На заседании будут рассматриваться следующие вопросы:
1. О кодексе корпоративного управления
Проект Кодекса разработан взамен Кодекса корпоративного поведения, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 28 января 2001 года.
Проект Кодекса учитывает изменения законодательства, произошедшие за период с момента одобрения Кодекса корпоративного поведения, отражает выработанные за этот период наилучшие практики и подходы к разрешению корпоративных проблем, учитывает накопленную практику применения корпоративного законодательства и Кодекса корпоративного поведения.
2. О мерах по организации и обеспечению проведения в 2014 году сезонных полевых работ
Сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2014 году предстоит провести сев яровых культур на площади около 53 млн га, в том числе яровых зерновых и зернобобовых культур – на площади 31,8 млн га.
Под урожай 2014 года посеяно 14,69 млн га озимых зерновых культур, в том числе пшеницы – 11,97 млн га, ржи – 2,04 млн га, ячменя – 438 тыс. га, тритикале – 233 тыс. га. Кроме того, посеяно 248 тыс. га озимого рапса.
Вся посевная площадь сельскохозяйственных культур в 2014 году прогнозируется на уровне 78,6 млн га.
По оценке Минсельхоза, при ожидаемом в 2014 году производстве зерна в Российской Федерации на уровне 95 млн т внутреннее потребление составит 69,9 млн т.
Потребность в семенах яровых зерновых и зернобобовых культур к весеннему севу 2014 года составляет около 6 083 тыс. т. По состоянию на 30 января 2014 года в наличии имеется 5 834 тыс. т семян. Обеспеченность семенами составляет 95,9%.
Кондиционные семена в общем объёме составляют 73,1%. К началу весеннего сева сельхозпредприятия будут обеспечены семенами яровых культур в полном объёме.
В текущем году сельскохозяйственными товаропроизводителями планируется внести 2,55 млн т действующего вещества минеральных удобрений, в том числе 1,76 млн т д.в. – при проведении весенних полевых работ.
Для проведения сезонных полевых работ по состоянию на начало года в наличии у сельскохозяйственных товаропроизводителей имеется: 471,7 тыс. тракторов, 218,6 тыс. сеялок, 137,7 тыс. плугов и 174.8 тыс. культиваторов.
Готовность техники составляет: тракторы – 80,9%, сеялки – 76,7%, плуги – 83,6%, культиваторы – 79,7%.
По информации Минсельхоза, потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей в горюче-смазочных материалах в первом полугодии текущего года составит 2 126,3 тыс. т дизельного топлива и 411,7 тыс. т автобензина.
3. О результатах проведения мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования
Проведение мониторинга направлено на формирование сбалансированной сети образовательных организаций, ориентированных на удовлетворение потребности работодателей в квалифицированных кадрах и развитие научно-технологического потенциала российских регионов.
Показатели, пороговые значения и критерии, на основе которых проводилась оценка эффективности организаций, приняты решением Межведомственной комиссии по проведению мониторинга деятельности образовательных организаций.
В мониторинге 2012 года приняли участие 502 государственных вуза и 930 филиалов, из которых 29 вузов и 257 филиалов признаны неэффективными и нуждающимися в реорганизации, 71 вуз и 133 филиала признаны нуждающимися в оптимизации деятельности.
Кроме того, поскольку показатели мониторинга не учитывали особенности реализуемых образовательных программ, была выделена группа организаций с признаками неэффективности, имеющих специфику деятельности, к числу которых отнесены 36 вузов и 58 филиалов. В эту группу включены образовательные организации, реализующие образовательные программы творческой направленности, в сфере физической культуры и спорта, а также находящиеся на момент проведения мониторинга в стадии реорганизации.
В мониторинге 2013 года приняли участие федеральные, региональные, муниципальные, а также негосударственные образовательные организации (всего 934 вуза и 1478 филиалов). По итогам мониторинга признаны нуждающимися в оптимизации деятельности 31 вуз и 15 филиалов (в том числе 7 негосударственных вузов), неэффективными и нуждающимися в реорганизации – 135 вузов и 244 филиала (в том числе 127 негосударственных вузов и 177 филиалов).
В целях обеспечения учёта специфики деятельности отдельных вузов и филиалов были введены шесть групп образовательных организаций (культуры, спорта, транспорта, медицины, сельского хозяйства и военно-силовых структур), осуществляющих подготовку по профильным направлениям.
Кроме того, отличительной характеристикой мониторинга 2013 года стало введение показателя, характеризующего трудоустройство выпускников.
4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О бухгалтерском учёте"»
Законопроектом вносятся изменения в законодательные акты, нормы которых либо противоречат Федеральному закону от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (вступил в силу 1 января 2013 года), либо содержат ссылку на Федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (утратил силу 1 января 2013 года). Одновременно терминология этих законодательных актов приводится в соответствие с терминологией Федерального закона №402-ФЗ.
Законопроектом, в частности, вносятся изменения в федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности» в части уточнения полномочий Банка России как органа государственного регулирования бухгалтерского учёта, «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «О сельскохозяйственной кооперации», «О взаимном страховании», «Об аудиторской деятельности» и другие.
5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 38 и 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"»
Законопроектом вносятся в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» изменения, предусматривающие предоставление гражданам права выбора проходить один год военной службы по призыву или два года военной службы по контракту в соответствии с порядком учёта продолжительности военной службы по контракту при исчислении военной службы по призыву.
Кроме того, законопроектом устанавливается порядок направления для прохождения военной службы по призыву военнослужащих рядового и сержантского состава, подлежащих досрочному увольнению с военной службы по контракту и ранее не проходивших военную службу по призыву.
Законопроектом также предусматривается повышение уровня социальной защищённости военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, путём снижения на один год (с шести до пяти лет) срока прохождения военной службы по контракту, необходимого для предоставления военнослужащим целевых жилищных займов в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации"»
(в части совершенствования административных процедур по предоставлению государственных услуг)»
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в части исключения обязанности таможенных представителей представлять таможенным органам информацию, уже имеющуюся в распоряжении таможенных органов, а также в части изменения с ежеквартальной до полугодовой периодичности предоставления таможенными представителями отчётности об их деятельности в таможенный орган.
Одновременно законопроект направлен на совершенствование порядка ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (реестр таможенных представителей, реестр таможенных перевозчиков, реестр владельцев складов временного хранения, реестр владельцев таможенных складов и реестр магазинов беспошлинной торговли).
