ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 декабря 2013 г. № 2516-р
МОСКВА
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 № 1027-р; Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2017 № 1245)
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (далее - Концепция) .
2. Установить, что реализация Концепции осуществляется в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам в федеральном бюджете на руководство и управление в установленной сфере деятельности.
3. Минкомсвязи России по согласованию с Минэкономразвития России, иными заинтересованными федеральными органами государственной власти и государственными внебюджетными фондами:
до 20 января 2014 г. представить в Правительство Российской Федерации план мероприятий ("дорожную карту") по реализации Концепции, предусмотрев мероприятия по ее финансово-экономическому обеспечению;
до 1 июня 2014 г. представить на рассмотрение Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности концепцию региональной информатизации.
4. Федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам руководствоваться положениями Концепции при решении задач в сфере повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде и обеспечения их доступности.
5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции при решении задач в сфере повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде и обеспечения их доступности.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 25 декабря 2013 г. № 2516-р
КОНЦЕПЦИЯ развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 № 1027-р; Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2017 № 1245)
I. Введение
Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (далее - Концепция) разработана во исполнение пункта 4 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 19 сентября 2013 г. № 1.
В Концепции устанавливаются основные цели, принципы и направления деятельности по дальнейшему развитию механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде на период до 2016 года, определена организационная модель управления этой деятельностью.
Основными направлениями деятельности по развитию механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде в Концепции определены:
оптимизация процедур предоставления услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ) , с помощью информационных технологий (далее - услуги) ;
совершенствование инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления услуг (далее - инфраструктура электронного взаимодействия) .
Концепция ориентирована на повышение уровня удовлетворенности граждан и организаций результатами взаимодействия с органами государственной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и иными организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ) (далее - органы (организации) , предоставляющие услуги) , при получении услуг.
Результатами реализации Концепции должны стать повышение доступности услуг для граждан и организаций, упрощение процедур взаимодействия с органами (организациями) , предоставляющими услуги, снижение коррупционных рисков, повышение эффективности бюджетных расходов.
1. Место Концепции в системе актов в соответствующей сфере
Концепция предусматривает выполнение мероприятий, необходимых для решения задач по развитию информационного общества, определенных Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212.
Реализация Концепции направлена на решение следующих задач, обозначенных в Стратегии:
формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг;
повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления.
Концепция учитывает положения Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
Предусмотренные Концепцией мероприятия по развитию инфраструктуры электронного взаимодействия учитывают мероприятия, запланированные государственной программой Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы) " (подпрограмма "Информационное государство") , утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р.
В части направлений и мер по оптимизации процедур предоставления услуг в Концепции развиваются положения утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 1021-р Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, которые касаются:
приведения административных регламентов в соответствие с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
обеспечения актуальности и юридической значимости информации об услугах и функциях, размещаемой в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) " (далее - Федеральный реестр услуг) и публикуемой в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) " (далее - Единый портал) ;
интеграции информационных систем поддержки деятельности многофункциональных центров с автоматизированными системами органов (организаций) , предоставляющих услуги, организаций, участвующих в предоставлении услуг, а также с Единым порталом;
обеспечения получения всех необходимых для предоставления услуг сведений из органов государственной власти и органов местного самоуправления, запрета требования о предоставлении таких сведений от заявителей.
Для продолжения и завершения мероприятий по оптимизации предоставления услуг помимо Концепции Министерством экономического развития Российской Федерации в настоящее время разрабатывается концепция совершенствования порядка предоставления государственных и муниципальных услуг.
В целях оптимизации предоставления услуг на уровне субъектов Российской Федерации должна быть разработана концепция региональной информатизации, учитывающая особенности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
2. Текущее состояние электронного правительства в Российской Федерации
Реализация мероприятий по внедрению информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов (организаций) , предоставляющих услуги, в 2002 - 2013 годах позволила:
сформировать основы ведомственной, региональной, а в некоторых случаях и муниципальной инфраструктуры электронного взаимодействия;
начать формирование общефедеральной инфраструктуры электронного взаимодействия;
приступить к предоставлению услуг, в том числе с использованием межведомственного взаимодействия;
сформировать основы нормативного правового обеспечения использования информационных технологий в деятельности органов (организаций) , предоставляющих услуги.
В то же время практика выполнения мероприятий по формированию электронного правительства выявила ряд проблем, которые снижают эффективность деятельности по переходу на предоставление услуг в электронном виде.
