субсидий, предоставляемых в
2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на
софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации,
связанных с реализацией мероприятий по предоставлению грантов на развитие
семейных животноводческих ферм, в объёме 3,08 млрд рублей.
Эффективность
использования субсидий ежегодно оценивается Минсельхозом России исходя из
соответствия количества построенных или реконструированных семейных животноводческих
ферм в субъекте Российской Федерации значению показателя результативности
реализации мероприятия, определённого
в соглашении о предоставлении субсидий, заключённом Минсельхозом России с высшим исполнительным
органом государственной власти.
Москва, 10 июня 2015 года
Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и
информации является изложением материалов, представленных федеральными органами
исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской
Федерации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Антона Силуанова об исполнении федерального бюджета за I квартал 2015 года
Стенограмма:
Д.Медведев:
Добрый день, коллеги! Несколько слов по
повестке дня. Сегодня у нас целый ряд
вопросов, связанных с бюджетом.
Первый вопрос – подведение итогов исполнения
бюджета за I квартал 2015 года. Несколько цифр назову. Доходы бюджета за три
месяца текущего года оказались примерно на 17%
больше прогнозной величины, расходы
увеличились на 4,7 процента. По данным
Минэкономразвития, валовый внутренний продукт снизился на 2,2% по сравнению с I кварталом прошлого года. В этот период
сбалансированность бюджета была полностью обеспечена, выполнена главная задача
– исполнение социальных обязательств, причём социальная помощь, услуги, льготы
предоставляются более адресно, чем в предыдущий период. Сокращается
государственный долг, его объём составляет чуть более 10 трлн рублей. В целом
несколько улучшилось качество исполнения бюджета: более 26% средств из
федерального бюджета уже перечислено по кассовому исполнению. Это лучше, чем в
предыдущие годы.
В
то же время хочу обратить внимание на качество исполнения госпрограмм. На их
реализацию зарезервированы большие деньги, но по итогам I квартала очевидно, что мероприятия по ряду
государственных программ почти не финансируются. Это касается программы по
развитию Калининградской области, по Дальнему Востоку, по Северо-Кавказскому
округу. Там есть своя специфика, тем не менее обращаю на это внимание всех
ответственных руководителей органов исполнительной власти и руководителей
Правительства.
Подготовка
отчёта по исполнению бюджета за I квартал должна
быть направлена в Федеральное Собрание, Счётную палату – об этом доложит
Министр финансов.
Обсудим
также несколько вопросов, которые касаются подготовки бюджета на 2016-й и два
последующих года. Я напомню, что вместе с проектом бюджета мы должны
представить в Государственную Думу ряд документов. Один из них – Основные
направления налоговой политики, другой – Основные направления
таможенно-тарифной политики. Мы их обсуждали в рабочем формате 6 мая, Министр
финансов представлял проект Основных направлений налоговой политики на парламентских
слушаниях в начале июня. Там был целый ряд вопросов, и министерство собиралось
некоторые из замечаний учесть при доработке. Проект также рассматривался на
площадке Открытого правительства.
Основные направления – это, по сути,
некие принципы поведения государства в налоговой сфере на ближайшие годы, ориентир нашим
предприятиям, которые заинтересованы в самом
главном - предсказуемости и последовательности того курса
налоговой политики, которого мы собираемся придерживаться.
В этом контексте хочу
отметить, что налоговая нагрузка на экономику не должна
увеличиваться. Это наш основной подход, который мы с вами выработали и который был утверждён и на уровне Президента, и на уровне Правительства.
Мораторий на принятие таких решений будет
действовать в этом году и следующие три года. Причём это касается как,
собственно, фискальной составляющей, так и
неналоговых сборов и платежей, по которым мы недавно (1 июня текущего года) проводили отдельное совещание.
В целом нам нужно продолжать аккуратно настраивать нашу налоговую систему,
делать её более современной, – касается ли это ухода от офшорных юрисдикций,
налогового манёвра в нефтяной отрасли, мер по
поддержке малого бизнеса и некоторых других инициатив.