В частности, в Федеральный закон вносятся изменения, предусматривающие введение мер по контролю за соблюдением условий включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, не только при включении юридического лица в соответствующий реестр, но и при возобновлении его деятельности, а также при изменении каких-либо сведений, указанных в заявлении о включении в один из таких реестров.
Кроме того, предлагаемая редакция Федерального закона исключает возможность осуществления юридическим лицом деятельности в качестве таможенного представителя после окончания срока действия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, так как Таможенным кодексом Таможенного союза установлено, что исполнение плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов должно быть обеспечено непрерывно в течение всего срока действия обязательства.
7. О внесении изменения в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации
Проектом постановления предлагается дополнить Положение о Министерстве финансов Российской Федерации полномочием осуществлять в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, совершённых саморегулируемыми организациями аудиторов, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях.
8. О внесении изменения в Положение о Министерстве культуры Российской Федерации
Федеральным законом от 23 июля 2013 года №245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» предусмотрено, что порядок выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия устанавливается Правительством.
В настоящее время в соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской Федерации утверждение порядка выдачи указанных разрешений (открытых листов) отнесено к полномочиям ведомства.
Проект постановления предусматривает признание указанного подпункта Положения утратившим силу.
9. Об утверждении распределения иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
В федеральном бюджете на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов предусмотрены иные межбюджетные трансферты в объёме 228 млн рублей.
Иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых постоянно проживают коренные малочисленные народы, ведущие традиционный образ жизни и занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности, на реализацию следующих мероприятий:
- на создание условий для устойчивого развития экономики традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов;
- на развитие сферы медицинского обслуживания, образования и культуры коренных малочисленных народов, в том числе проведение этнокультурных мероприятий;
- на развитие и модернизацию инфраструктуры и информационно-коммуникационных ресурсов в местах проживания коренных малочисленных народов.
Распределение указанных средств предлагается произвести между 28 субъектами Российской Федерации, на территориях которых проживают коренные малочисленные народы.
10. О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания
Проектом постановления предлагается утвердить Правила проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания.
Педагогическая экспертиза будет проводиться в отношении:
- проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, – до проведения их правовой экспертизы Минюстом России;
- проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти – до их государственной регистрации Минюстом России;
- нормативных правовых актов, изданных федеральными органами исполнительной власти, – при мониторинге их применения.
Проектом постановления организация педагогической экспертизы возлагается на Минобрнауки.
11. Об образовании организационного комитета по подготовке и проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске
Решением Исполнительного комитета Международной федерации студенческого спорта Красноярск утверждён столицей XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года.
Проектом распоряжения предусматривается образование организационного комитета и утверждение его состава в количестве 29 человек под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова. Организационно-техническое обеспечение деятельности организационного комитета возлагается на Минспорт.
Москва,
12 февраля 2014 года
Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад председателя Центрального банка России Эльвиры Набиуллиной
Cообщение председателя правления ОАО «Московская биржа ММВБ-РТС» Александра Афанасьева
Сообщение Первого заместителя Председателя Правительства Игоря Шувалова
Сообщение заместителя Председателя Правительства Аркадия Дворковича
Стенограмма:
Д.Медведев: Коллеги, мы сегодня с вами рассмотрим несколько существенных вопросов, в том числе Кодекс корпоративного управления. По сути, это свод базовых принципов, правил, которые направлены на совершенствование различных аспектов корпоративных отношений, таких как обеспечение равенства акционеров, защита интересов инвесторов, выстраивание работы совета директоров, правила раскрытия информации и вообще всё, что касается полноценной деятельности органов корпоративного управления. Адресатом кодекса выступают крупные компании, которые имеют доступ к публичным рынкам капитала. У нас Кодекс корпоративного управления, который был одобрен в 2001 году, уже, естественно, не вполне соответствует целому ряду новых нормативных актов, принятых в период 2011–2012 годов, законодательству о рынке ценных бумаг, о депозитарии, поэтому такая работа потребовалась.
Многие проблемы в сфере корпоративного управления, которые актуальны для наших компаний, в мировой практике уже решены. Наша задача, естественно, – взять всё лучшее и последовательно внедрять в отечественной деловой среде.
Поэтому в кодексе, с одной стороны, учтён международный опыт, включая рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития, а с другой, он выстроен под специфику российского законодательства и учитывает нашу арбитражную практику.
Список участников
-
Список участников заседания Правительства, 13 февраля 2014 года
Надеюсь, что развитие культуры корпоративного управления и повысит конкурентоспособность нашего финансового рынка, и укрепит доверие инвесторов к рынку, и, конечно, самое главное, сделает компании более эффективными. В принципе этот кодекс должен максимально активно применяться публичными компаниями с государственным участием, что для них точно не лишнее.
Д.Медведев: Надеюсь, что развитие культуры корпоративного управления и повысит конкурентоспособность нашего финансового рынка, и укрепит доверие инвесторов к рынку, и, конечно, самое главное, сделает компании более эффективными. В принципе этот кодекс должен максимально активно применяться публичными компаниями с государственным участием.
Чуть подробнее об этом доложит Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, ещё коллег-экспертов послушаем.
Ещё один вопрос, к которому хотел бы привлечь внимание, – это подготовка к сезонным полевым работам. Совсем недавно на совещании, которое было 6 февраля, мы говорили о том, как идёт подготовка к посевной. Необходимы и семена, и удобрения, и исправная техника, и топливо, и, конечно, деньги на всё это.
Семенами зерновых культур мы обеспечены почти на 96%, из которых кондиционных – порядка 73%, и эту проблему надо решать. Для проведения весеннего сева нам потребуется 1 млн 76 т минеральных удобрений. В хозяйствах есть гораздо меньшее количество – порядка 375 тыс. т. Готовность сельхозтехники в этом году выше, чем в прошлом. Ситуация с горюче-смазочными материалами в целом удовлетворительная, но Минсельхоз всё равно за этими вопросами должен следить, практически в ежедневном режиме контролировать, что происходит с ценами.
Д.Медведев: Больше всего перед началом посевной аграриям нужны краткосрочные кредиты. По данным на конец января, банки выдали кредитов на сумму порядка 6 млрд рублей. Государство должно продолжить помощь сельхозпроизводителям. В рамках реализации госпрограммы на поддержку растениеводства будет направлено почти 35 млрд рублей, на оказание несвязанной поддержки – 14,5 млрд рублей.
