О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2024 г. № 1896
МОСКВА
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 1, ст. 375; № 10, ст. 1500; 2019, № 5, ст. 372; 2020, № 1, ст. 70; 2021, № 5, ст. 847; № 42, ст. 7114; 2022, № 1, ст. 160; № 22, ст. 3665; № 40, ст. 6821; № 50, ст. 8915; 2023, № 5, ст. 821; № 36, ст. 6749; № 51, ст. 9351; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) , 2024, 16 декабря, № 0001202412160039) .
2. Признать утратившими силу:
абзацы двадцатый, двадцать первый, двадцать третий - двадцать седьмой, тридцатый и тридцать седьмой - сороковой пункта 3 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 187 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 10, ст. 1500) ;
подпункты "б" и "ж" пункта 11 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1880 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 1, ст. 70) ;
абзацы пятнадцатый, семнадцатый и двадцать третий пункта 1 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2021 г. № 1701 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 42, ст. 7114) ;
подпункт "б" пункта 4 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. № 918 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" и признании утратившим силу подпункта "б" пункта 2 изменений, которые вносятся в приложения № 141 и 142 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2019 г. № 752" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 22, ст. 3665) ;
абзац девятый подпункта "в" и абзац одиннадцатый подпункта "г" пункта 1 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2022 г. № 2202 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" и признании утратившим силу подпункта "г" пункта 4 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2021 г. № 1701" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 50, ст. 8915) ;
абзацы четвертый и пятый подпункта "б" пункта 1 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2023 г. № 1435 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, № 36, ст. 6749) .
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2025 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2024 г. № 1896
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования"
1. В разделе I:
а) подраздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. Среднее профессиональное образование
Образовательные программы среднего профессионального образования реализуют 3196 профессиональных образовательных организаций и 636 их филиалов, а также 376 образовательных организаций высшего образования и 445 их филиалов. Общая численность студентов, обучающихся по всем формам обучения, в 2023/24 учебном году составила 3, 71 млн. человек. Программы среднего профессионального образования выбирают 60 процентов выпускников девятых классов.
На начало 2023/24 учебного года прием обучающихся составил 1, 22 млн. человек. Из них 758, 9 тыс. человек приняты за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по следующим отраслям:
технические науки - 53, 6 процента (увеличение на 0, 5 процентного пункта за последний год) ;
сфера услуг - 7, 3 процента;
здравоохранение - 11, 4 процента;
сельское хозяйство - 5, 1 процента;
образование и физическая культура - 6, 5 процента;
экономика и право - 18, 4 процента;
искусство и культура - 4, 5 процента;
реклама, делопроизводство, социальная работа - 1, 7 процента.
Выпуск обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования в 2023 году составил 818, 4 тыс. человек. Уровень занятости выпускников 2022 года составил 84, 5 процента.
Утверждены новые перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования. В новые перечни включено 20 новых профессий и специальностей. Утверждено 250 новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
В системе среднего профессионального образования в качестве основной формы государственной итоговой аттестации внедрен демонстрационный экзамен, который является единственным массовым объективным инструментом оценки качества практической подготовки выпускников. По итогам 2023 года аттестацию в форме демонстрационного экзамена прошли 395402 обучающихся с привлечением 16340 организаций-работодателей.
С 2023 года дан старт Всероссийскому чемпионатному движению по профессиональному мастерству.
Открываются центры опережающей профессиональной подготовки - агрегаторы образовательных ресурсов регионов, оказывающие содействие в подготовке кадров в части предложения лучших условий обучения, в подборе места обучения и преподавателей. В 2023 году общее их количество в Российской Федерации достигло 74.
В целях решения задач по достижению технологического суверенитета в рамках инициативы социально-экономического развития Российской Федерации "Профессионалитет" реализуются программы дополнительного профессионального образования для педагогических работников, предусматривающие освоение технологий работы на современном оборудовании, новых знаний и умений, а также позволяющие эффективно организовать учебную деятельность обучающихся. К 2024 году обучение прошли 37702 человека. За 2022 - 2023 годы созданы 220 кластеров, включающих 925 образовательных организаций в 68 субъектах Российской Федерации на основе интеграции колледжей и предприятий.
