Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. № 321
МОСКВА
Об утверждении государственной программыРоссийской Федерации "Развитие энергетики"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 09.10.2015 № 1079, от 07.12.2015 № 1339, от 25.05.2016 № 464, от 02.08.2016 № 750, от 30.11.2016 № 1263, от 31.01.2017 № 116, от 31.03.2017 № 375, от 29.12.2017 № 1696, от 30.12.2017 № 1708, от 30.12.2017 № 1709, от 30.03.2018 № 371, от 25.12.2018 № 1670, от 02.03.2019 № 236, от 28.03.2019 № 335, от 11.12.2019 № 1641, от 24.12.2019 № 1785, от 02.03.2020 № 221, от 23.04.2020 № 567, от 03.06.2020 № 812, от 19.06.2020 № 886, от 26.08.2020 № 1281, от 12.11.2020 № 1821, от 28.11.2020 № 1964, от 09.12.2020 № 2049, от 21.01.2021 № 29, от 31.03.2021 № 501, от 31.07.2021 № 1294, от 18.12.2021 № 2352, от 24.12.2021 № 2444, от 21.03.2022 № 431, от 17.08.2022 № 1427, от 18.10.2022 № 1855, от 12.12.2022 № 2291, от 27.12.2022 № 2448, от 02.02.2023 № 152, от 22.04.2023 № 636, от 06.10.2023 № 1647, от 10.10.2023 № 1671, от 16.11.2023 № 1924, от 23.11.2023 № 1968, от 22.12.2023 № 2252, от 22.12.2023 № 2253, от 27.06.2024 № 873, от 29.06.2024 № 886, от 06.08.2024 № 1056)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие энергетики". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2019 № 335)
2. Министерству энергетики Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 512-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1739) .
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 15 апреля 2014 г. № 321
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Развитие энергетики"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 09.10.2015 № 1079, от 07.12.2015 № 1339, от 25.05.2016 № 464, от 02.08.2016 № 750, от 30.11.2016 № 1263, от 31.01.2017 № 116, от 31.03.2017 № 375, от 29.12.2017 № 1696, от 30.12.2017 № 1708, от 30.12.2017 № 1709, от 30.03.2018 № 371, от 25.12.2018 № 1670, от 02.03.2019 № 236, от 28.03.2019 № 335, от 11.12.2019 № 1641, от 24.12.2019 № 1785, от 02.03.2020 № 221, от 23.04.2020 № 567, от 03.06.2020 № 812, от 19.06.2020 № 886, от 26.08.2020 № 1281, от 12.11.2020 № 1821, от 28.11.2020 № 1964, от 09.12.2020 № 2049, от 21.01.2021 № 29, от 31.03.2021 № 501, от 31.07.2021 № 1294, от 18.12.2021 № 2352, от 24.12.2021 № 2444, от 21.03.2022 № 431, от 17.08.2022 № 1427, от 18.10.2022 № 1855, от 12.12.2022 № 2291, от 27.12.2022 № 2448, от 02.02.2023 № 152, от 22.04.2023 № 636, от 06.10.2023 № 1647, от 10.10.2023 № 1671, от 16.11.2023 № 1924, от 23.11.2023 № 1968, от 22.12.2023 № 2252, от 22.12.2023 № 2253, от 27.06.2024 № 873, от 29.06.2024 № 886, от 06.08.2024 № 1056)
ПАСПОРТ государственной программы Российской Федерации"Развитие энергетики"
(Паспорт исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 № 2352)
ПАСПОРТ подпрограммы"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" государственной программы Российской Федерации"Развитие энергетики"
(Паспорт исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 № 2352)
ПАСПОРТ подпрограммы "Развитие и модернизация электроэнергетики"государственной программы Российской Федерации"Развитие энергетики"
(Паспорт исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 № 2352)
ПАСПОРТ подпрограммы "Развитие нефтяной и газовой отраслей" государственнойпрограммы Российской Федерации "Развитие энергетики"
(Паспорт исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 № 2352)
ПАСПОРТ подпрограммы"Развитие газовой отрасли" государственной программыРоссийской Федерации "Развитие энергетики"
(Паспорт исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 № 2352)
ПАСПОРТ подпрограммы "Реструктуризация и развитие угольнойпромышленности" государственной программыРоссийской Федерации "Развитие энергетики"
(Паспорт исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 № 2352)
ПАСПОРТ подпрограммы"Развитие использования возобновляемых источниковэнергии" государственной программы Российской Федерации"Развитие энергетики"
(Паспорт исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 № 2352)
ПАСПОРТ подпрограммы "Обеспечение реализации государственнойпрограммы Российской Федерации "Развитие энергетики" государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики"
(Паспорт исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 № 2352)
ПАСПОРТ подпрограммы "Развитие рынка газомоторного топлива" государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики"
(Паспорт исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 № 2352)
I. Приоритеты и цели государственной политики, в том числе с указанием связи с национальными целями, а также общие требования к политике субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере государственной программы Российской Федерации"Развитие энергетики"
(Раздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 № 2352)
Оценка текущего состояния сферы топливно-энергетического комплекса
Энергетика Российской Федерации, основой которой является топливно-энергетический комплекс, вносит значительный вклад в национальную безопасность и социально-экономическое развитие страны. Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации, включающий в себя нефтяную, газовую, угольную и торфяную отрасли, электроэнергетику и теплоснабжение, играет роль ключевого источника доходов бюджетной системы Российской Федерации.
