О федеральной целевой программе "Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года" (программа "Возрождение Волги")
<p>ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 24 апреля 1998 г. N 414 г. Москва Утратилo силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2001 г. N 860 О федеральной целевой программе "Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года" (программа "Возрождение Волги") В целях улучшения экологической обстановки и обеспечения устойчивого социально-экономического развития в регионах Волжского бассейна Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года" (программа "Возрождение Волги") . 2. В частичное изменение пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 95 "О первоочередных мероприятиях по оздоровлению экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановлению и предотвращению деградации природных комплексов Волжского бассейна" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 584) определить государственным заказчиком - координатором программы "Возрождение Волги" Министерство природных ресурсов Российской Федерации. 3. Министерству природных ресурсов Российской Федерации и другим государственным заказчикам программы "Возрождение Волги" начиная с 1998 года представлять в Комиссию по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики Российской Федерации проекты по реализации мероприятий этой Программы. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при разработке комплексных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматривать выделение лимитов капитальных вложений и финансовых средств для реализации программы "Возрождение Волги" с учетом рекомендаций указанной Комиссии. 4. Рекомендовать органам исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации при формировании собственных бюджетов предусматривать необходимые средства для реализации программы "Возрождение Волги" с привлечением внебюджетных источников. И. о. Председателя Правительства Российской Федерации С.Кириенко ________________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1998 г. N 414 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ НА РЕКЕ ВОЛГЕ И ЕЕ ПРИТОКАХ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ДЕГРАДАЦИИ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ ВОЛЖСКОГО БАССЕЙНА НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА" (ПРОГРАММА "ВОЗРОЖДЕНИЕ ВОЛГИ") ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование - федеральная целевая программа "Оздоровление Программы экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года" (программа "Возрождение Волги") Основания для - распоряжение Правительства Российской разработки Федерации от 23 апреля 1994 г. N 574-р, Программы постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 95 "О первоочередных мероприятиях по оздоровлению экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановлению и предотвращению деградации природных комплексов Волжского бассейна" Государственный - Министерство природных ресурсов Российской заказчик Федерации - координатор Программы Основные - Нижегородская государственная разработчики архитектурно-строительная академия Программы Инженерный центр по водному хозяйству, мелиорации и экологии "Союзводпроект" Институт водных проблем Российской академии наук Исполнители - Министерство природных ресурсов Российской Программы Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство науки и технологий Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике, Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Федеральная служба лесного хозяйства России, органы исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации Цели и задачи - улучшение экологической обстановки и Программы, сохранение природных комплексов Волжского важнейшие целевые бассейна для обеспечения благоприятных показатели условий жизнедеятельности населения путем поэтапного перехода к энергоресурсосберегающим и малоотходным технологическим циклам Сроки и этапы - первый этап (1999-2005 годы) реализации второй этап (2006-2010 годы) Программы Перечень подпрограмм - экологически безопасное развитие и основных промышленного производства; мероприятий экологически безопасное развитие сельского хозяйства; развитие городского (районного) хозяйства; восстановление, использование и охрана водных объектов; восстановление и предотвращение деградации лесов. Развитие особо охраняемых природных территорий; мероприятия по повышению рыбопродуктивности водоемов; создание системы мониторинга окружающей среды и развитие геоинформационных систем; мониторинг здоровья населения; экологическое образование, воспитание и информация населения; правовое, нормативное и научно-техническое обеспечение Объемы и источники - прогнозируемые общие затраты на реализацию финансирования Программы за счет всех источников Программы финансирования составляют 139902, 3 млн. рублей, в том числе первый этап - 81609, 6 