Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2025 г. № 1307
МОСКВА
Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта
В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
технический регламент о безопасности объектов морского транспорта;
изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
2. Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии не позднее чем за 30 дней до дня вступления в силу абзаца второго пункта 1 настоящего постановления утвердить перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, утвержденного настоящим постановлением.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 34, ст. 4475) ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 мая 2011 г. № 930-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 23, ст. 3342) ;
пункт 120 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 г. № 882 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 37, ст. 5002) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. № 1288 "О внесении изменений в технический регламент о безопасности объектов морского транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 41, ст. 5719) .
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением:
абзаца второго пункта 1 и пункта 3 настоящего постановления, вступающих в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления;
пункта 1 изменений, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
5. Технический регламент, утвержденный настоящим постановлением, действует 6 лет со дня вступления в силу абзаца второго пункта 1 настоящего постановления.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерацииот 29 августа 2025 г. № 1307
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ о безопасности объектов морского транспорта
I. Общие положения
1. Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования, направленные на достижение предусмотренных настоящим техническим регламентом целей, требования к маркировке объектов технического регулирования и правила ее нанесения, а также правила идентификации и оценки соответствия объектов технического регулирования.
2. В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" настоящий технический регламент применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность морского транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов технического регулирования, обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения объектов технического регулирования.
3. Выполнение требований настоящего технического регламента должно обеспечить:
а) биологическую безопасность объектов технического регулирования;
б) взрывобезопасность и пожарную безопасность объектов технического регулирования;
в) механическую безопасность объектов технического регулирования;
г) термическую безопасность объектов технического регулирования;
д) электрическую безопасность объектов технического регулирования;
е) электромагнитную совместимость объектов технического регулирования в части обеспечения работы приборов и оборудования, которые относятся к объектам технического регулирования;
ж) радиационную безопасность населения;
з) экологическую безопасность объектов технического регулирования;
и) другие виды безопасности объектов технического регулирования в целях, указанных в пункте 2 настоящего технического регламента.
4. Действие настоящего технического регламента распространяется на объекты технического регулирования, к которым относятся:
а) объекты морского транспорта по перечню согласно приложению № 1;
б) объекты инфраструктуры морского транспорта по перечню согласно приложению № 2;
в) процессы проектирования, производства, строительства или изготовления, монтажа, эксплуатации, вывода из эксплуатации и утилизации, связанные с объектами морского транспорта, указанными в подпункте "а" настоящего пункта;
г) процессы проектирования (включая инженерные изыскания) , строительства, реконструкции, монтажа, наладки, эксплуатации, вывода из эксплуатации и ликвидации (утилизации) , связанные с объектами инфраструктуры морского транспорта, указанными в подпункте "б" настоящего пункта.
5. Действие настоящего технического регламента не распространяется:
а) на военные корабли, военно-вспомогательные суда, суда, используемые в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны, корабли, катера и суда войск национальной гвардии Российской Федерации и другие суда, находящиеся в государственной собственности или эксплуатируемые и используемые только для правительственной некоммерческой службы, суда и другие плавучие средства с ядерными энергетическими установками, суда атомно-технологического обслуживания, на связанные с указанными кораблями, катерами и судами объекты инфраструктуры морского транспорта и на процессы проектирования, строительства, эксплуатации и утилизации таких кораблей, катеров и судов;
б) на стационарные или плавучие платформы (включая сооружения для размещения людей и морские подвижные буровые установки) , осуществляющие разведку и разработку минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;
в) на спортивные парусные суда, прогулочные суда и маломерные суда;
г) на оборудование, содержащее взрывопожароопасные компоненты как часть комплектации такого оборудования (взрывчатые вещества, пиротехнические вещества для приведения оборудования в действие и предметы, отнесенные к опасным грузам класса 1 в соответствии с Международным кодексом морской перевозки опасных грузов (с поправками) ;
д) на суда, строительство которых завершено до вступления в силу настоящего технического регламента, или проектная документация которых согласована и (или) контракты на строительство которых или экспертизу проектной документации для которых заключены до вступления в силу настоящего технического регламента, или закладка киля которых произведена до вступления в силу настоящего технического регламента, а также на материалы и (или) изделия для судов, изготовленные до вступления в силу настоящего технического регламента, или документация на изготовление которых согласована, или контракт на экспертизу документации для которых заключен до вступления в силу настоящего технического регламента;
е) на объекты инфраструктуры морского транспорта, проектная документация на строительство или реконструкцию которых получила положительные заключения государственной экспертизы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и экспертизы промышленной безопасности в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" до вступления в силу настоящего технического регламента.
