Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2025 г. № 1648
МОСКВА
Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии.
2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 373 "Об утверждении Положения о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 18, ст. 2233) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1044 "О федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 43, ст. 5878) .
4. Настоящее постановление вступает в силу с 15 декабря 2025 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 23 октября 2025 г. № 1648
ПОЛОЖЕНИЕ о федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области использования атомной энергии (далее - государственный надзор) .
2. Настоящее Положение не регулирует отношения, связанные с государственным надзором в области разработки, изготовления, испытаний, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
3. Государственный надзор в соответствии с настоящим Положением осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и территориальными органами Службы.
4. Государственный надзор осуществляется следующими должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и территориальных органов Службы:
а) руководитель Службы, заместители руководителя Службы;
б) руководители структурных подразделений центрального аппарата Службы, заместители руководителей структурных подразделений центрального аппарата Службы, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;
в) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей структурных подразделений центрального аппарата Службы, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;
г) руководители территориальных органов Службы, заместители руководителей территориальных органов Службы;
д) начальники отделов территориальных органов Службы, заместители начальников отделов территориальных органов Службы, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;
е) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей территориальных органов Службы, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора.
5. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор:
а) пользуются правами и выполняют обязанности, которые предусмотрены статьями 2712 и 2716 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" (далее - Федеральный закон) , а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) обязаны соблюдать ограничения, установленные статьей 2710 Федерального закона.
6. Государственный надзор включает:
а) организацию и проведение проверок (инспекций) соблюдения проверяемыми юридическими лицами, указанными в части первой статьи 271 Федерального закона, и юридическими лицами, указанными в абзаце пятом части одиннадцатой статьи 272 Федерального закона (далее - проверяемые лица) , обязательных требований, указанных в части первой статьи 271 Федерального закона (далее - обязательные требования) , условий действия разрешений (лицензий) , а также соответствия объектов использования атомной энергии, их элементов и систем обязательным требованиям и условиям действия разрешений (лицензий) ;
б) организацию и проведение мероприятий по контролю за обеспечением безопасности на объектах использования атомной энергии при осуществлении постоянного государственного надзора, предусмотренных частью девятой статьи 275 Федерального закона;
в) осуществление мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) , в соответствии со статьей 276 Федерального закона;
г) принятие мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по пресечению нарушений обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) в случаях выявления таких нарушений;
д) систематическое наблюдение за соблюдением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) .
7. При осуществлении государственного надзора Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и территориальные органы Службы вправе в соответствии с частью четвертой статьи 271 Федерального закона привлекать к проведению проверок (инспекций) специалистов организаций научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности (далее - организации научно-технической поддержки) , а к систематическому наблюдению за соблюдением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) - непосредственно организации научно-технической поддержки.
8. На отдельных объектах использования атомной энергии, а также на объектах, на которых осуществляется строительство судов и (или) иных плавсредств с ядерными установками, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 275 Федерального закона (далее - объекты постоянного государственного надзора) , Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору устанавливается режим постоянного государственного надзора в порядке, установленном разделом III настоящего Положения.