Российская Федерация входит в число мировых лидеров по запасам углеводородного сырья, объемам производства и экспорта энергетических ресурсов.
Энергетическая инфраструктура Российской Федерации, основу которой составляют Единая энергетическая система России, Единая система газоснабжения, система магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов, является одной из самых протяженных в мире и функционирует в различных природно-климатических условиях - от арктической до субтропической зоны.
Российская Федерация исходя из своих национальных интересов, ресурсного и интеллектуального потенциала с учетом необходимости достижения целей устойчивого развития, одобренных Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, вносит существенный вклад в обеспечение глобальной энергетической безопасности.
Энергетические проекты выступают в качестве "точек роста" и опорных зон при реализации стратегий социально-экономического развития Дальнего Востока, Восточной Сибири, Арктической зоны Российской Федерации, Крымского полуострова и Калининградской области. В свою очередь развитие указанных приоритетных территорий придает дополнительный импульс развитию топливно-энергетического комплекса, формируя новые центры энергопотребления, в том числе производящие экспортно ориентированную продукцию.
Вызовы, стоящие перед энергетикой Российской Федерации, определены в Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 "Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации" (далее - Доктрина) , в том числе:
перемещение центра мирового экономического роста в Азиатско-Тихоокеанский регион;
замедление роста мирового спроса на энергоресурсы и изменение его структуры, в том числе вследствие замещения нефтепродуктов другими видами энергоресурсов, развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
рост производства сжиженного природного газа и его доли на мировых энергетических рынках, формирование глобального рынка природного газа;
наращивание международных усилий по реализации климатической политики и ускоренному переходу к "зеленой экономике";
переход Российской Федерации к новой модели социально-экономического развития, предполагающей структурную трансформацию экономики, сбалансированное пространственное и региональное развитие, модернизацию основных производственных фондов организаций, существенное повышение производительности труда и эффективности экономической деятельности;
развитие и распространение прорывных технологий в сфере энергетики, в том числе технологий использования возобновляемых источников энергии, распределенной генерации электрической энергии, накопителей энергии, добычи углеводородного сырья из трудноизвлекаемых запасов, цифровых и интеллектуальных технологий, энергосберегающих и энергоэффективных технологий на транспорте, в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и промышленности.
Помимо указанных вызовов, в целом актуальных для всей мировой экономики, следует отметить указанные в Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р (далее - Энергетическая стратегия) , общие для топливно-энергетического комплекса специфические проблемы:
недостаточный для инновационного развития текущий и перспективный объем спроса на внутреннем рынке на основные виды продукции топливно-энергетического комплекса, обостряющий зависимость от объема спроса и конъюнктуры мировых рынков традиционных энергетических ресурсов;
критическая зависимость организаций топливно-энергетического комплекса от импорта технологий, оборудования, материалов, услуг и программного обеспечения по ряду наиболее перспективных направлений развития энергетики;
дефицит инвестиционных ресурсов, в том числе вследствие сдерживания роста тарифов в сфере энергетики, ограничения возможности привлечения организациями топливно-энергетического комплекса долгосрочного финансирования со стороны иностранных инвесторов и слабого развития венчурного кредитования.
В настоящее время топливно-энергетический комплекс устойчиво обеспечивает внутренние потребности в продукции и услугах нефтяной, газовой, угольной и электроэнергетической отраслей, а также в реализации экспортного потенциала нашей страны.
Однако вследствие действия указанных факторов и тенденций повышается нестабильность, неопределенность и непредсказуемость ситуации в мировой и российской экономике и энергетике, ужесточается конкурентная борьба на мировых энергетических рынках, изменяются или отменяются ее правила и расширяется спектр средств этой борьбы.
В этой связи стратегической целью развития энергетики Российской Федерации является, с одной стороны, максимальное содействие социально-экономическому развитию страны, а с другой стороны, - укрепление и сохранение позиций Российской Федерации в мировой энергетике, как минимум, на период до 2035 года.
При этом топливно-энергетический комплекс должен внести свой вклад и способствовать другим секторам экономики в достижении национальных целей и решении стратегических задач развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ № 204) и Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее соответственно - Указ № 474, национальные цели) .