Я напомню, что общая налоговая нагрузка в последние
годы оценивается примерно в 35% налоговых доходов к ВВП. Если убрать налоги, связанные с
нефтегазовым сектором, этот показатель
составит 23%. Вроде бы мы выглядим более или
менее конкурентоспособно в рамках требований, которые существуют в ОЭСР, но у многих наших партнёров по БРИКС, по
Евразийскому экономическому союзу этот
показатель ниже. Это нужно иметь в виду.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 11 июня 2015 года
Те аспекты, которые влияют на инвестиционный климат,
связаны с практикой налогового
администрирования. За последние годы здесь
тоже были улучшения, однако эту работу нужно продолжить, равно как и усиливать стимулирующие меры по
инвестиционной активности, особенно по
созданию импортозамещающих производств.
Есть целый ряд дискуссионных позиций, по которым мы точку не ставим, по которым
неоднократно были обращения ко всем властям. Они
связаны с функционированием так называемых консолидированных групп
налогоплательщиков. Тут у нас позиции регионов
разделяются в зависимости от того, где находится или, наоборот, не находится предприятие этой самой консолидированной
группы. Также с идеей введения налога на
финансовый результат для нефтегазовой промышленности,
– от идеи мы пока не отказались, разговор об
этом должен быть продолжен. Рассчитываю,
что мы в рамках дальнейших дискуссий окончательно определимся.
Следующий документ по бюджету – «Основные направления
таможенно-тарифной политики». Здесь специфика
в том, что значительная часть полномочий в этой сфере передана на наднациональный
уровень – уровень Евразийского экономического
союза. Мы должны вместе с партнёрами теперь
работать. Как и налоговая, таможенно-тарифная политика должна стимулировать
инвестиционную активность и поощрять создание
у нас высокотехнологичных производств, ориентированных
на импортозамещение, на импортонезависимость
даже по каким-то позициям. Естественно, что при этом сохраняются задачи сдерживания роста цен на внутреннем
рынке и обеспечения доходов бюджета от
внешнеэкономической деятельности.
Минувший год
по понятным причинам не был самым
благоприятным для внешней торговли, риски нужно также учитывать, тем не менее ряд позиций, по которым у нас есть обязательства
в рамках ВТО, мы продолжаем исполнять, в том
числе по доступу на российский рынок, по
уменьшению средневзвешенной ставки импортного тарифа,
в этом году она будет составлять 6,65%.
Экспортные пошлины по целому ряду сегментов также продолжают снижаться.
В связи с
присоединением к Евразийскому экономическому
союзу двух новых стран – Армении и Киргизии (они являются также членами ВТО)
потребуется гармонизировать наши тарифные
обязательства. Кроме того, ожидается в
настоящее время, уже скоро, присоединение к ВТО Казахстана, что также потребует дополнительного анализа и
настройки таможенного администрирования, с тем чтобы исключить серые схемы
поставок товаров из третьих стран на объединённый
рынок Евразийского экономического союза.
Ещё одна
тема – исполнение федеральных целевых программ и адресной инвестпрограммы за первые три месяца.
На сегодняшний день
утверждено 44 ФЦП и одна подпрограмма по наиболее важным для нашей страны
направлениям. Объём финансирования федеральных
целевых программ на этот год – более триллиона
рублей, 1 трлн 138 млрд. Понятно, что использование денег должно быть под строжайшим контролем. Особенно это важно, когда мы вынуждены пересматривать бюджетные расходы
из-за понятных обстоятельств, у нас просто денег не хватает на всё. Это, естественно, затрагивает и ФЦП.
С учётом
бюджетных ограничений нужно определиться, где
можно сэкономить, какие проекты можно отложить
или пролонгировать, а по каким нужно выделять деньги в полном объёме, чтобы они
просто не умерли. Такой анализ должен быть
проведён по всем государственным программам. Рассчитываю, что все необходимые
корректировки ФЦП и ФАИП будут в ближайшее
время завершены.
