О федеральной целевой программе "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2009 г. № 985
МОСКВА
О федеральной целевой программе "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 24.12.2010 № 1105, от 05.12.2011 № 1005, от 21.06.2012 № 617, от 18.12.2012 № 1332, от 12.12.2013 № 1151, от 02.09.2014 № 890, от 29.08.2015 № 911, от 31.12.2016 № 1589, от 14.12.2018 № 1559)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы" (далее - Программа) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.08.2015 № 911)
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2009 - 2018 годах региональных целевых программ учитывать положения Программы. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.08.2015 № 911)
Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 3 декабря 2009 г. № 985 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2015 г. № 911)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА"Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 1589, от 14.12.2018 № 1559)
ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы" |
Основание для разработки Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1349-р;Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 г. № 715 |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2018 № 1559) |
Государственные заказчики Программы | - | Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2018 № 1559) Федеральное агентство связи, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям |
Основные разработчики Программы | - | Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2018 № 1559) федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", федеральное государственное унитарное предприятие "Космическая связь", акционерное общество "Газпром космические системы" (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2018 № 1559) |
Цели Программы | - | развитие информационного пространства Российской Федерации;обеспечение населения Российской Федерации многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов заданного качества;повышение эффективности функционирования телерадиовещания |
Задачи Программы | - | модернизация инфраструктуры государственных сетей телевизионного вещания;перевод государственных сетей телерадиовещания на цифровые технологии;обеспечение потребностей распределения телерадиоканалов спутниковым ресурсом;обеспечение населения Российской Федерации региональным цифровым эфирным телерадиовещанием;абзац; (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2018 № 1559) |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 1589) | - | численность населения Российской Федерации, не охваченного телевизионным вещанием, на конечном этапе реализации Программы - меньше тысячи человек;доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, - 100 процентов;площадь территории субъектов Российской Федерации, охваченных цифровым эфирным вещанием общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов (с охватом не менее 50 процентов населения субъекта Российской Федерации) , - 17125407 кв. километров; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 1589) доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема 20 цифровых телеканалов свободного доступа в местах постоянного проживания, - 98, 1 процента;доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема цифровых эфирных общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов и охваченного телерадиооповещением о чрезвычайных ситуациях в местах постоянного проживания, - 98, 4 процента;количество субъектов Российской Федерации, охваченных цифровым эфирным вещанием общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов (с охватом не менее 95 процентов населения субъекта Российской Федерации) , - 85; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 1589) доля населения Российской Федерации, не охваченного региональным цифровым эфирным телерадиовещанием в местах постоянного проживания, - 1, 6 процента |
Срок и этапы реализации Программы | - | 2009 - 2018 годы:первый этап - 2009 год;второй этап - 2010 - 2018 годы |
Объем и источники финансирования Программы | - | всего по Программе предусматривается 167532, 865 млн. рублей (в ценах соответствующих лет) , (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 1589, от 14.12.2018 № 1559) в том числе:за счет средств федерального бюджета - 97123, 595 млн. рублей (в ценах соответствующих лет) , (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 1589) из них:капитальные вложения - 43530, 667 млн. рублей, в том числе бюджетные инвестиции - 33432, 08 млн. рублей, субсидии федеральным государственным унитарным предприятиям - 10098, 587 млн. рублей; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 1589) прочие нужды - 53592, 928 млн. рублей; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 1589) за счет средств внебюджетных источников - 70409, 27 млн. рублей, (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 1589, от 14.12.2018 № 1559) из них:капитальные вложения - 27630, 938 млн. рублей; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 1589, от 14.12.2018 № 1559) прочие нужды - 42778, 332 млн. рублей (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 1589, от 14.12.2018 № 1559) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 1589) | - | обеспечение 98, 4 процента населения Российской Федерации возможностью приема цифровых эфирных общедоступных телеканалов и радиоканалов и телерадиооповещением о чрезвычайных ситуациях в местах постоянного проживания;обеспечение 98, 1 процента населения Российской Федерации возможностью приема 20 цифровых телеканалов свободного доступа в местах постоянного проживания;высвобождение и последующее рациональное использование ограниченного радиочастотного ресурса в масштабах страны;рост доли отрасли телерадиовещания в валовом внутреннем продукте страны |
(Паспорт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.08.2015 № 911)
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Состояние телерадиовещания как важнейшего средства массовой информации, направления и темпы его развития имеют первостепенное значение для социальной стабильности общества, информационной безопасности государства, экономической активности и духовного развития населения, что нашло отражение в решении о разработке комплекса мер по формированию современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры.
