Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. № 311
МОСКВА
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 25.12.2014 № 1487, от 04.09.2015 № 941, от 31.03.2017 № 377, от 30.03.2018 № 361, от 29.03.2019 № 375, от 31.03.2020 № 395, от 31.03.2021 № 500, от 17.11.2021 № 1974, от 21.10.2022 № 1877, от 12.05.2023 № 741, от 30.12.2023 № 2417, от 09.08.2024 № 1072, от 14.08.2025 № 1222, от 14.10.2025 № 1581)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.03.2018 № 361)
2. Министерству регионального развития Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. № 461-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 13, ст. 1623) .
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 15 апреля 2014 г. № 311 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 17 ноября 2021 г. № 1974)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"Социально-экономическое развитие Калининградской области"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 1877, от 12.05.2023 № 741, от 30.12.2023 № 2417, от 09.08.2024 № 1072, от 14.08.2025 № 1222, от 14.10.2025 № 1581)
Стратегические приоритеты в сфере государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области"
(Подраздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2025 № 1581)
Специфику развития Калининградской области определяет уникальное географическое положение региона. До введения санкционных ограничений близость к промышленно развитым странам Европы, потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций являлась конкурентным преимуществом Калининградской области, а в настоящее время это является существенным ограничением развития.
Для обеспечения национальных интересов Российской Федерации, повышения социально-экономического благополучия и общественно-политической стабильности в регионе реализуются меры, предусмотренные государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" (далее - Программа) , мероприятиями национальных проектов и отдельными поручениями Президента Российской Федерации, благодаря которым на протяжении ряда лет Калининградская область демонстрирует высокие темпы социально-экономического развития.
В 2022 году для Калининградской области так же, как и для других субъектов Российской Федерации, существенно изменились внешние и внутренние условия развития экономики и социальной сферы.
Введенные иностранными государствами санкционные ограничения отразились в первую очередь на динамике показателей промышленности. Предприятия Калининградской области столкнулись с такими проблемами, как разрыв налаженных партнерских связей, изменения в политике поставщиков, рост стоимости перевозок и их переориентирование с сухопутного транспорта на морской, перебои в поставках сырья и комплектующих.
В 2023 году, как и в 2022 году, сохранялись и оказывали влияние на социально-экономическое развитие Калининградской области транспортно-логистические ограничения, включающие в себя:
ограничения перевозок с помощью автотранспорта и железнодорожных перевозок через территорию Литовской Республики, постоянно расширяющийся список санкционных товаров, сокращение квот на железнодорожные перевозки;
ограничения морской инфраструктуры, в том числе недостаточное количество судов (железнодорожных паромов, судов для накатной техники) .
В 2022 году индекс обрабатывающих производств в сопоставимых ценах вырос на 11, 1 процента к уровню 2013 года. В 2022 году на фоне санкций индекс обрабатывающих производств снизился на 24, 3 процента к уровню 2021 года, в 2023 году темп падения замедлился, тем не менее снижение индекса обрабатывающих производств составило 2, 9 процента к уровню 2022 года.
Соответственно индекс физического объема валового регионального продукта в 2022 году в постоянных ценах к предыдущему году по Калининградской области составил 95, 5 процента, а индекс физического объема валового регионального продукта в 2022 году в постоянных ценах к предыдущему году по субъектам Российской Федерации - 100, 3 процента.
Вместе с тем отмечается стабильная динамика роста валового регионального продукта Калининградской области на душу населения в номинальном выражении (в 2022 году составил 715, 4 тыс. рублей, что на 7, 4 процента превышает уровень 2021 года и на 32, 3 процента - уровень 2020 года) .
В последние годы наблюдается существенный рост доходной базы региона. По итогам 2023 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета увеличились в 2, 7 раза относительно уровня 2013 года и составили 94, 4 млрд. рублей, доходы областного бюджета выросли в 3, 1 раза и составили 71, 8 млрд. рублей.
Суммарный объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников с 2014 по 2023 год превысил 1135 млрд. рублей, из них частные инвестиции составили порядка 890 млрд. рублей. Темпы роста инвестиций оказались положительными (за исключением 2014, 2015, 2019 и 2021 годов) , при этом максимальные темпы роста инвестиций отмечались в 2017 и 2023 годах на 37, 6 процента и 35, 1 процента соответственно. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) на душу населения в 2023 году достиг 140, 5 тыс. рублей, что в номинальном выражении в 2, 7 раза выше уровня 2013 года.
Поддержка калининградских предприятий с 2016 года способствовала снижению уровня безработицы. Если в 2016 году уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год составлял 5, 9 процента, то в 2022 году он снизился до 3, 1 процента. В 2023 году уровень безработицы составил 3 процента - это самый низкий показатель за последние 10 лет.