По итогам I квартала треть программ осуществляется в достаточной мере эффективно. Большинство программ в общем и
целом также в удовлетворительном состоянии.
Есть ряд программ, результаты по которым признаны неудовлетворительными, – это программы Минсельхоза и
Минстроя, вы знаете, о чём я говорю. Нужно
принять меры по их приведению в чувство и доложить в срок
до 1 августа.
Хуже, чем в
прошлом году, кассовое исполнение расходов по ФЦП, по большинству программ есть серьёзное опоздание с
заключением контрактов – в общем, это традиционная
ситуация для I квартала. Этот год тоже не исключение. Нужно как можно быстрее
наверстать упущенное. Госзаказчики должны
обратить на это особое внимание, а в рамках
контрольных процедур нужно всё это отслеживать
и ускорить принятие всех необходимых актов и
оформление контрактов.
По ФАИП в
течение этого года в рамках адресной программы
из федерального бюджета должно быть выделено свыше 1,112
трлн рублей,
построено почти 2 тыс. разных объектов. На
сегодняшний день в работе около 10% этих
средств. Это означает, что по целому ряду объектов работа даже не начиналась. Это положение, к сожалению, опять достаточно
обычное. Оно даже лучше, чем в прошлом году,
но всё равно недопустимо. Это означает, что органы управления не научились в должной мере работать по этим
программам. Есть, конечно, и объективные сложности,
но в большинстве случаев эти процессы могли бы быть ускорены. Рассчитываю, что будут внесены предложения по этому поводу.
Мы
рассмотрим также пару законопроектов по
поддержке малого бизнеса. Первый касается возможности
доступа малых и средних предприятий к закупкам и развития
конкуренции в этой сфере. А второй
законопроект посвящён снижению избыточного антимонопольного контроля за малым бизнесом.
Сегодня
также мы распределим целый ряд субсидий.
Первый вопрос – исполнение федерального бюджета за I квартал 2015 года и примыкающий к
нему вопрос об основных направлениях налоговой политики.
Пожалуйста,
Антон Германович Силуанов.
А.Силуанов: Уважаемый
Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Федеральный
бюджет в I квартале исполнялся в изменившихся внешних условиях
и в условиях снижения темпов экономического роста. В
I квартале бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2% ВВП, что обусловлено снижением поступлений доходов
на 1,7 процентного пункта ВВП относительно
аналогичного периода прошлого года.
Прежде всего снизились нефтегазовые доходы на 15,4%, а ненефтегазовые доходы выросли на 11,7%. Хотелось бы отметить, что в целом доходы
федерального бюджета за I квартал составили 21,1% ВВП, что ниже, чем такие же показатели за предшествующие
периоды, за период 10 и даже более лет.
Связано это, безусловно, со снижением нефтегазовых
доходов. Если посмотреть по отношению поступивших
доходов I квартала 2015 года к I кварталу 2014 года, то
доходы снизились в номинальном выражении на 2,4%, а за пять месяцев такое снижение составило уже 8,9%, что
обусловлено тем, что I квартал база налоговая
формировалась ещё во многом по итогам макроэкономических
показателей за IV квартал прошлого года.
Расходы федерального
бюджета по сравнению с I кварталом
прошлого года выросли на 3,7 процентного
пункта валового внутреннего продукта и
увеличились на 784 млрд рублей по сравнению с прошлым годом, что вызвано в первую очередь значительным объёмом
авансирования расходов, в первую очередь в
силовых ведомствах.
В I квартале
текущего года кассовое исполнение расходов составило 26,7% плановых назначений при среднем уровне за
последние годы примерно 20%. Это, ещё раз
повторю, связано с высоким уровнем
авансирования – перечислено порядка 1 трлн рублей авансов за товары, работы и услуги. Основной прирост авансов обеспечен за счёт авансирования Министерства обороны,
и мы договорились с Министерством обороны о
том, что в марте-апреле согласовали и установили лимиты на прирост расходов, и эти лимиты были соблюдены и исполнялись.
