ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 ноября 2023 г. № 3097-р
МОСКВА
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.10.2024 № 2963-р)
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года.
2. Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 3744-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 1, ст. 264) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО распоряжением Правительства Российской Федерацииот 3 ноября 2023 г. № 3097-р
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.10.2024 № 2963-р)
I. Общие положения
1. Основания
Стратегические направления цифровой трансформации являются отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации.
Основаниями разработки (корректировки) стратегического направления в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года (далее - стратегическое направление) являются:
Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.10.2024 № 2963-р)
Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р;
перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. № 2816-р;
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р;
Стратегия развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2023 г. № 1630-р;
Концепция технологического развития на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р;
перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" от 31 декабря 2020 г. № Пр-2242;
перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 5 августа 2021 г. № Пр-1383;
перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 1 сентября 2022 г. № Пр-1553;
перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" от 29 января 2023 г. № Пр-172;
план мероприятий по актуализации действующих и утверждению новых стратегических направлений в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, подготовленный во исполнение подпункта "м" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 1 сентября 2022 г. № Пр-1553.
2. Период действия стратегического направления
Стратегическое направление действует до 2030 года.
Внесение изменений в стратегическое направление возможно не более одного раза в год.
После завершения периода действия стратегического направления проводится корректировка (актуализация) стратегического направления.
Основаниями для принятия решения о корректировке (актуализации) стратегического направления являются:
итоги рассмотрения Правительством Российской Федерации доклада Министерства экономического развития Российской Федерации о мониторинге реализации стратегического направления (при необходимости) ;
актуализация перечня наиболее актуальных и востребованных технологических направлений и решений в сфере искусственного интеллекта (при необходимости) ;
предложения Министерства транспорта Российской Федерации, подготовленные по итогам анализа реализации стратегического направления, в том числе с учетом новых угроз национальной безопасности, существенного сокращения ресурсов развития, возрастания рисков недостижения целей и (или) изменения критериев приоритизации, горизонтов планирования или прогнозных условий, а также иных факторов.
Корректировка (актуализация) стратегического направления осуществляется на основании решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
3. Паспорт стратегического направления
Наименование | - | стратегическое направление в области цифровой трансформации транспортной отрасли |
Сроки реализации | - | до 2030 года |
Цель | - | достижение высокой степени цифровой зрелости государственного управления и основных участников транспортной отрасли для оказания качественных государственных услуг населению, повышения качества транспортно-логистических услуг (повышения доступности и скорости, снижения стоимости) , развития бесшовных внутрироссийских и международных перевозок, обеспечения их безопасности и надежности (устойчивости к особым внешним условиям) , а также снижения нагрузки на окружающую среду |
Целевое состояние | - | повышение мобильности населения, отсутствие перебоев в транспортно-логистических цепочках, минимизация взаимодействия с субъектами предпринимательской деятельности, предотвращение существенных нарушений субъектами предпринимательской деятельности, недопущение нарушения конкуренции, применение эффективных и законных способов защиты объектов транспортной инфраструктуры, распространение использования беспилотных транспортных средств при минимизации издержек на их производство и эксплуатацию |
Индикаторы цифровой трансформации | - | производительность труда в транспортном комплексе по отношению к значениям 2019 года; доля перевозочных документов, оформляемых в электронном виде |
Ответственные исполнители, соисполнители, участники разработки, экспертизы и реализации стратегического направления | - | Министерство транспорта Российской Федерации; Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; Министерство экономического развития Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; Федеральное агентство воздушного транспорта; Федеральное дорожное агентство; Федеральное агентство морского и речного транспорта; Федеральное агентство железнодорожного транспорта; Федеральная служба по надзору в сфере транспорта; Федеральная таможенная служба; федеральное автономное учреждение "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (по согласованию) ; органы государственной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) ; транспортные научно-исследовательские институты (по согласованию) ; транспортно-логистические компании (по согласованию) ; производители высокоавтоматизированных транспортных средств и оборудования интеллектуальных транспортных систем (по согласованию) ; эксплуатанты высокоавтоматизированных транспортных средств и сервисов интеллектуальных транспортных систем (по согласованию) ; перевозчики всех видов транспорта, включая крупнейшие авиакомпании, открытое акционерное общество "Российские железные дороги", перевозчиков автомобильного и водного транспорта (по согласованию) ; ИТ-компании (по согласованию) ; операторы цифровых платформ (по согласованию) ; экспертные организации (по согласованию) |
II. Приоритет, цели, задачи стратегического направления
1. Приоритет
Приоритетом стратегического направления является обеспечение национальных интересов Российской Федерации в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
2. Цели
Целями стратегического направления являются оказание качественных государственных услуг населению, повышение качества транспортно-логистических услуг (повышение доступности и скорости, снижение стоимости) , развитие бесшовных внутрироссийских и международных перевозок, обеспечение их безопасности и надежности (устойчивости к особым внешним условиям) , а также снижение нагрузки на окружающую среду посредством цифровой трансформации.
