Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2024 г. № 337
МОСКВА
Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статьей 3 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 20 марта 2024 г. № 337
ПОЛОЖЕНИЕ о лицензировании деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - деятельность) .
Деятельность не подлежит лицензированию, если осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем самостоятельно для обеспечения собственных нужд.
2. Лицензируемая деятельность включает:
а) услуги по дезинфекции;
б) услуги по дезинсекции;
в) услуги по дератизации;
г) услуги по камерной дезинфекции и дезинсекции.
3. Лицензирование деятельности и федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью (далее - лицензионный контроль) осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы (далее - лицензирующий орган) . Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет услуги, указанные в пункте 2 настоящего Положения, в отношении которых лицензирование деятельности и лицензионный контроль осуществляются ее территориальными органами.
4. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление лицензируемой деятельности, являются:
а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений (за исключением жилых помещений в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации) , в том числе используемых для приготовления и хранения дезинфекционных средств (далее - производственный объект) , при отсутствии зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для хранения дезинфекционных средств, - наличие договора на осуществление хранения дезинфекционных средств в иных организациях;
б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, оборудования и технических средств, необходимых для оказания заявленных услуг, составляющих лицензируемую деятельность, по перечню согласно приложению № 1, а также средств индивидуальной защиты для дезинфектора, необходимых для оказания заявленных услуг, составляющих лицензируемую деятельность, по перечню согласно приложению № 2;
в) до 1 сентября 2025 г. наличие у юридического лица - соискателя лицензии в штате не менее одного работника, имеющего высшее образование и прошедшего профессиональную подготовку (переподготовку) или повышение квалификации по дезинфектологии.
После 1 сентября 2025 г. обязательно наличие не менее одного работника, имеющего высшее медицинское или биологическое образование и прошедшего профессиональную подготовку (переподготовку) или повышение квалификации по дезинфектологии.
Соискатель лицензии (лицензиат) может иметь других работников (работника) , прошедших профессиональное обучение по профессии (должности) "Дезинфектор" (вне зависимости от базового образования) или профессиональную переподготовку (повышение квалификации) по специальности "Дезинфекционное дело" при наличии среднего профессионального образования;
г) наличие у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии образования, предусмотренного подпунктом "в" настоящего пункта, или наличие у него работников, имеющих образование, указанное в подпункте "в" настоящего пункта;
д) наличие у соискателя лицензии программы производственного контроля, необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности, отвечающей форме и требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) .
5. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им лицензируемой деятельности, являются предусмотренные пунктом 4 настоящего Положения требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности требований к использованию средств для дезинфекции, дезинсекции и дератизации, установленных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и инструкциями по использованию указанных средств.
6. Грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 4 настоящего Положения, а также нарушение лицензиатом требований к использованию средств дезинфекции, дезинсекции и дератизации, указанных в пункте 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 192 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
7. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, заявление о предоставлении лицензии, включая:
а) реквизиты документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании всех производственных объектов, за исключением жилых помещений в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, или копии правоустанавливающих документов - в случае, если права на указанные производственные объекты и сделки с ними не подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, или в отношении производственных объектов для хранения дезинфекционных средств - копии договоров на осуществление хранения дезинфекционных средств в иных организациях;
б) сведения, подтверждающие наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, оборудования, технических средств, необходимых для оказания заявленных услуг, составляющих лицензируемую деятельность;
в) реквизиты документов, подтверждающих наличие соответствующего профессионального образования (обучения) , дополнительного профессионального образования у лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" пункта 4 настоящего Положения, или их копии - в случае отсутствия сведений в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
г) список имеющихся средств индивидуальной защиты;
д) утвержденная соискателем лицензии программа производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
8. Заявление о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) и прилагаемые к нему документы (сведения) соискатель лицензии (лицензиат) направляет в лицензирующий орган в форме электронных документов (пакета электронных документов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
Возможность подачи заявления о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) должна быть обеспечена соискателю лицензии (лицензиату) посредством использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) ".
9. Заявление о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) подписывается одной из следующих видов подписей:
а) усиленной квалифицированной электронной подписью;
б) усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. № 2152 "Об утверждении Правил создания и использования сертификата ключа проверки усиленной неквалифицированной электронной подписи в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";
в) простой электронной подписью физического лица, в том числе действующего от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя (являющегося руководителем такого юридического лица либо лицом, которому делегированы соответствующие полномочия, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) ") либо являющегося индивидуальным предпринимателем.
