О федеральной целевой программе "Развитие туризма в Российской Федерации"
<p>ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П о с т а н о в л е н и е от 26 февраля 1996 г. N 177 г. Москва Утратилo силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.2003 г. N 528 О федеральной целевой программе "Развитие туризма в Российской Федерации" (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 г. N 858) В целях стимулирования дальнейшего развития внутреннего и международного туризма в Российской Федерации, формирования современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие туризма в Российской Федерации" (далее именуется - Программа) . 2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 г. N 858) 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить в 1996-1997 годах региональные программы развития туризма. Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин _________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. N 177 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации" Наименование Программы - федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации" Основания для разработки - протокол заседания Совета Министров - Программы Правительства Российской Федерации от 13 мая 1993 г. N 16, поручение Правительства Российской Федерации от 24 июня 1995 г. N ЮЯ-П12-18449, протокол заседания Правительства Российской Федерации от 6 июля 1995 г. N 21, раздел V, Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. N 1284 "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации" Государственный заказчик, - Государственный комитет Российской директор Программы, Федерации по физической культуре и разработчик Программы туризму Цели и задачи Программы, - создание в Российской Федерации важнейшие целевые современного высокоэффективного и показатели конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах - основные задачи Программы: формирование современной нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристической деятельности; упорядочение отношений собственности в сфере туризма с учетом особенностей характера туристической деятельности; формирование современного отечественного туристического рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристических предприятий; создание условий для развития внутреннего и въездного туризма; обеспечение развития социального туризма в России; поддержка развития отечественного предпринимательства в сфере туризма, в частности, малого предпринимательства; стимулирование развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры) путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и нового строительства туристических объектов; создание условий для возрождения и развития традиционных центров туризма, освоения новых туристических районов с обширным природным и историко-культурным потенциалом; интеграция России в систему мирового туристического рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма; реализация в России принятой ООН концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов; разработка и внедрение на отечественном туристическом рынке прогрессивных технологий туристического обслуживания; совершенствование системы информационного обеспечения в области туризма; развитие отраслевой туристической науки, осуществляющей комплекс базовых исследований в сфере туризма на федеральном и региональном уровнях; создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма; проведение активной рекламной деятельности, направленной на формирование образа России как страны, благоприятной для туризма Сроки и этапы реализации - 1995-2005 годы Программы (подпрограмм) первый этап (1995-1997 годы) включает подготовку и начало реализации системы программных мероприятий, разработку программных мероприятий второго этапа, а также предполагает развитие материальной базы туризма в направлении реконструкции и завершения строительства объектов, расположенных в традиционных туристических регионах; второй этап (1998-2005 годы) предполагает завершение реализации системы программных мероприятий и дальнейшее развитие материальной базы туризма в соответствии с разработанной на первом этапе Программы Генеральной схемой развития и размещения зон и объектов туризма на территории Российской Федерации Перечень основных - система программных мероприятий мероприятий охватывает следующие направления: нормативно-правовая область; организация туристической деятельности и управление развитием туризма; содействие развитию материальной базы туризма; рекламно-информационное обеспечение продвижения туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках; кадровое обеспечение; научное обеспечение Исполнители основных - научно-исследовательские институты и мероприятий другие организации по профилю предусматриваемых мероприятий Объемы и источники - общий объем финансовых средств, финансирования (в ценах необходимых для реализации первого 1995 года) этапа Программы, - 2044, 2 млрд. рублей - федеральный бюджет - 14, 6 млрд. рублей, в том числе в 1996 году - 6, 2 млрд. рублей. Финансирование реализации инвестиционных проектов в сфере туризма на 1995-1997 годы предполагается осуществить преимущественно за счет привлечения внебюджетных источников - 2029, 6 млрд. рублей. Объем финансовых средств, необходимых для реализации второго этапа Программы (1998-2005 годы) , составит, по предварительной экспертной оценке, не менее 20 трлн. рублей Ожидаемые конечные - формирование современного результаты реализации туристического рынка в России, Программы увеличение доходов федерального бюджета, в том числе валютных поступлений, стимулирование развития таких секторов экономики, как строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля, производство товаров народного потребления и др., образование новых рабочих мест в сфере туризма и сопряженных отраслях, привлечение иностранных инвестиций в экономику России, сохранение и возрождение объектов культурного и природного наследия, удовлетворение потребностей населения страны в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, воспитании подрастающего поколения Система организации - информация и доклады о ходе выполнения контроля за исполнением Программы и об использовании средств Программы федерального бюджета представляются в установленном порядке. 1. Основания для разработки Программы Настоящая Программа направлена на создание правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии в Российской Федерации, содействия развитию материальной базы туризма и разработана с учетом концепции реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. N 1284 "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации". При разработке Программы учтены положения Манильской декларации по мировому туризму (1980 г.) , Гаагской декларации по туризму (1989 г.) , Осакской конференции министров по туризму (1994 г.) , решения Конференции ООН по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, 1992 г.) , Хартии туризма и Кодекса туриста, принятых 6-й сессией Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации (ВТО) в 1985 году, другие решения и рекомендации ВТО, соглашения по вопросам развития туризма, заключенные между Российской Федерацией и другими государствами. Программа носит комплексный инновационный характер и призвана стимулировать процесс становления в сфере туризма современных рыночных отношений и адекватных им механизмов государственного регулирования. Реализация Программы предполагает органичное сочетание бюджетных и внебюджетных источников финансирования с преимущественным использованием последних. Система мероприятий Программы сформирована с учетом выделения средств из федерального бюджета в пределах ежегодных ассигнований. Программа подготовлена с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, институтов макроэкономических исследований и микроэкономики при Министерстве экономики Российской Федерации, Центрального научно-исследовательского и проектного института курортных, туристических, оздоровительных и лечебных зданий и комплексов при Министерстве строительства Российской Федерации. 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. На долю туризма приходится около 10 процентов мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. Причем, если среднегодовые темпы роста мировых поступлений от международного туризма за последние десять лет составляют 13 процентов, то от экспорта туристических товаров и услуг соответственно 7 и 10 процентов. По прогнозам ВТО, высокие устойчивые темпы роста экономических показателей в сфере туризма сохранятся, и к 2010 году количество международных туристических поездок удвоится, составив 937 млн. поездок, а поступления от туризма достигнут 1, 1 трлн. долларов США. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики. Вместе с тем важнейшими факторами развития отрасли являются природно-рекреационный и историко-культурный. Наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет странам, даже не относящимся к числу наиболее экономически развитых, завоевывать серьезные позиции на мировом туристическом рынке при обязательном условии проведении активной государственной политики в области развития туризма. Основными направлениями этой политики являются: защита прав путешествующих, интересов производителей отечественного туристического продукта и всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма. Формы такой поддержки варьируются от прямых инвестиций, направляемых на формирование туристической инфраструктуры, расходов на подготовку кадров, научное и рекламно-информационное обеспечение продвижения национального туристического продукта на мировом рынке до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма. Российская Федерация, несмотря на свой колоссальный туристический потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится менее 1, 5 процента мирового туристического потока. Поэтому реализация Программы позволит более эффективно использовать имеющийся туристический потенциал, оживить отечественный туристический рынок, укрепить материальную базу, сократить дефицит квалифицированных кадров и получить необходимую поддержку развития туризма со стороны государства. Спрос на санаторно-курортные и туристско-экскурсионные услуги в силу проблем переходного периода снизился, а количество мест в соответствующих учреждениях сократилось. Существующая сеть туристических учреждений, составляющая 1, 4 млн. мест вместе с санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами и базами отдыха (которые по принятой международной классификации относятся к объектам туристического хозяйства) , в значительной степени нуждается в реконструкции. Принимая во внимание ограниченные возможности инвестирования развития материальной базы туризма за счет средств федерального бюджета, предусматривается использование различных форм государственного стимулирования для привлечения в сферу туризма частных инвестиций, в том числе иностранных. Проблему подготовки туристических кадров намечается решить за счет структурной перестройки существующей системы образования, а также широкого использования возможностей учреждений дополнительного образования. Вместе с тем важна роль государства в создании системы научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения отечественного туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках. Именно на эти цели направляется более половины средств национальных туристических администраций стран, занимающих ведущие позиции на мировом туристическом рынке. Программа призвана способствовать предупреждению и смягчению последствий имеющих место негативных явлений и создать реальные предпосылки для решения задач, поставленных в области развития туризма. 3. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы Главная цель Программы - создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристических услугах, а с другой - значительный вклад в развитие народного хозяйства страны, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия. Основные задачи Программы состоят в следующем: создание современного отечественного туристического рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристических организаций; формирование современной нормативно-правовой базы развития туризма и системы государственного регулирования туристической деятельности, в том числе системы мер, обеспечивающих безопасность в сфере туризма; создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма; обеспечение развития социального туризма в Российской Федерации; упорядочение отношений собственности в сфере туризма с учетом особенностей характера туристической деятельности; стимулирование развития отечественного предпринимательства в сфере туризма, поддержка малого предпринимательства в этой области; создание условий для возрождения и развития традиционных центров туризма, освоения новых туристических районов с обширным природным и историко-культурным потенциалом; интеграция России в систему мирового туристического рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма;</p>