млн. рублей, второй этап - 58292, 7 млн. рублей. Распределение затрат по источникам финансирования: федеральный бюджет - 10599, 8 млн. рублей, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 80906, 1 млн. рублей, прочие источники - 48396, 4 млн. рублей Ожидаемые конечные - обеспечение на территории бассейна реки результаты Волги: реализации Программы прекращения сброса загрязненных стоков в водные объекты; снабжения населения питьевой водой, отвечающей требованиям действующих санитарных правил и норм; сокращения на 20-25 процентов удельного водопотребления и на 35-40 процентов потребления питьевой воды на производственные нужды, увеличения мощности оборотных и замкнутых систем водоснабжения в 1, 7 раза; уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников в 1, 9 раза, от автотранспорта - в 1, 7 раза; сокращения на 30-40 процентов эрозии пахотных земель за счет осуществления противоэрозионных мероприятий и освоения новых технологий обработки почв; повышения продуктивности рыбного хозяйства в 1, 5-2 раза в водохранилищах Волжско-Камского каскада гидроэлектростанций; создания бассейновой сети мониторинга окружающей среды; производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции; развития сети особо охраняемых природных территорий; сбора и очистки поверхностного стока на наиболее загрязненных территориях путем реконструкции и строительства систем ливневой канализации в городах и на площадках промышленных предприятий; ликвидации на территориях субъектов Российской Федерации несанкционированных свалок бытовых и промышленных отходов с созданием сети специализированных полигонов и производств по их утилизации и переработке; создания системы экологического образования Система организации - устанавливается в соответствии с контроля действующим порядком реализации федеральных за исполнением целевых программ Программы Введение Волжский бассейн в результате ускоренного процесса индустриализации и урбанизации в последние десятилетия испытывает огромную антропогенную нагрузку, которая стала причиной того, что природная среда этого региона подошла к рубежу необратимых изменений. На территории региона расположено 39 субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации программы "Возрождение Волги" (приложение N 1) . На площади, составляющей 8 процентов территории страны, сосредоточено 45 процентов промышленного и 50 процентов сельскохозяйственного производства России. Особенно напряженная экологическая обстановка складывается в крупнейших городах и промышленных центрах, а также в районах интенсивного сельскохозяйственного производства. Загрязнение окружающей среды в пределах Волжского бассейна в 3-5 раз превышает средние показатели по Российской Федерации. Ресурсы экологически чистой воды составляют не более 3 процентов от общих ресурсов поверхностных вод. Практически ни один город этого региона не обеспечивается питьевой водой требуемого качества. Загрязнение окружающей среды также сказывается на качестве продуктов питания. Растет заболеваемость и смертность населения, особенно в детском возрасте. Из 100 городов страны с самой загрязненной атмосферой 65 городов приходится на бассейн Волги. При большой плотности экологически опасных производств высок удельный вес промышленных предприятий с устаревшим оборудованием. На многих из них полностью или частично отсутствуют очистные сооружения. Более тысячи организаций не имеют санитарно-защитных зон. Серьезное негативное влияние на состояние окружающей среды Волжского бассейна оказывают предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК) . Экологически опасным становится техническое состояние действующих мощностей: свыше 50 процентов износа имеет оборудование в нефтедобыче, более трети - в газовой промышленности, в нефтепереработке износ фондов превышает 80 процентов. В электроэнергетике к 2000 году отработает проектный ресурс половина мощностей. В соответствии с нормами безопасности требуют реконструкции и около половины мощностей АЭС. На долю организаций ТЭК приходится 19 процентов выбросов в атмосферу от общего их объема, до 35 процентов загрязненных сточных вод и около 30 процентов твердых отходов, занимающих значительные площади продуктивных земель и являющихся источниками загрязнения подземных вод. На предприятиях черной и цветной металлургии региона скопилось более 5 млрд. тонн твердых отходов. На нефтеперерабатывающих заводах накоплено 8, 5 млн. тонн биологически активных илов, не обеспечивается их утилизация. На предприятиях химической промышленности накоплены десятки миллионов тонн шламов. На долю предприятий химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности приходится 42 процента от общего количества загрязненных сточных вод. Среднегодовая токсичная нагрузка на экосистемы Волги и ее притоков в 5 раз превосходит среднегодовую токсичную нагрузку на водные экосистемы других регионов России. На территории бассейна