ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 декабря 2024 г. № 4146-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемую Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года (далее - Стратегия) .
2. Минэкономразвития России в 3-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации:
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект плана мероприятий по реализации Стратегии;
проекты нормативных правовых актов по процедуре согласования Минэкономразвития России проектов нормативных правовых актов о предоставлении из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в целях софинансирования создания (реконструкции) объектов инфраструктуры, с учетом приоритетов пространственного развития Российской Федерации, определенных в Стратегии, включая приоритетные направления развития федеральных округов Российской Федерации, Арктической зоны Российской Федерации, а также Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
3. Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за достижение целевых показателей пространственного развития Российской Федерации, определенных в Стратегии, представлять ежегодно, до 1 июля, в Минэкономразвития России информацию о статусе их достижения.
4. Федеральным органам исполнительной власти в месячный срок представить в Минэкономразвития России перечень нормативных правовых актов, которые необходимо привести в соответствие с приоритетами пространственного развития Российской Федерации, определенными в Стратегии, для включения в план мероприятий по реализации Стратегии.
5. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 28 декабря 2024 г. № 4146-р
СТРАТЕГИЯ пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года
I. Общие положения
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", национальными целями развития Российской Федерации, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - национальные цели) , и Основами государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 633 "Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации".
Стратегия представляет собой документ стратегического планирования, разрабатываемый в рамках целеполагания по территориальному принципу.
Роль Стратегии в достижении национальных целей
Роль Стратегии в системе документов стратегического планирования определяется необходимостью достижения национальных целей в условиях сложившихся тенденций, новых вызовов и возможностей пространственного развития Российской Федерации, а также бюджетных ограничений и роста издержек в экономике.
Реализация Стратегии будет способствовать преодолению негативных тенденций пространственного развития, реализации новых возможностей и формированию ответов на новые вызовы пространственного развития и тем самым внесет вклад в достижение национальных целей. С учетом национальных целей сформированы целевые показатели пространственного развития Российской Федерации согласно приложению № 1 (далее - целевые показатели пространственного развития) .
Стратегия призвана максимально вовлечь пространство в достижение национальных целей с учетом необходимости эффективного использования имеющихся ресурсов. В Стратегии определены пространственные приоритеты, позволяющие сконцентрировать ресурсы из бюджетных и внебюджетных источников, в том числе в рамках национальных проектов и государственных программ, на решении ключевых задач развития, а также механизмы для обеспечения эффективности их использования.
Пространственные приоритеты включают:
систему опорных населенных пунктов, которые формируют системы расселения, инфраструктуры и экономики Российской Федерации и обеспечивают развитие прилегающих к ним территорий;
основные направления развития федеральных округов Российской Федерации, Арктической зоны Российской Федерации и новых субъектов Российской Федерации, а также геостратегических территорий Российской Федерации, которые учитывают их специфику, новые вызовы и возможности для их развития.
Эффективность использования ресурсов будет достигаться за счет реализации закрепленных в Стратегии общих и отраслевых принципов пространственного развития, предусматривающих:
обеспечение максимальной загрузки существующих объектов инфраструктуры;
планирование создания новых объектов инфраструктуры на основе их приоритизации с учетом оценки социально-экономических эффектов;
создание центров, обеспечивающих доступ к образованию, медицинской помощи, услугам в сфере культуры и реализацию иных потребностей жителей нескольких субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Приоритеты пространственного развития в отдельных отраслях должны найти отражение в соответствующих национальных проектах, государственных программах Российской Федерации и иных документах стратегического планирования.
Управление пространственным развитием осуществляется в соответствии с моделью управления реализацией Стратегии, ключевым элементом которой является планирование на основе системы отраслевых и пространственных приоритетов и оценки эффективности реализуемых мероприятий. Качество и полнота анализа будут обеспечены за счет создания и развития цифровой платформы управления комплексным социально-экономическим и пространственным развитием Российской Федерации (далее - цифровая платформа) , которая обеспечит взаимоувязку отраслевых и пространственных приоритетов, планов по развитию инфраструктуры на основе документов территориального планирования, мониторинг динамики развития территорий с использованием широкого круга статистических и ведомственных данных.