В части регистрируемой безработицы ситуация в регионе сложилась так, что на конец 2015 года численность безработных граждан, состоявших на учете в центрах занятости населения, составляла 6, 6 тыс. человек. Благодаря мероприятиям по сохранению занятости в течение 2016 - 2023 годов она снизилась до 2, 6 тыс. человек.
Отмечается рост оплаты труда и доходов населения в регионе. Вместе с тем по этому показателю сохраняется отставание в Калининградской области от среднероссийского уровня.
Среднедушевые денежные доходы в Калининградской области в 2023 году составили 43, 5 тыс. рублей (в 2013 году - 20, 1 тыс. рублей) , что стабильно ниже среднероссийских значений - 53, 6 тыс. рублей (в 2013 году - 25, 6 тыс. рублей) .
Отмечается улучшение показателей качества жизни населения Калининградской области, что обеспечено в том числе за счет реализации мероприятия по созданию современной социальной и инженерной инфраструктуры в населенных пунктах Калининградской области.
Наблюдается устойчивая динамика роста численности населения Калининградской области. Численность населения на 1 января 2024 г. (с учетом переписи населения) выросла относительно уровня 1 января 2014 г. на 69, 9 тыс. человек и составила 1033, 9 тыс. человек (на 1 января 2014 г. составляла 964 тыс. человек) . Рост численности населения региона обеспечен за счет положительного сальдо миграции. Суммарный миграционный прирост с 2014 по 2023 год составил 97, 8 тыс. человек. Максимальный прирост отмечен в 2021 году - 16, 1 тыс. человек.
В 2023 году ожидаемая продолжительность жизни в Калининградской области составила 73, 7 года против 70, 5 в 2013 году (по Российской Федерации ожидаемая продолжительность жизни в 2023 году составила 73, 4 года против 70, 8 в 2013 году) .
В Калининградской области отмечается нестабильная динамика загрузки мощностей транспортной инфраструктуры с 2014 по 2023 год. Завышенная стоимость транзита по территориям Литовской Республики и Республики Белоруссия главным образом влияла на снижение объема грузоперевозок как наземными видами транспорта, так и морским транспортом. Калининградский порт является неконкурентоспособным по отношению к другим российским портам ввиду зависимости от дополнительных затрат на дальнейшую транспортировку по белорусским и литовским железным дорогам до пунктов назначения.
Количество грузов, перевезенных железнодорожным транспортом, сократилось с 14 млн. тонн в 2013 году до 8, 1 млн. тонн в 2023 году, а количество грузов, переваленных калининградским портовым комплексом, - с 13, 7 млн. тонн до 9, 2 млн. тонн.
Наличие проблем, связанных с обеспечением транспортной доступности, со сложностями в реализации важных инфраструктурных проектов, оказывает негативное влияние на состояние экономической безопасности в Калининградской области. Для устранения указанных проблем требуется принятие комплексных решений.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы
(Подраздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2025 № 1581)
Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. № 4146-р, определены приоритетные направления развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав федеральных округов Российской Федерации и Арктической зоны Российской Федерации, и новых субъектов Российской Федерации. При этом приоритетным направлением является развитие геостратегических территорий Российской Федерации, к которым отнесена Калининградская область, характеризующаяся эксклавным положением, с учетом основных направлений развития федеральных округов Российской Федерации и положений соответствующих государственных программ Российской Федерации, разработанных в отношении геостратегических территорий Российской Федерации.
В число основных направлений развития Калининградской области, предусмотренных Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. № 4146-р, входят:
реализация проектов в сфере высоких технологий;
создание межрегионального кластера автомобильной промышленности, в том числе на базе площадок бывших автомобильных производств в Калининградской области;
снятие инфраструктурных ограничений в части сбалансированного использования портовых мощностей, транспортной безопасности Калининградской области;
обеспечение экономической безопасности Калининградской области, в том числе за счет:
развития производств высоких переделов, ориентированных на потребителей внутри региона;
организации устойчивого и доступного транспортного сообщения Калининградской области с основной территорией страны, в том числе путем субсидирования организаций воздушного и морского транспорта в целях обеспечения доступности воздушных и морских перевозок для жителей и организаций Калининградской области;
снижения зависимости экономики Калининградской области от перевозки грузов из других субъектов Российской Федерации и импорта за счет повышения глубины переработки продукции на территории региона.
Программа реализуется в качестве комплексной программы, предметом которой является достижение приоритетов и целей государственной политики на территории Калининградской области.