Больше всего перед началом посевной аграриям нужны краткосрочные кредиты. По данным на конец января, банки выдали кредитов на сумму порядка 6 млрд рублей. Государство должно продолжить помощь сельхозпроизводителям. В рамках реализации госпрограммы на поддержку растениеводства будет направлено почти 35 млрд рублей, на оказание несвязанной поддержки – 14,5 млрд рублей. Таким образом, посевная у нас финансами обеспечена, а вот по её итогам в конце первого полугодия в случае необходимости мы примем решение о дополнительной поддержке, как, собственно, это было сделано и в прошлом году.
Ещё один вопрос повестки дня – это итоги мониторинга эффективности вузов в 2013 году. Он проводится уже второй раз и должен помочь объективно оценить состояние нашего высшего образования, стимулировать высшие учебные заведения повышать качество своей работы, ведь в конечном счёте от этого зависит и конкурентоспособность нашей экономики, и эффективность самих университетов.
По сравнению с первым мониторингом, то есть мониторингом 2012 года, в прошлом году число его участников практически удвоилось за счёт муниципальных и негосударственных образовательных организаций, увеличилось число критериев оценки, были учтены особенности образовательных организаций, которые готовят кадры для творческих профессий, специалистов в сфере медицины, сельского хозяйства, физкультуры и спорта, транспорта, сотрудников военно-силовых структур. И конечно, важным показателем стало последующее трудоустройство самих выпускников.
Д.Медведев: По итогам мониторинга за 2013 год большинство вузов, которые признаны неэффективными, относятся к частным, негосударственным вузам – это порядка 127 из 135, и, конечно, они нуждаются в мерах реорганизации.
По итогам мониторинга за 2013 год большинство вузов, которые признаны неэффективными, относятся к частным, негосударственным вузам – это порядка 127 из 135, и, конечно, они нуждаются в мерах реорганизации. Но об этом более подробно доложит министр. В любом случае методики мониторинга и критерии оценки надо продолжать совершенствовать. Соответствующее поручение по итогам сегодняшнего заседания я дам, но уже сейчас понятно, что в результате проверки есть определённые проблемы с качеством подготовки специалистов. И несмотря на то что значительная часть выпускников школ получает высшее образование, нам по-прежнему остро не хватает современных профессионалов, которые обеспечивают успешное развитие страны, и это во многом на самом деле ответственность самих вузов, в том числе за те специальности, которые они выбирают для проведения подготовки. В любом случае будем и дальше этой теме уделять самое пристальное внимание и продолжать мониторинг с соответствующими выводами.
Так, теперь приступим к первому вопросу. Пожалуйста, Эльвира Сахипзадовна (обращаясь к Э.Набиуллиной), прошу вас.
Э.Набиуллина: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект Кодекса корпоративного управления. Как Вы уже сказали, кодекс действующий был принят в 2002 году, и принятие этого кодекса было очень важной вехой в развитии корпоративных отношений и внедрении стандартов корпоративного управления. Надо отметить, что многие редакции этого кодекса вошли в требования к листингу и служили ориентиром для многих компаний при принятии ими собственных кодексов корпоративного управления. Но времени уже прошло много, и надо сказать, что во многих странах в такие кодексы корпоративного управления изменения обычно вносятся раз в два-три года, а мы практически больше чем за 10 лет не вносили никаких изменений, поэтому предлагаются не просто изменения в Кодекс корпоративного управления, а новый кодекс.
Э.Набиуллина: Очень важной предпосылкой разработки нового кодекса стало то, что экономическое развитие России во многом меняет наш фокус ориентации на инвесторов. Если на первых этапах развития российской экономики она была во многом интересна для спекулятивных инвесторов в силу недооценённости многих активов, то сейчас большее значение приобретает привлечение долгосрочных инвесторов, для которых очень важны вопросы защиты прав инвесторов, лучшие практики корпоративного управления.
Причины и предпосылки разработки нового кодекса обозначены на втором слайде. Прежде всего это, конечно, существенные изменения в российском законодательстве, которые прошли за этот период. Так, были установлены правила о поглощениях, процедуры предложения оферты миноритариям, каскадные выплаты дивидендов, раскрытие информации публичными компаниями в большем объёме. Всё это уже даёт предпосылки для того, чтобы в Кодексе корпоративного управления мы отразили такой прогресс. Прогресс был также и в практике корпоративного управления в российских компаниях, правоприменительной практике. Этому способствовали и пленумы Высшего арбитражного суда по многим вопросам.
Следующая причина связана во многом с уроками мирового финансового кризиса 2008–2009 годов, который показал, насколько важно создание внутри компаний хорошего управления рисками и внутреннего контроля, а также вопросы справедливого вознаграждения членов органов управления компаниями.
Кроме того, очень важной предпосылкой стало то, что экономическое развитие России во многом меняет наш фокус ориентации на инвесторов. Если на первых этапах развития российской экономики она была во многом интересна для спекулятивных инвесторов в силу недооценённости многих активов, то сейчас большее значение приобретает (и для нас с точки зрения проведения экономической политики это объективная необходимость) привлечение долгосрочных инвесторов, для которых очень важны вопросы защиты прав инвесторов, лучшие практики корпоративного управления.
Кроме того, само по себе использование лучших практик корпоративного управления снижает нерыночные риски, которые инвесторы не могут оценить сами и которые во многом зависят от законодательства, правоприменения, того, как компании используют эти практики.
Слайд третий, структура кодекса. Кодекс состоит из двух частей. Первая часть – это принципы корпоративного управления, содержит базовые постулаты. Вторая часть – рекомендации, которые должны облегчить практическую реализацию этого кодекса, то есть раскрывают способы, механизмы практической реализации кодекса.
Э.Набиуллина: Одна из рекомендаций кодекса – исключение использования акционерами иных способов получения доходов за счёт общества помимо дивидендов и ликвидационной стоимости. Рекомендуется также внедрять систему электронного голосования, предоставлять максимально полную информацию к общему собранию, как представлять эту информацию, для того чтобы повысить эффективность участия акционеров и снизить издержки такого участия акционеров в управлении компаниями. Кроме того, провозглашается принцип недопустимости действий акционеров, которые осуществляются с намерением причинить вред другим акционерам или обществу.
Принципы и рекомендации кодекса сгруппированы в тематические главы, они перечислены на слайде справа. Я чуть подробнее остановлюсь на основных изменениях Кодекса корпоративного управления.
Следующий слайд, пожалуйста. Первая тема касается прав акционеров. Первый принцип – недопущение действий, которые приводят к искусственному перераспределению корпоративного контроля. К сожалению, такая практика у нас есть, в том числе используются разные способы, ухищрения, как, например, невыплата дивидендов по привилегированным акциям при наличии у общества достаточной прибыли и отсутствии объективных причин для невыплаты дивидендов, разные другие способы.