Значительные авансовые перечисления привели к росту
остатков средств на счетах федеральных
бюджетных и автономных учреждений. По состоянию на 1 апреля их объём составил 357,2 млрд рублей и увеличился по сравнению с данными на начало года на 118
млрд рублей. Часть средств федеральных
автономных учреждений находится на счетах, открытых
в кредитных организациях, – их объём составлял от 30 млрд до 40 млрд рублей в зависимости
от времени – первый, второй и третий месяцы квартала.
Кроме того,
необходимо отметить рост остатков на счетах,
открытых получателями средств федерального бюджета в кредитных организациях. По состоянию на 1 апреля объём таких остатков
составлял 132,1 млрд рублей. И здесь
справедливо надо заметить, что Счётная палата нам указывает на то, что эти остатки могут являться одним
из источников ресурсного обеспечения
финансирования расходов, эти остатки переходят из года в год и не только не уменьшаются, но, наоборот, нарастают
каждый год.
Поэтому мы
считаем, что действительно их надо рассмотреть
при формировании бюджета на следующий год в качестве возможного источника ресурсного обеспечения последующих бюджетов.
В этой связи
я хотел бы обратиться к главным распорядителям бюджетных средств: осуществлять перечисление средств подведомственным учреждениям на банковские счета и
вообще перечисление исходя из потребности в
этих средствах, минимизировав необоснованные
авансовые перечисления. Это же относится и к перечислению субсидий регионам.
Остаток целевых средств на счетах
бюджетов регионов за I квартал увеличился на
61,6 млрд рублей, или на 64%, и составил
157 млрд рублей, то есть мы уже в I квартале значительный объём
средств бюджета проавансировали, направили
получателям. Вопрос в эффекте, эффективности использования этих средств, своевременности
использования, чтобы они дошли до экономики, а не оставались на счетах Казначейства или на депозитах в
коммерческих банках.
Источники финансирования дефицита бюджета. Дефицит
бюджета составил 691,9 млрд рублей. Основными
источниками для финансирования дефицита бюджета – притом что чистый объём заимствований был отрицательный, то есть мы
гасили наших обязательств больше, чем привлекали
ресурсов с рынка, – явились у нас остатки средств
бюджетных учреждений и государственных бюджетных фондов, то есть мы использовали
эти средства для финансирования дефицита
федерального бюджета, а также использовали средства резервного фонда в размере 500 млрд рублей. Такое право у нас предусмотрено по закону.
Резервный
фонд и Фонд национального благосостояния.
Общий объём суверенных фондов на 1 июня
составил более 8 трлн рублей, или 10,8% валового
внутреннего продукта. В феврале – марте мы активно размещали средства ФНБ в ценные бумаги, связанные с реализацией
инфраструктурных проектов, были проинвестированы
такие проекты, как «Ямал-СПГ» (75 млрд рублей);
были приобретены на 50 млрд рублей привилегированные акции ОАО «РЖД» в целях финансирования проектов
модернизации железнодорожной инфраструктуры
БАМа, Транссиба; на 57,5 млрд рублей были вложены средства в акции «Атомэнергопрома» в целях
финансирования проекта сооружения АЭС «Ханхикиви» в Финляндии. Кроме того, в марте – апреле средства ФНБ в сумме 64,4 млрд рублей
размещены в депозиты ВТБ и Газпромбанка.
Исполнение бюджетов регионов. Региональные бюджеты за I квартал по доходам выросли на 11,3% от уровня 2014 года, рост наблюдался в 68 регионах, в 15 регионах было отмечено снижение.
Основные
источники роста доходов – это налог на прибыль
и налог на доходы физических лиц, которые увеличились соответственно на 8,4 и 3,8%, расходы выросли на 3,9% по сравнению с уровнем аналогичного периода прошлого года.