образуется ежегодно около 42 млн. тонн токсичных отходов, из них лишь 13 процентов обезвреживаются и перерабатываются. В результате общее количество токсичных отходов в отвалах и свалках достигло 900 млн. тонн. Существенное отрицательное воздействие на состояние экосистем Волжского бассейна оказывают предприятия и организации агропромышленного комплекса. При длительном использовании минеральных удобрений в водные объекты поступило около 20 процентов внесенного в почву азота и 5 процентов фосфора. Среднегодовое количество вредных веществ, поступающих с сельскохозяйственных угодий в реку Волгу, превышает 400 тыс. тонн. На животноводческих комплексах, фермах и птицефабриках ежегодно образуется около 60 млн. куб. метров навозных стоков, значительная часть которых попадает в реки Волжского бассейна. Основными причинами сложившейся ситуации являются систематическое нарушение экологических нормативов, недоучет реальной экологической ситуации при размещении предприятий, использование устаревших производственных технологий, строительство жилья и объектов соцкультбыта в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, низкий уровень производственной культуры и экологического образования населения. Федеральная целевая программа "Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года" (программа "Возрождение Волги") , именуемая в дальнейшем Программой, разработана с учетом следующих принципов: Программа направлена на реализацию основных положений государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации; Программа рассматривается как средство координации деятельности многочисленных участников процесса возрождения Волги и способ решения крупномасштабных межрегиональных и региональных проблем; в реализации Программы участвуют не только органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и субъекты экономики, а также научные и общественные организации; Программа призвана способствовать концентрации усилий субъектов Российской Федерации, расположенных в Волжском бассейне, в разработке и выполнении общебассейновых мероприятий; Программа увязана с мероприятиями других федеральных целевых программ, реализуемых на территории Волжского бассейна. Мероприятия Программы осуществляются на следующих уровнях: федеральном, территориальном (республики, области) , муниципальном и на уровне субъекта экономики. Первоочередные мероприятия Программы осуществляются в 1996-1998 годах в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 95. Цели и задачи Программы Главной целью Программы является коренное улучшение экологической обстановки в Волжском бассейне, восстановление и сохранение природной среды для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения. Эта цель согласуется с задачами по переходу Российской Федерации к устойчивому развитию. Для достижения поставленной цели в Программе предусматривается последовательное решение комплекса организационных, правовых, экономических, социальных, научно-технических и других задач: в области нормативно-правового регулирования - разработка нормативных и правовых актов, обеспечивающих условия реализации Программы; в области экономического регулирования - создание экономического механизма экологического оздоровления и обеспечения устойчивого развития Волжского бассейна; в области промышленного производства - широкое внедрение малоотходных и безотходных технологий, в том числе путем технического перевооружения и реконструкции действующих производств, обеспечивающих сокращение удельных расходов сырья, энергии, воды, а также уменьшение объемов сточных вод и снижение образования отходов; в области сельскохозяйственного производства - повышение продуктивности сельскохозяйственных земель, применение передовых сельскохозяйственных технологий, обеспечивающих восстановление природных комплексов; в области развития городского (районного) хозяйства - улучшение условий проживания населения, в том числе за счет благоустройства жилых районов, восстановления санитарно-защитных зон, строительства и реконструкции объектов коммунального хозяйства, рационального использования городских земель; в области охраны земель - предотвращение деградации земель, создание механизма экономического стимулирования использования и охраны земель; создание государственного земельного кадастра и ведение мониторинга земель; в области развития водного хозяйства - обеспечение охраны и воспроизводства водных ресурсов, развитие водохозяйственного строительства в целях обеспечения населения водой нормативного качества, совершенствование режима эксплуатации водохранилищ Волжско-Камского каскада, переход от контроля за уровнем загрязнения водоемов к управлению качеством вод, восстановление и рациональное использование ресурсов малых рек, сокращение ущербов от вредного воздействия вод; в области развития лесного хозяйства, охраны растительности и животного мира - восстановление и сохранение лесов как одного из</p>