Вторая рекомендация – исключение использования акционерами иных способов получения доходов за счёт общества помимо дивидендов и ликвидационной стоимости. Мы также видим практику, случаи, когда используется и трансфертное ценообразование, и другие способы, как, например, предоставление внутренних займов контролирующим акционерам, которые позволяют вместо выплаты дивидендов, которые пойдут и миноритарным акционерам, использовать способы получения доходов мажоритарными акционерами. Это считается не лучшей практикой, скажем так. Рекомендуется внедрять систему электронного голосования, предоставлять максимально полную информацию к общему собранию, как представлять эту информацию, для того чтобы повысить эффективность участия акционеров и снизить издержки такого участия акционеров в управлении компаниями. Кроме того, провозглашается принцип недопустимости действий акционеров, которые осуществляются с намерением причинить вред другим акционерам или обществу, по сути дела, недопустимо злоупотребление правом.
Э.Набиуллина: Хорошей практикой считается избрание и досрочное прекращение полномочий исполнительных органов именно советом директоров, а не общим собранием акционеров, потому что общее собрание акционеров не имеет достаточных инструментов для текущего контроля, и функции текущего контроля за работой гендиректора и правления должны осуществляться советом директоров.
Второе важное направление – роль совета директоров. Хорошей практикой считается избрание и досрочное прекращение полномочий исполнительных органов именно советом директоров, а не общим собранием акционеров, потому что общее собрание акционеров не имеет достаточных инструментов для текущего контроля, и функции текущего контроля за работой гендиректора и правления должны осуществляться советом директоров.
Кстати, проведённые исследования показывают, что в среднем публичные компании проводят 10–12 очных заседаний советов директоров в год и 15–25 заочных заседаний, в государственных компаниях доля заочных заседаний ещё выше. И хорошей практикой считается, что серьёзные вопросы деятельности общества, как утверждение приоритетных направлений деятельности, реорганизация общества, одобрение существенных сделок, должны быть предметом обсуждения, именно обсуждения, на заседаниях советов директоров.
Следующая новация – конечно, рекомендуется формировать комитеты совета директоров по аудиту, вознаграждениям и номинациям или, как у нас говорят, по кадрам. Такая практика уже развивается в компаниях, но вот её предлагается закрепить в кодексе. В кодексе описываются полномочия, сферы ответственности каждого из этих комитетов.
Предлагается, чтобы в совете директоров было не менее одной трети независимых директоров. Также проведённые исследования показывают, что большая часть российских публичных компаний уже соответствуют или близки к соответствию этой рекомендации. Председателем совета директоров рекомендуется избирать независимого директора либо определять старшего независимого директора, который может координировать работу независимых директоров и повышать уровень вовлечённости независимых директоров в работу совета директоров, координировать работу с председателем.
Э.Набиуллина: Уровень вознаграждения членов органов управления должен создавать достаточную мотивацию для эффективной работы, привлекать, удерживать компетентных и квалифицированных специалистов. Для членов совета директоров предлагается фиксированное годовое вознаграждение, выплата же вознаграждения за участие в отдельных советах директоров, в комитетах нежелательна.
Следующее направление (6-й слайд) как раз о независимых директорах. Кодекс предлагает установить требования к опыту, профессионализму, самостоятельности для формирования собственной позиции независимых директоров. При этом не может считаться независимым директор, который связан с этим обществом – с его существенным акционером, который контролирует более 50% голосов, существенным контрагентом, размер обязательств которого составляет более 2% балансовой стоимости активов, или конкурентом общества.
Совет директоров оценивает кандидатов и независимых директоров на соответствие критериям независимости. Совету директоров даётся право, даже несмотря на наличие формальных критериев связанности, убедившись, что такая связанность не оказывает влияния на способность выносить независимые, объективные и добросовестные суждения, считать директора независимым, то есть такое право на усмотрение даётся совету директоров.
Следующий слайд (седьмой) – о вознаграждении членов органов управления. Общий принцип, что уровень вознаграждения должен создавать достаточную мотивацию для эффективной работы, привлекать, удерживать компетентных и квалифицированных специалистов. Для членов совета директоров предлагается фиксированное годовое вознаграждение, выплата же вознаграждения за участие в отдельных советах директоров, в комитетах нежелательна. Это не лучшая практика, когда отдельно доплачивается за такое участие конкретно в количестве заседаний. Дифференцировать можно вознаграждение в зависимости от обязанностей директора – является он председателем совета, членом или председателем комитета, старшим независимым директором. Вознаграждение акциями предлагается осуществлять только с периодом удержания, и рекомендуется не менее одного года после выхода из состава совета директоров, с тем чтобы сблизить финансовые интересы членов совета директоров и акционеров. При этом, например, к опционам, которые распространены у нас в практике, отношение очень неоднозначное, потому что опционы имеют ряд, скажем так, негативных элементов, которые как раз разводят интересы членов совета директоров с интересами акционеров.
Э.Набиуллина: Предлагается установить такое ограничение, с тем чтобы так называемый золотой парашют не превышал двух годовых фиксированных вознаграждений. Это соответствует принятой в 2009 году рекомендации Европейской комиссии. Для госкомпаний законом может быть установлен и меньший объём, но главное, чтобы он не превышал.
Далее вопрос ограничения размеров «золотого парашюта». Мы изучили вместе с коллегами и зарубежный опыт. Предлагается установить такое ограничение, с тем чтобы так называемый золотой парашют не превышал двух годовых фиксированных вознаграждений. Это соответствует принятой в 2009 году рекомендации Европейской комиссии. Для госкомпаний законом (и сейчас это обсуждается) может быть установлен и меньший объём, но главное, чтобы он не превышал. Надо сказать, что в российской практике, в ряде случаев, эти величины гораздо больше.
Следующий слайд (восьмой) – о том, как будет применяться кодекс. Кодекс ориентирован на публичные компании, ценные бумаги которых допущены к торгам на бирже и доступны неограниченному кругу инвесторов. На текущий момент это 271 эмитент акций и 334 – эмитент облигаций. Из них, для справки, 53 и 104 соответственно имеют высший уровень листинга. Отдельные положения кодекса через требование к листингу будут являться обязательными для компаний, имеющих или желающих получить высокий уровень листинга. Это требование о количестве независимых директоров, не менее 1/5 состава, но не менее трёх директоров. Критерии независимости, на наш взгляд, должны быть основаны на критериях кодекса: обязательность формирования комитетов по аудиту, по вознаграждениям, по кадрам, назначение корпоративного секретаря, формирование структуры внутреннего аудита, утверждение дивидендной политики и закрытый перечень требований.