Основные понятия Стратегии
Понятия, используемые в Стратегии, означают следующее:
"геостратегическая территория Российской Федерации " - территория в границах одного или нескольких субъектов Российской Федерации (части субъектов Российской Федерации) , имеющая существенное значение для обеспечения территориальной целостности и национальной безопасности, развитие которой требует дополнительных ресурсов в связи со специфическими условиями жизни и ведения хозяйственной деятельности;
"городская агломерация" - форма расселения, включающая одно или несколько ядер городской агломерации и прилегающую территорию, на которой расположены населенные пункты в пределах не более чем 1, 5-часовой транспортной доступности до ядра городской агломерации, объединенные интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями;
"единый перечень опорных населенных пунктов" - определенный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и одобренный решением президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации перечень опорных населенных пунктов, используемый при проведении государственной политики в целях приоритетной концентрации ресурсов, в том числе в целях реализации национальных проектов, государственных программ, программных документов и прочих инструментов, предусматривающих финансирование за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
"малый город" - город с численностью населения менее 50 тыс. человек;
"минерально-сырьевой центр" - территория одного или нескольких муниципальных образований и (или) акватория, в пределах которых расположена совокупность разрабатываемых и планируемых к освоению месторождений полезных ископаемых и перспективных площадей, связанных общей существующей и планируемой инфраструктурой и имеющих единый пункт отгрузки добываемого сырья или продуктов его обогащения в транспортную систему Российской Федерации;
"новый экспериментальный населенный пункт" - создаваемый населенный пункт, в котором реализуются новые подходы в сфере демографии, жилищного строительства, экономического, научно-технологического развития и иных сферах;
"опорный населенный пункт" - населенный пункт, приоритетное развитие которого способствует достижению национальных целей и обеспечению национальной безопасности, в том числе за счет обеспечения доступности образования, медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализации иных потребностей для жителей прилегающей территории;
"прилегающая территория" - территория, прилегающая к границам опорного населенного пункта, которая включает территорию (или часть территории) одного или нескольких муниципальных образований;
"принцип "бери или плати" - условия договора на поставку товаров, (выполнение работ, оказание услуг) , предусматривающие обязанность поставщика (исполнителя, подрядчика) предоставить покупателю (заказчику) определенное договором исполнение (например, передать товар, оказать услугу) и обязанность покупателя (заказчика) уплатить оговоренную договором сумму, даже если он не воспользовался своим правом получить исполнение;
"средний город" - город с численностью населения от 50 тыс. до 100 тыс. человек;
"ядро городской агломерации" - город с численностью населения более 250 тыс. человек (за исключением городов Московской области) . К ядрам городской агломерации также относятся гг. Пятигорск, Кисловодск и Ессентуки Ставропольского края, численность каждого из которых превышает 100 тыс. человек, расположенные в пределах часовой транспортной доступности друг от друга.
II. Анализ тенденций и проблем пространственного развитияРоссийской Федерации
Указанные в настоящем разделе тенденции в том числе определяют основные проблемы пространственного развития Российской Федерации.
Концентрация экономического роста на ограниченном числе территорий
При устойчивом росте экономики Российской Федерации экономическая активность продолжает концентрироваться в ограниченном числе субъектов Российской Федерации. В результате ускоренного роста экономики 9 субъектов Российской Федерации, которые обеспечивают наибольший вклад в совокупный валовой региональный продукт, включая Московскую и Санкт-Петербургскую городские агломерации, их доля в совокупном валовом региональном продукте увеличилась с 50, 2 процента в 2016 году до 53, 2 процента в 2022 году.
Помимо столичных городских агломераций, существенный вклад в экономику вносят субъекты Российской Федерации, в которых расположены основные минерально-сырьевые центры, включая Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Красноярский край. Указанные субъекты Российской Федерации остаются лидерами роста экономики, центрами инновационного развития и новых технологий, а также создают спрос для других субъектов Российской Федерации.