Основу государственной системы телерадиовещания составляют федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания", федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - государственный оператор связи) , открытое акционерное общество "Первый канал", федеральное государственное унитарное предприятие "Космическая связь", федеральное государственное унитарное предприятие "Телевизионный технический центр "Останкино".
Наземный сегмент государственной телевизионной и радиовещательной сети составляют региональные, республиканские, краевые и областные радиотелевизионные передающие центры, входящие в состав государственного оператора связи, ответственного за эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов (далее - обязательные телерадиоканалы) на всей территории Российской Федерации, а также за создание и развертывание сетей цифрового эфирного телерадиовещания для эфирной цифровой наземной трансляции обязательных телерадиоканалов, вещание которых осуществляется такими телерадиовещательными организациями, как федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания", открытое акционерное общество "Первый канал", открытое акционерное общество "Телерадиокомпания "Петербург", акционерное общество "Телекомпания НТВ", закрытое акционерное общество "Карусель", автономная некоммерческая организация "Общественное телевидение России", акционерное общество "ТВ Центр" и общество с ограниченной ответственностью "Национальный спортивный канал" (далее - первый мультиплекс) .
В Российской Федерации имеются существенные различия в доступности эфирных аналоговых телевизионных каналов в различных населенных пунктах страны. На начало 2009 года около 1, 6 млн. человек, проживающих примерно в 10 тыс. населенных пунктов, не были охвачены аналоговым телевизионным вещанием, а более 3 млн. человек имели возможность принимать лишь одну аналоговую телевизионную программу.
Доведение охвата населения Российской Федерации многоканальным вещанием до современного уровня требует организации трансляции новых телерадиоканалов, однако распространение телерадиоканалов в общероссийском масштабе в аналоговом формате является на сегодняшний день энерго-, материало- и трудозатратным. С учетом ограниченности свободного радиочастотного ресурса модернизация аналоговых сетей вещания по принципу воспроизводства становится бесперспективной, а развитие - невозможным.
Если основу информационного обеспечения населения страны составляет созданная в течение нескольких десятилетий государственная система бесплатного эфирного телерадиовещания, то задачи обновления инфраструктуры наземного вещания и перехода на современные цифровые технологии подготовки и трансляции телерадиоканалов носят неотложный характер и имеют первостепенное значение в соответствии с приоритетами развития Российской Федерации. Существенным фактором, определившим сроки такого перехода, стало принятое в 2006 году на региональной конференции радиосвязи по планированию цифровой наземной радиовещательной службы и ратифицированное администрациями связи государств - участников Международного союза электросвязи, в том числе Российской Федерации, соглашение, в соответствии с которым был определен срок окончания перехода на цифровое эфирное телерадиовещание - 17 июня 2015 г. Согласно указанному соглашению аналоговые станции телевизионного вещания, работающие в приграничных районах, после 17 июня 2015 г. могут продолжать работу на вторичной основе, то есть не создавая неприемлемых помех и не требуя защиты от помех радиоэлектронных средств, работающих в соответствии с указанным соглашением.
Решение указанных проблем невозможно без участия государства и использования программно-целевого метода, так как инфраструктура бесплатного эфирного телевизионного вещания и радиочастотный ресурс находятся в федеральной собственности, реализация в установленные сроки мероприятий по развитию телерадиовещания требует межрегиональной и межотраслевой координации и внедрения принципов индикативного бюджетного планирования, ориентированного на результат.
Анализ различных вариантов решения проблемы развития телерадиовещания и перехода на цифровые технологии, а также оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения этой проблемы, показали следующее.
В случае развития телерадиовещания на коммерческой основе без применения мер государственной поддержки на цифровое эфирное телерадиовещание в первую очередь будут переведены крупные города в силу необходимости окупаемости инвестиционных вложений, а в сельских и труднодоступных регионах этот процесс может растянуться на десятилетия. По этой же причине произойдет снижение объема (в некоторых регионах - ликвидация) бесплатно оказываемых услуг телерадиовещания населению. В результате в целях исключения диспропорций в охвате населения многопрограммным вещанием и снижения социальной напряженности сохранится на неопределенный срок необходимость содержания существующей аналоговой государственной инфраструктуры вещания, в том числе за счет средств федерального бюджета. Помимо этого, возникает опасность выхода за рамки установленного Международным союзом электросвязи срока перехода от аналогового к цифровому эфирному телерадиовещанию до 2015 года в критически важных приграничных регионах.