С 1 сентября 2021 г. выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение за кураторство педагогическим работникам образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.";
б) в подразделе 2:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"По состоянию на 1 января 2024 г. доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет достигла 99, 81 процента, из них 99, 5 процента - от 2 месяцев до 3 лет, в том числе 99, 5 процента для детей от 1, 5 до 3 лет, 99, 86 процента - от 3 до 7 лет. Численность детей дошкольного возраста, не обеспеченных местами в дошкольных образовательных организациях, по состоянию на 1 января 2024 г. составила 12966 человек, из них 5704 человека - в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, в том числе 5434 человека в возрасте от 1, 5 до 3 лет, 7262 человека - в возрасте от 3 до 7 лет. Вопрос обеспечения детей дошкольным образованием с учетом возрастных категорий остается актуальным в конкретных населенных пунктах отдельных субъектов Российской Федерации и будет решаться исполнительными органами субъектов Российской Федерации адресно.";
абзац второй признать утратившим силу;
абзац третий изложить в следующей редакции:
"В рамках мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет и от 1, 5 до 3 лет, которые реализуются в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (далее - Программа) за счет субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, в период с 2019 года до настоящего времени создано (нарастающим итогом) 245222 места, а также 18622 места в частных дошкольных образовательных организациях. Все образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, осуществляют образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который обеспечивает интеграцию процессов воспитания, развития и обучения в формах, соответствующих возрастным особенностям детей дошкольного возраста, важнейшей из которых является игра, а также в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации предоставляют методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь без взимания платы с родителей, чьи дети получают дошкольное образование в форме семейного образования (в 2023 году в образовательных организациях функционировало 13916 консультационных центров) .";
в) в подразделе 3:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"На начало 2023/24 учебного года по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования обучались около 18 млн. человек, функционировало 38890 общеобразовательных организаций. Во вторую смену обучались 2, 7 млн. человек (около 15, 4 процента общего числа обучающихся) , ликвидировано обучение в 3-ю смену. С 2019 года до 1 октября 2024 г. создано более 841, 3 тыс. новых мест в 1400 школах, из них 298, 7 тыс. мест в 631 школе - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.";
в абзаце втором:
слова ", направленная на модернизацию" заменить словом "модернизации";
слова "предусматривающая включение в нее, " исключить;
абзац третий изложить в следующей редакции:
"К 2024 году мероприятия по капитальному ремонту завершены в 4085 зданиях общеобразовательных организаций, а до конца 2026 года предполагается охватить не менее 7300 зданий, из них не менее 60 процентов - в сельской местности и малых городах.";
предложение третье абзаца четвертого после слова "путем" дополнить словами "обновления и";
в абзаце пятом:
в предложении первом слова "2022 году" заменить словами "2023 году", слова "1348506 педагогических работников" заменить словами "1, 3 млн. педагогических работников", слова "1079625 - учителя" заменить словами "1, 1 млн. человек - учителя";
предложение третье дополнить словами "государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования";
в абзаце шестом:
слова "Около 7, 7 млн. учащихся" заменить словами "С 1 сентября 2020 г. обучающиеся";
после слов "во всех" дополнить словами "государственных и муниципальных";
абзац седьмой признать утратившим силу;
после абзаца восьмого дополнить абзацем следующего содержания:
"В настоящее время в Российской Федерации сложилась целостная система процедур и механизмов оценки качества образования, реализуемых на федеральном и региональном уровнях. Указанная система включает в себя процедуры государственной регламентации образовательной деятельности, независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, систему государственной итоговой аттестации и проведение в Российской Федерации мероприятий по оценке качества образования.";
абзац девятый признать утратившим силу;
абзац десятый изложить в следующей редакции:
"Действующая система государственной итоговой аттестации позволяет школьникам в полной мере продемонстрировать свои знания по предмету. Контрольные измерительные материалы приведены в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами, задания формируются с учетом федеральных основных общеобразовательных программ и направлены на проверку умения у выпускников школ формулировать свою точку зрения и аргументированно ее доказывать. Применяемые технологические решения обеспечивают проведение государственной итоговой аттестации, сбор и хранение данных, их информационную безопасность, а также высокий уровень объективности экзаменационных процедур. Единый государственный экзамен является наиболее технологичной формой проведения государственной итоговой аттестации, в 2024 году он прошел во всех субъектах Российской Федерации и в 54 иностранных государствах. Приняли участие 661464 человека, из них 605519 человек - выпускники 2024 года. Начиная с 2024 года для участников единого государственного экзамена предусмотрена возможность пересдачи единого государственного экзамена по одному из учебных предметов по их выбору и возможность использования результатов такой пересдачи при приеме на обучение в образовательные организации высшего образования.";
г) в подразделе 4:
в абзаце первом:
предложение первое изложить в следующей редакции: "В 2023 году охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием составил 84, 31 процента.";
в предложении втором слова "в 2022/23 учебном году" заменить словами "в 2023 году", цифры "317" заменить цифрами "365", слова "61 региональном центре" заменить словами "76 региональных центрах", слова "198 центрах" заменить словами "261 центре";
в предложении третьем слова "1054, 7 тыс. новых мест" заменить словами "1, 2 млн. новых мест";
в предложении четвертом цифры "77" заменить цифрами "84";
предложение пятое исключить;
в предложении втором абзаца второго цифры "384503" заменить цифрами "556962";
в абзаце третьем слова "2022 году" заменить словами "2023 году", цифры "5, 1" заменить цифрами "5, 3";
в предложении втором абзаца четвертого слова "2022 года" заменить словами "2023 года", цифры "300" заменить цифрами "3500";
абзац пятый признать утратившим силу.
2. В разделе II:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы отражены в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 9 ноября 2022 г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" и в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г., от 21 апреля 2021 г., от 21 февраля 2023 г. и от 29 февраля 2024 г.";
б) абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"все школьники Российской Федерации обеспечены равным доступом к качественному общему образованию;";
в) абзац седьмой после слов "основанной на принципах" дополнить словом "ответственности, ";
г) абзац восьмой изложить в следующей редакции:
"формирование современной системы профессионального развития педагогических работников для всех уровней образования, предусматривающей ежегодное дополнительное профессиональное образование на основе актуализированных профессиональных стандартов не менее чем 10 процентов педагогических работников на базе ведущих образовательных организаций высшего образования и научных организаций.";
д) в абзаце одиннадцатом:
предложение второе изложить в следующей редакции: "Субсидии предоставляются при условии наличия правовых актов субъектов Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий (результатов) , при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.";
в предложении третьем:
после слов "федеральных проектов" дополнить словами "в составе";
слово "Образование" исключить.
3. В разделе III:
а) абзац третий изложить в следующей редакции:
"Ежегодное проведение чемпионатов по профессиональному мастерству, в том числе чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс", будет способствовать эффективной профессиональной ориентации и мотивации.";
б) в абзаце шестом слова "целей Программы "Вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования" заменить словами "целей Программы "Все школьники Российской Федерации обеспечены равным доступом к качественному общему образованию";
в) абзац седьмой после слов "в том числе за счет" дополнить словами "капитального ремонта, ";
г) абзац восьмой изложить в следующей редакции:
"внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, федеральных основных образовательных программ;";
д) после абзаца восьмого дополнить абзацем следующего содержания:
"поэтапное внедрение программы просвещения родителей (законных представителей) в целях повышения их информированности о мерах государственной поддержки семей с детьми, а также в вопросах образования, развития и воспитания детей дошкольного возраста;";
е) абзац десятый изложить в следующей редакции:
"совершенствование системы государственной итоговой аттестации (контрольных измерительных материалов и технологий) , последовательный переход на использование российского программного обеспечения;";
ж) после абзаца двенадцатого дополнить абзацем следующего содержания:
"открытие или обновление исполнительными органами субъектов Российской Федерации медицинских кабинетов в общеобразовательных организациях при наличии такой потребности;";
з) в абзаце шестнадцатом слова "цели Программы "Развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повысить уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности, с охватом 100 процентов в 2030 году" заменить словами "цели Программы "Формирование современной системы профессионального развития педагогических работников для всех уровней образования, предусматривающей ежегодное дополнительное профессиональное образование на основе актуализированных профессиональных стандартов не менее чем 10 процентов педагогических работников на базе ведущих образовательных организаций высшего образования и научных организаций", слова "формирования и функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения" заменить словами "повышения квалификации";
и) предложение первое абзаца двадцатого изложить в следующей редакции: "Важнейшими приоритетами в образовании являются совреме