Компаниям, которые на настоящий момент не соответствуют новым требованиям листинга в части корпоративного управления, предлагается предоставить двухгодичный переходный период с сохранением этого высшего уровня листинга.
Э.Набиуллина: Предполагается, что публичные компании должны раскрывать информацию о соблюдении принципов кодекса в годовом отчёте. Будет разработана специальная методика самооценки соблюдения кодекса и раскрытия информации о соблюдении кодекса, с тем чтобы эта информация была определённой и сопоставимой и чтобы пользователи могли анализировать эту информацию.
Кроме того, предполагается, что публичные компании должны раскрывать информацию о соблюдении принципов кодекса в годовом отчёте. Будет разработана специальная методика самооценки соблюдения кодекса и раскрытия информации о соблюдении кодекса, с тем чтобы эта информация была определённой и сопоставимой и чтобы пользователи могли анализировать эту информацию.
И в заключение хотелось сказать о том, как предполагается дальше работать с кодексом и применять его. Предполагается, что после сегодняшнего обсуждения он будет рассмотрен на совете директоров Банка России, к которому перешли соответствующие полномочия, и утверждён. Кодекс обсуждался очень долго на разных площадках с участием министерств и ведомств, и мы считаем, что он уже готов к тому, чтобы его одобрить и начинать применять на практике.
Банком России будет осуществляться мониторинг внедрения принципов и рекомендаций кодекса, вестись разъяснительная работа о наилучших практиках следования кодексу. Мы предполагаем сделать первый доклад о применении принципов и рекомендаций кодекса российскими публичными компаниями на основе годовых отчётов компаний за 2015 год. Впоследствии практика таких отчётов может быть ежегодной. При этом считаем, что, конечно, особое внимание должно быть уделено акционерным обществам с существенной долей госучастия. Они должны быть для компаний примером восприятия наилучших стандартов корпоративного управления. И здесь государство, действуя уже не как регулятор, а как акционер, через своих представителей в советах директоров акционерных обществ могло бы эти нормы Кодекса корпоративного управления внедрять в практику наших госкомпаний. Мы бы просили дать соответствующее поручение Минэкономразвития и Росимуществу. Со своей стороны Банк России готов оказать содействие в этой работе.
Д.Медведев: Спасибо, Эльвира Сахипзадовна. Мы договаривались ещё послушать наших коллег, представляющих экспертное сообщество. Александр Константинович Афанасьев.
А.Афанасьев (председатель правления ОАО «Московская биржа ММВБ-РТС»): Спасибо. Уважаемый Председатель Правительства! Уважаемые члены Правительства! Мы как представители Московской биржи очень активно участвовали в организации обсуждения данного кодекса широкими кругами экспертного сообщества – международного и российского. Эта работа охватила несколько лет, в том числе в экспертном сообществе. В частности, мы организовывали круглый стол «ОЭСР – Россия», который сыграл существенную роль в том, чтобы обеспечить имплементацию самых современных, лучших практик (международных в том числе) в этот кодекс. Он рассматривался на двух комиссиях РСПП, он рассматривался на профессиональных сообществах корпоративных юристов, корпоративных секретарей, внутренних аудиторов, независимых директоров и так далее.
Это делается по следующей причине. В отличие от ряда других кодексов, которые, например, описывают систему наказаний за неправильное поведение, данный кодекс, наоборот, описывает лучшие стандарты правильного поведения, которые мы даже ещё не вправе вносить в регулирование и требовать абсолютно от всех компаний, поэтому этот документ время от времени действительно должен пересматриваться, и он чрезвычайно живой. Эта лучшая практика, до которой сначала дотягиваются ещё не все, затем становится стандартом, став стандартом, переходит в регулирование в законодательство, что и произошло с предыдущим кодексом, и после этого, наверное, наступает момент, когда можно задуматься о новой редакции подобного кодекса корпоративного поведения.
А.Афанасьев: Кодекс носит рекомендательный характер, но есть рычаги воздействия на компании, причём рычаги чисто экономические, которые должны мотивировать этот кодекс применять и применять чрезвычайно активно.
Сейчас действительно очень правильное время для него. Как отмечала Эльвира Сахипзадовна (Э.Набиуллина), изменился инвестор. Это уже не тот агрессивный инвестор, который приходил на российский рынок лет 10–12 назад и который за наш потенциал роста прощал очень многое, в том числе в корпоративном управлении. Сейчас это уже не прощается, и сейчас мы, по оценке наших российских компаний, от этого недополучаем денег в сравнении с их зарубежными аналогами, из-за того, что корпоративное управление даёт основание для инвесторов использовать определённый дисконт к цене российских копаний. Но, кстати, и российский инвестор стал другой. Он уже научился очень многому на предыдущем кризисе, он стал намного внимательнее, осторожнее, аккуратнее, и также требует от российских компаний соблюдения совсем иных стандартов, лучших корпоративных практик. Таким образом, это вопрос, я бы сказал, совершенно прагматичный.
Да, этот кодекс носит рекомендательный характер, но, как Эльвира Сахипзадовна уже отметила, есть рычаги воздействия на компании, причём рычаги чисто экономические, которые должны мотивировать этот кодекс применять и применять чрезвычайно активно. Вот у Московской биржи таким инструментом является листинг. У компаний есть живой интерес, экономический интерес к тому, чтобы оказаться в самых высших котировальных листах, лучше в премиальном сегменте, потому что это открывает возможности для доступа многих фондов, новых денег, которые не приходят в компании, а которые находятся в низших котировальных списках. В этой связи соблюдение подобной практики контролируется Московской биржей. Ежегодно мы делаем десятки замечаний по соблюдению правил корпоративного управления компаниями, и некоторые компании меняют котировальный список. Вот мы иногда вынуждены это делать. То есть это достаточно серьёзное и эффективное орудие.
Мне кажется, время сейчас подошло также и потому, что Правительством, Банком России были подготовлены важные документы, которые будут способствовать развитию финансового рынка, созданию международного финансового центра в Москве, в частности такие, которые регулируют деятельность пенсионных фондов, использование резервов страховых компаний, которые меняют налогообложение российских граждан, мотивируя их больше участвовать на фондовом рынке. Биржа провела ряд серьёзных реформ своей торговой инфраструктуры.