По состоянию на ноябрь 2013 г. более 4, 5 процента граждан страны зарегистрированы на Едином портале (по данным Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в 2010 году - 0, 15 процента, в 2012 году - 1, 8 процента) , где опубликованы сведения о предоставлении 627 услуг на федеральном уровне и более 100000 услуг - на региональном и муниципальном уровнях. При этом доля корректной и актуальной информации о предоставлении услуг на федеральном уровне и формах заявлений, опубликованной на Едином портале (I и II этапы перехода на предоставление услуг в электронном виде) , по данным Министерства экономического развития Российской Федерации, составляет 53 процента (в 2010 году - 66 процентов, в 2012 году - 43, 5 процента) . Аналогичный показатель в отношении предоставления услуг на региональном и муниципальном уровнях составляет 55, 5 процента.
Техническая возможность подать заявление и получить уведомление об этом через Единый портал (начальная фаза III этапа) реализована для 9, 7 процента услуг, предоставляемых на федеральном уровне (61 из 627) , и 10, 7 процента услуг, предоставляемых на региональном и муниципальном уровнях (оценка по выборке из 4150 услуг) , тогда как к настоящему времени переход на III этап должен быть реализован для всех услуг.
Возможность получения результата предоставления услуги через Единый портал (V этап) реализована для 3, 3 процента (21 из 627) услуг, предоставляемых на федеральном уровне и не требующих принятия решений в процессе их предоставления. Из 4150 вошедших в выборку услуг, предоставляемых на региональном и муниципальном уровнях, результаты в электронном виде доступны лишь для 47 (1, 1 процента) услуг.
Установленные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" показатели, в частности повышение к 2018 году до 70 процентов доли граждан, использующих механизм получения услуг в электронном виде, недостижимы при сохранении текущей динамики.
Основной способ удаленного доступа к услугам - Единый портал недостаточно ориентирован на потребности пользователей. Например, доля услуг, предоставляемых на федеральном уровне, информацию о которых можно найти на Едином портале с помощью поиска и навигационных инструментов, составляет 71 процент (в 2010 году - 76 процентов, в 2012 году - 60 процентов) . Размещенные на Едином портале услуги практически не могут быть обнаружены через внешние поисковые системы по ключевым словам. Лишь для малого числа услуг реализована возможность предварительного заполнения электронных форм и заявлений. Не налажено информирование заявителей о текущем статусе предоставления услуг.
Значительное число востребованных услуг, предоставляемых на федеральном уровне, отсутствует на Едином портале и доступно в электронной форме только через официальные сайты органов (организаций) , предоставляющих услуги, или через специализированных операторов, в том числе за плату. При этом такие сайты часто не интегрированы с Единым порталом и Единой системой идентификации и аутентификации. Аналогично обстоят дела с услугами, предоставляемыми на региональном и муниципальном уровнях. Указанные обстоятельства требуют от граждан многократных регистраций и предоставления одних и тех же персональных данных различным операторам информационных систем.
При переходе на предоставление услуг в электронном виде, так же как и при организации межведомственного взаимодействия, не проводится оптимизация административных процедур, что не позволяет реализовать преимущества автоматизации. Расходы органов (организаций) , предоставляющих услуги, на взаимодействие с заявителями, несмотря на значительные бюджетные расходы на информационно-коммуникационные технологии, не сокращаются.
Не созданы удобные и доступные механизмы перевода документов из бумажной формы в электронную, а правовая база предоставления услуг часто не предусматривает электронной формы взаимодействия. Например, лишь для единичных услуг установлена допустимость дистанционной подачи заявления и получения результата предоставления услуг, утверждены нормативным правовым актом электронные формы заявлений, а результаты предоставленных услуг имеют все необходимые реквизиты, заверены электронной подписью и могут использоваться при взаимодействии с органами (организациями) , предоставляющими услуги, и в гражданском обороте. Использование электронной формы получения услуг в редких случаях уменьшает для заявителя число посещений органа (организации) , предоставляющего услуги, или устраняет необходимость подачи бумажных документов.
Аудит текущего состояния инфраструктуры электронного взаимодействия демонстрирует ряд технических и организационных недостатков, ограничивающих развитие электронного правительства, так как она создавалась последовательно, по мере возникновения новых задач, без проектирования технической архитектуры, стандартизации внешних интерфейсов, должного документирования информационных систем и порядка их эксплуатации. Сформированная инфраструктура электронного взаимодействия недостаточно управляема и имеет ограничения по развитию. Избыточные архитектурные решения ведут к завышенным затратам на поддержку и эксплуатацию дорогостоящего и быстро устаревающего оборудования. При этом в силу принятых проектных и организационных решений рост числа пользователей инфраструктуры электронного взаимодействия и нагрузки на нее ведет к ее неоправданному усложнению, повышенной нагрузке на ее элементы, к росту издержек на поддержку и развитие, снижает надежность функционирования.
