Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2024 г. № 249
МОСКВА
Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства.
2. Реализация полномочий Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной штатной численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанной Службе федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2024 г., за исключением положений абзацев второго и третьего подпункта "а" пункта 3 приложения № 1 к Положению, утвержденному настоящим постановлением (в части, касающейся статьи 14.67, частей 3 и 4 статьи 15.12, части 6 статьи 19.4 и части 22 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) , которые вступают в силу с 1 апреля 2024 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 1 марта 2024 г. № 249
ПОЛОЖЕНИЕ о федеральном государственном контроле (надзоре) в области производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства (далее - государственный контроль) .
2. Предметом государственного контроля является соблюдение следующих обязательных требований (далее - обязательные требования) :
а) соблюдение лицензионных требований, определенных частями 32 и 33 статьи 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства";
б) соблюдение обязательных требований в области производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства к производству, поставке, закупке (в том числе при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации) , транспортировке, хранению табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья, установленных законодательством Российской Федерации (за исключением обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, в том числе если данные требования установлены законодательством Российской Федерации или актами органов Евразийского экономического союза в сфере технического регулирования, а также обязательных требований, связанных с розничной продажей табачной продукции и никотинсодержащей продукции) , обязательных требований о государственной регистрации основного технологического оборудования, установленных статьей 4 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства";
в) соблюдение обязательных требований, установленных статьями 5 и 6 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства", в целях выявления и пресечения незаконных производства и оборота табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья (за исключением обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований, связанных с розничной продажей табачной продукции и никотинсодержащей продукции) .
3. Государственный контроль осуществляется Федеральной службой по контролю за алкогольным и табачным рынками и ее территориальными органами.
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (далее - должностные лица) , являются:
а) руководитель Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками и его заместитель;
б) руководители структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по государственному контролю, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - должностные обязанности) ;
в) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками в соответствии с должностными обязанностями;
г) руководители территориальных органов Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками и их заместители;
д) руководители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками и их заместители в соответствии с должностными обязанностями;
е) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей территориальных органов Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками в соответствии с должностными обязанностями.
5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и решений об отнесении объектов государственного контроля к категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска) , являются:
а) руководитель Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками и его заместитель;
б) руководители территориальных органов Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками и их заместители.
6. Должностные лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
II. Объекты государственного контроля (надзора)
7. Объектами государственного контроля (далее - объект контроля) являются:
а) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц в сфере производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;
б) результаты деятельности контролируемых лиц в сфере производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства, в том числе продукция (товары) , к которым предъявляются обязательные требования (табачная продукция, никотинсодержащая продукция и сырье для их производства) ;
в) производственные и складские помещения, принадлежащие контролируемым лицам или используемые ими при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства", основное технологическое оборудование, которым контролируемые лица владеют и (или) пользуются при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства".
8. Учет объектов контроля осуществляется Федеральной службой по контролю за алкогольным и табачным рынками (ее территориальными органами) с использованием государственных информационных систем.
III. Категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
9. Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками (ее территориальные органы) при осуществлении государственного контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска:
а) значительный риск;
б) средний риск;
в) умеренный риск;
г) низкий риск.
10. Отнесение объектов контроля к категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями и правилами отнесения объектов государственного контроля к категории риска согласно приложению № 1.
11. Ключевой показатель государственного контроля и его целевые значения определены в приложении № 2.
12. Видами плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в рамках государственного контроля, в отношении объектов контроля лиц, не являющихся лицензиатами, в зависимости от присвоенной категории риска и с учетом их периодичности являются:
для категории значительного риска:
выборочный контроль (один раз в 2 года) , или инспекционный визит (один раз в 2 года) , или выездная проверка (один раз в 2 года) ;
для категории среднего риска:
выборочный контроль (один раз в 3 года) , или инспекционный визит (один раз в 3 года) , или документарная проверка (один раз в 3 года) , или выездная проверка (один раз в 3 года) ;
для категории умеренного риска:
документарная проверка (один раз в 6 лет) или выездная проверка (один раз в 6 лет) .
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля лиц, не являющихся лицензиатами, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
IV. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
13. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям утверждается Федеральной службой по контролю за алкогольным и табачным рынками.
14. При осуществлении государственного контроля проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) самообследование;
е) профилактический визит;
ж) меры стимулирования добросовестности.
15. Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
16. Проект доклада, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики, готовится ежегодно и проходит процедуру публичного обсуждения, утверждается приказом руководителя Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, и размещается на официальном сайте Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") не позднее 3-го рабочего дня со дня его утверждения.
