О федеральной целевой программе "Развитие туризма в Российской Федерации"
<p>ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П о с т а н о в л е н и е
от 26 февраля 1996 г. N 177
г. Москва
Утратилo силу - Постановление
Правительства Российской
Федерации от 27.08.2003 г. N 528
О федеральной целевой программе "Развитие
туризма в Российской Федерации"
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 17.11.2000 г. N 858)
В целях стимулирования дальнейшего развития внутреннего и
международного туризма в Российской Федерации, формирования
современного высокоэффективного и конкурентоспособного
туристического комплекса Правительство Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу
"Развитие туризма в Российской Федерации" (далее именуется -
Программа) .
2. Определить государственным заказчиком Программы
Министерство экономического развития и торговли Российской
Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской
Федерации от 17.11.2000 г. N 858)
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации разработать и утвердить в 1996-1997 годах
региональные программы развития туризма.
Председатель Правительства
Российской Федерации В. Черномырдин
_________________________
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 февраля 1996 г.
N 177
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
"Развитие туризма в Российской Федерации"
Наименование Программы - федеральная целевая программа "Развитие
туризма в Российской Федерации"
Основания для разработки - протокол заседания Совета Министров -
Программы Правительства Российской Федерации от
13 мая 1993 г. N 16,
поручение Правительства
Российской Федерации от 24 июня 1995 г.
N ЮЯ-П12-18449, протокол заседания
Правительства Российской Федерации
от 6 июля 1995 г. N 21, раздел V,
Указ Президента Российской Федерации
от 22 декабря 1995 г. N 1284
"О реорганизации и развитии туризма
в Российской Федерации"
Государственный заказчик, - Государственный комитет Российской
директор Программы, Федерации по физической культуре и
разработчик Программы туризму
Цели и задачи Программы, - создание в Российской Федерации
важнейшие целевые современного высокоэффективного и
показатели конкурентоспособного туристического
комплекса, обеспечивающего широкие
возможности для удовлетворения
потребностей российских и иностранных
граждан в разнообразных туристических
услугах
- основные задачи Программы:
формирование современной
нормативно-правовой базы и основ
системы государственного
регулирования
туристической деятельности;
упорядочение отношений собственности в
сфере туризма с учетом особенностей
характера туристической деятельности;
формирование современного
отечественного туристического рынка на
основе развития конкуренции, углубления
специализации и кооперации в работе
туристических предприятий;
создание условий для развития
внутреннего и въездного туризма;
обеспечение развития социального
туризма в России;
поддержка развития отечественного
предпринимательства в сфере туризма, в
частности, малого предпринимательства;
стимулирование развития материальной
базы туризма (средств размещения и
инфраструктуры) путем привлечения
отечественных и иностранных инвестиций
для реконструкции и нового
строительства туристических объектов;
создание условий для возрождения и
развития традиционных центров туризма,
освоения новых туристических районов с
обширным природным и
историко-культурным потенциалом;
интеграция России в систему мирового
туристического рынка и развитие
международного сотрудничества в
области туризма;
реализация в России принятой ООН
концепции устойчивого развития туризма
как экологически безопасной формы
использования природных и культурных
ресурсов;
разработка и внедрение на отечественном
туристическом рынке прогрессивных
технологий туристического обслуживания;
совершенствование системы
информационного обеспечения в области
туризма;
развитие отраслевой туристической
науки, осуществляющей комплекс базовых
исследований в сфере туризма на
федеральном и региональном уровнях;
создание современной системы
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров в сфере туризма;
проведение активной рекламной
деятельности, направленной на
формирование образа России как страны,
благоприятной для туризма
Сроки и этапы реализации - 1995-2005 годы
Программы (подпрограмм) первый этап (1995-1997 годы) включает
подготовку и начало реализации системы
программных мероприятий, разработку
программных мероприятий второго этапа,
а также предполагает развитие
материальной базы туризма в направлении
реконструкции и завершения
строительства объектов, расположенных
в традиционных туристических регионах;
второй этап (1998-2005 годы)
предполагает завершение реализации
системы программных мероприятий и
дальнейшее развитие материальной
базы туризма в соответствии с
разработанной на первом этапе
Программы Генеральной схемой
развития и размещения зон и
объектов туризма на территории
Российской Федерации
Перечень основных - система программных мероприятий
мероприятий охватывает следующие направления:
нормативно-правовая область;
организация туристической деятельности
и управление развитием туризма;
содействие развитию материальной базы
туризма;
рекламно-информационное обеспечение
продвижения туристического продукта на
внутреннем и внешнем рынках;
кадровое обеспечение;
научное обеспечение
Исполнители основных - научно-исследовательские институты и
мероприятий другие организации по профилю
предусматриваемых мероприятий
Объемы и источники - общий объем финансовых средств,
финансирования (в ценах необходимых для реализации первого
1995 года) этапа Программы, - 2044, 2 млрд. рублей
- федеральный бюджет - 14, 6 млрд. рублей,
в том числе в 1996 году -
6, 2 млрд. рублей.
Финансирование реализации
инвестиционных проектов в сфере
туризма на 1995-1997 годы
предполагается осуществить
преимущественно за счет привлечения
внебюджетных источников - 2029, 6
млрд. рублей.
Объем финансовых средств, необходимых
для реализации второго этапа Программы
(1998-2005 годы) , составит, по
предварительной экспертной оценке, не
менее 20 трлн. рублей
Ожидаемые конечные - формирование современного
результаты реализации туристического рынка в России,
Программы увеличение доходов федерального
бюджета, в том числе валютных
поступлений, стимулирование развития
таких секторов экономики, как
строительство, сельское хозяйство,
транспорт, связь, торговля,
производство товаров народного
потребления и др., образование новых
рабочих мест в сфере туризма и
сопряженных отраслях, привлечение
иностранных инвестиций в экономику
России, сохранение и возрождение
объектов культурного и природного
наследия, удовлетворение потребностей
населения страны в активном и
полноценном отдыхе, укреплении
здоровья, приобщении к культурным
ценностям, воспитании подрастающего
поколения
Система организации - информация и доклады о ходе выполнения
контроля за исполнением Программы и об использовании средств
Программы федерального бюджета представляются в
установленном порядке.
1. Основания для разработки Программы
Настоящая Программа направлена на создание правовой,
организационной и экономической среды для формирования современной
туристической индустрии в Российской Федерации, содействия развитию
материальной базы туризма и разработана с учетом концепции
реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, одобренной
Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. N 1284
"О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации".
При разработке Программы учтены положения Манильской
декларации по мировому туризму (1980 г.) , Гаагской декларации по
туризму (1989 г.) , Осакской конференции министров по туризму
(1994 г.) , решения Конференции ООН по окружающей среде и развитию
(г. Рио-де-Жанейро, 1992 г.) , Хартии туризма и Кодекса туриста,
принятых 6-й сессией Генеральной ассамблеи Всемирной туристской
организации (ВТО) в 1985 году, другие решения и рекомендации ВТО,
соглашения по вопросам развития туризма, заключенные между
Российской Федерацией и другими государствами.
Программа носит комплексный инновационный характер и призвана
стимулировать процесс становления в сфере туризма современных
рыночных отношений и адекватных им механизмов государственного
регулирования.
Реализация Программы предполагает органичное сочетание
бюджетных и внебюджетных источников финансирования с
преимущественным использованием последних. Система мероприятий
Программы сформирована с учетом выделения средств из федерального
бюджета в пределах ежегодных ассигнований.
Программа подготовлена с участием федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, институтов макроэкономических исследований и
микроэкономики при Министерстве экономики Российской Федерации,
Центрального научно-исследовательского и проектного института
курортных, туристических, оздоровительных и лечебных зданий и
комплексов при Министерстве строительства Российской Федерации.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Современная индустрия туризма является одной из крупнейших
высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства.
На долю туризма приходится около 10 процентов мирового валового
национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и
мировых потребительских расходов. Причем, если среднегодовые темпы
роста мировых поступлений от международного туризма за последние
десять лет составляют 13 процентов, то от экспорта туристических
товаров и услуг соответственно 7 и 10 процентов. По прогнозам ВТО,
высокие устойчивые темпы роста экономических показателей в сфере
туризма сохранятся, и к 2010 году количество международных
туристических поездок удвоится, составив 937 млн. поездок, а
поступления от туризма достигнут 1, 1 трлн. долларов США.
Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие
секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство,
сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и
составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной
перестройки экономики.
Вместе с тем важнейшими факторами развития отрасли являются
природно-рекреационный и историко-культурный. Наличие богатого
культурного и природного потенциала позволяет странам, даже не
относящимся к числу наиболее экономически развитых, завоевывать
серьезные позиции на мировом туристическом рынке при обязательном
условии проведении активной государственной политики в области
развития туризма. Основными направлениями этой политики являются:
защита прав путешествующих, интересов производителей отечественного
туристического продукта и всемерная поддержка внутреннего и
въездного туризма. Формы такой поддержки варьируются от прямых
инвестиций, направляемых на формирование туристической
инфраструктуры, расходов на подготовку кадров, научное и
рекламно-информационное обеспечение продвижения национального
туристического продукта на мировом рынке до налоговых и таможенных
льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и
въездного туризма.
Российская Федерация, несмотря на свой колоссальный
туристический потенциал, занимает весьма скромное место на мировом
туристическом рынке. На ее долю приходится менее 1, 5 процента
мирового туристического потока. Поэтому реализация Программы
позволит более эффективно использовать имеющийся туристический
потенциал, оживить отечественный туристический рынок, укрепить
материальную базу, сократить дефицит квалифицированных кадров и
получить необходимую поддержку развития туризма со стороны
государства.
Спрос на санаторно-курортные и туристско-экскурсионные услуги
в силу проблем переходного периода снизился, а количество мест в
соответствующих учреждениях сократилось. Существующая сеть
туристических учреждений, составляющая 1, 4 млн. мест вместе с
санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами и базами
отдыха (которые по принятой международной классификации относятся к
объектам туристического хозяйства) , в значительной степени
нуждается в реконструкции.
Принимая во внимание ограниченные возможности инвестирования
развития материальной базы туризма за счет средств федерального
бюджета, предусматривается использование различных форм
государственного стимулирования для привлечения в сферу туризма
частных инвестиций, в том числе иностранных.
Проблему подготовки туристических кадров намечается решить за
счет структурной перестройки существующей системы образования, а
также широкого использования возможностей учреждений
дополнительного образования. Вместе с тем важна роль государства в
создании системы научного и рекламно-информационного обеспечения
продвижения отечественного туристического продукта на внутреннем и
внешнем рынках. Именно на эти цели направляется более половины
средств национальных туристических администраций стран, занимающих
ведущие позиции на мировом туристическом рынке.
Программа призвана способствовать предупреждению и смягчению
последствий имеющих место негативных явлений и создать реальные
предпосылки для решения задач, поставленных в области развития
туризма.
3. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Главная цель Программы - создание в Российской Федерации
современного высокоэффективного и конкурентоспособного
туристического комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие
возможности для удовлетворения потребностей российских и
иностранных граждан в туристических услугах, а с другой -
значительный вклад в развитие народного хозяйства страны, в том
числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной
валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и
рационального использования культурного и природного наследия.
Основные задачи Программы состоят в следующем:
создание современного отечественного туристического рынка на
основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации
в работе туристических организаций;
формирование современной нормативно-правовой базы развития
туризма и системы государственного регулирования туристической
деятельности, в том числе системы мер, обеспечивающих безопасность
в сфере туризма;
создание условий для приоритетного развития внутреннего и
въездного туризма;
обеспечение развития социального туризма в Российской
Федерации;
упорядочение отношений собственности в сфере туризма с учетом
особенностей характера туристической деятельности;
стимулирование развития отечественного предпринимательства в
сфере туризма, поддержка малого предпринимательства в этой области;
создание условий для возрождения и развития традиционных
центров туризма, освоения новых туристических районов с обширным
природным и историко-культурным потенциалом;
интеграция России в систему мирового туристического рынка и
развитие международного сотрудничества в области туризма;</p>