Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. № 311
МОСКВА
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 25.12.2014 № 1487, от 04.09.2015 № 941, от 31.03.2017 № 377, от 30.03.2018 № 361, от 29.03.2019 № 375, от 31.03.2020 № 395, от 31.03.2021 № 500, от 17.11.2021 № 1974, от 21.10.2022 № 1877, от 12.05.2023 № 741, от 30.12.2023 № 2417, от 09.08.2024 № 1072)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.03.2018 № 361)
2. Министерству регионального развития Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. № 461-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 13, ст. 1623) .
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 15 апреля 2014 г. № 311 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 17 ноября 2021 г. № 1974)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"Социально-экономическое развитие Калининградской области"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 1877, от 12.05.2023 № 741, от 30.12.2023 № 2417, от 09.08.2024 № 1072)
Стратегические приоритеты в сфере государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации Программы
(Подраздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2023 № 2417)
Специфику развития Калининградской области определяет уникальное географическое положение региона. До введения санкционных ограничений близость к промышленно развитым странам Европы, потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций являлась конкурентным преимуществом Калининградской области, а в настоящее время это является существенным ограничением развития.
Для обеспечения национальных интересов Российской Федерации, повышения социально-экономического благополучия и общественно-политической стабильности в регионе реализуются меры, предусмотренные государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" (далее - Программа) , мероприятиями национальных проектов и отдельными поручениями Президента Российской Федерации, благодаря которым на протяжении ряда лет Калининградская область демонстрировала высокие темпы социально-экономического развития.
Индекс физического объема валового регионального продукта в 2021 году в постоянных ценах к предыдущему году по Калининградской области составил 109 процентов, а индекс физического объема валового регионального продукта в 2021 году в постоянных ценах к предыдущему году по субъектам Российской Федерации - 107, 3 процента.
Отмечается стабильная динамика роста валового регионального продукта Калининградской области на душу населения: в 2021 году он составил 659, 7 тыс. рублей, что на 22 процента превышает уровень 2020 года.
В 2022 году для Калининградской области так же, как и для других субъектов Российской Федерации, существенно поменялись внешние и внутренние условия развития экономики и социальной сферы. На фоне беспрецедентного санкционного давления Калининградская область ввиду ее географического положения оказывается в более сложной ситуации относительно других субъектов Российской Федерации.
Введенные иностранными государствами санкционные ограничения отразились в первую очередь на динамике показателей промышленности, торговли, транспорта и логистики.
Предприятия Калининградской области столкнулись с такими проблемами, как разрыв налаженных партнерских связей, изменения в политике поставщиков, рост стоимости перевозок и переориентирование с сухопутного транспорта на морской, перебои в поставках сырья и комплектующих.
В 2021 году индекс обрабатывающих производств в сопоставимых ценах вырос на 11, 1 процента к уровню 2013 года. В 2022 году на фоне санкций индекс производства снизился на 20, 5 процента к уровню 2021 года.
В последние годы наблюдается существенный рост доходной базы региона. По итогам 2022 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета увеличились в 2, 5 раза относительно уровня 2013 года и составили 87, 5 млрд. рублей, доходы областного бюджета выросли в 2, 9 раза и составили 65, 9 млрд. рублей.
Суммарный объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников за период с 2014 по 2022 год превысил 967 млрд. рублей, из них частные инвестиции составили 763 млрд. рублей. За исключением 2014, 2015, 2019 и 2021 годов, темпы роста инвестиций были положительными, при этом максимальные темпы роста были отмечены в 2017 и 2022 годах на 37, 6 процента и 20, 2 процента соответственно. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) на душу населения в 2022 году достиг 115, 9 тыс. рублей, что в номинальном выражении в 2, 2 раза выше уровня 2013 года.
Поддержка калининградских предприятий с 2016 года способствовала снижению уровня безработицы. Если в 2016 году уровень безработицы по методологии Международной организации труда в среднем за год составлял 6 процентов, то в 2022 году он снизился до 3, 1 процента.
В части регистрируемой безработицы ситуация сложилась следующим образом. На конец 2015 года численность безработных граждан, состоявших на учете в центрах занятости населения, составляла 6, 6 тыс. человек. Благодаря мероприятиям по сохранению занятости в течение 2016 - 2022 годов она снизилась до 4, 2 тыс. человек.
Отмечается рост оплаты труда и доходов населения в регионе. Вместе с тем по данному показателю сохраняется отставание от среднероссийского уровня.