В результате
мы видим профицит бюджетов – 242 млрд рублей,
с профицитом исполнено 55 бюджетов регионов. В
принципе это начало года, и основные расходы
бюджетов субъекты Российской Федерации осуществляют в IV квартале. Несмотря на то что доходы растут пока в рамках наших плановых показателей, тем не менее
нужно по-прежнему осуществлять мониторинг
исполнения бюджетов. И мы осуществляем
мониторинг и дефицитов бюджетов субъектов Российской
Федерации, с тем чтобы они не увеличивали и так значительный объём долга. Объём долга за период I квартала практически не
изменился по сравнению с началом года,
увеличился всего на 1% и составил на 1 апреля
2,116 трлн рублей.
Структура долга свидетельствует о том, что в структуре
долга растёт доля бюджетных кредитов, то есть
мы больше стали кредитовать из бюджета, и снижается доля коммерческой
задолженности.
Доля бюджетных кредитов увеличилась на 13% за период с начала года, за I квартал, а доля коммерческой
задолженности сократилась на 6% и составила 839 млрд рублей. Доля бюджетной задолженности,
бюджетных кредитов составила 734 млрд рублей.
О наших подходах. Мы
продолжим рефинансирование дорогой, коммерческой задолженности бюджетов
регионов, исходя из тех соглашений, которые мы заключили с субъектами Российской Федерации.
Какой вывод
по итогам I квартала? В целом наши прогнозы,
которые мы делали при подготовке поправок в бюджет
текущего года, оправдываются. Общий объём снижения
доходов бюджета в текущем году составит от 2 трлн до 2,5 трлн рублей. Нам необходимо в этой связи
осуществлять очень жёсткий режим экономии при
исполнении бюджета текущего года.
Если мы
получим дополнительные доходы за счёт лучшей
конъюнктуры, то эти доходы нужно направлять на снижение объёма заимствований из резервного фонда, с тем чтобы сохранить
резервы на последующую трёхлетку, а всю экономию, которая может быть получена по итогам текущего года,
также направлять либо на сокращение заимствований
из резервов, либо на перераспределение на первоочередные мероприятия, которые необходимы к финансированию или реагированию на текущую
ситуацию.
Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо.
Пожалуйста, коллеги,
какие будут соображения по исполнению бюджета за I квартал?
Есть комментарии? Нет?
Хорошо, тогда отчёт утверждаем и переходим ко второму вопросу.
<…>
1. Об исполнении федерального бюджета за I квартал 2015 года
Исполнение федерального бюджета за I квартал 2015 года
обеспечило бюджетную сбалансированность в целях сохранения макроэкономической
стабильности, а также исполнение социальных обязательств государства при
высокой адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот с учётом
основных приоритетов бюджетных расходов на среднесрочную перспективу.
Решения Правительства:
1. Принять
к сведению доклад Министра финансов Российской Федерации А.Г.Силуанова по
данному вопросу.
2. Утвердить
отчёт об исполнении федерального бюджета за I квартал 2015 года и направить его в
Государственную Думу, Совет Федерации и Счётную палату Российской Федерации.
2. О проекте основных направлений налоговой политики на 2016
год и на плановый период 2017 и 2018 годов
Принятие проекта позволит создать базу для подготовки
федеральными органами исполнительной власти изменений в законодательство о
налогах и сборах, а также определить ориентиры в налоговой политике для
экономических агентов.
Решения Правительства:
1. Одобрить
в основном проект основных направлений налоговой политики на 2016 год и на
плановый период 2017 и 2018 годов.
2. Минфину
России (А.Г.Силуанову) доработать с учётом состоявшегося обсуждения и данных на
заседании указаний проект основных направлений налоговой политики на 2016 год и
на плановый период 2017 и 2018 годов, предусмотрев, в частности:
исключение положения об
изменении администраторов страховых взносов в государственные внебюджетные
фонды;
уточнение и детализацию
положений, касающихся обязательных платежей неналогового характера, в целом
имея в виду отказ от их увеличения.
