Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2025 г. № 903
МОСКВА
Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта
В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта;
изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
2. Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии не позднее чем за 30 дней до дня вступления в силу абзаца второго пункта 1 настоящего постановления утвердить перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, утвержденного настоящим постановлением.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 34, ст. 4476) ;
пункт 121 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 г. № 882 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 37, ст. 5002) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. № 426 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 623" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 19, ст. 2830) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2018 г. № 613 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 623" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 23, ст. 3295) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 2020 г. № 1183 "О внесении изменений в технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 33, ст. 5386) ;
пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных настоящим постановлением.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением:
абзаца второго пункта 1 и пункта 3 настоящего постановления, вступающих в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления;
пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных настоящим постановлением, вступающего в силу с 1 сентября 2025 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерацииот 17 июня 2025 г. № 903
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ о безопасности объектов внутреннего водного транспорта
I. Общие положения
1. Настоящий технический регламент в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования (далее - объекты регулирования) , направленные на достижение предусмотренных настоящим техническим регламентом целей, требования к маркировке объектов регулирования и правила ее нанесения, а также правила идентификации и оценки соответствия объектов регулирования.
Объекты регулирования, указанные в подпунктах "а" и "в" пункта 5 настоящего технического регламента, предусмотрены перечнем объектов технического регулирования согласно приложению № 1.
2. Действие настоящего технического регламента распространяется на объекты регулирования и связанные с требованиями к безопасности объектов регулирования процессы проектирования (включая изыскания) , производства, строительства, эксплуатации, хранения, перевозки, утилизации и ликвидации.
Действие настоящего технического регламента распространяется на объекты регулирования, указанные в абзаце втором подпункта "а" пункта 5 настоящего технического регламента, при их эксплуатации в водных бассейнах, включенных в перечень водных бассейнов в зависимости от разряда водного бассейна, указанный в пункте 18 настоящего технического регламента.
Действие настоящего технического регламента не распространяется:
на объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта и суда, которые изготовлены (построены) до вступления в силу технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" (далее - технический регламент № 623) , или проекты которых согласованы и контракты на строительство которых заключены до вступления в силу технического регламента № 623, а также на материалы и изделия для судов, изготовленные до вступления в силу технического регламента № 623, за исключением требований настоящего технического регламента в части эксплуатации (вывода из эксплуатации) , утилизации или ликвидации, а также иных требований настоящего технического регламента, которыми прямо предусмотрено их применение для указанных объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, судов, а также материалов и изделий для судов;
на плавучие заправочные станции, которые изготовлены (построены) или проекты которых согласованы и контракты на строительство которых заключены до вступления в силу настоящего технического регламента, за исключением требований к эксплуатации (выводу из эксплуатации) и утилизации плавучих заправочных станций;
на суда, имеющие в качестве главной силовой установки ядерную паропроизводящую установку и (или) установку прямого преобразования энергии на базе ядерного реактора.
3. В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" настоящий технический регламент применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой могут стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
4. Выполнение требований настоящего технического регламента должно обеспечить:
а) биологическую безопасность объектов регулирования;
б) взрывобезопасность объектов регулирования;
в) гидрометеорологическую безопасность объектов регулирования;
г) единство измерений;
д) механическую безопасность объектов регулирования;
е) пожарную безопасность объектов регулирования;
ж) термическую безопасность объектов регулирования;
з) химическую безопасность объектов регулирования;
и) электрическую безопасность объектов регулирования;
к) электромагнитную совместимость в части обеспечения работы приборов и оборудования, которые относятся к объектам регулирования;
л) экологическую безопасность объектов регулирования;
м) энергетическую эффективность и ресурсосбережение объектов регулирования.
5. К объектам регулирования относятся:
а) объекты внутреннего водного транспорта, включающие:
подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов, плавучие заправочные станции;
материалы и изделия для судов;
б) процессы проектирования, производства, строительства, монтажа, эксплуатации и утилизации, связанные с объектами внутреннего водного транспорта;
в) объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включающие:
судовые ходы, обозначенные навигационными знаками судоходной обстановки или иным способом;
средства навигационного оборудования;
перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные гидротехнические сооружения портов;
причалы и причальные сооружения, предназначенные для целей судоходства (в том числе для причаливания, швартовки и стоянки судов и плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов и багажа, посадки, высадки пассажиров) , за исключением причалов для маломерных судов, используемых в некоммерческих целях;
паромные переправы на внутренних водных путях Российской Федерации (далее - внутренние водные пути) ;
г) процессы проектирования (включая изыскания) , строительства, реконструкции, эксплуатации (вывода из эксплуатации) и ликвидации, связанные с объектами инфраструктуры внутреннего водного транспорта.