6. На объекты морского транспорта, указанные в подпункте "д" пункта 5 настоящего технического регламента и находящиеся в эксплуатации, требования настоящего технического регламента распространяются при ремонте, выводе из эксплуатации, утилизации указанных объектов морского транспорта, а также при обеспечении безопасности процессов эксплуатации указанных объектов морского транспорта, предусмотренных требованиями разделов II и III настоящего технического регламента.
На объекты инфраструктуры морского транспорта, указанные в подпункте "е" пункта 5 настоящего технического регламента и находящиеся в эксплуатации, требования настоящего технического регламента распространяются при реконструкции, ремонте, переоборудовании, выводе из эксплуатации, утилизации указанных объектов инфраструктуры морского транспорта, а также при обеспечении безопасности процессов эксплуатации указанных объектов инфраструктуры морского транспорта, предусмотренных требованиями пунктов 75, 76, 78 - 83, 88, 89 и 92 настоящего технического регламента.
7. Для целей настоящего технического регламента используются понятия, установленные Протоколом о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.) , а также понятия, которые означают следующее:
"аккредитованное лицо" - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации в отношении особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и (или) на право проведения негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 2 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации";
"альтернативные проектные решения и средства" - конструкции, меры или устройства судов, отличающиеся от предусмотренных разделом II настоящего технического регламента и (или) международными конвенциями или кодексами требований, которые невозможно выполнить вследствие конструктивных особенностей судна, необходимости внедрения новых материалов и (или) изделий для судов, средств, технологий или методов, и применяемые проектировщиком, строителем судна или изготовителем материалов и (или) изделий для судов с выполнением инженерного анализа и оценки рисков, подтверждающих, что такие конструкции, меры или устройства судов являются не менее эффективными, чем конструкции, меры или устройства судов, отвечающие целям и требованиям к безопасности, предусмотренным настоящим техническим регламентом, и равноценными им;
"валовая вместимость" - валовая вместимость в значении, определенном Международной конвенцией по обмеру судов 1969 года (с поправками) ;
"взрывозащищенное исполнение" - изготовление электрического оборудования с применением мер, обеспечивающих его взрывобезопасность для работы во взрывоопасных средах;
"взрывоопасная зона" - закрытые и полузакрытые помещения и открытые пространства, в которых при нормальных условиях эксплуатации образуется или может образоваться взрывоопасная смесь;
"взрывоопасная смесь" - смесь воздуха или окислителя с горючими газами, парами легковоспламеняющихся жидкостей, горючими пылями или волокнами, которая при определенной концентрации и возникновении источника инициирования взрыва способна взорваться;
"вредное жидкое вещество" - вредное жидкое вещество в значении, определенном Международным кодексом постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом (с поправками) ;
"впервые выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации":
в отношении судов - суда, указанные в разделе I перечня, предусмотренного приложением № 1 к настоящему техническому регламенту, которым предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации либо которые были выпущены в обращение на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего технического регламента и их назначение и (или) технические характеристики были впоследствии изменены при ремонте;
в отношении материалов и (или) изделий для судов - материалы и (или) изделия для судов, указанные в разделе II перечня, предусмотренного приложением № 1 к настоящему техническому регламенту, которые ранее не выпускались в обращение на территории Российской Федерации либо были выпущены в обращение на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего технического регламента и свойства или характеристики которых были впоследствии изменены;
"высокоскоростное судно" - судно (за исключением судна, корпус которого поддерживается полностью вне воды в неводоизмещающем режиме за счет аэродинамических сил, обусловленных "эффектом экрана") , способное развивать максимальную скорость в метрах в секунду, равную или превышающую 3, 70, 1667, где
- объемное водоизмещение, соответствующее расчетной ватерлинии, в куб. метрах;
"грузовая зона судна" - грузовые трюмы, грузовые танки, отстойные цистерны и грузовые насосные отделения судна, включая насосные отделения, коффердамы, помещения для балласта и пустые пространства, примыкающие к грузовым танкам, а также участки палубы по всей длине и ширине судна над этими помещениями;
"диаметральная плоскость судна" - вертикальная продольная плоскость, представляющая собой плоскость симметрии судна;
"долговечность" - свойство объекта инфраструктуры морского транспорта, заключающееся в его способности сохранять прочностные, физические и другие свойства, устанавливаемые при его проектировании и обеспечивающие его нормальную эксплуатацию в течение расчетного срока его службы;
"живучесть судна" - способность судна противостоять последствиям аварийных повреждений, возникновению и распространению пожаров, воздействию взрывов, сохранять и восстанавливать мореходные качества (плавучесть, остойчивость, непотопляемость, плавность качки, управляемость) и обеспечивать безопасность находящихся на его борту людей, сохранность груза и судна;
