ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 августа 2024 г. № 2199-р
МОСКВА
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.01.2025 № 57-р)
В целях повышения эффективности управления федеральной собственностью:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по разработке и утверждению стратегий развития акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, и федеральных государственных унитарных предприятий (далее - методические рекомендации) .
2. Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим от имени Российской Федерации права акционера акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, и (или) собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, при участии федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих нормативно-правовое регулирование или контроль и координацию в установленных законодательством Российской Федерации сферах деятельности, обеспечить:
приведение в соответствие с методическими рекомендациями (разработку, актуализацию) внутренних документов акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, и федеральных государственных унитарных предприятий (за исключением акционерных обществ и предприятий, включенных соответственно в перечень акционерных обществ, находящиеся в федеральной собственности акции которых планируются к приватизации, или перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации, прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на соответствующий период, либо в отношении которых приняты в установленном порядке решения о ликвидации, а также акционерных обществ, включенных в перечни, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 91-р, но не указанных в приложении к методическим рекомендациям) (далее - организации) , регламентирующих порядок разработки и утверждения стратегий развития организаций и (или) иных документов, определяющих приоритетные направления деятельности организаций, предусмотрев применение таких внутренних документов с 1 ноября 2024 г. в целях формирования стратегий развития организаций с началом периода их действия с 2025 года (или любого последующего года в случае, если действие актуальных стратегий развития, долгосрочных программ развития и (или) иных документов организаций, определяющих их приоритетные направления деятельности, завершается после 2025 года) ;
приведение в соответствие с методическими рекомендациями (разработку, актуализацию) в части, касающейся состава, структуры и сроков утверждения стратегий развития, внутренних документов обществ, являющихся дочерними и зависимыми обществами организаций и более 50 процентов акций которых находятся под прямым или косвенным контролем Российской Федерации, регламентирующих порядок разработки и утверждения стратегий развития и (или) иных документов этих обществ, определяющих их приоритетные направления деятельности, предусмотрев применение таких внутренних документов с 1 ноября 2024 г. в целях формирования стратегий развития с началом периода их действия с 2025 года (или любого последующего года в случае, если действие актуальных стратегий развития, долгосрочных программ развития и (или) иных документов, определяющих приоритетные направления деятельности таких обществ, завершается после 2025 года) .
3. Рекомендовать государственным корпорациям, государственным компаниям и публично-правовым компаниям руководствоваться в части, касающейся состава, структуры и сроков утверждения документов, определяющих их приоритетные направления деятельности (стратегий развития, долгосрочных программ развития, программ деятельности и (или) иных документов) , методическими рекомендациями и распространить их на дочерние и зависимые общества, более 50 процентов акций которых находятся под прямым или косвенным контролем Российской Федерации и (или) государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, и на федеральные государственные унитарные предприятия, в отношении которых от имени Российской Федерации права собственника имущества осуществляются государственными корпорациями, с учетом специфики их деятельности.
4. Установить, что поручения и (или) директивы Правительства Российской Федерации, предусматривающие корректировку (актуализацию) стратегий развития организаций, утверждаются Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, курирующим вопросы государственной политики в сфере корпоративного управления, по согласованию с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, к сфере ведения которого относятся соответствующие вопросы, а на период временного отсутствия Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, курирующего вопросы государственной политики в сфере корпоративного управления, - Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Правительства Российской Федерацииот 15 августа 2024 г. № 2199-р
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и утверждению стратегий развития акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, и федеральных государственных унитарных предприятий
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.01.2025 № 57-р)
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях повышения эффективности управления федеральной собственностью и формирования действенной системы стратегического планирования в акционерных обществах, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, федеральных государственных унитарных предприятиях (за исключением акционерных обществ и предприятий, включенных соответственно в перечень акционерных обществ, находящиеся в федеральной собственности акции которых планируются к приватизации, или перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации, прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на соответствующий период, либо в отношении которых приняты в установленном порядке решения о ликвидации, а также акционерных обществ, включенных в перечни, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 91-р, но не указанных в приложении к настоящим методическим рекомендациям) (далее - организации) , в их дочерних и зависимых обществах, более 50 процентов акций которых находятся под прямым или косвенным контролем Российской Федерации (далее - дочерние общества) , с учетом принципов стратегического планирования, указанных в статье 7 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
2. Понятия, используемые в настоящих методических рекомендациях, означают следующее:
"исполнительный орган организации" - единоличный или коллегиальный исполнительный орган организации с учетом его полномочий, определенных учредительным документом организации;
"национальные цели" - национальные цели развития Российской Федерации и их целевые показатели, определенные Президентом Российской Федерации;
"орган управления организации" - совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества, в случае его отсутствия - общее собрание акционеров, а также в отношении федеральных государственных унитарных предприятий (далее - предприятия) - федеральный орган исполнительной власти, государственная корпорация или другая организация, осуществляющая полномочия собственника имущества предприятия;
"организации специального перечня" - организации по перечню согласно приложению;
"отраслевой орган" - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование или контроль и координацию в установленных законодательством Российской Федерации сферах деятельности, соответствующих отраслевой специфике организации;
"период стратегического планирования" - период времени реализации стратегии развития, рекомендуемая продолжительность которого составляет не менее 5 лет и по решению органа управления организации может быть увеличена или сокращена, но не менее чем до 3 лет, в том числе в случае, если планирование финансово-хозяйственной деятельности организации имеет прямую зависимость от объема средств, полученных организацией из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
"приоритетное направление деятельности" - вид экономической деятельности, имеющий стоимостную оценку доходов и расходов, экономической эффективности, потоков денежных средств в период стратегического планирования и определяемый органом управления организации, с учетом целей и задач, закрепленных в учредительном документе организации;
"стратегия развития" - программно-целевой документ организации, являющийся внутренним документом организации, определяющий стратегические цели ее деятельности и пути достижения таких стратегических целей;
"финансовая модель" - совокупность планируемых к достижению значений взаимоувязанных показателей деятельности организации на каждый год (в том числе при необходимости с распределением по кварталам, месяцам) периода стратегического планирования, основанная на математическом прогнозировании и финансовом моделировании развития уже достигнутых значений указанных показателей.
3. Ответственным лицом за разработку, формирование и своевременное представление проекта стратегии развития и проектов ее отдельных разделов для рассмотрения, одобрения и утверждения в установленном настоящими методическими рекомендациями порядке является исполнительный орган организации.
II. Структура стратегии развития
4. Стратегия развития состоит из следующих разделов:
общие положения;
роль и место организации в стратегическом развитии Российской Федерации и отрасли;
рынки и потребители;
конкурентный анализ;
стратегические цели развития организации;
прогноз развития организации;
ключевые показатели;
программа приоритетных мероприятий.
5. В случае если по итогам 3 полных лет, предшествующих периоду стратегического планирования, объем выручки организации в среднем составлял менее 1 млрд. рублей ежегодно и одновременно с этим балансовая стоимость активов на конец года в среднем составляла менее 10 млрд. рублей, по решению органа управления организации разделы "роль и место организации в стратегическом развитии Российской Федерации и отрасли", "рынки и потребители" и "конкурентный анализ" стратегии развития могут не формироваться или формироваться без учета требований пунктов 6 - 9 настоящих методических рекомендаций.
По решению органа управления организации раздел "программа приоритетных мероприятий" стратегии развития может не формироваться или формироваться без учета требований пунктов 13 - 20 настоящих методических рекомендаций.
6. Раздел "общие положения" стратегии развития должен содержать краткие сведения об организации, о целях ее деятельности в соответствии с учредительным документом организации и (или) решениями ее органа управления, а также понятия и термины, используемые в стратегии развития.
7. Раздел "роль и место организации в стратегическом развитии Российской Федерации и отрасли" стратегии развития разрабатывается на основании документов стратегического планирования, установленных Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", и должен с учетом специфики деятельности организации и ее отраслевой принадлежности содержать:
информацию о количественном и (или) качественном вкладе организации в достижение национальных целей, который организация осуществляет или может начать осуществлять в процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности в период стратегического планирования исходя из имеющихся в ее распоряжении ресурсов и специфики отрасли, в которой действует организация, с учетом приоритетных направлений ее деятельности;
информацию о роли и месте в мировой и (или) национальной экономике, которые организация занимает или может занять в процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности в период стратегического планирования исходя из имеющихся в ее распоряжении ресурсов и специфики отрасли, в которой действует организация, с учетом приоритетных направлений ее деятельности.
Отрасль, в которой действует организация, для целей реализации настоящих методических рекомендаций определяется по виду экономической деятельности, на который приходится наибольший удельный вес выручки организации. Если в период стратегического планирования предполагается изменение основного вида деятельности, на который приходится наибольший удельный вес выручки организации, изменение отраслевой принадлежности организации должно быть учтено в указанном разделе стратегии развития.
8. Раздел "рынки и потребители" стратегии развития формируется с учетом специфики деятельности организации и ее отраслевой принадлежности и должен содержать описание потребностей мировой и (или) национальной экономики, которые будет удовлетворять организация в период стратегического планирования с учетом номенклатурного перечня товаров (работ, услуг) , производимых (осуществляемых, оказываемых) организацией (далее - продукция) в период стратегического планирования, и объема спроса на продукцию в натуральном и денежном выражении в сегменте мировой и (или) национальной экономики, в котором организация ведет финансово-хозяйственную деятельность.
В указанный раздел включаются:
результаты рассмотрения федеральных и отраслевых документов стратегического планирования, а также при необходимости документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации, которые могут повлиять на поведение потребителей продукции и их платежеспособный спрос;
прогноз изменения рынка, на котором организация осуществляет деятельность, в период стратегического планирования в части, касающейся спроса, структуры, конкуренции, состава и структуры потребителей продукции, их платежеспособности;
план продаж продукции по номенклатурным группам (единицам, если группировка невозможна) с указанием существенных групп (единиц) продукции, доля которых составляет более 5 процентов общего объема продаж организации в период стратегического планирования. План продаж составляется на каждый год периода стратегического планирования по номенклатурным группам (единицам) продукции с учетом прогнозируемой цены продукции и прогнозных сроков оплаты и поставки (сроков оборачиваемости дебиторской задолженности) соответствующей продукции.
9. Раздел "конкурентный анализ" стратегии развития формируется с учетом специфики деятельности организации и ее отраслевой принадлежности и должен содержать итоги анализа результатов деятельности организации в сравнении с результатами деятельности не менее чем 3 компаний, сопоставимых с организацией по масштабам и целям финансово-хозяйственной деятельности, составу производимой продукции, структуре капитала, рыночной и территориальной принадлежности (далее - компании-аналоги) .
Для организаций, являющихся субъектами естественных монополий, конкурентный анализ в части деятельности по оказанию тарифицируемых услуг по согласованию с отраслевым органом может не проводиться. При этом в случае проведения субъектами естественных монополий конкурентного анализа компаниями-аналогами могут являться в том числе компании, ведущие деятельность на зарубежных рынках, а также компании, сопоставимые с организацией по размеру и структуре активов и капитала.
Для организаций, осуществляющих деятельность преимущественно за пределами Российской Федерации, конкурентный анализ проводится при наличии компаний-аналогов.
При проведении указанного анализа необходимо учитывать отрасль и территорию деятельности организации, состав и структуру потребителей продукции, предусмотренных разделом "рынки и потребители", а также рекомендуется использовать в том числе показатели деятельности, характеризующие:
перечень производимой продукции (в том числе с точки зрения наиболее перспективной, инновационной продукции и современных технологий производства) ;
долю рынка и объем сбыта продукции;
структуру издержек;
рентабельность деятельности организации;
наукоемкость производства (соотношение затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и выручки) ;
долговую нагрузку и платежеспособность организации (в том числе характеризующие структуру обязательств) ;
ликвидность деятельности организации;
иные отраслевые и финансовые особенности деятельности организации.
По результатам такого анализа указываются выводы о текущем положении организации в отрасли и перспективах ее экономического развития в период стратегического планирования, а также преимущества и недостатки финансово-хозяйственной деятельности организации, выявленные в сопоставлении с другими компаниями, и при необходимости определяются подходы к повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности организации.
10. Раздел "стратегические цели развития организации" стратегии развития формируется с учетом специфики деятельности организации и ее отраслевой принадлежности и включает в себя описание определенных учредительным документом организации и (или) решениями ее органа управления стратегических целей развития организации с учетом возможности оценки достижения этих целей с использованием количественных и (или) качественных целевых показателей, однозначных критериев и методов их оценки.
Стратегические цели развития организации должны быть:
обоснованы ролью и местом организации в стратегическом развитии экономики Российской Федерации, в том числе с учетом национальных целей;
ориентированы на удовлетворение выбранной потребности (потребностей) мировой и (или) национальной экономики;
сформированы с учетом специфики отрасли, в которой действует организация, и влияния деятельности хозяйствующих субъектов-конкурентов на деятельность организации;
направлены на реализацию преимуществ и устранение недостатков продукции.
11. Раздел "прогноз развития организации" стратегии развития должен содержать на весь период стратегического планирования финансовую модель, созданную на основе современных инструментов, принципов и методов математического прогнозирования и финансового моделирования, при планировании и реализации которой необходимо руководствоваться и учитывать ее взаимосвязь:
со штатным расписанием организации;
с учетной политикой организации;
с технологическими процессами производства продукции;
с параметрами инвестиционных проектов организации;
с положениями налогового законодательства;
с социально-экономическим развитием мировой и (или) национальной экономики в разрезе макроэкономических и микроэкономических показателей.
В случае если на организацию законодательством Российской Федерации возложена обязанность составления консолидированной финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - консолидированная отчетность) или если организацией составляется такая отчетность наряду с бухгалтерской (финансовой) отчетностью, составленной в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" (далее - бухгалтерская отчетность) , финансовая модель должна соответствовать формам консолидированной отчетности в соответствии с учетной политикой организации, а также при необходимости формам статистической отчетности, установленным для организации, и при необходимости может быть дополнена отдельными учетными формами, используемыми в организации, в случае, если они содержат показатели, не указанные в формах консолидированной отчетности.
В иных случаях финансовая модель должна соответствовать фо