17. Контролируемым лицом, получившим предостережение, могут быть направлены возражения на бумажном носителе почтовым отправлением, либо в виде электронного документа, подписанного в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", либо иными указанными в предостережении способами в течение 10 рабочих дней с момента его получения.
Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками (ее территориальный орган) рассматривает поступившие возражения на предостережение и по итогам их рассмотрения направляет ответ контролируемому лицу о согласии с возражениями или о несогласии с возражениями в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений.
18. Должностное лицо проводит консультирование контролируемых лиц в письменной форме, если обращение содержит просьбу предоставить ответ в письменном виде, при их письменном обращении и представляет ответ по почтовому адресу или адресу электронной почты, указанным в письменном обращении, либо в устной форме в случае обращения по телефону, посредством видео-конференц-связи или на личном приеме у должностного лица, а также в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия или публичного мероприятия.
19. Должностное лицо осуществляет консультирование по следующим вопросам:
применение обязательных требований, содержание и последствия их изменения;
необходимые организационные и (или) технические мероприятия, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения новых обязательных требований;
особенности осуществления государственного контроля.
По вопросам, указанным в абзаце втором настоящего пункта, предоставляется письменное консультирование путем направления письменного ответа контролируемому лицу.
20. В случае поступления 15 однотипных обращений по результатам ежеквартального анализа поступивших обращений консультирование по таким обращениям контролируемых лиц и (или) их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного руководителем (заместителем руководителя) Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками.
21. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям значительного риска, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства, в течение одного года с момента начала их деятельности.
Обязательные профилактические визиты проводятся уполномоченным должностным лицом по месту осуществления деятельности контролируемого лица в соответствии со статьей 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
22. Должностное лицо проводит обязательный профилактический визит в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи. В ходе обязательного профилактического визита может осуществляться консультирование контролируемого лица по вопросам, указанным в пункте 19 настоящего Положения, а также по следующим вопросам:
а) содержание применяемых к деятельности контролируемого лица либо к принадлежащим ему объектам контроля нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменений в действующие нормативные правовые акты, а также сроки и порядок вступления их в силу;
б) применение обязательных требований, в том числе обязательных требований, по которым отмечены случаи их массового нарушения либо последствия нарушения которых влекут серьезную угрозу охраняемым законом ценностям;
в) наиболее часто встречающиеся случаи нарушений обязательных требований, к которым относятся нарушения, выявляемые в течение календарного года при проведении не менее чем 10 процентов контрольных (надзорных) мероприятий.
23. Продолжительность проведения обязательного профилактического визита не превышает один рабочий день.
24. В целях добровольного определения уровня соблюдения обязательных требований контролируемые лица вправе проводить самостоятельную оценку соблюдения обязательных требований (самообследование) .
Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований по итогам самообследования, проведенного в соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований.
Декларация соблюдения обязательных требований направляется контролируемым лицом в Федеральную службу по контролю за алкогольным и табачным рынками, которая осуществляет ее регистрацию и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет". Контролируемое лицо имеет право разместить сведения о зарегистрированной декларации соблюдения обязательных требований на своем сайте в сети "Интернет", в принадлежащих ему помещениях.
Срок действия декларации соблюдения обязательных требований составляет 2 года со дня ее регистрации Федеральной службой по контролю за алкогольным и табачным рынками.
В случае если при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, декларация соблюдения обязательных требований аннулируется решением Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия. В таком случае контролируемое лицо может вновь принять декларацию соблюдения обязательных требований по результатам самообследования не ранее чем по истечении одного года с момента аннулирования предыдущей декларации.
25. В целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками проводит мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (меры стимулирования добросовестности) , - присвоение контролируемому лицу репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, предоставление контролируемому лицу права публично размещать указанную информацию в открытых источниках (в том числе в информационных и рекламных целях) , снижение категории риска объекта контроля.
Меры стимулирования добросовестности применяются к контролируемым лицам, принявшим декларацию о соблюдении обязательных требований.
Оценка добросовестности контролируемых лиц осуществляется Федеральной службой по контролю за алкогольным и табачным рынками и ее территориальными органами.
Критериями добросовестности являются (если применимо к объекту контроля) :
предоставление контролируемым лицом доступа Федеральной службе по контролю за алкогольным и табачным рынками и ее территориальным органам к своим информационным ресурсам в рамках соглашения об информационном взаимодействии;
наличие внедренных сертифицированных систем внутреннего контроля.
V. Осуществление государственного контроля
26. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении лиц, не являющихся лицензиатами, проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
27. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные пунктами 1 - 14 части 1 статьи 64 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
28. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 30 настоящего Положения, должностным лицом (должностными лицами) могут использоваться способы фиксации доказательств нарушений обязательных требований, установленные частью 6 статьи 65 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио-