О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 2002-2004 годы
<p>ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 29 января 2002 г. N 70 г. Москва О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 2002-2004 годы В целях дальнейшего осуществления мероприятий по обеспечению социальной защиты и улучшению положения граждан старшего поколения Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Старшее поколение" на 2002-2004 годы. 2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматривать выделение средств на реализацию федеральной целевой программы "Старшее поколение" на 2002-2004 годы с ежегодным уточнением объемов ассигнований. 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать при разработке региональных программ социально-экономического развития меры социальной поддержки граждан старшего поколения. Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов __________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2002 г. N 70 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2002-2004 ГОДЫ П А С П О Р Т федеральной целевой программы "Старшее поколение" на 2002-2004 годы Наименование Программы - федеральная целевая программа "Старшее поколение" на 2002-2004 годы Основание для - распоряжение Правительства Российской разработки Программы Федерации от 22 января 2001 г. N 79-р Государственный - Министерство труда и социального заказчик и основной развития Российской Федерации разработчик Программы Цель Программы - создание условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, содействия активному участию пожилых граждан в жизни общества Сроки реализации - 2002-2004 годы Программы Основные мероприятия - обеспечение повышения социальной Программы защищенности, улучшения социального положения пожилых людей, повышения уровня их адаптации в современных условиях и активного участия в жизни общества; содействие субъектам Российской Федерации в создании оптимальной сети учреждений социального обслуживания, обеспечивающих предоставление социальных услуг пожилым людям; осуществление научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, в том числе социологических исследований и опытно-экспериментальных (пилотных) проектов, по приоритетным вопросам социальной защиты граждан старшего поколения; проведение научных форумов по проблемам пожилых людей и обмен опытом в их решении; поддержка деятельности общественных объединений по защите прав и интересов пожилых людей, оказанию им помощи Исполнители мероприятий - организации Министерства труда и Программы социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Всероссийская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, общество "Знание" России, Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Российское общество Красного Креста и иные организации и общественные объединения, определяемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" Объем и источники - средства федерального бюджета - 928 финансирования Программы млн. рублей, из них государственные капитальные вложения - 336, 5 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 11, 5 млн. рублей, прочие текущие расходы - 580 млн. рублей, в том числе: в 2002 году - 356, 72 млн. рублей, из них государственные капитальные вложения - 196, 5 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 4, 5 млн. рублей, прочие текущие расходы - 155, 72 млн. рублей; в 2003 году - 267, 1 млн. рублей, из них государственные капитальные вложения - 65 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 3, 5 млн. рублей, прочие текущие расходы - 198, 6 млн. рублей; в 2004 году - 304, 18 млн. рублей, из них государственные капитальные вложения - 75 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 3, 5 млн. рублей, прочие текущие расходы - 225, 68 млн. рублей средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 39, 81 млн. рублей (по согласованию) внебюджетные источники (по согласованию) Ожидаемые конечные - усиление защиты прав и законных результаты реализации интересов пожилых людей; Программы улучшение социального положения граждан старшего поколения за счет выравнивания региональных показателей социального обслуживания, приближения состава и объема предоставляемых услуг к потребностям общества; создание учреждений нового типа для предоставления пожилым людям жизненно важных услуг (геронтологические центры, дома малой вместимости, дома временного пребывания, геронтопсихиатрические центры, мобильные социальные службы, больницы медико-социальной помощи, хосписы, центры (клубы) для пожилых людей) ; повышение уровня социальной адаптации пожилых людей и упрочение социальных связей; усиление координации деятельности органов государственной власти, организаций и общественных объединений по предоставлению гражданам старшего поколения социальных услуг Система контроля за - контроль за реализацией Программы исполнением Программы осуществляется в установленном порядке Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, а также Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации в части научно-исследовательских работ Введение Одной из особенностей современной демографической ситуации является высокая численность лиц пожилого возраста (30 млн. человек) . В перспективе (после 2007 года) прогнозируется динамичное увеличение доли пожилых людей в составе населения. В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны государства. Процесс старения населения обуславливает необходимость принятия мер, направленных как на усиление социальной защищенности пожилых граждан, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества. Важным шагом в этом направлении явилась реализация в 1997-2001 годах федеральной целевой программы "Старшее поколение", в рамках которой осуществлялись мероприятия по социальной защите граждан пожилого возраста, укреплению здоровья и оптимизации среды их жизнедеятельности, созданию условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей, по формированию дополнительных организационных, правовых, социально-экономических условий деятельности государственных систем и служб, ответственных за социальное благополучие пожилых людей. В результате реализации этой