Благодаря принятым антикризисным мерам, включая программы предоставления льготных займов субъектам малого и среднего предпринимательства и промышленным предприятиям, субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на компенсацию первоочередных расходов, удалось не допустить снижения доходов населения.
Среднедушевые денежные доходы в Калининградской области в 2022 году составили 34, 2 тыс. рублей (в 2013 году - 20, 1 тыс. рублей) , что стабильно ниже среднероссийских значений - 44, 9 тыс. рублей (в 2013 году - 25, 7 тыс. рублей) .
Отмечается улучшение показателей качества жизни населения, что обеспечено в том числе за счет реализации таких мероприятий, как создание современной социальной и инженерной инфраструктуры в населенных пунктах области.
Наблюдается устойчивая динамика роста численности населения Калининградской области. Численность населения на 1 января 2023 г. (с учетом переписи населения) выросла относительно уровня 1 января 2014 г. на 69, 2 тыс. человек и составила 1032, 3 тыс. человек (на 1 января 2014 г. составляла 963, 1 тыс. человек) . Рост численности населения региона обеспечен за счет положительного сальдо миграции. Суммарный миграционный прирост за период с 2014 по 2022 год составил 89, 2 тыс. человек. Максимальный прирост отмечен в 2021 году - 16, 1 тыс. человек.
В 2022 году ожидаемая продолжительность жизни в Калининградской области составила 73, 1 года против 70, 5 в 2013 году (по Российской Федерации ожидаемая продолжительность жизни в 2022 году составила 72, 7 года против 70, 8 в 2013 году) .
В Калининградской области отмечается нестабильная динамика загрузки мощностей транспортной инфраструктуры в период с 2014 по 2022 год. Завышенная стоимость транзита по территориям Литвы и Белоруссии главным образом влияла на снижение объема грузоперевозок как наземными видами транспорта, так и морским транспортом. Калининградский порт является неконкурентоспособным по отношению к другим российским портам ввиду зависимости от дополнительных затрат на дальнейшую транспортировку по белорусским и литовским железным дорогам до пунктов назначения.
Количество грузов, перевезенных железнодорожным транспортом, сократилось с 14 млн. тонн в 2013 году до 10, 2 млн. тонн в 2022 году, а количество грузов, переваленных калининградским портовым комплексом, с 13, 7 млн. тонн до 8, 3 млн. тонн.
Наличие проблем, связанных с обеспечением транспортной доступности, со сложностями в реализации важных инфраструктурных проектов, оказывает негативное влияние на состояние экономической безопасности в Калининградской области. Для устранения названных проблем требуется принятие комплексных решений.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы
Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р, определены основные направления социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, относящихся к приоритетным геостратегическим территориям Российской Федерации, характеризующимся эксклавным положением, к которым отнесена и Калининградская область. В число приоритетных направлений, обозначенных в указанной Стратегии, которые, в свою очередь, являются приоритетами в сфере реализации Программы, входят:
обеспечение транспортной безопасности;
обеспечение уровня жизни, сопоставимого (или выше) с общероссийским уровнем жизни (для Калининградской области - сопоставимого (или выше) с уровнем жизни в приграничных странах Европейского союза) ;
обеспечение темпов экономического роста, сопоставимых (или выше) с общероссийскими темпами экономического роста (для Калининградской области - сопоставимого (или выше) с темпами экономического роста в приграничных странах Европейского союза) ;
сохранение существующих особых режимов ведения предпринимательской деятельности.
Программа реализуется в качестве комплексной программы, предметом которой является достижение приоритетов и целей государственной политики на территории Калининградской области.
Целями государственной политики в сфере реализации Программы являются:
обеспечение Калининградской области социальной, транспортной и иной инфраструктурой в целях достижения устойчивого роста среднегодовой численности населения на уровне 1063, 8 тыс. человек в 2030 году; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 12.05.2023 № 741, от 30.12.2023 № 2417)
обеспечение устойчивого функционирования организаций и предприятий региона и стабильности рынка труда в целях роста среднедушевых денежных доходов населения на уровне до 54, 3 тыс. рублей в 2030 году. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 12.05.2023 № 741, от 30.12.2023 № 2417)
3. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере реализации Программы
Для достижения цели Программы "Обеспечение Калининградской области социальной, транспортной и иной инфраструктурой в целях достижения устойчивого роста численности населения на уровне 1063, 8 тыс. человек в 2030 году" предусмотрено решение следующих задач: (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 12.05.2023 № 741, от 30.12.2023 № 2417)
развитие социальной сферы;
развитие транспортной, инженерной и иной инфраструктуры.