Целями государственной политики в сфере реализации Программы являются:
обеспечение Калининградской области социальной, транспортной и иной инфраструктурой в целях обеспечения устойчивого роста среднегодовой численности населения на уровне 1063, 8 тыс. человек в 2030 году;
обеспечение устойчивого функционирования организаций и предприятий региона и стабильности рынка труда в целях роста среднедушевых денежных доходов населения на уровне до 65, 3 тыс. рублей в 2030 году.
3. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере реализации Программы
Для достижения цели Программы "Обеспечение Калининградской области социальной, транспортной и иной инфраструктурой в целях достижения устойчивого роста численности населения на уровне 1063, 8 тыс. человек в 2030 году" предусмотрено решение следующих задач: (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 12.05.2023 № 741, от 30.12.2023 № 2417)
развитие социальной сферы;
развитие транспортной, инженерной и иной инфраструктуры.
Для достижения цели Программы "Обеспечение устойчивого функционирования организаций и предприятий региона и стабильности рынка труда в целях роста среднедушевых денежных доходов населения на уровне до 65, 3 тыс. рублей в 2030 году" предусмотрено решение задачи по улучшению экономических условий для организаций и предприятий региона. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 12.05.2023 № 741, от 30.12.2023 № 2417, от 14.10.2025 № 1581)
4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
(Подраздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2025 № 1581)
Программа способствует решению следующих задач, выполнение которых характеризует достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года":
в рамках национальной цели "Устойчивая и динамичная экономика" - обеспечение устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня инфляции, увеличение к 2030 году доли туристской отрасли в валовом внутреннем продукте до 5 процентов;
в рамках национальной цели "Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности" - создание к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей;
в рамках национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" - увеличение к 2030 году доли соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог федерального значения и дорог крупнейших городских агломераций не менее чем до 85 процентов, опорной сети автомобильных дорог - не менее чем до 85 процентов, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения - не менее чем до 60 процентов;
в рамках национальной цели "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи" - увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году и до 81 года к 2036 году, в том числе опережающий рост показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни.
5. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации, а также иные задачи в сфере реализации Программы
В Калининградской области функционирует особая экономическая зона на всей территории области, которая является реальным действующим механизмом привлечения инвестиций в регион, повышения налоговой базы, создания новых рабочих мест, а также обеспечения темпов экономического роста и качества жизни.
Территориальная удаленность от основной части Российской Федерации определяет необходимость не только укрепления социально-экономических связей и обеспечения доступности прямой транспортной связи (морской и авиационной) , но и повышения уровня жизни населения региона до сопоставимого (или выше) с уровнем жизни в приграничных странах Европейского союза.
Деятельность органов государственной власти Калининградской области оказывает существенное влияние на результаты реализации Программы, в том числе в части:
эффективного и результативного использования бюджетных средств;
достижения установленных значений результатов использования субсидий и выполнения иных обязательств в соответствии с соглашениями, заключенными с федеральными органами исполнительной власти;
разработки предложений по формированию мероприятий Программы, направленных на социально-экономическое развитие Калининградской области, и решения специфических проблем в соответствующих отраслях экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации Программы предусмотрено в качестве получателей бюджетных средств в формах субвенции и субсидии на реализацию мероприятий, в том числе по строительству и реконструкции объектов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности Калининградской области. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2023 № 2417)
Финансирование мероприятий, предусмотренных федеральными проектами по социально-экономическому развитию Калининградской области, являющимися основными инструментами реализации Программы, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации Программы заключается в эффективной реализации мероприятий указанных федеральных проектов уполномоченными органами государственной власти Калининградской области.
В результате реализации Программы к 2030 году будут достигнуты следующие значения показателей: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2023 № 2417)
численность населения (среднегодовая) увеличится до 1063, 8 тыс. человек; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 12.05.2023 № 741, от 30.12.2023 № 2417)
абзац; (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2023 № 741)
численность официально зарегистрированных безработных составит 2, 1 тыс. человек; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 30.12.2023 № 2417, от 14.10.2025 № 1581)
среднедушевые денежные доходы населения возрастут до 65, 3 тыс. рублей. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 30.12.2023 № 2417, от 14.10.2025 № 1581)
Деятельность органов государственной власти Калининградской области оказывает существенное влияние на результаты реализации Программы. В частности, они должны обеспечить реализацию следующих мероприятий:
эффективное и результативное использование бюджетных средств;
достижение установленных значений результатов использования субсидий и выполнение иных обязательств в соответствии с соглашениями, заключенными с федеральными органами исполнительной власти;
разработка предложений по формированию мероприятий Программы, направленных на социально-экономическое развитие Калининградской области, и решение специфических проблем в соответствующих отраслях экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации.
Финансирование мероприятий, предусмотренных Программой, осуществляется за счет средств федераль