II. Порядок организации и проведения проверок (инспекций)
9. Проверки (инспекции) в соответствии с частью первой статьи 273 Федерального закона проводятся на основании распоряжения руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (заместителя руководителя Службы) или руководителя территориального органа Службы (заместителя руководителя территориального органа Службы) , в котором указываются следующие сведения:
а) дата и номер распоряжения;
б) наименование Службы или территориального органа Службы, вид государственного надзора;
в) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности лиц, уполномоченных на проведение проверки (инспекции) , специалистов организаций научно-технической поддержки, привлекаемых к проведению проверки (инспекции) ;
г) наименование, идентификационный номер налогоплательщика, адрес юридического лица и место нахождения его обособленных подразделений (филиалов) , проверка (инспекция) которого (которых) проводится, адрес фактического осуществления деятельности;
д) наименование и адрес объекта использования атомной энергии (указываются в случае проведения проверки (инспекции) на объекте использования атомной энергии (в отношении объекта) и (или) деятельности проверяемого лица, осуществляемой на таком объекте) ;
е) задачи, предмет проверки (инспекции) ;
ж) вид и форма проводимой проверки (инспекции) ;
з) срок проведения проверки (инспекции) , даты начала и окончания проведения проверки (инспекции) ;
и) правовые основания проведения проверки (инспекции) ;
к) сведения о перечне нормативных правовых актов в области использования атомной энергии, содержащих обязательные требования, которые подлежат проверке;
л) перечень мероприятий по государственному надзору, необходимых для решения задач проведения проверки (инспекции) ;
м) перечень документов, представление которых проверяемым лицом необходимо для решения задач проведения проверки (инспекции) , или указание на программу проверки (инспекции) , которая является неотъемлемой частью (приложением) распоряжения руководителя Службы (заместителя руководителя Службы) или руководителя территориального органа Службы (заместителя руководителя территориального органа Службы) о проведении проверки (инспекции) , содержащую такой перечень.
10. При осуществлении государственного надзора проводятся плановые проверки (инспекции) и внеплановые проверки (инспекции) в форме документарной проверки (инспекции) или выездной проверки (инспекции) . Проверки (инспекции) подразделяются на комплексные проверки (инспекции) и целевые проверки (инспекции) .
11. Комплексной проверкой (инспекцией) является проверка (инспекция) , в ходе которой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или территориальным органом Службы проверяются вопросы обеспечения безопасности, указанные в пункте 37 настоящего Положения (с учетом осуществляемого проверяемым лицом вида деятельности в области использования атомной энергии, а также при наличии объектов использования атомной энергии) .
12. Целевой проверкой (инспекцией) является проверка (инспекция) , в ходе которой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или территориальным органом Службы проверяются один или несколько вопросов обеспечения безопасности, указанных в пункте 37 настоящего Положения.
13. Продолжительность проверки (инспекции) составляет не более чем 10 рабочих дней со дня начала проведения проверки (инспекции) .
Руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (заместителем руководителя Службы) или руководителем территориального органа Службы (заместителем руководителя территориального органа Службы) срок проведения проверки (инспекции) может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний и экспертиз, на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку (инспекцию) .
При наличии у проверяемого лица нескольких обособленных подразделений (филиалов) срок проведения проверок (инспекций) , указанный в абзаце первом настоящего пункта, исчисляется применительно к каждому обособленному подразделению (филиалу) по отдельности.
14. Информация о проведенных проверках (инспекциях) размещается в едином реестре проверок должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору или территориальных органов Службы.
15. Плановые проверки (инспекции) организуются и проводятся:
а) структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании плана проверок (инспекций) , утверждаемого руководителем Службы (заместителем руководителя Службы) ;
б) территориальными органами Службы на основании плана проверок (инспекций) , утверждаемого руководителем соответствующего территориального органа Службы (заместителем руководителя территориального органа Службы) .
16. Планы проверок (инспекций) разрабатываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и территориальными органами Службы в соответствии со статьей 272 Федерального закона до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок (инспекций) , и подлежат согласованию с органами прокуратуры.
17. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и территориальные органы Службы направляют проекты планов проверок (инспекций) в органы прокуратуры, которые рассматривают такие проекты на предмет законности включения в них плановых проверок (инспекций) и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок (инспекций) , вносят руководителю Службы и руководителям территориальных органов Службы предложения по устранению выявленных несоответствий требованиям Федерального закона и настоящего Положения.
18. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и территориальные органы Службы рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам рассмотрения указанных предложений утверждают и направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок (инспекций) , планы проверок (инспекций) .
19. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и территориальные органы Службы в срок до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок (инспекций) , размещают планы проверок (инспекций) на официальном сайте Службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на сайтах территориальных органов Службы.
20. Основания для включения комплексных проверок (инспекций) и целевых проверок (инспекций) в план проверок (инспекций) , а также основания для проведения внеплановых проверок (инспекций) и требования к внеплановым проверкам (инспекциям) установлены статьей 272 Федерального закона.