В настоящее время основными органами, осуществляющими управление и координацию в областях, связанных с формированием электронного правительства, являются:
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Министерство экономического развития Российской Федерации;
Правительственная комиссия по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности;
Правительственная комиссия по проведению административной реформы.
Нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации полномочия указанных органов распределены следующим образом:
функции по методологической, консультационной поддержке и мониторингу оптимизации порядка предоставления услуг и исполнения функций находятся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации;
остальные функции по развитию электронного правительства, в том числе по формированию инфраструктуры электронного взаимодействия и координации расходов на ведомственную информатизацию, - в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Правительственная комиссия по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности обладает полномочиями в сфере информатизации государственного управления. Органом, координирующим процесс реформирования государственного управления и ответственным за проведение организационных и управленческих мероприятий по реформированию органов власти, является Правительственная комиссия по проведению административной реформы.
II. Целевая модель
Меры, предусмотренные Концепцией, направлены на повышение эффективности деятельности по формированию в Российской Федерации электронного правительства и предполагают повышение доли граждан, использующих механизм получения услуг в электронном виде, до 70 процентов. Реализация указанных мер также позволит повысить уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления услуг до 90 процентов.
Для достижения указанных показателей необходимо обеспечить гражданам удобство и предсказуемость процедур взаимодействия с органами (организациями) , предоставляющими услуги, при получении услуг. Процедуры получения услуг должны отвечать обоснованным ожиданиям граждан, сформированным в результате их опыта взаимодействия с организациями, работающими на конкурентных рынках (интернет-магазинами, банками и др.) . Интерфейсы, реализующие взаимодействие с органами (организациями) , предоставляющими услуги, должны быть удобными и понятными. Проектирование регламентов взаимодействия и элементов интерфейсов, оценка понимания и удобства реализованных процедур должна осуществляться на основе изучения сценариев поведения граждан с помощью опросных методов и фокус-групп. Требования к процедурам предоставления услуг, направленные на обеспечение их удобного и понятного использования, должны быть закреплены нормативно.
Заявителю должны предоставляться удобные сервисы идентификации и аутентификации, навигационные и поисковые сервисы, информация о доступных ему услугах, в том числе в привязке к жизненным ситуациям, контекстные подсказки, сервисы автоматизированного заполнения форм заявлений с использованием персональных данных и иных сведений, доступных органу (организации) , предоставляющему услуги.
В случае неработоспособности тех или иных сервисов пользователю должна своевременно предоставляться информация об этом, а также о сроке восстановления работоспособности. Заявителю должны быть доступны интерактивные инструменты оценки качества процедур предоставления услуг.
В соответствии с законодательством Российской Федерации заявителю должны предоставляться средства отображения содержания документов, подписываемых им в электронном виде.
Необходимо также минимизировать временные и финансовые расходы граждан, связанные с получением услуг. Заявитель должен получать услуги с минимальными временными затратами, включая затраты на подготовку документов, регистрацию на порталах, обучение работе с новыми технологиями, посещение органов (организаций) , предоставляющих услуги, ожидание в очереди, ожидание результата предоставления услуг, а также с минимальными финансовыми затратами, включая как затраты на оплату государственной пошлины, так и сопутствующие неофициальные расходы (обращение к посредникам, приобретение программного обеспечения, консультации и др.) . Минимизации также подлежит число посещений ведомства.
Процедуры получения услуг должны быть по возможности формализованы, прежде всего в части причин, касающихся отказа в предоставлении услуг. Все необходимые процедуры, требования к гражданину, критерии принятия решений устанавливаются нормативно, а также дополнительно излагаются на доступном для заявителя языке. Услуги должны пройти аудит и оптимизацию, направленные на сокращение требований к заявителям, их финансовых и временных расходов.
Важно обеспечить гражданам доступность различных форм (способов) получения услуг. Гражданину должны быть по его выбору доступны следующие способы и формы взаимодействия с органами (организациями) , предоставляющими услуги:
очное обращение в территориальное подразделение органа (организации) , предоставляющего услуги, или многофункциональные центры предоставления услуг (далее - многофункциональные центры) ;
обращение в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи через Единый портал или региональные порталы государственных услуг, официальные сайты органов (организаций) , предоставляющих услуги;
обращени