3. Минфину
России (А.Г.Силуанову) с участием Минэнерго России при доработке проекта
основных направлений налоговой политики на 2016 год и на плановый период 2017 и
2018 годов дополнительно рассмотреть вопрос о необходимости отражения в
указанном проекте вопросов изменения цен (тарифов) на электрическую и тепловую
энергию в связи с отменой отдельных льгот по налогу на имущество организаций.
4. Минфину
России (А.Г.Силуанову) в 2-недельный срок представить в Правительство
Российской Федерации доработанный проект основных направлений налоговой
политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
3. О проекте основных направлений таможенно-тарифной политики на
2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов
В 2016–2018 годах таможенно-тарифная политика России главным
образом будет реализовываться в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2016 год и плановый
период 2017 и 2018 годов повысит эффективность мер для обеспечения устойчивого
функционирования российской экономики и экономик государств – членов ЕАЭС с
опорой на внутренние источники роста.
Решение Правительства:
Одобрить проект основных
направлений таможенно-тарифной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и
2018 годов.
4. О ходе выполнения федеральных целевых программ и
реализации Федеральной адресной инвестиционной программы за I квартал 2015 года
Всего в 2015 году реализуется 44 ФЦП и одна подпрограмма,
заключено 6084 государственных контракта на исполнение программных мероприятий.
По итогам за I квартал 2015 года реализация двух ФЦП и одной
подпрограммы признана высокоэффективной, 12 ФЦП – выше среднего уровня
эффективности, 27 ФЦП – удовлетворительной, две ФЦП – неудовлетворительной.
В 2015 году в рамках ФАИП предусмотрено строительство
(реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение
и приобретение) 1916 объектов (без учёта гособоронзаказа), в том числе 1506
объектов программной части ФАИП и 410 объектов непрограммной части.
Решения Правительства:
1. Принять
к сведению доклад Министра экономического развития Российской Федерации
А.В.Улюкаева по данному вопросу.
2. Отметить
низкую эффективность реализации в I квартале 2015 года федеральных целевых
программ «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период
до 2020 года» и «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем
жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009–2018
годы».
Минсельхозу России
(А.Н.Ткачёву) и Минстрою России (М.А.Меню) принять исчерпывающие меры по
обеспечению реализации в 2015 году указанных программ соответственно и до 1
августа 2015 года доложить в Правительство Российской Федерации.
3. Минстрою
России (М.А.Меню), МЧС России (В.А.Пучкову), Минобрнауки России (Д.В.Ливанову),
Минпромторгу России (Д.В.Мантурову), Минкультуры России (В.Р.Мединскому),
Минвостокразвития России (А. С.Галушке), Минкавказу России (Л.В.Кузнецову),
Минсельхозу России (А.Н.Ткачёву), Минспорту России (В.Л.Мутко), Ростуризму (О.П.Сафонову), Роскосмосу
(И.А.Комарову) и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
(С.В.Кириенко) обеспечить во II квартале 2015 года привлечение средств бюджетов
субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников для
финансирования мероприятий соответствующих федеральных целевых программ в
объёме, необходимом для устранения допущенного отставания их реализации.
О результатах проделанной
работы доложить в Правительство Российской Федерации.
4. Минэкономразвития
России (А.В.Улюкаеву), Минфину России (А.Г.Силуанову), государственным
заказчикам (государственным заказчикам-координаторам) федеральных целевых
программ, государственным заказчикам строек и объектов федеральной адресной
инвестиционной программы с участием коллегии Военно-промышленной комиссии
Российской Федерации завершить работу по уточнению параметров указанных
программ в соответствии с объемами их бюджетного финансирования.
Минэкономразвития России
(А.В.Улюкаеву) об итогах проделанной работы доложить в Правительство Российской
Федерации.
