ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 июля 2014 г. № 1273-р
МОСКВА
Утратило силу - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.07.2022 № 1957-р
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 № 678-р)
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации.
2. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации (далее - план мероприятий) .
3. Руководителям федеральных органов исполнительной власти принять меры по организации выполнения плана мероприятий.
4. Минпромторгу России осуществлять координацию выполнения плана мероприятий.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции, предусмотренной настоящим распоряжением, при решении задач в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, разработке и утверждении региональных программ развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
ОДОБРЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 10 июля 2014 г. № 1273-р
КОНЦЕПЦИЯ развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации
1. Общие положения
Настоящая Концепция определяет базовые принципы, цели, задачи и основные направления перспективного развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации.
Концепция направлена на развитие системы координации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности Российской Федерации, включая разработку комплекса мер в области государственной поддержки отечественных товаропроизводителей - участников выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, предпринимателей и потребителей, выставочных организаций и представителей всех сфер выставочно-ярмарочного и конгрессного бизнеса.
В рамках настоящей Концепции рассматриваются вопросы, связанные с повышением эффективности выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, в том числе на принципах государственно-частного партнерства, в интересах инновационного социально-экономического развития Российской Федерации.
2. Цели и задачи Концепции
Концепция разработана в целях:
формирования выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности как современной отрасли, содействующей устойчивому социально-экономическому и инновационному развитию экономики Российской Федерации;
комплексного развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности Российской Федерации как эффективного инструмента социально-экономической политики государства;
содействия продвижению российских товаров, услуг и результатов научно-исследовательской и образовательной деятельности на внутренние и внешние рынки;
обеспечения занятости населения за счет создания новых рабочих мест в выставочно-ярмарочной и конгрессной индустрии;
формирования положительного имиджа Российской Федерации в мире.
Задачами Концепции являются:
создание современной индустрии выставочно-ярмарочных и конгрессных услуг, обеспечивающей интенсификацию социально-экономического развития Российской Федерации и отвечающей требованиям международных стандартов по техническому уровню и качеству выставочных услуг;
формирование новых принципов государственной политики выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации и за рубежом с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
обеспечение развития современной выставочно-ярмарочной и конгрессной инфраструктуры в Российской Федерации в соответствии с потребностями экономики;
содействие инновационному развитию территорий за счет эффективного включения выставочно-ярмарочных и конгрессных комплексов и сопутствующей инфраструктуры в деятельность территориальных, отраслевых и межотраслевых инновационных кластеров;
разработка основных форм государственной поддержки и стимулирования участия российских производителей в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации и за рубежом.
3. Основные понятия
Понятия, используемые в настоящей Концепции, означают следующее:
"выставочно-ярмарочная деятельность" - предпринимательская деятельность в сфере выставочных услуг, осуществляемая для содействия становлению и развитию отношений торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества;
"выставка (ярмарка) " - выставочно-ярмарочное мероприятие, на котором демонстрируются и получают распространение товары, услуги и (или) информация и которое проходит в четко установленные сроки и с определенной периодичностью;
"конгрессная деятельность" - предпринимательская деятельность, направленная на создание благоприятных условий для персонифицированного обмена информацией, деловых и научных контактов с целью установления и развития отношений между изготовителями товаров, поставщиками услуг и потребителями товаров и услуг, осуществляемая в процессе организации и проведения конгрессных мероприятий;
"конгрессные услуги" - совокупность услуг, предоставляемых субъектами рынка конгрессных услуг заказчикам, организаторам и участникам конгрессных мероприятий;
"координация выставочно-ярмарочной деятельности" - согласование и упорядочение выставочно-ярмарочной деятельности ее основными участниками на федеральном, региональном и местном уровнях;
"поддержка выставочно-ярмарочных мероприятий" - совокупность мер, обеспечивающих официальную поддержку выставочно-ярмарочных мероприятий и содействие российским предпринимателям, товаропроизводителям, экспортерам, организациям сферы науки и образования в продвижении продукции, товаров, услуг и результатов научно-исследовательской и образовательной деятельности на российском и зарубежных рынках;
"регулирование выставочно-ярмарочной деятельности" - воздействие на выставочно-ярмарочную деятельность и всех ее участников посредством принятия нормативных правовых актов для упорядочения процессов, происходящих в выставочно-ярмарочной деятельности, и действий участвующих в ней лиц;
"регулирование конгрессной деятельности" - воздействие на конгрессную деятельность и ее субъектов, проводимое на основе нормативных правовых актов;
"управление выставочно-ярмарочной деятельностью" - процесс выработки и осуществления управляющего воздействия на выставочно-ярмарочную деятельность;
"эффективность выставочно-ярмарочной деятельности" - результативность проведения выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта к затратам.
