Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. № 320
МОСКВА
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 30.03.2017 № 349, от 09.12.2017 № 1512, от 29.03.2018 № 340, от 29.03.2019 № 370, от 31.03.2020 № 389, от 25.04.2020 № 584, от 26.10.2020 № 1735, от 30.12.2020 № 2386, от 23.03.2021 № 442, от 25.09.2021 № 1613, от 31.12.2022 № 2572, от 26.08.2023 № 1397)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков".
2. Министерству финансов Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 293-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 10, ст. 1061) .
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 15 апреля 2014 г. № 320 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 25 сентября 2021 г. № 1613)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2572, от 26.08.2023 № 1397)
Приоритеты и цели государственной политики, а также общие требования к политике субъектов Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"
I. Оценка текущего состояния сферы управления государственными финансами и регулирования финансовых рынков
Эффективное и прозрачное управление общественными финансами - базовое условие для повышения уровня жизни населения, обеспечения устойчивого экономического роста, содействия инвестиционной активности, поддержания обороноспособности страны, а также достижения иных стратегических целей социально-экономического развития.
Благодаря реализованным за прошедший период мероприятиям государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (далее - государственная программа) обеспечены условия для устойчивого экономического развития и сохранения макроэкономической стабильности при безусловном исполнении принятых расходных обязательств и реализации ключевых приоритетов социально-экономического развития страны.
В ходе реализации мероприятий государственной программы достигнуты следующие результаты:
законодательно закреплены долгосрочные принципы проведения бюджетной политики в соответствии с новой конструкцией "бюджетных правил", что создало условия для снижения зависимости экономики и государственных финансов от внешней конъюнктуры и обеспечения стабильности и предсказуемости экономических, финансовых и фискальных условий;
подготовлена нормативная база проведения долгосрочного бюджетного планирования, и утвержден бюджетный прогноз на долгосрочный период, позволяющий обеспечить прозрачность и предсказуемость параметров бюджетной системы, базовых принципов и условий реализации бюджетной, налоговой и долговой политики;
реализован ряд мер по повышению стратегической и операционной эффективности, а также по повышению подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов, предусмотренных Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. № 117-р, включая регулярное проведение обзоров бюджетных расходов, систематизацию и оценку налоговых расходов публично-правовых образований; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2572, от 26.08.2023 № 1397)
создана необходимая нормативная правовая и методическая базы для реализации инструмента инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;
индекс открытости бюджета (Open Budget Index) , определяемый Международным бюджетным партнерством, составил 73 балла, что позволило Российской Федерации занять 13-е место среди 120 стран-участниц, сохранив достаточный уровень публикации бюджетной информации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2572)
разработаны Правила составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 г. № 326 "Об утверждении Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", направленные на повышение качества нормативного регулирования в сфере бюджетного планирования на федеральном уровне;
расширен перечень критериев оценки качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета для повышения качества управления рисками при исполнении бюджетных полномочий, в том числе в целях эффективного управления активами и осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2023 № 1397)
сформированы и усовершенствованы нормативная правовая и методическая базы по вопросам формирования и реализации государственных программ, а структура расходов федерального бюджета соответствует структуре государственных программ;
сформирована прозрачная система закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусматривающая единые правила закупок, централизованное размещение в единой информационной системе в сфере закупок всей информации о закупках, открытый доступ к участию в закупках;
разработан и утвержден порядок применения классификации операций сектора государственного управления в соответствии с требованиями международных стандартов по статистике государственных финансов и системы национальных счетов, а также установлены единые требования к применению такого вида классификации для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составлению бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности;
реализована программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов до 2022 года, обеспечено методологическое сопровождение их внедрения; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2572)
нормативно регламентирован переход на электронный документооборот в целях бухгалтерского учета государственных финансов, реализован первый этап по переходу на применение альбома унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2572)
бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется всеми организациями в электронном виде по принципу "одного окна"; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2572)
реализованы мероприятия Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 3709-р; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2023 № 1397)
внедрен риск-ориентированный подход во внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2023 № 1397)
завершена стандартизация внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, установлены единые принципы, требования, определения, риск-ориентированный подход к планированию контрольных мероприятий; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2572)
создана нормативная база для обеспечения администрирования доходов бюджетов всех уровней в связи с переходом на систему казначейских платежей;
создана нормативная база для внедрения единой цифровой системы администрирования и прогнозирования доходов, начаты ее реализация в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет") и апробация на уровне администрирования доходов федерального бюджета; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2572) (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2023 № 1397)
проведена комплексная работа по систематизации и оценке налоговых расходов публично-правовых образований; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2572, от 26.08.2023 № 1397)
реализована возможность уплаты плательщиками таможенных пошлин, налогов, денежных средств на единый лицевой счет и его использование при совершении таможенных операций вне зависимости от того, в какой таможенный орган подана декларация на товары;
результативность таможенного контроля по собираемости таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, составила 80, 4 процента;
введена в промышленную эксплуатацию модернизированная платформа государственной информационной системы "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru, обеспечивающая переход на процедуры электронных торгов для реализации государственного и муниципального имущества; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2572)
