О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 1997 г. № 1090
МОСКВА
О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1065; от 21.09.2000 № 706)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 883 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 3004) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы (далее именуется - Программа) . (Продлить на 2001 год срок реализации федеральной целевой программы "Старшее поколение" - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2000 № 706)
2. Утвердить Министерство труда и социального развития Российской Федерации государственным заказчиком Программы.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета в 1998 и 1999 годах.
Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования мероприятий подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов федерального бюджета.
4. Федеральным органам исполнительной власти и организациям, являющимся исполнителями соответствующих мероприятий Программы, обеспечить их реализацию в пределах выделенных на эти цели средств.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах средств их бюджетов:
принять участие в реализации мероприятий Программы;
предусматривать в региональных программах социально-экономического развития комплексные меры социальной поддержки граждан старшего поколения.
6. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 844 "О разработке федеральной целевой программы "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 31, ст. 3771) .
Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 28 августа 1997 г. № 1090
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ"на 1997 - 1999 годы
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1065; от 21.09.2000 № 706)
ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы |
Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы | - | Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 883 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы" |
Государственный заказчик и основной разработчик Программы | - | Министерство труда и социального развития Российской Федерации |
Цель Программы, важнейшие целевые показатели | - | формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения граждан старшего поколения и повышению степени их социальной защищенности; смягчение социально-экономических последствий переходного периода экономики для граждан старшего поколения; улучшение "социального самочувствия" граждан старшего поколения; активизация участия граждан в добровольной деятельности по решению социальных проблем пожилых людей |
Сроки реализации Программы | - | 1997 - 1999 годы (Продлить на 2001 год срок реализации федеральной целевой программы "Старшее поколение" - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2000 № 706) |
Основные мероприятия Программы | - | мероприятия, направленные на комплексное решение вопросов усиления социальной защищенности граждан старшего поколения (обеспечение правовой защиты; совершенствование охраны здоровья; поддержание жизнеспособности и активности; повышение материальной обеспеченности; оптимизация среды жизнедеятельности; предоставление помощи и услуг с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья; создание благоприятных условий для реализации интеллектуальных, культурных потребностей и личностного потенциала в пожилом возрасте) ; мероприятия по улучшению условий функционирования государственных систем и служб, осуществляющих деятельность в интересах пожилых людей (научно-методологическое обеспечение, проведение научных исследований, совершенствование статистической базы, информатизация проблем старения населения, кадровое обеспечение и информационная деятельность) |
Основные исполнители Программы | - | Министерство труда и социального развития Российской Федерации Министерство экономики Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Министерство внутренних дел Российской Федерации Министерство иностранных дел Российской Федерации Министерство культуры Российской Федерации Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств Государственный комитет Российской Федерации по вопросам развития Севера Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации Государственный комитет Российской Федерации по статистике Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму Федеральная миграционная служба России Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии Инспекция негосударственных пенсионных фондов Российская академия медицинских наук открытое акционерное общество "Росгосстрах" |
Объемы и источники финансирования | - | 848, 465 млрд. рублей на 1998 - 1999 годы из средств федерального бюджета (в ценах 1996 года) . Средства, выделяемые из федерального бюджета федеральным органам исполнительной власти на текущее финансирование. Средства бюджетов субъектов Российской Федерации (по согласованию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | дальнейшее продвижение к более полному обеспечению конституционных гарантий и удовлетворению жизненно важных потребностей граждан старшего поколения; улучшение положения граждан старшего поколения с учетом современной демографической и социально-экономической ситуации; развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление помощи и услуг гражданам старшего поколения; укрепление механизма межотраслевого взаимодействия по разрешению социальных проблем старшего поколения; осуществление подготовки к проведению в Российской Федерации Международного года пожилых людей (1999 год) |
Организация контроля за исполнением Программы | - | контроль за реализацией Программы осуществляют Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство науки и технологий Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями в порядке, установленном для контроля за реализацией федеральных целевых программ |
Введение
Старение населения - объективный общемировой процесс. Это побудило мировое сообщество сформировать особую систему взглядов на данное социальное, экономическое и культурное явление. Принципы ООН в отношении пожилых лиц "Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста" (1991 год) предусматривают обеспечение им независимости, возможности участвовать в социальном развитии, ухода, условий для реализации внутреннего потенциала и сохранения достоинства. Принято решение о проведении в 1999 году Международного года пожилых людей под девизом "По пути к обществу для людей всех возрастов".
Россия, активно участвуя в развитии международного сотрудничества в социальной области, в частности по разрешению проблем пожилых людей, поддержала указанные Принципы ООН и решение о провозглашении 1999 года Международным годом пожилых людей.