Соискатель лицензии вправе отозвать заявление о предоставлении лицензии до принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
10. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по новому адресу места нахождения производственного объекта, не указанному в реестре лицензий, и (или) оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность, ранее не указанные в реестре лицензий, лицензиат представляет в лицензирующий орган документы (сведения) , предусмотренные пунктом 7 настоящего Положения, в отношении таких нового адреса места нахождения производственного объекта и (или) новых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Оказание услуг, предусмотренных пунктом 2 настоящего Положения, может осуществляться лицензиатом по месту нахождения (адресу объекта) заявителя указанных услуг, не указанному в реестре лицензий в качестве адреса (адресов) места осуществления деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и не требует внесения изменений в реестр лицензий.
11. В срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов (сведений) , лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе оценку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
12. В отношении заявлений, поданных в период с 1 сентября 2024 г. до 1 января 2025 г., в решении лицензирующего органа о выдаче лицензии указывается календарный месяц, в который планируется проведение выездной оценки, в случаях, если она осуществляется в порядке, предусмотренном частями 5 и 6 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статью 44 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". О проведении такой выездной оценки соискатель лицензии уведомляется лицензирующим органом по правилам и в сроки, предусмотренные частью 9 статьи 191 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
13. Внесение изменений в реестр лицензий в предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения случаях осуществляется лицензирующим органом в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня приема заявления о внесении изменений в реестр лицензий и прилагаемых к нему документов (сведений) .
14. В случае заявления пяти и более адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности срок предоставления лицензии (внесения изменений в реестр лицензий) в предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения случаях может быть продлен не более чем на 10 рабочих дней.
15. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документах (сведениях) , а также оценки соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для осуществления лицензирования сведения у органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, а также органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
16. Представление соискателем лицензии (лицензиатом) заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов (сведений) , необходимых для получения лицензии (внесения изменений в реестр лицензий) , их прием лицензирующим органом, принятие решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии) , о внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий) , приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии и об аннулировании лицензии, а также формирование и ведение лицензионного дела, реестра лицензий, предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
17. Лицензирующий орган размещает в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) " сведения о ходе принятия решения о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) , проведении оценки соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований, предусмотренных настоящим Положением.
18. За предоставление лицензии (внесение изменений в реестр лицензий на основании заявления о внесении изменений в реестр лицензий) уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Государственная пошлина за внесение изменений в реестр лицензий не уплачивается, если внесение изменений в реестр лицензий в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", осуществляется лицензиатом самостоятельно.
19. Оценка соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований проводится в форме:
а) оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, проводимой в соответствии со статьей 191 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
б) лицензионного контроля, проводимого в отношении лицензиата;
в) периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям, проводимого в соответствии со статьей 193 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
20. Оценка соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям проводится в форме выездной оценки в порядке, установленном статьей 191 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
21. Оценка соответствия соискателя лицензии (лицензиата) , подавшего заявление в период с 1 сентября 2024 г. до 1 января 2025 г., лицензионным требованиям проводится в форме документарной и выездной оценки в порядке, установленном статьей 191 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в случаях, если проведение выездной оценки указанного лицензиата осуществляется в порядке, предусмотренном частями 5 и 6 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статью 44 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
22. Оценка соответствия лицензиата лицензионным требованиям не проводится в случае, если изменение места осуществления лицензируемого вида деятельности вызвано переименованием географического объекта, переименованием улицы, площади или иной территории, изменением нумерации объектов адресации, в том числе почтового индекса. Внесение изменений в реестр лицензий в указанном случае, а также в случае изменения места нахождения лицензиата - юридического лица, места жительства лицензиата - индивидуального предпринимателя, вызванного переименованием географического объекта, переименованием улицы, площади или иной территории, изменением нумерации объектов адресации, в том числе почтового индекса, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. № 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий".
23. Периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям осуществляется лицензирующим органом в соответствии со статьей 193 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
24. Периодическое подтверждение соответствия лицензиата лицензионным требованиям проводится каждые 3 года со дня предоставления лицензии.
25. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, его заместители;
б) руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, их заместители.
26. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление лицензионного контроля, являются:
а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, его заместители;
б) руководители структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, их заместители, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по лицензионному контролю;
в) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей в структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по лицензионному контролю;
г) руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, их заместители;
д) начальники отделов и заместители начальников отделов территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по лицензионному контролю;
е) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей в территориальных органах Федеральной службы по надзору в