внедрен новый подход к формированию позиции акционера - Российской Федерации по вопросу выплаты дивидендов, предусматривающий обеспечение направления на выплату дивидендов не менее 50 процентов прибыли акционерных обществ по международным стандартам финансовой отчетности (или по российским стандартам бухгалтерского учета, если отчетность по международным стандартам финансовой отчетности акционерным обществом не составляется) с учетом более широкого круга неденежных корректировок; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2572)
предусмотрена ежегодная актуализация программы приватизации федерального имущества, в том числе в части перечня федерального имущества, подлежащего приватизации в планируемом периоде, и прогноза объемов поступлений в федеральный бюджет. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2572)
Вместе с тем в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд следующих нерешенных проблем:
неполный учет и контроль рисков принимаемых решений в части расходных обязательств и изменений налогового законодательства за пределами 3-летнего периода бюджетного планирования;
отсутствие порядка учета и оценки условных и неявных обязательств федерального бюджета;
отсутствие развитой системы комплексного мониторинга показателей государственных финансов для принятия управленческих решений; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2572)
неполный охват мерами оценки эффективности всех инструментов государственной поддержки (прямых расходов и налоговых расходов) ;
отсутствие единого механизма управления ресурсами, целями и задачами в научной и научно-технической сфере гражданского назначения;
низкая удовлетворенность граждан услугами в социальной сфере;
негативная оценка общества разрастающемуся бюрократическому аппарату и расходам на его содержание;
непрозрачность и риски субъективизма распределения бюджетных субсидий;
неполное соответствие стимулирующих, социальных и технических налоговых расходов Российской Федерации социально-экономической политике государства;
отсутствие формализованного порядка отбора резидентов и создания территорий с преференциальными режимами;
недостаточный объем внебюджетных источников финансирования для решения задач развития транспортной и коммунальной инфраструктуры для человека и бизнеса;
низкая эффективность координации деятельности международных институтов развития с российским участием для цели продвижения российской повестки;
отсутствие единой и скоординированной долгосрочной политики развития финансового рынка;
отсутствие полноты и достоверности учета федерального имущества в связи с неполной интеграцией федеральной государственной информационно-аналитической системы "Единая система управления государственным имуществом" с государственными информационными системами федеральных органов исполнительной власти;
абзац; (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2023 № 1397)
низкая востребованность учетных (отчетных) данных, используемых для целей государственного и муниципального управления;
разрозненность и фрагментарность информационных систем, используемых для целей государственного и муниципального управления;
недостаточная прозрачность системы администрирования и прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы;
наличие на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней нелегальной продукции;
наличие нелегального ввоза алкогольной продукции и сырья для ее производства из стран Евразийского экономического союза в связи с большой разницей в ставках акцизов на указанную продукцию;
рост нелегального рынка табачной продукции, что приводит к недополученным доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2023 № 1397)
Стратегические цели и задачи социально-экономического развития Российской Федерации требуют продолжения и углубления бюджетных реформ с переходом системы управления общественными финансами на качественно новый уровень, в связи с чем в сфере реализации государственной программы сформированы приоритеты государственной политики.
(Раздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2572)
II. Описание приоритетов, целей, задач государственной политики в сфере управления государственными финансами и регулирования финансовых рынков и способы их эффективного решения
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены в следующих документах стратегического характера:
Абзац; (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2023 № 1397)
Указ Президента Российской Федерации от 20 апреля 2014 г. № 259 "Об утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию";
Абзац; (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2023 № 1397)
Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации"; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2023 № 1397)
план мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 г. № 20-р; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2023 № 1397)
Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. № 117-р; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2023 № 1397)
Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 4355-р; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2023 № 1397)
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г.;
Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2023 № 1397)
основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на очередной финансовый год и плановый период.
Направление (подпрограмма) "Обеспечение долгосрочной устойчивости федерального бюджета"
1. Цель 1 государственной программы "Обеспечение стабильных экономических условий за счет соблюдения долгосрочных принципов устойчивости и сбалансированности бюджетной системы".
2. Показатель 1 государственной программы "Ежегодный первичный структурный дефицит федерального бюджета по отношению к валовому внутреннему продукту".
3. Достижение и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, повышение эффективности бюджетных расходов, планируется осуществить путем:
проведения бюджетной политики в соответствии с "бюджетными правилами", что обеспечит выполнение расходных обязательств вне зависимости от внешней конъюнктуры, формирование предсказуемых и стабильных экономических условий; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2572)
создания целостной системы управления бюджетными рисками и их профилактики, включающей оперативный учет и отражение долгосрочных последствий принятия расходных обязательств и изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов, оказывающих влияние на доходы бюджетов, анализ и мониторинг ключевых бюджетных рисков, а также рисков, связанных с неявными бюджетными обязательствами; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2572)
формирования долгосрочного бюджетного прогнозирования с учетом различных сценариев экономических прогнозов, долгосрочных вызовов и тенденций развития экономики, в том числе с учетом негативного изменения геополитической ситуации и санкционного давления; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2572)
проведения обзоров бюджетных расходов; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2572)
координации стратегического и бюджетного планирования;
реформирования системы управления государственными программами Российской Федерации (их перевода на единые проектные принципы управления, совершенствования механизма целеполагания с ориентацией на достижение национальных целей развития, упрощения структуры и формата, координации государственных программ субъектов Российской Федерации и федерального центра по предметам совместного ведения и др.) .
4. Ожидаемыми результатами к 2030 году по направлени