Такой риск полностью устраняет социально ориентированный вариант, основанный на применении мер государственной поддержки развития телерадиовещания. Это подразумевает, в частности, первоочередное выделение радиочастотного ресурса для целей цифрового эфирного телерадиовещания обязательных телерадиоканалов, создание и развертывание во всех регионах Российской Федерации в плановом порядке за счет средств федерального бюджета цифровых наземных сетей государственного оператора связи по трансляции обязательных телерадиоканалов, а также бюджетное субсидирование цифровой трансляции обязательных телерадиоканалов. Существующий порядок предоставления услуг телерадиовещания населению на бесплатной основе сохранится, что обеспечит создание единого информационного и культурного пространства, приемлемый баланс между социально значимыми и коммерческими общедоступными услугами вещания, а также равномерность развития субъектов Российской Федерации по уровню доступности услуг телерадиовещания.
В связи с этим в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1349-р и с учетом важнейших положений Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 1700-р, была разработана и утверждена федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы".
Абзац. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2018 № 1559)
Абзац. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2018 № 1559)
Однако в процессе реализации федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы" была выявлена объективная необходимость продления срока реализации ряда программных мероприятий до 2018 года.
Развитие новых технологий и их продвижение в условиях рыночной экономики диктуется исключительно потребительским спросом на те или иные услуги и готовностью рынка эти потребности удовлетворить.
Сохранение многоукладности вещания (эфирное аналоговое и цифровое, кабельное, спутниковое, IPTV) , развитие мультисервисных сетей и мобильных платформ, телевидения высокой четкости способно обеспечить плавный переход к новым технологиям, при этом решение о целесообразности использования (прекращении использования) тех или иных технологий доставки (получения) контента должно регулироваться законом рынка, а именно потребительским спросом и предложением поставщиков услуг.
Аналоговое вещание при параллельном цифровом эфирном телерадиовещании сохраняется до конца 2018 года. Осуществляемое в соответствии со статьей 321 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" субсидирование из федерального бюджета расходов лиц, осуществляющих в установленном порядке деятельность по телевизионному вещанию и радиовещанию обязательных телерадиоканалов в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек, будет прекращено после 2018 года.
При сохранении аналогового вещания до 2018 года существенно возрастает в 2016 - 2018 годах финансовая нагрузка как на федеральный бюджет, так и на вещателей второго мультиплекса (вещателей телеканалов, получивших в установленном порядке право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиции во втором мультиплексе на территории Российской Федерации) в силу необходимости оплаты услуг цифрового эфирного телерадиовещания при параллельном поддержании аналогового вещания, что повышает риски невыполнения принятых ими финансовых обязательств.
Для оптимизации расходов федерального бюджета и вещателей первого мультиплекса был принят ряд решений, которые повлекли изменение сроков и подходов к реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы".
В частности, для сокращения объема субсидирования затрат на эфирную цифровую наземную трансляцию обязательных телерадиоканалов предложено перенести с 2015 на 2016 год сроки строительства и ввода в эксплуатацию части объектов первого мультиплекса с сокращением бюджетных ассигнований в 2015 году в объеме 1798 млн. рублей и последующим восстановлением в 2016 году в объеме 1924 млн. рублей (с учетом индексов-дефляторов) .
Для сокращения расходов вещателей второго мультиплекса предусмотрено продление до 2018 года сроков строительства объектов второго мультиплекса и обеспечение в 2014 - 2015 годах запуска трансляции только в городах с населением более 50 тыс. человек.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 523 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 г. № 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах" установлена норма предоставления до конца 2018 года субсидий на возмещение части затрат, связанных с осуществлением цифрового эфирного телерадиовещания обязательных телерадиоканалов во всех населенных пунктах Российской Федерации, не вещателям первого мультиплекса, а государственному оператору связи, ввиду того, что такая субсидия обеспечивает компенсацию его расходов, связанных с осуществлением эфирной цифровой наземной трансляции, и не включает в себя амортизационные отчисления, нормативную прибыль и затраты по организации трансляции региональных версий первого мультиплекса, что позволяет оптимизировать расходы федерального бюджета.
В связи с изложенным подготовлена новая редакция федеральной целевой программы "Развити