Концентрация населения в городах и городских агломерациях
Население продолжает концентрироваться в относительно крупных городах и городских агломерациях при сокращении доли жителей малых городов, средних городов и сельской местности в населении Российской Федерации.
Данная тенденция обусловлена неравномерным развитием социальной инфраструктуры и иными условиями, влияющими на уровень и качество среды для жизни населения. Высокий уровень внутрирегиональных социально-экономических различий приводит к оттоку населения из сельских населенных пунктов, малых и средних городов в административные центры субъектов Российской Федерации и городские агломерации.
Совокупное население городов с численностью более 500 тыс. человек растет - за 2002 - 2021 годы оно увеличилось на 20, 4 процента, с 40, 1 млн. до 48, 2 млн. человек. В результате доля таких городов в населении страны выросла с 27, 9 процента в 2002 году до 32, 8 процента в 2021 году.
Основной прирост пришелся на города с населением более 1 млн. человек. Население таких городов выросло с 27, 7 млн. до 35, 5 млн. человек, а доля в населении страны - с 19, 3 до 24, 1 процента. За 20 лет порог численности населения в 1 млн. человек преодолели гг. Воронеж, Краснодар и Красноярск.
Численность населения городов с населением от 100 тыс. до 500 тыс. человек незначительно сокращается - с 2002 по 2021 год (без учета прироста за счет городов Республики Крым) она уменьшилась на 1, 9 процента, с 28, 7 млн. до 28, 1 млн. человек. Доля таких городов в населении Российской Федерации снизилась с 19, 9 до 19, 5 процента, а их количество - со 134 городов в 2002 году до 132 городов в 2021 году.
Численность населения малых и средних городов с населением менее 100 тыс. человек снижается быстрее среднероссийских темпов - за 20 лет она снизилась на 7, 4 процента (без учета прироста за счет городов Республики Крым) (с 27, 8 млн. до 25, 7 млн. человек) . Доля малых и средних городов в населении страны также сокращается (с 19, 3 до 17, 8 процента) , в том числе доля малых городов сократилась с 11, 6 процента до 11 процентов, а средних городов - с 7, 7 процента до 6, 8 процента.
Сокращается также численность сельского населения - за 20 лет показатель снизился на 4 процента (с 38, 9 млн. до 37, 2 млн. человек, или с 26, 7 до 25, 3 процента населения страны) . В наибольшей степени сельское население сокращается в регионах Центрального и Северо-Западного федеральных округов за пределами большинства городских агломераций - с 2002 по 2021 год его численность уменьшилась на 16, 9 процента (с 8, 3 млн. до 6, 9 млн. человек) . При этом в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах сельское население устойчиво растет, увеличившись за 20 лет на 15, 5 процента (с 9, 7 млн. до 11, 2 млн. человек) .
Тенденция к устойчивому росту отмечается в городах и сельских населенных пунктах в составе городских агломераций (прежде всего в Московской и Санкт-Петербургской городских агломерациях) , где наблюдаются опережающие темпы роста численности населения на прилегающих территориях (в Московской и Ленинградской областях соответственно) , в том числе за счет более низких цен на недвижимость по сравнению с ядрами городских агломераций и развития транспортных систем, включая пригородные пассажирские перевозки.
Изменение межрегиональных диспропорций социально-экономического развития
Благодаря реализации комплекса мер по снижению уровня бедности в целом сокращается неравенство по доходам населения - значение коэффициента Джини (индекс концентрации доходов) по Российской Федерации с 2016 по 2023 год снизилось с 0, 411 до 0, 405. В 74 субъектах Российской Федерации за указанный период также снизилось и внутрирегиональное неравенство по доходам. В то же время по итогам 2023 года в сравнении с 2022 годом неравенство повысилось.
Наблюдается устойчивый рост экономики субъектов Российской Федерации. За 2017 - 2022 годы индекс физического объема совокупного валового регионального продукта субъектов Российской Федерации составил 112 процентов к уровню 2016 года. При этом индекс физического объема инвестиций в основной капитал за 2017 - 2023 годы составил 143, 4 процента, причем темпы роста заметно ускорились по сравнению с 2011 - 2016 годами, когда значение индекса составляло 105, 4 процента. Рост объема инвестиций произошел в 63 субъектах Российской Федерации.
