О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях
<p>ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 18 апреля 1992 г. N 261 г. Москва Утратилo силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.95 г. N 1113 О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (В редакции Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.93 г. N 1082) В целях совершенствования координации деятельности органов государственного управления Российской Федерации по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызываемых авариями, катастрофами, и эпифитотиями, Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Принять предложение Государственного комитета при Президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласованное с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями Российской Федерации, о создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. 2. Утвердить прилагаемое Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. 3. Возложить на министерства, ведомства и организации Российской Федерации функции по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно приложению. 4. Возложить общее руководство созданием, функционированием и дальнейшим развитием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях на Государственный комитет при Президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. 5. Разрешить Государственному комитету при Президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при организации и проведении аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ использовать в приоритетном порядке для связи и передачи информации государственные системы и ведомственные сети связи и передачи информации по согласованию с соответствующими министерствами, ведомствами и организациями Российской Федерации. 6. Министерству транспорта Российской Федерации и Министерству путей сообщения Российской Федерации обеспечивать в первоочередном порядке по заявкам Государственного комитета при Президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий доставку в районы бедствия и возвращение обратно сил, средств и специальных грузов, необходимых для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, за счет ассигнований выделяемых этому Комитету на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Разрешить Государственному комитету при Президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в случае необходимости привлекать для указанных целей транспортные средства других министерств и ведомств Российской Федерации, а также приобретать билеты в приоритетном порядке на все виды транспорта для доставки групп специалистов в районы бедствия. 7. Государственному комитету при Президенте Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: а) продолжить работы по созданию автоматизированной информационно-управляющей системы для обеспечения деятельности Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. В связи с этим определить: головным исполнителем работ по разработке и созданию системы связи - Министерство промышленности Российской Федерации (научно-исследовательский институт "Восход") ; головным исполнителем по разработке и созданию системы связи и передачи данных системы - Министерство связи Российской Федерации (Центральный научно-исследовательский институт связи) ; б) в 3-х месячный срок с участием заинтересованных министерств, ведомств и организаций Российской Федерации определить: состав сил и средств Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях и перечень предприятий и организаций, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведению аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ, и порядок их взаимодействия; нормативы обеспечения необходимыми силами и средствами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций потенциально опасных объектов и территорий, порядок материально-технического обеспечения и финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе оплаты труда работников организаций, участвующих в проведении этих мероприятий, осуществления расходов, связанных с оказанием помощи пострадавшему населению, а также расходов по обучению граждан и привлечению их к учениям и тренировкам. Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Е. Гайдар __________________________ УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. N 261 ПОЛОЖЕНИЕ о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (В редакции Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.93 г. N 1082) 1. Настоящее Положение определяет основные задачи, организацию и порядок Функционирования Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) *) . 2. РСЧС предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций**) в мирное и военное время, а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству. 3. Основными задачами РСЧС являются: проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при их возникновении в мирное и военное время; формирование системы экономических и правовых мер по обеспечению защиты населения, технической и экологической безопасности; осуществление государственных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту человека и среды его обитания, повышение чрезвычайных ситуаций, ционирования объектов народного хозяйства и социальной сферы при возникновении аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий; обеспечение высокой готовности органов и пунктов управления, систем связи и оповещения, сил и средств РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях, проведение работ по их ликвидации***) ; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения; обучение и подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовка и повышение квалификации кадров специалистов РСЧС; создание и использование чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказания помощи зарубежным странам в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. ________________________ *) Чрезвычайная ситуация - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории (акватории) , вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, эпидемией, эпизоотней, эпифитотией, применением возможным противником современных средств поражения и приведшее или могущее привести к людским и материальным потерям. **) Предупреждение социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков и действия по ликвидации их последствий в компетенцию системы не входят. ***) Под ликвидацией чрезвычайных ситуаций имеется в виду проведение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановление жизнеобеспечения населения. Восстановление объектов народного хозяйства и территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, в компетенцию РСЧС не входит. 4. РСЧС объединяет органы государственного управления Российской Федерации всех уровней, различные общественные организации в компетенцию которых входят функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением, реагированием и действиями в чрезвычайных ситуациях, силы и средства этих органов управления и организаций в целях координации их деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и применении возможным противником современных средств поражения. РСЧС включает в себя территориальные, функциональные и ведомственные подсистемы и имеет три уровня: местный, региональный и федеральный. 5. Территориальные подсистемы РСЧС (республик в составе Российской Федерации, краев и областей) состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению. Каждая территориальная подсистема (звено) предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории и, как правило, включает в себя руководящий орган - комиссию по чрезвычайным ситуациям (республиканскую, краевую, областную, районную, городскую, объектовую) или другой орган, выполняющий ее функции, орган повседневного управления (дежурную службу) , силы и средства функциональных и ведомственных подсистем на данной территории, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские и материально-технические ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, а также специальные учебные заведения. Конкретные структуры территориальных подсистем и их звеньев определяются соответствующими органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев и областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Задачи конкретных регионов, организация и порядок функционирования территориальных подсистем и их звеньев определяются положениями, утверждаемыми соответствующими органами исполнительной власти. 6. Основными типовыми задачами территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней являются: руководство деятельностью подсистем и звеньев РСЧС на подведомственных территориях; участие в разработке и осуществлении государственных целевых и научно-технических программ по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; разработка и осуществление мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения противника, по обеспечению надежности работы потенциально опасных производств и объектов народного хозяйства в условиях чрезвычайных ситуаций; организация и координация постоянного наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, оценка и прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций; обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях; организация формирования системы экономических и правовых мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, обеспечение технической и экологической безопасности; создание фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, используемых для покрытия расходов на профилактические мероприятия, содержание и обеспечение аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований, ликвидацию чрезвычайных ситуаций и оказание помощи пострадавшим; координация деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям на подведомственной территории по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; организация взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям соседних территорий, военным командованием и общественными организациями по вопросам сбора и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях, а в случае необходимости - направления сил и средств для их ликвидации; руководство действиями в ходе возникновения, развития чрезвычайных ситуаций и в период их ликвидации, организация привлечения трудоспособного населения из числа пострадавших при возникновении чрезвычайной ситуации к аварийно-спасательным, аварийно-восстановительным и другим неотложным работам; руководство обучением и подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовкой и повышением квалификации специалистов РСЧС, а также повышением квалификации работников, занимающихся мобилизационной подготовкой народного хозяйства Российской Федерации; участие в организуемом федеральными органами международном сотрудничестве в области проблем, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, организация и осуществление сотрудничества на территориальном уровне, непосредственное распределение и использование международной помощи в случае возникновения чрезвычайной ситуации на подведомственной территории и объектах народного хозяйства. 7. Функциональные подсистемы РСЧС состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств Российской Федерации, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и обстановки на потенциально опасных объектах, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите жизни и здоровья людей, созданию и использованию чрезвычайных резервных фондов, ликвидации чрезвычайных ситуаций на местном, региональном и федеральном уровнях. При этом в состав отельных фунциональных подсистем могут входить органы управления, силы и средства нескольких министерств и ведомств Российской Федерации, решающих схожие задачи или задачи, дополняющие друг друга. К функциональным подсистемам РСЧС, возглавляемым соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации, относятся: информационно-управляющая (ГКЧС России) ; защиты и жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях (ГКЧС России) ; экологической безопасности (Минэкологии России) ; наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и гелигеофизическими явлениями и состоянием окружающей среды (Минэкологии России) ; предупреждения цунами (Минэкологии России) ; опасных экзогенных геологических процессов (Минэкологии России) ; контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах (Госатомнадзор России, Госгортехнадзор России) ; сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений (Российская академия наук, Минстрой России) ; служба противопожарных и аварийно-спасательных работ (МВД России) ; санитарно-эпидемического надзора за состоянием здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания (Госкомсанэпиднадзор России) ; экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях (Минздрав России) ; охраны лесов от пожаров (Минэкологии России) ; предотвращения и ликвидации последствий аварий и катастроф на морском и речном транспорте (Минтранс России) ; служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации (Минтранс России) ; защиты городов и населенных пунктов от аварий и стихийных бедствий (Минстрой России) ; чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов (Минфин России, Минторгресурс России, Минсельхоз России, Минздрав России, Минсвязи России, Госрезерв России) ; целевых видов страхования (Минфин России) . Основные задачи, организация и порядок деятельности функциональных подсистем определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами государственного управления. 8. Ведомственные подсистемы РСЧС создаются в министерствах и ведомствах, межотраслевых государственных консорциумах, корпорациях, концернах и ассоциациях Российской Федерации и предназначены для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций непосредственно на объектах (предприятиях) этих министерств, ведомств и организаций. Конкретные структуры ведомственных подсистем, их задачи, порядок функционирования определяются министерствами и ведомствами, межотраслевыми государственными консорциумами, корпорациями, концернами и ассоциациями Российской Федерации и закрепляются в положениях об этих подсистемах. При этом каждая ведомственная подсистема, ее звенья включают в себя, как правило, руководящие органы (комиссия по чрезвычайным ситуациям) , органы повседневного управления (дежурно-диспетчерская служба) , силы и средства наблюдения и контроля за состоянием потенциально опасных объектов и природной средой, силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций. 9. Основными типовыми задачами ведомственных комиссий по чрезвычайным ситуациям являются: руководство функционированием подсистем и звеньев РСЧС в отрасли (ведомств) ; участие в разработке и осуществлении государственных целевых и научно-технических программ; руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных производств, обеспечению устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при возникновении чрезвычайных ситуаций; организация и руководство системой наблюдения и контроля за состоянием потенциально опасных объектов, а также в зонах санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения; формирование системы экономических и правовых мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обеспечение технической и экологической безопасности; руководство созданием и использованием чрезвычайных резервных фондов финансовых и материально-технических ресурсов; организация целевых видов страхования от чрезвычайных ситуаций, включая перестрахование рисков их возникновения; обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, координация и руководство работами по их ликвидации в зависимости от масштабов чрезвычайных ситуаций; организация подготовки персонала объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях. 10. К федеральному уровню в РСЧС относятся органы управления, </p>