Для достижения цели Программы "Обеспечение устойчивого функционирования организаций и предприятий региона и стабильности рынка труда в целях роста среднедушевых денежных доходов населения на уровне до 54, 3 тыс. рублей в 2030 году" предусмотрено решение задачи по улучшению экономических условий для организаций и предприятий региона. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 12.05.2023 № 741, от 30.12.2023 № 2417)
4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями
Программа способствует решению следующих задач национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
в рамках национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" - обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции, увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек и реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;
в рамках национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" - формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и увеличение числа посещений культурных мероприятий в 3 раза по сравнению с показателем 2019 года; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2023 № 2417)
в рамках национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" - обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов и улучшение качества городской среды в полтора раза;
в рамках национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" - обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации, снижение уровня бедности в 2 раза по сравнению с показателем 2017 года и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет.
5. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации, а также иные задачи в сфере реализации Программы
В Калининградской области функционирует особая экономическая зона на всей территории области, которая является реальным действующим механизмом привлечения инвестиций в регион, повышения налоговой базы, создания новых рабочих мест, а также обеспечения темпов экономического роста и качества жизни.
Территориальная удаленность от основной части Российской Федерации определяет необходимость не только укрепления социально-экономических связей и обеспечения доступности прямой транспортной связи (морской и авиационной) , но и повышения уровня жизни населения региона до сопоставимого (или выше) с уровнем жизни в приграничных странах Европейского союза.
Деятельность органов государственной власти Калининградской области оказывает существенное влияние на результаты реализации Программы, в том числе в части:
эффективного и результативного использования бюджетных средств;
достижения установленных значений результатов использования субсидий и выполнения иных обязательств в соответствии с соглашениями, заключенными с федеральными органами исполнительной власти;
разработки предложений по формированию мероприятий Программы, направленных на социально-экономическое развитие Калининградской области, и решения специфических проблем в соответствующих отраслях экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации Программы предусмотрено в качестве получателей бюджетных средств в формах субвенции и субсидии на реализацию мероприятий, в том числе по строительству и реконструкции объектов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности Калининградской области. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2023 № 2417)
Финансирование мероприятий, предусмотренных федеральными проектами по социально-экономическому развитию Калининградской области, являющимися основными инструментами реализации Программы, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации Программы заключается в эффективной реализации мероприятий указанных федеральных проектов уполномоченными органами государственной власти Калининградской области.
В результате реализации Программы к 2030 году будут достигнуты следующие значения показателей: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2023 № 2417)
численность населения (среднегодовая) увеличится до 1063, 8 тыс. человек; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 12.05.2023 № 741, от 30.12.2023 № 2417)
абзац; (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2023 № 741)
численность официально зарегистрированных безработных составит 4 тыс. человек; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2023 № 2417)
среднедушевые денежные доходы населения возрастут до 54, 3 тыс. рублей. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2023 № 2417)
Деятельность органов государственной власти Калининградской области оказывает существенное влияние на результаты реализации Программы. В частности, они должны обеспечить реализацию следующих мероприятий:
эффективное и результативное использование бюджетных средств;
достижение установленных значений результатов использования субсидий и выполнение иных обязательств в соответствии с соглашениями, заключенными с федеральными органами исполнительной власти;
разработка предложений по формированию мероприятий Программы, направленных на социально-экономическое развитие Калининградской области, и решение специфических проблем в соответствующих отраслях экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации.
Финансирование мероприятий, предусмотренных Программой, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации Программы заключается в эффективной реализации ее мероприятий. Эти функции будут осуществляться уполномоченными органами государственной власти Калининградской области.
Сроки реализации мероприятий Программы устанавливаются единым аналитическим планом реализации Программы.
В случае нарушения установленных указанным планом сроков ввода в эксплуатацию объектов, предусмотренных к реализации в рамках Программы, высший исполнительный орган Калининградской области представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации информацию о должностных лицах исполнительных органов Калининградской области (ответственных исполнителей) , допустивших указанное нарушение, и о принятых в отношении таких лиц мерах дисциплинарной ответственности с приложением подтверждающих документов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 1877)
В рамках обеспечения достижения показателей социально-экономического развития Калининградской области, входящей в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации, необходима реализация значимых мероприятий.
В ре