"жизненный цикл" - период, в течение которого осуществляются проектирование, строительство (изготовление) , эксплуатация (включая вывод из эксплуатации, ремонт) и утилизация объекта морского транспорта, объекта инфраструктуры морского транспорта. Для объекта инфраструктуры морского транспорта этот период включает также время, в течение которого осуществляется проведение инженерных изысканий для строительства;
"закладка киля" - установка на стапеле закладной секции при секционной постройке судна или закладного блока (острова) при блочной (островной) постройке судна или начало строительства и сборки, относящееся к данному судну, масса собранной части корпуса которого составляет не менее 50 тонн или не менее одного процента расчетной массы материала всех корпусных конструкций, в зависимости от того, какое из этих значений меньше. Для судов из армированного волокнами пластика закладкой киля является укладка в матрицу или на матрицу первого конструктивного армированного слоя из общей системы слоистого материала;
"запас плавучести судна" - непроницаемый объем надводной части судна, учитываемый в расчетах остойчивости и непотопляемости судна, необходимый для обеспечения живучести судна;
"изготовитель" - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые изготавливают и распространяют материалы и (или) изделия для судов или по указанию которых осуществляется проектирование или изготовление материалов и (или) изделий для судов и которые реализуют указанную продукцию под своим именем или товарным знаком и несут ответственность за ее соответствие требованиям настоящего технического регламента;
"изделия для судов", "материалы для судов", "материалы и (или) изделия для судов" - продукты промышленного производства, применяемые как составная, съемная или принадлежащая корпусу судна или его оборудованию часть конструкции или оборудования судна;
"исправное состояние" - состояние объекта морского транспорта или объекта инфраструктуры морского транспорта, при котором количественные и качественные критерии оценки его технического состояния соответствуют всем требованиям его проектной документации;
"капитальный ремонт" - ремонт, выполняемый для восстановления ресурса объекта инфраструктуры морского транспорта с заменой или восстановлением любых его частей;
"классификационное общество" - организация, уполномоченная на классификацию и освидетельствование судов в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;
"классификация" - форма осуществляемой классификационным обществом оценки соответствия объектов морского транспорта требованиям настоящего технического регламента;
"компания" - компания в значении, определенном Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (с поправками) ;
"консервация судна" - комплекс мероприятий, осуществляемых компанией или эксплуатирующей организацией при длительном выводе судна из эксплуатации с целью обеспечения сохранности судовых технических средств и судна в целом;
"конструктивная противопожарная защита судна" - комплекс применяемых на судне конструктивных решений, направленных на предотвращение пожара, ограничение распространения опасных факторов пожара и обеспечение условий безопасной эвакуации людей из судовых помещений и с судна;
"корпус судна" - коробчатая конструкция, состоящая из балок набора, обшивки, переборок, настилов палуб и платформ судна, обеспечивающая создание силы плавучести, прочность судна и возможность размещения людей, грузов и оборудования в соответствии с назначением судна;
"летучие органические соединения" - органические химические вещества, которые имеют давление насыщенных паров 0, 01 килопаскаля или более при температуре 20 градусов Цельсия;
"машинные помещения" - помещения и ведущие в них шахты, в которых расположены двигатели внутреннего сгорания, используемые как главные механизмы, или двигатели внутреннего сгорания, используемые для других целей, если их суммарная мощность составляет не менее 375 киловатт, или любые котлы, работающие на жидком топливе, или установки жидкого топлива или газообразного топлива, или оборудование, работающее на жидком топливе (генераторы инертных газов, устройства для сжигания судовых отходов производства и потребления (инсинераторы) и другие агрегаты) (далее - машинные помещения категории А) , а также помещения, в которых расположены главные механизмы, котлы, установки жидкого топлива, паровые машины, двигатели внутреннего сгорания, электрогенераторы и электрические механизмы ответственного назначения (механизмы, работоспособность которых обеспечивает безопасность плавания судна, безопасность находящихся на судне людей и сохранность груза) , станции приема топлива, механизмы холодильных установок, успокоителей качки, систем вентиляции и кондиционирования воздуха и ведущие в них шахты;
"место убежища" - естественно или искусственно защищенная акватория, которая может быть использована для укрытия судна при возникновении обстоятельств, угрожающих его безопасности;
"непотопляемость судна" - способность судна выдерживать аварийные повреждения, приводящие к затоплению одного или нескольких отсеков, сохраняя при этом запас плавучести судна и остойчивость судна;
"нефтесодержащие воды" - смесь воды с любым содержанием нефти;
"нефть" - жидкая природная ископаемая смесь углеводородов широкого физико-химического состава в любом виде, включая жидкое топливо, нефтяные остатки и очищенные нефтепродукты (не являющиеся нефтехимическими веществами) ;
"нефтяные остатки" - остаточные отработанные нефтепродукты, образующиеся при нормальных условиях эксплуатации судна (например, нефтепродукты, которые образуются в резу