На фоне указанного роста, в том числе за счет ускорения темпов роста регионов-лидеров, увеличивается межрегиональная дифференциация по валовому региональному продукту на душу населения - с 3, 7 раза в 2017 году до 4, 2 раза в 2022 году, а по инвестициям в основной капитал на душу населения - с 4, 1 раза в 2017 году до 4, 7 раза в 2023 году.
Тенденции к концентрации экономической активности проявляются и в промышленности. В частности, с 2017 по 2023 год разрыв между 10 первыми и 10 последними субъектами Российской Федерации по объему промышленного производства вырос в 1, 3 раза, а по объему промышленного производства на душу населения - в 1, 5 раза. В результате доля 10 первых субъектов Российской Федерации выросла с 53, 7 до 56, 9 процента, а 10 последних субъектов Российской Федерации сократилась с 0, 32 до 0, 25 процента.
Благодаря совершенствованию бюджетной политики и межбюджетных отношений растет уровень бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. За 2017 - 2023 годы уровень расчетной бюджетной обеспеченности после распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличился в 34 субъектах Российской Федерации. В 2023 году расчетная бюджетная обеспеченность превысила среднероссийский уровень в 19 субъектах Российской Федерации, в то время как в 2017 году - только в 13 субъектах Российской Федерации. Низкая расчетная бюджетная обеспеченность сохраняется в субъектах Северо-Кавказского федерального округа, Республике Крым и г. Севастополе. Сильнее всего уровень расчетной бюджетной обеспеченности растет в экспортно ориентированных регионах, включая Мурманскую и Иркутскую области, Красноярский край.
В 2017 - 2022 годах сокращалась межрегиональная дифференциация по уровню бюджетной обеспеченности после распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности с учетом оказания финансовой поддержки из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, начиная с разницы в 2, 6 раза в 2017 году до разницы в 2, 33 раза в 2022 году. К 2023 году уровень дифференциации снизился до 2, 11 раза (для оценки уровня дифференциации по различным показателям используется соотношение значений по 10 субъектам Российской Федерации с наибольшим значением указанного показателя и по 10 субъектам Российской Федерации с наименьшим значением указанного показателя) .
Наблюдается устойчивый рост ввода в эксплуатацию жилых домов - с 544 кв. метров на 1000 человек в 2016 году до 755 кв. метров на 1000 человек в 2023 году. При этом по данному показателю сохраняются существенные межрегиональные диспропорции, степень которых в 2018 - 2023 годах превышала 5 раз. Меньше всего жилья в расчете на 1000 человек вводится в регионах Дальнего Востока. Больше всего - в миграционно привлекательных Ленинградской, Московской и Тюменской областях.
Снижение коэффициента официальной ликвидации организаций с 2017 по 2023 год отмечается в 78 субъектах Российской Федерации.
Сравнительно высокие значения коэффициента официальной ликвидации организаций сохраняются в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ, где нарушились традиционные цепочки сбыта продукции на экспорт.
Снижение коэффициента рождаемости организаций с 2017 по 2023 год отмечается в 66 субъектах Российской Федерации. Наибольший рост коэффициента рождаемости организаций произошел в субъектах Российской Федерации с устойчивым приростом населения.
Ухудшение демографической обстановки в большинстве субъектов Российской Федерации
Начиная с 2016 года регистрируются снижение рождаемости и естественная убыль населения Российской Федерации. В 2023 году естественная убыль составила 0, 5 млн. человек, а суммарный коэффициент рождаемости - 1, 41 рождения на одну женщину. С 2010 по 2021 год количество женщин в активном репродуктивном возрасте от 20 до 29 лет снизилось на 39, 9 процента. Прогнозируется продолжение снижения численности женщин репродуктивного возраста до 2046 года. Согласно среднему варианту демографического прогноза Федеральной службы государственной статистики, к началу 2030 года численность населения страны сократится на 2, 9 млн. чело