6. Требования настоящего технического регламента обязательны для их выполнения физическими и юридическими лицами, осуществляющими проектирование (включая изыскания) , строительство, эксплуатацию (вывод из эксплуатации) , ремонт, ликвидацию и утилизацию объектов регулирования, и органами государственного контроля (надзора) , осуществляющими государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
7. Понятия, используемые в настоящем техническом регламенте, означают следующее:
"администрация бассейна внутренних водных путей" - администрация бассейна внутренних водных путей в значении, предусмотренном Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
"акватория порта" - акватория порта в значении, предусмотренном Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
"бункеровка" - передача жидкого или газообразного топлива на судно из береговых или плавучих сооружений, транспортных средств для заправки судна топливом, необходимым для эксплуатации (движения) и энергообеспечения самого судна;
"взрывоопасный груз" - груз классов 1, 2.1 или 3 по классификации Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям;
"внесудовые водоохранные средства" - следующие береговые или плавучие пункты приема загрязнений, образующихся на судах в процессе эксплуатации:
суда - сборщики загрязнений;
специализированные причалы для приема сточных вод и мусора;
специализированные очистные суда для приема и обработки части или всех загрязнений, скапливающихся на судах;
"гидрометеорологическая безопасность" - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, изменений климата;
"живучесть судна" - способность судна в достаточной мере сохранять и восстанавливать свои навигационные качества и обеспечивать безопасность находящихся на борту людей и сохранность грузов при аварийных обстоятельствах;
"изготовитель" - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые строят объекты регулирования, изготавливают и распространяют изделия для них или передают по договору право распространения другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, модернизируют и переоборудуют объекты регулирования, наносят на объекты регулирования и изделия для них товарный знак или другое отличительное обозначение, тем самым принимая на себя обязательства по обеспечению безопасности объектов регулирования или изделий для них;
"изделия для судов" - изделия, которыми укомплектовывается судно и без которых судно не может выполнять предназначенные ему функции, - дельные вещи, мебель, судовые технические средства, оборудование для обеспечения требуемых условий обитания персонала и пассажиров, охраны жизни и здоровья людей на борту судна, материалы для ремонта судна и судовых технических средств;
"лицо, осуществляющее подготовку проектной документации" - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые разрабатывают проектно-конструкторскую документацию на объект регулирования;
"лицо, осуществляющее строительство судна" - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые располагают специальным строительно-монтажным оборудованием, оснасткой и специально подготовленным персоналом и которые строят, модернизируют, переоборудуют или ремонтируют суда, официально признают себя ответственными за безопасность построенного, модернизированного, переоборудованного или отремонтированного судна, если при эксплуатации не были нарушены ограничения, наложенные разработанным проектом либо иными документами, которые регламентируют безопасную эксплуатацию судна;
"лицо, ответственное за эксплуатацию" - юридическое или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объектов регулирования и несущее ответственность за выполнение обязанностей, возлагаемых на него в соответствии с настоящим техническим регламентом;
"машинные помещения" - помещения и ведущие в них шахты, в которых расположены мастерские или размещены технические средства судовой энергетической установки, оборудование;
"машинные помещения категории "А" - машинные помещения, в которых расположены:
двигатели внутреннего сгорания, используемые в качестве главных двигателей;
двигатели внутреннего сгорания, используемые для вспомогательных нужд, если их суммарная мощность составляет не менее 375 киловатт;
любой котел, работающий на жидком топливе, или установка подготовки жидкого топлива, или оборудование, работающее на жидком топливе (генераторы инертных газов, инсинераторы и другие агрегаты) ;
"навалочный груз" - кусковый, зернистый, порошкообразный или пылевидный груз, транспортируемый без упаковки;
"навигационный период" - календарный период использования внутренних водных путей в целях судоходства;
"огнеопасный груз" - груз классов 4.1 или 4.2 по классификации Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям, а также легковоспламеняющиеся жидкости, включая нефтепродукты, температура вспышки которых более 60 градусов Цельсия в закрытом тигле (сосуде) ;
"опасные грузы" - опасные грузы в значении, предусмотренном Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
"орган классификации судов" - организация, уполномоченная на классификацию и освидетельствование судов в соответствии со статьей 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