21. В случае выявления по результатам систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) сведений о нарушениях, которые создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда и возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, проводится внеплановая проверка (инспекция) .
22. Предметом документарной проверки (инспекции) являются сведения, содержащиеся в документах проверяемого лица, используемых при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии и связанных с соблюдением проверяемым лицом обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) .
23. В процессе проведения документарной проверки (инспекции) должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору или должностными лицами территориального органа Службы рассматриваются документы проверяемого лица, используемые при осуществлении проверяемым лицом деятельности в области использования атомной энергии и связанные с исполнением проверяемым лицом обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) , представленные проверяемым лицом и имеющиеся в распоряжении Службы или территориального органа Службы.
24. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных проверяемым лицом и имеющихся в распоряжении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору или территориального органа Службы, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение проверяемым лицом обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) , должностное лицо Службы или должностное лицо территориального органа Службы направляет в адрес проверяемого лица мотивированный запрос, который может быть направлен как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа, с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки (инспекции) документы и (или) сведения и оформляет решение о приостановке документарной проверки (инспекции) до получения запрашиваемых документов и (или) сведений. Решение о приостановке документарной проверки (инспекции) оформляется в виде распоряжения руководителя Службы (заместителя руководителя Службы) или руководителя территориального органа Службы (заместителя руководителя территориального органа Службы) .
В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса, указанного в абзаце первом настоящего пункта, проверяемое лицо обязано представить в Службу или территориальный орган Службы указанные в запросе документы и (или) сведения. Решение о возобновлении проведения документарной проверки (инспекции) принимается после получения запрашиваемых документов и (или) сведений либо по истечении 10 рабочих дней со дня получения проверяемым лицом запроса независимо от представления проверяемым лицом запрашиваемых документов и (или) сведений, что должно быть отражено в документах, оформляемых по результатам проведения документарной проверки (инспекции) . Решение о возобновлении проведения документарной проверки (инспекции) оформляется распоряжением руководителя Службы (заместителя руководителя Службы) или руководителя территориального органа Службы (заместителя руководителя территориального органа Службы) .
25. Документы, указанные в пункте 24 настоящего Положения, представляются в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору или территориальный орган Службы проверяемым лицом в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя или уполномоченного представителя проверяемого лица. Проверяемое лицо вправе представить указанные документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
26. В случае непредставления проверяемым лицом запрашиваемых документов и (или) сведений в установленный срок либо в случае, если представленные документы и (или) сведения не позволили устранить имеющиеся обоснованные сомнения в их достоверности, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или территориальным органом Службы принимается решение об изменении формы документарной проверки (инспекции) на выездную проверку (инспекцию) , которое оформляется распоряжением руководителя Службы (заместителя руководителя Службы) или руководителя территориального органа Службы (заместителя руководителя территориального органа Службы) . В этом случае программа проверки (инспекции) подлежит уточнению с учетом изменения формы проверки (инспекции) .
27. Предметом выездной проверки (инспекции) являются:
а) сведения, содержащиеся в документах проверяемого лица, используемых при осуществлении им деятельности в области использования атомной энергии и связанных с исполнением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) ;
б) соответствие осуществляемой деятельности в области использования атомной энергии обязательным требованиям, условиям действия разрешений (лицензий) ;
в) фактическое соответствие объектов использования атомной энергии, их элементов и систем обязательным требованиям, условиям действия разрешений (лицензий) .
28. Выездная проверка (инспекция) (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения проверяемого лица, по месту нахождения объекта использования атомной энергии и (или) по месту фактического осуществления таким лицом деятельности.
29. В процессе подготовки к проверке (инспекции) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору или территориальный орган Службы проводит анализ следующих материалов:
а) структура и устав проверяемого лица (в случае проведения проверки (инспекции) в отношении филиала юридического лица - положение о филиале) , проектные характеристики объектов использования атомной энергии;
б) программы обеспечения качества работ, выполняемых проверяемым лицом;