5. Минфину
России (А.Г.Силуанову), Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву) представить в
Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о
внесении изменений в бюджетное законодательство, предусматривающих:
совершенствование порядка
предоставления субсидий государственным корпорациям и государственной компании,
в том числе на осуществление капитальных вложений в объекты капитального
строительства, а также бюджетных инвестиций акционерным обществам в целях
усиления контроля за расходованием бюджетных средств;
возможность внесения изменений
в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в связи с внесением изменений
в федеральные целевые программы без внесения соответствующих изменений в
федеральный закон о федеральном бюджете.
5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в
Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц"»
Принятие законопроекта будет способствовать расширению доступа
малых и средних инновационных предприятий к закупкам инфраструктурных монополий
и компаний с государственным участием.
Законопроект рассмотрен и одобрен 8 июня 2015 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решения Правительства:
1. Принять
к сведению информацию Министра экономического развития Российской Федерации
А.В.Улюкаева по данному вопросу.
2. Министру
экономического развития Российской Федерации А.В.Улюкаеву о имеющихся
разногласиях по данному законопроекту доложить на совещании в Правительстве
Российской Федерации.
3. Рассмотреть
указанный законопроект на очередном заседании Правительства Российской
Федерации.
6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в
Федеральный закон "О защите конкуренции" и иные законодательные акты
Российской Федерации»
Проектом федерального закона предлагается исключить из
Федерального закона «О защите конкуренции» возможность признания доминирующего
положения хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определённого товара
не превышает 35%, за исключением случаев коллективного доминирования, а также
случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Законопроект рассмотрен и одобрен 8 июня 2015 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального
закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"» и иные
законодательные акты Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу
в установленном порядке.
7. О представлении Президенту Российской Федерации для внесения на
ратификацию Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о
Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и протоколов, связанных с
присоединением Кыргызской Республики к Евразийскому экономическому союзу
Законопроектом предлагается ратифицировать Договор о
присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом
союзе от 29 мая 2014 года, протоколы к Договору о присоединении, подписанные 8
мая 2015 года в Москве, Протокол о присоединении Республики Армения к
подписанному 23 декабря 2014 года Договору о присоединении Кыргызской
Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года,
подписанный 8 мая 2015 года в Москве.
Договор о присоединении – базовый документ, определяющий
договорённости сторон по условиям присоединения Кыргызской Республики к ЕАЭС. Протоколы
станут неотъемлемой частью Договора о присоединении и наряду с ним войдут в
право ЕАЭС, учреждённого Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая
2014 года. Проекты этих документов одобрены постановлениями Правительства от 26
февраля 2015 года №169 и от 9 марта 2015 года №206.
Законопроект рассмотрен и одобрен 8 июня 2015 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности 8 июня 2015 года.
Решение Правительства:
Принять проект постановления
Правительства Российской Федерации «О представлении Президенту Российской
Федерации для внесения на ратификацию Договора о присоединении Кыргызской
Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года,
Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от
29 мая 2014 года и отдельные международные договоры, входящие в право
Евразийского экономического союза, в связи с присоединением Кыргызской Республики
к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола об
условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора
о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных
договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов
Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской
Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и
Протокола о присоединении Республики Армения к подписанному 23 декабря 2014
года Договору о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском
экономическом союзе от 29 мая 2014 года».
8. О распределении в 2015 году субсидий из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных
обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат
молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы
«Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на
2011–2015 годы
Подпрограммой предусмотрено предоставление молодым семьям,
нуждающимся в улучшении жилищных условий, социальных выплат на приобретение
(строительство) жилья в размере не менее 30% расчётной стоимости жилья для
молодых семей, не имеющих детей, и не менее 35% – для молодых семей, имеющих
одного ребёнка или более.
По итогам проведённого Минрегионом России конкурсного отбора в
число участников подпрограммы на 2015 год включены 74 субъекта Российской
Федерации.