Программы оснащены новым технологическим оборудованием, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения, техническими средствами, облегчающими уход за гражданами пожилого возраста, и автотранспортом учреждения социального обслуживания и медицинские учреждения. Начали действовать экспериментальные физкультурно-оздоровительные центры для пожилых людей. В ряде малых городов, в сельской местности открыты центры (клубы) для пожилых людей. Направлены средства на завершение строительства и реконструкцию учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста в 23 субъектах Российской Федерации. Выполнены опытно-экспериментальные и научно-исследовательские работы по актуальной тематике, в том числе в 6 субъектах Российской Федерации реализован пилотный проект "Оптимизация системы социального обслуживания граждан старшего поколения". Принятие Программы явилось стимулом к разработке в более чем 40 субъектах Российской Федерации программ социальной защиты пожилых людей. Повышение уровня и качества жизни граждан старшего поколения на основе изменения политики доходов, усиления их правовой защиты, предоставления социальных услуг и адресной помощи, способствующих нормальной жизнедеятельности, остается одной из целей государственной социальной политики в России. Федеральная целевая программа "Старшее поколение" на 2002-2004 годы (далее именуется - Программа) разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 79-р. Программа подготовлена Министерством труда и социального развития Российской Федерации при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами За период с 1997 года социально-демографические характеристики процесса старения населения в Российской Федерации претерпели определенные изменения. Показательно, что общая численность пожилых людей с 1998 года снижается (1997 год - 30, 5 млн. человек, 1998 год - 30, 58 млн. человек, 1999 год - 30, 44 млн. человек, 2000 год - 30, 18 млн. человек) , однако продолжается устойчивый рост численности лиц в возрасте 85 лет и старше (1997 год - 1, 24 млн. человек, 1998 год - 1, 31 млн. человек, 1999 год - 1, 34 млн. человек, 2000 год - 1, 39 млн. человек) . Сохраняется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. В конце 60-х годов различие составляло 8-9 лет, к 1994 году оно увеличилось до 13, 6 года, а в настоящее время российские женщины живут дольше мужчин на 12 лет. Диспропорция мужского и женского населения тем больше, чем старше возрастная группа. Вместе с тем с 1998 года резко увеличилась численность мужчин, перешагнувших 70-летний возрастной рубеж, так как эта группа - первая, не участвовавшая в войне. Большинство пожилых людей проживает в городах (21, 3 млн. человек) . Старение населения сильнее выражено у сельских жителей: в 1999 году среди сельских жителей пожилые люди составляли 23, 2 процента, среди жителей городов - 19, 9 процента. В период до 2007 года процесс старения временно стабилизируется. Доля лиц пожилого возраста предположительно будет составлять 20, 6 процента общей численности населения страны. В дальнейшем, в период до 2016 года, ожидается, что процесс демографического старения населения Российской Федерации отразится на возрастной структуре населения. Низкая рождаемость и рост ожидаемой продолжительности жизни приведут к увеличению доли пожилых людей в структуре населения (2010 год - 22 процента, 2014 год - 23, 8 процента, 2016 год - 24, 8 процента) . При разработке комплексных мероприятий, направленных на социальную защиту и улучшение положения пожилых людей, следует иметь в виду, что средний возраст населения России устойчиво увеличивается, причем население регионов страны, городов и сельской местности стареет неравномерно. Высокая доля пожилых людей в структуре населения России в долгосрочной перспективе сохранится. Масштабный характер приобрели негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста. За последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья пожилых людей, проявляющееся в увеличении заболеваемости, инвалидности и смертности. Среди пожилых людей только 22 процента практически здоровых. Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения. Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей. Многие пожилые люди в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены. Ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей снижается. Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам. На начало 2001 года в Российской Федерации насчитывалось около 3 тыс. учреждений социального обслуживания, а также свыше 16 тыс. различных подразделений в структуре центров социального обслуживания или органов социальной защиты населения, предоставляющих социальные услуги пожилым людям. Социальные услуги в 2000 году были оказаны более 14 млн. пожилых людей (46, 5 процента общего числа граждан пожилого возраста) . Основная часть пожилых людей получала услуги, продолжая жить в привычных домашних условиях, более 200 тыс. человек - в стационарных учреждениях. Вместе с тем в целом по России около 5 млн. граждан старшего возраста, относясь к категории одиноких или одиноко проживающих, могут нуждаться в социально-бытовых и других услугах. Из них 1, 5 млн. человек нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, в том числе около 300 тыс. человек - в социально-медицинских услугах на дому. Сохраняется очередность на получение мест в домах-интернатах (около 12, 7 тыс. человек) , потребность пожилых людей в социально-медицинских услугах, оказываемых на дому, удовлетворяется лишь на 77 процентов. В связи с этим актуальным остается развитие сети учреждений по оказанию социальных услуг. В стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых людей требуется создание более комфортных условий проживания, организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление услуг социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей. В последние годы отмечалось устойчивое внимание к нуждам и запросам граждан пожилого возраста как на федеральном, так и на региональном уровне. Главным являлось обеспечение соответствия минимальной пенсии прожиточному минимуму пенсионера, а также периодическая индексация</p>