<p>ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 28 августа 2003 г. N 1234-р г. Москва Утратилo силу - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 г. N 1715-р (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 г. N 799-р) 1. Утвердить Энергетическую стратегию России на период до 2020 года (прилагается) . 2. Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минатому России и МПР России осуществлять контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Энергетической стратегией России на период до 2020 года, и ежегодно, в I квартале, представлять в Правительство Российской Федерации соответствующий доклад. 3. Минэкономразвития России и Минэнерго России при подготовке плана действий Правительства Российской Федерации по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период включать в него мероприятия, предусмотренные Энергетической стратегией России на период до 2020 года. 4. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться Энергетической стратегией России на период до 2020 года при разработке и реализации мер государственного регулирования в сфере топливно-энергетического комплекса, а также при разработке региональных энергетических программ. Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов __________________________ УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 1234-р Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 г. N 799-р) Содержание I. Цели и приоритеты Энергетической стратегии России на период до 2020 года II. Проблемы и основные факторы развития топливно-энергетического комплекса III. Основные тенденции и прогнозные параметры развития экономики России на перспективу 1. Варианты социально-экономического развития 2. Прогнозные параметры социально-экономического развития IV. Государственная энергетическая политика 1. Основы государственной энергетической политики 2. Недропользование и управление государственным фондом недр 3. Развитие внутренних топливно-энергетических рынков 4. Формирование рационального топливно-энергетического баланса 5. Региональная энергетическая политика 6. Социальная политика в энергетике 7. Внешняя энергетическая политика 8. Этапы реализации государственной энергетической политики V. Перспективы спроса на российские энергоресурсы 1. Формирование спроса на топливо и энергию на внутреннем рынке 2. Россия на мировых энергетических рынках VI. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса 1. Развитие сырьевой базы топливно-энергетического комплекса 2. Нефтяной комплекс 3. Газовая промышленность 4. Угольная промышленность 5. Электроэнергетика 6. Атомная энергетика и ядерно-топливный цикл 7. Теплоснабжение 8. Возобновляемые источники энергии и местные виды топлива VII. Региональные особенности развития энергетического сектора VIII. Научно-техническая и инновационная политика в топливно-энергетическом комплексе IX. Взаимодействие топливно-энергетического комплекса со смежными отраслями промышленности X. Ожидаемые результаты и система реализации энергетической стратегии I. ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 года Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет ее геополитическое влияние. Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, способствует консолидации субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. Природные топливно-энергетические ресурсы, производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики являются национальным достоянием России. Эффективное его использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения. Начавшийся экономический рост неизбежно повлечет за собой существенное увеличение спроса на энергетические ресурсы внутри страны, что требует решения унаследованных и накопившихся за годы реформ экономических проблем в условиях глобализации и ужесточения общемировой конкуренции, обострения борьбы за энергетические ресурсы, рынки и др. Соответствовать требованиям нового времени может только качественно новый топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, соответствующий экологическим стандартам, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами. Для долгосрочного стабильного обеспечения экономики и населения страны всеми видами энергии необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и институтами государственной власти долгосрочная энергетическая политика. Целью энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (далее именуется - Энергетическая стратегия) является документом, конкретизирующим цели, задачи и основные направления долгосрочной энергетической политики государства на соответствующий период с учетом складывающейся внутренней и внешней ситуации в энергетическом секторе и его роли в обеспечении единства экономического пространства Российской Федерации, а также политического, макроэкономического и научно-технологического развития страны. Главной задачей настоящего документа является определение путей достижения качественно нового состояния ТЭК, роста конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учетом прогнозируемых результатов ее реализации. Приоритетами Энергетической стратегии являются: полное и надежное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны; снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК; повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора, рост производительности труда для обеспечения социально-экономического развития страны; минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления продукции. Главным средством решения поставленных задач является формирование цивилизованного энергетического рынка и недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством. При этом государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, усиливает свою роль в формировании рыночной инфраструктуры как регулятора рыночных взаимоотношений. Основные механизмы государственного регулирования в сфере топливно-энергетического комплекса предусматривают: меры по созданию рациональной рыночной среды (включая согласованное тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование и институциональные преобразования в ТЭК) ; повышение эффективности управления государственной собственностью; введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость процесса развития энергетики и стимулирующих энергосбережение; стимулирование и поддержку стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной и энергосберегающей сферах. Представленные в настоящем документе количественные параметры развития экономики и энергетики являются ориентировочными, подлежащими уточнению в процессе реализации предусмотренных им мер. II. ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА Топливно-энергетический комплекс России всегда играл важную роль в экономике страны. За годы реформ в связи с резким падением объемов производства в других отраслях экономики его роль еще более возросла. В течение прошедшего десятилетия ТЭК в основном обеспечивал потребности страны в топливе и энергии, сохранив тем самым энергетическую независимость России. В настоящее время преодолена тенденция спада и начался рост добычи газа, нефти и угля, производства электроэнергии, объема и глубины переработки нефти. Производственные структуры ТЭК в результате проведенных структурных преобразований, либерализации и приватизации в значительной мере адаптировались к рыночным методам хозяйствования. В результате проведенных работ по реструктуризации угольной промышленности повысилась ее экономическая эффективность, ликвидируются убыточные неперспективные предприятия. Начались реформы электроэнергетики и жилищно-коммунальной сферы. Сформированы основы регулирования хозяйственных отношений в энергетическом секторе экономики, включая вопросы недропользования, налогообложения и ценообразования. В настоящее время ТЭК является одним из устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. Он определяющим образом влияет на состояние и перспективы развития национальной экономики, обеспечивая около 1/4 производства валового внутреннего продукта, 1/3 объема промышленного производства и доходов консолидированного бюджета России, примерно половину доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений. Вместе с тем в отраслях ТЭК сохраняются механизмы и условия хозяйствования, не адекватные принципам рыночной экономики, действует ряд факторов, негативно влияющих на функционирование и развитие ТЭК. Основными факторами, сдерживающими развитие комплекса, являются: высокая (более 50 процентов) степень износа основных фондов; ввод в действие новых производственных мощностей во всех отраслях ТЭК сократился за девяностые годы от 2 до 6 раз; практика продления ресурса оборудования закладывает будущее отставание в эффективности производства. Наблюдается высокая аварийность оборудования, обусловленная низкой производственной дисциплиной персонала, недостатками управления, а также старением основных фондов. В связи с этим возрастает возможность возникновения аварийных ситуаций в энергетическом секторе; сохраняющийся в отраслях комплекса (кроме нефтяной) дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование. При высоком инвестиционном потенциале отраслей ТЭК приток в них внешних инвестиций составляет менее 13 процентов общего объема финансирования капитальных вложений. При этом 95 процентов указанных инвестиций приходится на нефтяную отрасль. В газовой промышленности и в электроэнергетике не создано условий для необходимого инвестиционного задела, в результате чего эти отрасли могут стать тормозом начавшегося экономического роста; деформация соотношения цен на взаимозаменяемые энергоресурсы привела к отсутствию конкуренции между ними и структуре спроса, характеризующейся чрезмерной ориентацией на газ и снижением доли угля. Политика поддержания относительно низких цен на газ и электроэнергию в перспективе может иметь следствием нарастание дефицита соответствующих энергоресурсов в результате отсутствия экономических предпосылок для инвестирования в их производство и опережающего роста спроса; несоответствие производственного потенциала ТЭК мировому научно-техническому уровню. Доля добычи нефти за счет современных методов воздействия на пласт и доля продукции нефтепереработки, получаемой по технологиям, повышающим качество продукции, низка. Энергетическое оборудование, используемое в газовой и электроэнергетической отраслях, неэкономично. В стране практически отсутствуют современные парогазовые установки, установки по очистке отходящих газов, крайне мало используются возобновляемые источники энергии, оборудование угольной промышленности устарело, недостаточно используется потенциал атомной энергетики; отставание развития и объективный рост затрат на освоение перспективной сырьевой базы добычи углеводородов, и особенно в газовой отрасли; отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного энергетического рынка. Не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий, что негативно сказывается на качестве государственного регулирования их деятельности и на развитии конкуренции; сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую среду. Несмотря на произошедшее за последнее десятилетие снижение добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, отрицательное влияние ТЭК на окружающую среду остается высоким; высокая зависимость нефтегазового сектора и, как следствие, доходов государства, от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка. Наблюдается тенденция к дальнейшему повышению доли нефти и газа в структуре российского экспорта, вместе с тем недостаточно используется потенциал экспорта других энергоресурсов, в частности электроэнергии. Это свидетельствует о продолжающемся сужении экспортной специализации страны и отражает отсталую структуру всей экономики России; отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК. Основными факторами, которые будут определять развитие ТЭК в первой четверти XXI века, являются: динамика спроса на топливно-энергетические ресурсы и углеводородное сырье внутри страны, обусловленная темпами роста национальной экономики и ее удельной энергоемкостью, а также ценами на энергоносители; масштабы реализации ресурсо- и энергосберегающих технологий как в энергетическом секторе, так и в других секторах экономики; состояние мировой экономической и энергетической конъюнктуры, степень интеграции в мировое энергетическое пространство; устойчивое развитие минерально-сырьевой базы; формирование благоприятного инвестиционного климата с учетом совершенствования налогового, ценового и таможенного регулирования; создание экономических стимулов для уменьшения воздействия энергетики на окружающую природную среду; масштабы использования научно-технических достижений в ТЭК и подготовка перехода к энергетике будущего. Поставленная задача достижения качественно нового состояния ТЭК диктует жесткие требования к выбору мер государственного регулирования и взаимной ответственности всех участников процесса. III. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА ПЕРСПЕКТИВУ Энергетическая стратегия базируется на результатах оценки основных тенденций в экономике на среднесрочную и долгосрочную перспективу, выполненной на основе рассмотрения возможных сценариев развития, учитывающих как благоприятное, так и неблагоприятное сочетание внутренних и внешних факторов, различные темпы проведения структурных реформ, прежде всего в сфере естественных монополий, а также расчеты основных макроэкономических параметров по соответствующим сценариям. 1. Варианты социально-экономического развития В основу разработки Энергетической стратегии положены два базовых варианта социально-экономического развития - умеренный и оптимистический. Наряду с этими вариантами Энергетическая стратегия учитывает также возможность развития экономики России по благоприятному (промежуточному между двумя базовыми) и критическому вариантам. Критический вариант характеризуется неблагоприятным сочетанием внешних и внутренних условий, и прежде всего низкими мировыми ценами на нефть, снижением спроса на российские сырьевые товары и другими осложнениями. При разработке настоящего документа были рассмотрены и оценены следующие факторы социально-экономического развития (рис. 1) *: внешние - темпы роста мировой экономики, динамика мировых цен на нефть, мировой спрос и объемы экспорта российских углеводородов, процессы интеграции и вступления России во Всемирную торговую организацию, масштабы выплат по внешнему долгу; внутренние - интенсивность реформирования экономики, темпы либерализации и повышения цен естественных монополий, динамика инфляции, темпы реального укрепления рубля, динамика валового внутреннего продукта, масштабы вывоза капитала, государственные расходы. Все сценарии развития учитывают: влияние долговременных циклических закономерностей развития мировой экономики и мировых энергетических рынков; необходимость выплат по внешнему долгу без его реструктуризации; продолжение экономических реформ, в том числе дальнейшее реформирование налоговой системы и бюджетного процесса; целевой характер снижения инфляции, что будет способствовать повышению уровня жизни населения; трансформацию структуры валового внутреннего продукта в направлении повышения доли услуг, а структуры промышленного производства - в направлении опережающего роста обрабатывающих отраслей и неэнергоемких производств. При формировании сценариев учитывалось, что отрасли ТЭК оказывают положительное влияние на экономический рост в стране в целом не только путем непосредственного вклада в агрегированные показатели роста. Не менее важным является обеспечение устойчивости энергоснабжения, рациональных и предсказуемых уровней цен, воздействие ценовых факторов на характер технологических процессов в экономике. От процессов энергосбережения, тарифной</p>
Документы
Поиск по документам
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2024 г. № 1918
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2024 г. № 1908
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2004 г. № 452
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2024 г. № 1915
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2023 г. № 1912
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2024 г. № 1897
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2022 г. № 2377
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2024 г. № 1911
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 2501
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2024 г. № 1909
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 339
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2024 г. № 1903
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. № 1279
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2024 г. № 1910
О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2022 г. № 2200
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2024 г. № 1907
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2024 г. № 1898
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2024 г. № 1916
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2024 г. № 326
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2024 г. № 1890
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2024 г. № 1891
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 326
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2024 г. № 1893
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2024 г. № 1886
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2024 г. № 1879
О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2024 г. № 1876
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2024 г. № 1437