4. Состояние и основные показатели развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации
Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность создает условия для реализации целей и задач Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, которые направлены на увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства, на увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг, а также на увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров.
В настоящее время выставочно-ярмарочные и конгрессные мероприятия обеспечивают мобильность рынка, создают необходимое информационное поле, формируют значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней. Конгрессы, выставки и ярмарки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствуют расширению и диверсификации промышленного и высокотехнологичного экспорта, привлечению иностранных инвестиций для реализации инвестиционных проектов российских организаций.
Классификация выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий представлена в приложении № 1.
Конгрессная деятельность, включая сопровождающие ее деловой и событийный туризм, - наиболее динамично развивающаяся и высокорентабельная отрасль мировой экономики.
В качестве основных инструментов реализации политики инновационного развития на региональном уровне выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность реализует конкурентный потенциал территорий и формирующихся инновационных высокотехнологичных кластеров, расширяя доступ к инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам, совместным кооперационным проектам.
Важным аспектом выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности является ее социально-экономическая направленность, обеспечивающая повышение деловой активности в регионах, развитие региональных экономик, эффективное рыночное позиционирование территорий, создание новых рабочих мест и постоянную занятость населения в инфраструктуре региона.
По экспертным оценкам, бюджетная эффективность проведения выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий складывается из многих показателей, среди которых денежные поступления от аренды площадей, оборудования, грузоперевозок, издательской и полиграфической деятельности, проживания участников и гостей мероприятий, организации питания в кафе и ресторанах, проезда на транспорте, услуг связи, организации экскурсий и т.д., что влечет за собой увеличение налоговых поступлений в бюджеты регионов и в консолидированный бюджет Российской Федерации. Значительный суммарный торгово-экономический эффект дают сделки купли-продажи товаров, услуг и технологий, заключаемые на национальных и международных выставках и ярмарках, проводимых в России.
Согласно экспертным оценкам, объем российского рынка выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности составляет сегодня около 1, 3 - 1, 5 млрд. долларов США.
Ежегодно в выставках принимают участие около 140 тыс. российских экспонентов и около 20 тыс. зарубежных компаний.
Ежегодно в мире проходит порядка 40 млн. конгрессных мероприятий, участие в которых принимает около 2 млрд. человек. Общая годовая выручка рынка составляет более 800 млрд. евро (по данным Всемирной ассоциации организаторов конгрессов International Congress and Convention Association (ICCA) за 2010 год) . Считается, что индустрия деловых встреч приносит крупным городам в 4 раза больше средств, чем организация каких-либо других массовых мероприятий. Доля России на мировом рынке международных конгрессных мероприятий за последние 10 лет снизилась почти в 2 раза и составляет менее 1 процента.
В первой пятерке стран-лидеров по проведению на своей территории конгрессов и конференций - США, Германия, Испания, Италия, Великобритания. Среди ведущих городов - Вена, Барселона, Париж, Берлин. В 2011 году Москва находилась на 100 месте, а Санкт-Петербург - на 119 месте.
5. Проблемы развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности
В сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации имеется ряд нерешенных проблем:
действующая нормативно-правовая база не в полном объеме регулирует вопросы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности и требует совершенствования действующих и разработки дополнительных нормативных правовых актов;
материально-техническая база выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности недостаточно развита и не в полной мере соответствует международным требованиям;
отсутствует эффективная система координации и государственной поддержки выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
не развита целенаправленная работа по обеспечению участия Российской Федерации в тендерах на право организации и проведения международных конгрессных мероприятий;
не разработана единая методика определения социально-экономической и бюджетной эффективности выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
недостаточно широко применяется система проверки статистических показателей выставочных мероприятий (выставочный аудит) , являющейся частью мировой системы выставочного аудита;
отсутствует официальная статистика по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
требует дополнительного совершенствования таможенное администрирование перемещения выставочных грузов через границу Российской Федерации;
требуется развитие многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.