"отстой" - стадия эксплуатации, при которой судно не используется по назначению и находится в отведенном для его размещения месте с обеспечением сохранности в течение определенного срока;
"паромная переправа на внутренних водных путях" - участок водного пути, на котором осуществляется перевозка сухопутных транспортных средств, грузов и пассажиров между береговыми пунктами;
"пассажирский терминал" - совокупность объектов инфраструктуры порта, предназначенных для обслуживания пассажиров и включающих в себя необходимые для этого вокзал, причалы, устройства и приспособления для посадки, высадки пассажиров и их пребывания в ожидании судна, служебно-вспомогательные здания и сооружения, портовые перегрузочные машины и оборудование для погрузки, выгрузки багажа, постельного белья, продовольственных и других грузов, подъездные пути смежных видов транспорта;
"пассажирское судно" - судно, предназначенное для перевозки более 12 пассажиров;
"перегрузочные работы" - комплекс работ, связанных с перемещением грузов из одного транспортного средства в другое непосредственно или через склад, внутрискладское перемещение грузов;
"перегрузочный комплекс" - совокупность объектов инфраструктуры порта, предназначенных для обслуживания судов и производства перегрузочных работ и включающих в себя необходимые для этого причалы, склады, служебно-вспомогательные здания и сооружения, портовые перегрузочные машины и оборудование;
"персонал лица, ответственного за эксплуатацию" - экипаж судна или иной персонал, обеспечивающие эксплуатацию объектов регулирования;
"плавучая заправочная станция" - специализированное судно, предназначенное для хранения и выдачи топлива другим судам (бункеровки) на воде;
"порт" - речной порт в значении, предусмотренном Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
"портовые перегрузочные машины и оборудование" - машины любых типов, используемые для загрузки, разгрузки судов и (или) средств сухопутного транспорта, перемещения грузов в границах территории порта, выполнения складских работ, пакетирования грузов, загрузки и разгрузки контейнеров, съемные грузозахватные приспособления, тара, вспомогательные устройства и приспособления;
"причал" - причал в значении, предусмотренном Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
"причальное сооружение" - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов;
"разряд водного бассейна" - категория водного бассейна в зависимости от его ветроволновых характеристик;
"расписание по тревогам" - основные составляемые лицом, ответственным за эксплуатацию, рабочие документы на судне по организации и ведению борьбы за живучесть судна, описывающие конкретные обязанности по тревогам для каждого члена судового экипажа при экипажном методе работы или каждого члена бригады, находящегося на судне, при бригадном методе работы, каждого лица, не входящего в штат, но постоянно работающего на судне, каждого практиканта и руководителя практики;
"ремонт" - комплекс технологических операций и организационных действий по восстановлению работоспособности, исправности и ресурса объекта регулирования и (или) его составных частей;
"специализированное очистное судно" - самоходное или несамоходное судно, предназначенное для приема всех или части загрязнений, скапливающихся на судах, и последующей обработки таких загрязнений;
"средства навигационного оборудования" - специальные сооружения, конструкции или устройства, предназначенные для ограждения судовых ходов (навигационных опасностей) и ориентирования судоводителей (включают в себя береговые и плавучие знаки и огни навигационной обстановки, навигационные знаки судоходной обстановки, знаки навигационного ограждения) . К средствам навигационного оборудования относятся:
освещаемая обстановка;
светоотражающая обстановка;
неосвещаемая обстановка;
"статический источник электрической энергии" - источник электрической энергии, преобразующий электрическую энергию из энергии другого вида (химической, световой и др.) , не содержащий в себе подвижных (вращающихся) частей. Применяется в составе судовой электроэнергетической системы и используется в качестве основного, аварийного или аварийного переходного источника;
"судно" - судно в значении, предусмотренном Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
"судовой план-график технического обслуживания и ремонта" - судовой документ, составленный лицом, ответственным за эксплуатацию, с учетом требований руководств (инструкций) по эксплуатации и настоящего технического регламента, который определяет контроль состояния, планирование сроков, содержание и объем технического обслуживания и ремонта судовых технических средств и конструкций, являющихся объектами регулирования, находящимися в эксплуатации;
"судовые технические средства" - двигатели, генераторы, насосы, компрессоры, котлы, теплообменные аппараты, сосуды под давлением, фильтры, арматура систем, палубные механизмы, электрическое оборудование, радиоэлектронные средства связи и навигации, бытовые установки сжиженного газа, оборудование экологической безопасности и другие изделия судового машиностроения, электротехнической и радиоэлектронной промышленности, пред