Ну и, наконец, правила листинга, новые правила листинга биржи, которые ориентированы в точности на принимаемый или рекомендуемый к принятию сейчас Кодекс корпоративного управления. Нам как представителям экспертного сообщества представляется, что, во-первых, документ отличный, соответствующий и российский требованиям, и международным стандартам. Время правильное, поэтому мы рекомендуем уважаемым членам Правительства его принять, а приняв, популяризировать, например, через участие в наблюдательных советах компаний с государственным участием и, может быть, просто в своих выступлениях, к которым рынок прислушивается чрезвычайно внимательно. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо, Александр Константинович. Популяризацией мы уже занялись, потому что сейчас мы с вами об этом говорим публично, расхваливая достоинства нового документа, а они, видимо, есть. Пожалуйста, у кого есть какие-то комментарии? Пожалуйста, Игорь Иванович (обращаясь к И.Шувалову).
И.Шувалов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Не повторяясь и не повторяя то, что было сказано докладчиком и представителем экспертного сообщества… Дмитрий Анатольевич, хотя теперь компетенция по данному вопросу в большей части перешла к Банку России, тем не менее этот кодекс – это продукт совместной деятельности министерств и ведомств и Банка России. Форма, в которой документ утверждается, впервые имеет такой вид. Правительству предлагается одобрить Кодекс корпоративного управления, и затем, после этого, если будет принято сегодня такое решение, совет директоров банка также должен будет принять формальное решение. Несмотря на то что кодекс является документом рекомендательного характера, тем не менее очень важно, что сегодня прозвучало, что через процедуру листинга и через размещение самых разных ценных бумаг на Московской бирже, значение которой становится всё важнее, отдельные положения этого кодекса будут имплементированы в обязательную процедуру. Таким образом, у положений этого кодекса появляется определённая степень обязательности.
И.Шувалов:Несмотря на то что кодекс является документом рекомендательного характера, тем не менее очень важно, что сегодня прозвучало, что через процедуру листинга и через размещение самых разных ценных бумаг на Московской бирже, значение которой становится всё важнее, отдельные положения этого кодекса будут имплементированы в обязательную процедуру.
Вместе с тем я хочу заверить коллег, что Министерство экономического развития, Министерство финансов и другие ведомства – активно, конечно, мы это проводим с Министерством юстиции, и на этой неделе, Дмитрий Анатольевич, мы Вам докладывали этот вопрос, – Правительство помимо кодекса корпоративного управления, который носит такой рекомендательный характер и в большей степени содержит нормы морально-этического характера, разрабатывает и обязательные нормы поведения.
Кодекс уделяет определённую степень внимания (знак уважительного отношения) миноритарным акционерам. И продолжая вот эту линию, Правительство подготовило определённые поправки (мы сейчас эти поправки в гражданское законодательство обсуждали с РСПП) о том, как предоставить миноритарным акционерам большую степень защиты, в том числе по введению специальных норм об аффилированности.
И после совещания, которые прошло у Вас, нам дано указание (я хочу просто, чтобы все коллеги знали, как мы будем работать дальше), что нормы в аффилированности будут достаточно сглажены, они не будут представлять такой жёсткий характер, который… как эти нормы выглядели первоначально, после разработки соответствующих положений экспертным сообществом. Было принято решение, что общее положение об аффилированности будет содержаться в Гражданском кодексе и специальное законодательство будет обеспечено специальными нормами поведения, которые будут распространяться в том числе и на миноритарных акционеров.
И.Шувалов: Было принято решение, что общее положение об аффилированности будет содержаться в Гражданском кодексе и специальное законодательство будет обеспечено специальными нормами поведения, которые будут распространяться в том числе и на миноритарных акционеров.
Мы постараемся такую работу в течение весны провести, до окончания работы весенней сессии Государственной Думы, с тем чтобы и Гражданский кодекс был всё-таки принят в части главы по юридическим лицам, и мы начнём работу по специальным нормам, специальным законам, включая закон об акционерных обществах.
Дмитрий Анатольевич, в проекте протокольного решения предлагается соответствующие директивы утвердить и вообще нормы, содержащиеся в Кодексе корпоративного управления, начинать применять в первую очередь с компаний с госучастием. Вместе с тем появятся нормы обязательного поведения, содержащиеся в гражданском и корпоративном законодательстве, которые будут совершенно по-другому оценивать в современной российской экономике права миноритарных акционеров, которые ничем не хуже и настолько же важны, как и крупные акционеры. Степень важности всех акционеров подчёркивает Кодекс корпоративного управления. Он как раз и говорит о том, что все акционеры имеют не только одинаковые права, но и одинаково важны. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо. Пожалуйста.
А.Дворкович: Буквально очень короткое предложение. Я поддерживаю то, что было сказано. Считаю при этом, что ряд норм кодекса должен применяться не только внутри корпорации, но и собственниками, и прежде всего речь идёт о собственнике, которым является государство в отношении компаний, которые контролируются государством. Поэтому, может быть, имеет смысл дополнить протокольное решение указанием Минэкономразвития представить предложения по корректировке ведомственных, возможно, нормативных актов, содержащих регламенты деятельности Росимущества, отдельных других ведомств, при определении и подготовке директив, других решений, которые касаются акционерных обществ, с тем чтобы они соответствовали нормам данного кодекса, а не только действовали внутри самих корпораций.
Д.Медведев: Есть ещё комментарии, предложения?
Справедливо, что кодекс нужно принимать. Он действительно является моделью поведения, носит рекомендательный характер. Поэтому, с одной стороны, мы эту модель предлагаем и пропагандируем. Более того, как справедливо было сказано, в проекте решения говорится о том, что органы государственной власти должны в установленном порядке подготовить директивы представителям интересов государства в компаниях с государственным участием, для того чтобы обсудить применение положений Кодекса корпоративного управления, исходя из того, что начинать всегда нужно с себя. В данном случае мы отвечаем за соответствующие компании с государственным участием.
Д.Медведев: Помимо норм корпоративного управления, носящих рекомендательный характер, мы должны продолжать деятельность по совершенствованию законодательства. Речь идёт и о совершенствовании гражданского законодательства, включая так называемые сделки с заинтересованностью и институт аффилированности, и ведомственного законодательства.