6. Приоритетные направления развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации
Дальнейшее развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:
совершенствование нормативно-правового регулирования;
развитие современной выставочно-ярмарочной и конгрессной инфраструктуры;
развитие и реализация механизмов и форм государственно-частного партнерства в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
совершенствование механизмов координации, стимулирования участия российских предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, научно-исследовательских и образовательных учреждений в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, проводимых в России и за рубежом;
развитие механизмов участия России во всемирных универсальных выставках "ЭКСПО" и борьбы за право организации указанных выставок в Российской Федерации;
информационное обеспечение выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
организация системы профессиональной подготовки кадров и стимулирование развития научно-технических исследований в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.
Развитие и координация выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности должны осуществляться в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, что в значительной степени будет способствовать формированию Евразийского экономического союза.
7. Нормативно-правовое регулирование выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности
Нормативно-правовое регулирование выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми документами органов государственной власти Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации.
К международным документам, регулирующим выставочно-ярмарочную и конгрессную деятельность, участником которых является Российская Федерация, относятся:
Конвенция о международных выставках (г. Париж, 22 ноября 1928 г.) ;
Соглашение о развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств от 26 мая 1995 г.;
Соглашение о взаимодействии в области рекламно-выставочной деятельности в сфере военно-экономического сотрудничества между государствами - членами Организации Договора о коллективной безопасности (г. Душанбе, 6 октября 2007 г.) ;
Таможенная конвенция о карнете А.Т.А. (Admission Temporaire - Temporary Admission) для временного ввоза товаров (г. Брюссель, 6 декабря 1961 г.) ;
Конвенция о временном ввозе (г. Стамбул, 26 июня 1990 г.) ;
двусторонние соглашения Российской Федерации о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с иностранными государствами, содержащие отдельные положения, касающиеся выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.
Федеральные органы исполнительной власти сформировали ведомственную правовую базу проведения выставок - нормативные правовые акты, которые непосредственным образом регламентируют аспекты, касающиеся организации соответствующих отраслевых выставок.
Участие российских организаций в выставках продукции военного назначения регулируется законодательством Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.
Действуют также соглашения о сотрудничестве между территориальными торгово-промышленными палатами России и иностранными палатами, а также партнерскими организациями за рубежом, в которых содержатся статьи о сотрудничестве в области выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.
Ряд нормативных документов по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности подготовлен в субъектах Российской Федерации (гг. Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская, Тверская, Костромская, Самарская, Мурманская области и Республика Карелия, Республика Чувашия и др.) .
В целом нормативно-правовое регулирование в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности значительно отстает от других отраслей по степени нормативной обеспеченности. Прежде всего отсутствует федеральный закон о выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.
Международный опыт нормативно-правового обеспечения выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности свидетельствует о целесообразности внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие выставочно-ярмарочную и конгрессную деятельность, а также о необходимости разработки федерального закона, определяющего принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого выставочно-ярмарочного и конгрессного рынка в Российской Федерации.
8. Направления совершенствования нормативно-правовой базы в области выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности
Систему нормативно-правового регулирования выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности целесообразно привести в соответствие со сложившейся в Российской Федерации иерархией и структурой нормативных правовых документов, регулирующих деятельность в основных отраслях экономики. Ее основой должны стать федеральный закон "О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации", комплекс национальных стандартов, регламентирующих требования к качеству и безопасности предоставляемых выставочно-ярмарочных и конгрессных услуг, документы стратегического планирования, разрабатываемые на федеральном уровне.
Региональные нормативные документы, регламентирующие и отражающие специфику выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в субъектах Российской Федерации, должны включать в себя законы, нормативные акты органов исполнительной власти, документы стратегического планирования, разрабатываемые на уровне субъекта Российской Федерации.
Аналогичный по составу ряд нормативных документов может быть разработан и использован на уровне местного самоуправления.
Отдельный блок в системе нормативно-правового регулирования выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности могут составить нормативные документы добровольного применения, разрабатываемые профессиональными объединениями предпринимателей и отдельными хозяйствующими субъектами. Сюда входят корпоративные кодексы, стандарты организаций, правила добровольной сертификации и другие документы.
Кроме того, анализ разделов действующего в Российской Федерации национального стандарта ГОСТ Р 53103-2008 "Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения" на соответствие международным нормам показал, что основные положения стандарта гармонизированы с содержанием ISO 25639-1: 2008 "Выставки, представления, ярмарки и съезды. Часть 1. Словарь". В то же время содержание национального стандарта ориентировано на отечественную экономику и содержит ряд положений, детализирующих и расширяющих понятия, приведенные в международном ст