Свыше 30 млн. россиян, достигнув установленного пенсионного возраста по старости, принадлежат к старшему поколению. Переход России к рыночным отношениям сопровождается ухудшением "социального самочувствия" большинства пожилых людей, оказавшихся среди малообеспеченных. Ограничения, обусловленные возрастом, не позволяют им утвердиться в качестве полноправных участников преобразований. Так как пожилые люди и в перспективе останутся одним из наиболее многочисленных социально-демографических слоев населения России, возрастает ответственность государства перед ними.
Федеральная целевая программа "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы (далее именуется - Программа) подготовлена во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 883 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы".
Программа разработана Министерством труда и социального развития Российской Федерации при участии ряда заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций. Учтены предложения субъектов Российской Федерации.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В Российской Федерации наблюдается устойчивый рост в составе населения доли граждан старшего поколения (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет) : 1959 год - 11, 8 процента, 1970 год - 15, 3, 1979 год - 16, 3, 1989 год - 18, 5, 1996 год - 20, 5 процента. В городах этот показатель достигает 19, 4 процента, а на селе - 23, 3 процента.
В настоящее время по сравнению с 1959 годом число людей в возрасте 75 лет и старше увеличилось в 2, 6 раза, а число людей в возрасте 85 лет и старше - более чем в 3 раза при незначительной доле очень старых людей в составе населения. Более чем в 6 раз увеличилось число людей в возрасте старше 85 лет в городских поселениях.
В 1995 году отмечена высокая демографическая нагрузка: на 100 человек трудоспособного возраста приходится 75 нетрудоспособных по возрасту, в том числе лиц старше трудоспособного возраста - 35, 9. В 1959 году в демографической нагрузке (71, 3) люди пенсионного возраста составляли 20, 2.
Доля граждан старшего поколения колеблется в широком диапазоне по регионам России. Факторы, способствовавшие старению населения, особенно проявились в европейской части страны (Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы) . В меньшей степени этими процессами были затронуты Урал, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Ряд регионов России, отнесенных к неблагополучным по социально-экономическому положению, входит в состав экономических районов с наиболее высокой численностью пожилого населения и высокой демографической нагрузкой.
В 36 регионах России доля пожилых людей превышает среднероссийский показатель. Наиболее сложная ситуация наблюдается в тех регионах, где этот показатель составляет от 25 до 27, 1 процента (Ивановская, Рязанская, Тамбовская, Курская, Псковская, Тверская, Тульская, Воронежская области) .
Выше средней величины доля пожилых людей в составе сельского населения отмечается в 32 регионах страны. В ряде территорий показатель численности сельского населения в возрасте старше трудоспособного достигает максимальных значений - от 294 до 357 на 1000 человек (Смоленская, Тульская, Нижегородская, Белгородская, Липецкая, Ярославская, Орловская, Тамбовская, Новгородская, Калужская, Воронежская, Тверская, Брянская, Псковская, Курская, Рязанская области, Республика Мордовия) .
Обостряется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. В настоящее время российские женщины в городах живут дольше мужчин на 13, 3 года, а сельские - на 13, 8 года. В некоторых областях Центрального района (Владимирская, Рязанская, Тульская, Ярославская области) разница превышает 16 лет. Доля одиноких женщин в возрасте от 70 лет составляет более 80 процентов от общего числа женщин этого возраста.
У пожилых людей уровень заболеваемости в 2 раза, а в старческом возрасте - в 6 раз выше в сравнении с уровнем заболеваемости лиц более молодых возрастов. До 80 процентов пенсионеров по старости нуждаются в медико-социальной помощи. Более 70 процентов указанных лиц имеют четыре-пять хронических заболеваний сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем, органов дыхания, кроветворения и пищеварения, нарушения зубочелюстной системы. Две трети пенсионеров оценивают состояние своего здоровья как не вполне удовлетворительное или неудовлетворительное. Нарушения здоровья пожилых людей не в полном объеме компенсируются социальными мерами.
Главным источником дохода большинства пожилых россиян остается пенсия. В 1996 году в целом по России средний размер ежемесячной пенсии составлял около 37 процентов средней заработной платы, поэтому по уровню материального положения значительную часть пожилых людей можно отнести к категории "традиционно бедных".
Соотношение среднедушевых доходов домохозяйств пенсионеров и величины прожиточного минимума в 1996 году составило 169, 6 процента (1990 год - 272 процента, 1994 год - 146 процентов) . Заметно возрос среднедушевой денежный расход домохозяйств пенсионеров (IV квартал 1995 г. - 262, 9 тыс. рублей в месяц, IV квартал 1996 г. - 422, 6 тыс. рублей в месяц) .