Правильно и то, что помимо норм корпоративного управления, носящих рекомендательный характер, мы должны продолжать деятельность по совершенствованию законодательства. Речь идёт и о совершенствовании гражданского законодательства, включая так называемые сделки с заинтересованностью и институт аффилированности, и ведомственного законодательства, о котором только что было сказано. Я думаю, что нужно всё оценить ещё раз, могли бы действительно дополнить такое решение указанием на необходимость проанализировать подзаконную нормативную базу на предмет соответствия нашим новым модельным правилам. Это, наверное, было бы удачно для всей государственной системы. Давайте это сделаем и примем решение, касающееся одобрения Кодекса корпоративного управления. Договорились?
<…>
Решения Правительства, принятые на заседании 13 февраля 2014 года.
1. О кодексе корпоративного управления
Проект Кодекса разработан взамен Кодекса корпоративного поведения, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 28 января 2001 года.
Проект Кодекса учитывает изменения законодательства, произошедшие за период с момента одобрения Кодекса корпоративного поведения, отражает выработанные за этот период наилучшие практики и подходы к разрешению корпоративных проблем, учитывает накопленную практику применения корпоративного законодательства и Кодекса корпоративного поведения.
Решения Правительства:
1. Принять к сведению доклад Председателя Центрального банка Российской Федерации Э.С.Набиуллиной по данному вопросу.
2. Одобрить в основном проект кодекса корпоративного управления, имея в виду его рекомендательный характер.
3. Рекомендовать Банку России довести Кодекс корпоративного управления до акционерных обществ, государственных корпораций и компаний.
4. Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Банком России до 1 апреля 2014 года подготовить и представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект директив представителям интересов Российской Федерации для участия в заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) открытых акционерных обществ с государственным участием по вопросу применения положений Кодекса корпоративного управления в их деятельности.
5. Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву) с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Банка России и организаций провести анализ нормативных правовых актов на предмет их соответствия принципам и подходам, содержащимся в положениях Кодекса корпоративного управления.
Соответствующие предложения до 15 мая 2014 года представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.
2. О мерах по организации и обеспечению проведения в 2014 году сезонных полевых работ
Сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2014 году предстоит провести сев яровых культур на площади около 53 млн га, в том числе яровых зерновых и зернобобовых культур – на площади 31,8 млн га.
Под урожай 2014 года посеяно 14,69 млн га озимых зерновых культур, в том числе пшеницы – 11,97 млн га, ржи – 2,04 млн га, ячменя – 438 тыс. га, тритикале – 233 тыс. га. Кроме того, посеяно 248 тыс. га озимого рапса.
Вся посевная площадь сельскохозяйственных культур в 2014 году прогнозируется на уровне 78,6 млн га.
По оценке Минсельхоза, при ожидаемом в 2014 году производстве зерна в Российской Федерации на уровне 95 млн т внутреннее потребление составит 69,9 млн т.
Потребность в семенах яровых зерновых и зернобобовых культур к весеннему севу 2014 года составляет около 6 083 тыс. т. По состоянию на 30 января 2014 года в наличии имеется 5 834 тыс. т семян. Обеспеченность семенами составляет 95,9%.
Кондиционные семена в общем объёме составляют 73,1%. К началу весеннего сева сельхозпредприятия будут обеспечены семенами яровых культур в полном объёме.
В текущем году сельскохозяйственными товаропроизводителями планируется внести 2,55 млн т действующего вещества минеральных удобрений, в том числе 1,76 млн т д.в. – при проведении весенних полевых работ.
Для проведения сезонных полевых работ по состоянию на начало года в наличии у сельскохозяйственных товаропроизводителей имеется: 471,7 тыс. тракторов, 218,6 тыс. сеялок, 137,7 тыс. плугов и 174.8 тыс. культиваторов.
Готовность техники составляет: тракторы – 80,9%, сеялки – 76,7%, плуги – 83,6%, культиваторы – 79,7%.
По информации Минсельхоза, потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей в горюче-смазочных материалах в первом полугодии текущего года составит 2 126,3 тыс. т дизельного топлива и 411,7 тыс. т автобензина.
Решения Правительства:
1. Принять к сведению доклад Министра сельского хозяйства Российской Федерации Н.В.Фёдорова по данному вопросу.
2. Минсельхозу России (Н.В.Фёдорову) совместно с заинтересованными органами исполнительной власти, кредитными организациями, осуществляющими финансирование предприятий агропромышленного комплекса, и ОАО «Росагролизинг» принять меры по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей материально-техническими и финансовыми ресурсами в объёмах, необходимых для проведения сезонных полевых сельскохозяйственных работ в оптимальные агротехнические сроки.
3. Минсельхозу России (Н.В.Фёдорову) с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и страховщиков, осуществляющих сельскохозяйственное страхование, принять меры по увеличению доли застрахованных посевных площадей в общей посевной площади сельскохозяйственных культур.
О результатах до 15 июля 2014 года доложить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.
4. Минсельхозу России (Н.В.Фёдорову) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить мониторинг ценовой ситуации на рынке зерна и потребительском рынке продовольственных товаров, обратив особое внимание на социально значимые товары.
По вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации, представлять соответствующие предложения в установленном порядке.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры по увеличению площади сева яровых зерновых и зернобобовых культур.
3. О результатах проведения мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования
Проведение мониторинга направлено на формирование сбалансированной сети образовательных организаций, ориентированных на удовлетворение потребности работодателей в квалифицированных кадрах и развитие научно-технологического потенциала российских регионов.
Показатели, пороговые значения и критерии, на основе которых проводилась оценка эффективности организаций, приняты решением Межведомственной комиссии по проведению мониторинга деятельности образовательных организаций.
В мониторинге 2012 года приняли участие 502 государственных вуза и 930 филиалов, из которых 29 вузов и 257 филиалов признаны неэффективными и нуждающимися в реорганизации, 71 вуз и 133 филиала признаны нуждающимися в оптимизации деятельности.
Кроме того, поскольку показатели мониторинга не учитывали особенности реализуемых образовательных программ, была выделена группа организаций с признаками неэффективности, имеющих специфику деятельности, к числу которых отнесены 36 вузов и 58 филиалов. В эту группу включены образовательные организации, реализующие образовательные программы творческой направленности, в сфере физической культуры и спорта, а также находящиеся на момент проведения мониторинга в стадии реорганизации.
В мониторинге 2013 года приняли участие федеральные, региональные, муниципальные, а также негосударственные образовательные организации (всего 934 вуза и 1478 филиалов). По итогам мониторинга признаны нуждающимися в оптимизации деятельности 31 вуз и 15 филиалов (в том числе 7 негосударственных вузов), неэффективными и нуждающимися в реорганизации – 135 вузов и 244 филиала (в том числе 127 негосударственных вузов и 177 филиалов).