В рамках реализации подпрограммы в 2015 году с использованием
средств государственной поддержки смогут улучшить жилищные условия 18 910
молодых семей.
Решения Правительства:
1. Принять
проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу,
доработав его в части корректировки размера субсидии из федерального бюджета,
выделяемой Магаданской области.
2. Минстрою
России (М.А.Меню) с участием заинтересованных органов исполнительной власти в
3-дневный срок представить в Правительство Российской Федерации указанный проект
распоряжения для последующего подписания в установленном порядке.
9. О распределении субсидий, предоставляемых в 2015 году из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на
софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации,
связанных с реализацией мероприятий по предоставлению грантов на создание и
развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на
бытовое обустройство начинающим фермерам
Проектом распоряжения Правительства предлагается утвердить
распределение субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных
обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией
мероприятий по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского
(фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство
начинающим фермерам, в объёме 3,2 млрд рублей.
Эффективность использования субсидий ежегодно оценивается
Минсельхозом России исходя из степени достижения показателя результативности
реализации мероприятия, определённого на основании соответствия количества
крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты создания и развития
своих хозяйств с помощью государственной поддержки, в субъекте Российской
Федерации значению показателя результативности реализации мероприятия,
определённому в соглашении о предоставлении субсидий, заключённом Минсельхозом
России с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта
Российской Федерации.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
10. О распределении субсидий, предоставляемых в 2015 году из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на
софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации,
связанных с возмещением части процентной ставки по инвестиционным кредитам
(займам) на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства
Проектом распоряжения предлагается утвердить распределение субсидий,
предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов
Российской Федерации, связанных с возмещением части процентной ставки по
инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов
мясного скотоводства, в объёме 5,08 млрд рублей.
Эффективность использования субсидий ежегодно оценивается
Минсельхозом России исходя из степени достижения следующих показателей
результативности предоставления субсидий, определённых в соглашении,
заключённом Минсельхозом России с высшим исполнительным органом государственной
власти субъекта Российской Федерации, о предоставлении субсидий:
индекса производства продукции животноводства в хозяйствах всех
категорий;
объёма введённых мощностей на животноводческих объектах,
построенных (реконструированных и (или) модернизированных) с государственной
поддержкой.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
11. О распределении субсидий, предоставляемых в 2015 году из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на
софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации,
связанных с возмещением части процентной ставки по инвестиционным кредитам
(займам) на развитие растениеводства, переработки и развитие инфраструктуры и
логистического обеспечения рынков продукции растениеводства
Проектом распоряжения предлагается утвердить распределение
субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств
субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части процентной ставки
по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и
развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции
растениеводства, в объёме 11,6 млрд рублей.
Эффективность использования субсидий ежегодно оценивается
Минсельхозом России исходя из степени достижения следующих показателей результативности
предоставления субсидий, определённых в соглашении, заключённом Минсельхозом
России с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта
Российской Федерации, о предоставлении субсидий:
индекса производства продукции растениеводства в хозяйствах всех
категорий;
объёма введённых мощностей на растениеводческих объектах,
построенных (реконструированных и (или) модернизированных) с государственной
поддержкой.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
12. О распределении субсидий, предоставляемых в 2015 году из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на
софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации,
связанных с реализацией мероприятий по предоставлению грантов на развитие
семейных животноводческих ферм
Проектом распоряжения предлагается утвердить распределение
субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств
субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по
предоставлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм, в объёме
3,08 млрд рублей.
Эффективность использования субсидий ежегодно оценивается
Минсельхозом России исходя из соответствия количества построенных или
реконструированных семейных животноводческих ферм в субъекте Российской
Федерации значению показателя результативности реализации мероприятия,
определённого в соглашении о предоставлении субсидий, заключённом Минсельхозом
России с высшим исполнительным органом государственной власти.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации
по данному вопросу.