Наиболее тяжелым становится материальное положение пенсионеров в возрасте 61 - 65 лет, что связано с падением уровня доходов в связи с выходом на пенсию мужчин, и в возрасте 71 - 75 лет, когда резко возрастает доля одиноких пожилых. Сокращается численность работающих пенсионеров.
Активность пожилых людей в поисках дополнительных источников пополнения своего бюджета реально ограничивается возрастными нарушениями здоровья, отсутствием у большинства пенсионеров собственности, позволяющей получать доходы. Лишь незначительная часть пенсионеров имеет прибыль от дивидендов, сдачи в аренду жилья, автомобиля и другой собственности.
Восприятие пожилыми людьми экологических, социально-экономических факторов как угрозы здоровью и благополучию приводит их в число мигрантов. Численность пенсионеров по старости среди беженцев и вынужденных переселенцев достигает 15 процентов их общего числа. Около половины из них - одинокие пожилые люди, которые не в состоянии самостоятельно обустроиться на новом месте жительства и вследствие этого нуждаются в социальном патронаже.
Новые реальности требуют пристального внимания к лицам без определенного места жительства и занятий, среди которых 15 - 20 процентов составляют пожилые люди. Лишенные жилья, постоянного дохода и прочных социальных связей, они пополняют беднейшие слои населения, оказываются носителями повышенной санитарно-эпидемиологической опасности и в своем большинстве криминогенно активны.
Анализ положения пожилых людей по наиболее общим социально-демографическим и экономическим характеристикам свидетельствует о наличии основных проблем пожилых граждан России: неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность, одиночество. Уровень и качество их жизни значительно ниже, чем у трудоспособной части населения.
1996 - 2006 годы будут характеризоваться дальнейшими изменениями возрастной структуры населения. Доля лиц пожилого возраста предполагается стабильно высокой (на уровне 20 процентов общей численности населения страны; в городах она увеличится до 19, 8 процента, в сельской местности уменьшится до 20, 2 процента) . В связи с этим многообразие и сложность социальных проблем, обусловленных старением населения страны, имеют долгосрочный характер.
Высокая численность пенсионеров России приводит к усилению их роли в социальном развитии, повышению требований в отношении предоставления социальных гарантий во всех сферах жизнедеятельности.
Среди мер, способствующих усилению социальной защиты пожилых граждан России, можно отметить положения федеральных законов "О ветеранах", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О погребении и похоронном деле", указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации по жизненно важным для пожилых людей вопросам, мероприятия по улучшению пенсионного обеспечения.
Дальнейшее решение проблем пожилых людей находит отражение в ряде федеральных целевых программ (федеральная комплексная программа "Социальная поддержка инвалидов", Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1996 - 1997 годы, Федеральная миграционная программа на 1996 - 1997 годы и другие) . Субъекты Российской Федерации с учетом экономических возможностей осуществляют мероприятия по решению проблем граждан старшего поколения главным образом в рамках региональных программ социально-экономического развития, социальной поддержки населения, целевых программ "Ветеран", "Забота" и других.
Однако острота проблем пожилых людей, особенно на стыках различных отраслей социальной сферы, сохраняется и требует принципиальных решений и целенаправленных действий государственных органов по упрочению социальной защищенности граждан старших возрастных групп (пожилые, старые, долгожители) . Решение такого рода задач возможно лишь в рамках федеральной целевой программы с применением комплексного подхода.
В основу этой деятельности должны быть положены следующие основные принципы: предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей; содействие практической реализации прав и законных интересов пожилых граждан; дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение; адресность при предоставлении социальной поддержки с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни; развитие взаимодействия между поколениями в семье и обществе; содействие созданию и эффективному функционированию объединений пожилых людей для наилучшей интеграции граждан старшего поколения в процесс социального развития; учет изменений в структуре населения в социальной политике и практике.
Необходимость обозначить на федеральном уровне приоритеты работы государственных структур, направленной на решение проблем граждан старшего поколения, создание им благоприятных условий для реализации прав и законных интересов, полноценного участия в общественной, экономической, культурной и духовной жизни, находит отражение в данной Программе.
Основные цели и задачи
Основной целью Программы является формирование взаимоувязанных организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения граждан старшего поколения и упрочению их социальной защищенности с учетом современной социально-демографической и социально-экономической ситуации и прогнозируемой долговременности процесса старения населения России.
Указанная цель складывается из отраслевых целей федерального и регионального значения, достижение которых будет способствовать повышению уровня и качества жизни пожилых людей, реализации личностного потенциала, созданию им возможности осознавать себя полноправными участниками проводимых преобразований.
Предусматривается решение на программно-целевой основе следующих приоритетных задач федерального уровня:
формирование основ общероссийской стратегии в отношении старения населения на среднесрочную и долгосрочную перспективу и подготовка к проведению в Российской Федерации Международ