В целях обеспечения учёта специфики деятельности отдельных вузов и филиалов были введены шесть групп образовательных организаций (культуры, спорта, транспорта, медицины, сельского хозяйства и военно-силовых структур), осуществляющих подготовку по профильным направлениям.
Кроме того, отличительной характеристикой мониторинга 2013 года стало введение показателя, характеризующего трудоустройство выпускников.
Решения Правительства:
1. Принять к сведению доклад Министра образования и науки Российской Федерации Д.В.Ливанова по данному вопросу.
2. Минобрнауки России (Д.В.Ливанову) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» и другими организациями продолжить работу по совершенствованию процедуры проведения мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования, в том числе по уточнению показателя, характеризующего трудоустройство выпускников.
О результатах до 1 июня 2014 года доложить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.
3. Минобрнауки России (Д.В.Ливанову):
проработать вопрос о формировании системных подходов к оценке деятельности образовательных организаций при реализации полномочий по контролю и надзору в сфере образования и науки, лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности, а также при проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования. О результатах до 30 апреля 2014 года доложить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке;
обеспечить проведение проверок образовательных организаций высшего образования, признанных по результатам мониторинга неэффективными и требующими реорганизации, а также не предоставивших сведения для оценки эффективности деятельности.
4. Федеральным органам исполнительной власти принять меры по повышению эффективности деятельности находящихся в их ведении образовательных организаций высшего образования, обратив особое внимание на необходимость приоритетной подготовки кадров с учётом отраслевой специфики.
4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О бухгалтерском учёте”»
Законопроектом вносятся изменения в законодательные акты, нормы которых либо противоречат Федеральному закону от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (вступил в силу 1 января 2013 года), либо содержат ссылку на Федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (утратил силу 1 января 2013 года). Одновременно терминология этих законодательных актов приводится в соответствие с терминологией Федерального закона №402-ФЗ.
Законопроектом, в частности, вносятся изменения в федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности» в части уточнения полномочий Банка России как органа государственного регулирования бухгалтерского учёта, «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «О сельскохозяйственной кооперации», «О взаимном страховании», «Об аудиторской деятельности» и другие.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О бухгалтерском учёте”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 38 и 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”»
Законопроектом вносятся в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» изменения, предусматривающие предоставление гражданам права выбора проходить один год военной службы по призыву или два года военной службы по контракту в соответствии с порядком учёта продолжительности военной службы по контракту при исчислении военной службы по призыву.
Кроме того, законопроектом устанавливается порядок направления для прохождения военной службы по призыву военнослужащих рядового и сержантского состава, подлежащих досрочному увольнению с военной службы по контракту и ранее не проходивших военную службу по призыву.
Законопроектом также предусматривается повышение уровня социальной защищённости военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, путём снижения на один год (с шести до пяти лет) срока прохождения военной службы по контракту, необходимого для предоставления военнослужащим целевых жилищных займов в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 38 и 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О таможенном регулировании в Российской Федерации” (в части совершенствования административных процедур по предоставлению государственных услуг)»
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в части исключения обязанности таможенных представителей представлять таможенным органам информацию, уже имеющуюся в распоряжении таможенных органов, а также в части изменения с ежеквартальной до полугодовой периодичности предоставления таможенными представителями отчётности об их деятельности в таможенный орган.
Одновременно законопроект направлен на совершенствование порядка ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (реестр таможенных представителей, реестр таможенных перевозчиков, реестр владельцев складов временного хранения, реестр владельцев таможенных складов и реестр магазинов беспошлинной торговли).
В частности, в Федеральный закон вносятся изменения, предусматривающие введение мер по контролю за соблюдением условий включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, не только при включении юридического лица в соответствующий реестр, но и при возобновлении его деятельности, а также при изменении каких-либо сведений, указанных в заявлении о включении в один из таких реестров.
Кроме того, предлагаемая редакция Федерального закона исключает возможность осуществления юридическим лицом деятельности в качестве таможенного представителя после окончания срока действия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, так как Таможенным кодексом Таможенного союза установлено, что исполнение плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов должно быть обеспечено непрерывно в течение всего срока действия обязательства.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О таможенном регулировании в Российской Федерации” (в части совершенствования административных процедур по предоставлению государственных услуг)» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
7. О внесении изменения в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации
Проектом постановления предлагается дополнить Положение о Министерстве финансов Российской Федерации полномочием осуществлять в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, совершённых саморегулируемыми организациями аудиторов, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях.
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
8. О внесении изменения в Положение о Министерстве культуры Российской Федерации
Федеральным законом от 23 июля 2013 года №245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» предусмотрено, что порядок выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия устанавливается Правительством.
В настоящее время в соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской Федерации утверждение порядка выдачи указанных разрешений (открытых листов) отнесено к полномочиям ведомства.
Проект постановления предусматривает признание указанного подпункта Положения утратившим силу.
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
9. Об утверждении распределения иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
В федеральном бюджете на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов предусмотрены иные межбюджетные трансферты в объёме 228 млн рублей.
Иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых постоянно проживают коренные малочисленные народы, ведущие традиционный образ жизни и занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности, на реализацию следующих мероприятий:
- на создание условий для устойчивого развития экономики традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов;
- на развитие сферы медицинского обслуживания, образования и культуры коренных малочисленных народов, в том числе проведение этнокультурных мероприятий;
- на развитие и модернизацию инфраструктуры и информационно-коммуникационных ресурсов в местах проживания коренных малочисленных народов.
Распределение указанных средств предлагается произвести между 28 субъектами Российской Федерации, на территориях которых проживают коренные малочисленные народы.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
10. О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания
Проектом постановления предлагается утвердить Правила проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания.
Педагогическая экспертиза будет проводиться в отношении:
- проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, – до проведения их правовой экспертизы Минюстом России;
- проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти – до их государственной регистрации Минюстом России;
- нормативных правовых актов, изданных федеральными органами исполнительной власти, – при мониторинге их применения.
Проектом постановления организация педагогической экспертизы возлагается на Минобрнауки.
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
11. Об образовании организационного комитета по подготовке и проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске
Решением Исполнительного комитета Международной федерации студенческого спорта Красноярск утверждён столицей XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года.
Проектом распоряжения предусматривается образование организационного комитета и утверждение его состава в количестве 29 человек под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова. Организационно-техническое обеспечение деятельности организационного комитета возлагается на Минспорт.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.