Для достижения поставленной цели в условиях прогнозируемых изменений мировой экономики и экономики Российской Федерации потребуется ускоренный переход (модернизационный рывок) к более эффективной, гибкой и устойчивой энергетике, способной адекватно ответить на вызовы и угрозы в своей сфере и преодолеть имеющиеся проблемы. Характеристики такого перехода включают:
структурную диверсификацию, в рамках которой углеродная энергетика дополнится неуглеродной, централизованное энергоснабжение - децентрализованным, экспорт энергетических ресурсов - экспортом российских технологий, оборудования и услуг в сфере энергетики, расширится спектр применений электрической энергии, сжиженного природного газа и газомоторного топлива;
цифровую трансформацию и интеллектуализацию отраслей топливно-энергетического комплекса, в результате которых новое качество приобретут все процессы в сфере энергетики, новые права и возможности получат потребители продукции и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса;
оптимизацию пространственного размещения энергетической инфраструктуры, в рамках которой в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской Федерации сформируются нефтегазовые минерально-сырьевые центры, нефтегазохимические комплексы, расширится инфраструктура транспортировки энергетических ресурсов, Российская Федерация станет ведущим игроком на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона;
уменьшение негативного воздействия отраслей топливно-энергетического комплекса на окружающую среду и адаптацию их к изменениям климата, в результате чего Российская Федерация внесет существенный вклад в переход к низкоуглеродному развитию мировой экономики, в международные усилия по сохранению окружающей среды и противодействию изменениям климата.
Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики"
Приоритеты и цели государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса отражены в документах стратегического планирования топливно-энергетического комплекса, основными из которых являются Доктрина и Энергетическая стратегия.
Приоритетами государственной энергетической политики Российской Федерации являются:
гарантированное обеспечение энергетической безопасности страны в целом и на уровне субъектов Российской Федерации, в особенности расположенных на геостратегических территориях;
первоочередное удовлетворение внутреннего спроса на продукцию и услуги в сфере энергетики;
переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике;
развитие конкуренции в конкурентных видах деятельности топливно-энергетического комплекса на внутреннем рынке;
рациональное природопользование и энергетическая эффективность;
максимально возможное использование оборудования, имеющего подтверждение производства на территории Российской Федерации;
повышение результативности и эффективности всех уровней управления в отраслях топливно-энергетического комплекса;
максимальное использование преимуществ централизованных систем энергоснабжения.
Цели государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики" (далее - Программа) находятся в непосредственной компетенции Министерства энергетики Российской Федерации, увязаны с достижением результатов 1-го этапа реализации Энергетической стратегии и плана мероприятий по реализации Энергетической стратегии, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. № 1447-р (далее - план мероприятий Энергетической стратегии) , соответствуют направлениям государственной политики в сфере энергетики, определенным в Энергетической стратегии, положениям Указа № 204, Указа № 474, комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р (далее - комплексный план) , Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым 29 сентября 2018 г. № 8028 п-П13, а именно:
цель 1 - продуктовая и географическая диверсификация экспорта энергетических ресурсов с достижением к концу 2030 года доли стран Азиатско-Тихоокеанского региона в общем объеме экспорта российских энергетических ресурсов в размере 76 процентов, доли сырья (сжиженные углеводородные газы, этан, нафта) , направляемого на нефтегазохимию, в размере 33 - 35 процентов, объема производства сжиженного природного газа в размере 100 млн. тонн, индекса физического объема энергетического экспорта в размере 101 процент к предыдущему году; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2023 № 1924)
цель 2 - повышение эффективности обеспечения потребностей внутреннего рынка Российской Федерации соответствующими объемами производства продукции и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса с поддержанием уровня 100 процентов обеспечения потребностей внутреннего рынка нефтепродуктами, произведенными на территории Российской Федерации, достижением к концу 2030 года среднего уровня газификации населения Российской Федерации в размере 82, 9 процента, доли выработки электрической энергии тепловыми электрическими станциями в теплофикационном цикле в размере не менее 33, 5 процента; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2023 № 1924)
цель 3 - уменьшение негативного воздействия отраслей топливно-энергетического комплекса на окружающую среду и адаптацию их к изменениям климата с достижением к концу 2030 года объема потребления метана на транспорте в размере 6, 8 млрд. куб. метров; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2023 № 1924)
цель 4 - повышение инвестиционной активности в отраслях топливно-энергетического комплекса с достижением к концу 2030 года индекса физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых" в размере не менее 115 процентов к уровню 2020 года и индекса физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром" в размере не менее 140 процентов к уровню 2020 года. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2023 № 1924)
Ключевыми результатами Программы по итогам реализации ее второго этапа будут:
увеличение доли сырья (сжиженные углеводородные газы, этан, нафта) , направляемого на нефтегазохимию;
увеличение объема производства сжиженного природного газа;
увеличение доли стран Азиатско-Тихоокеанского региона в общем объеме экспорта российских энергоресурсов;
повышение уровня газификации субъектов Российской Федерации;
обеспечение потребностей внутреннего рынка нефтепродуктами, произведенными на территории Российской Федерации;
повышение доли выработки электрической энергии тепловыми электрическими станциями в теплофикационном цикле;
снижение удельного расхода условного топлива на отпуск электрической энергии;
увеличение объемов потребления метана на транспорте;
рост объема инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности "Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых" и "Обеспечение электрической энергией, газом и паром";
увеличение объемов производства электротранспортных средств и количества быстрых зарядных станций.