3. Задачи
Задачами стратегического направления являются:
цифровизация пассажирских перевозок;
цифровизация грузовых перевозок;
цифровизация жизненного цикла инфраструктуры и транспортных средств;
цифровизация управления транспортным комплексом;
обеспечение безопасности на объектах критической информационной инфраструктуры в транспортной отрасли;
повышение уровня технологического развития и декарбонизация транспортного комплекса.
III. Оценка состояния, участники, проблематика стратегического направления
1. Основные процессы сферы транспорта и оценка ее текущего состояния
В Российской Федерации цифровизация транспортной отрасли является одной из ключевых задач как минимум на период до 2030 года, при этом внедрение цифровых технологий должно распространяться на все виды транспорта в целях установления возможности переориентирования потоков грузов с одного вида транспорта на другой.
Транспортный комплекс обеспечивает географическую связанность территорий страны и экономическую связанность всех отраслей экономики.
Отрасль транспорта и логистики в целом демонстрирует высокие темпы цифровой трансформации: применяются различные новые бизнес-модели, в сфере пассажирских перевозок работают платформы-агрегаторы (в грузовых перевозках только развиваются) , а в сферах пассажирских перевозок и почты широко используются цифровые каналы взаимодействия с потребителями. При этом в цифровой инфраструктуре отрасли отмечаются высокий уровень проникновения широкополосного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", мобильной связи и высокий уровень развития центров хранения и обработки больших массивов данных, достаточные для внедрения и развития современных цифровых решений.
Цифровая инфраструктура компаний транспортной отрасли достаточно развита, а большинство таких компаний внедрило базовые системы управления цифровыми трансформациями и инструменты работы с данными. Однако в настоящее время процесс цифровизации компаний транспортной отрасли неравномерен, существует большой разрыв в уровне цифровизации между компаниями - лидерами транспортной отрасли, которые уже запустили цифровые трансформации, и компаниями, которые только приступают к своей цифровизации. Наряду с этим отмечается общий дефицит "цифровых" кадров в Российской Федерации, при этом компании транспортной отрасли недостаточно инвестируют в цифровое образование сотрудников, а транспортная отрасль в основном опирается на внешних технологических партнеров.
Сегодня наблюдается активная цифровая трансформация транспортной отрасли - создается цифровая транспортная инфраструктура (например, интеллектуальные транспортные системы, цифровые решения для пассажирских и грузовых терминалов и др.) , происходит цифровизация транспортных средств (тестирование беспилотных транспортных средств, развитие инструментов мониторинга и предиктивного обслуживания и ремонта транспортных средств и подобное) , разрабатываются цифровые транспортные сервисы (например, решения "мобильность как сервис", оплата проезда для всех видов транспорта с применением технологий биометрии, системы радиоинформирования и звукового ориентирования (для групп маломобильных граждан) .
Однако данные инициативы реализуются на уровне передовых компаний транспортной отрасли (отдельных регионов Российской Федерации) , наблюдается низкий уровень интеграции цифровых решений (ИТ-систем) .
В целях активизации работы по цифровизации транспортной сферы государственные корпорации и компании с государственным участием в транспортной отрасли разрабатывают стратегии цифровой трансформации со сроками реализации в 2025 - 2030 годах.
Новые вызовы, связанные с санкционными ограничениями и обострением политической обстановки, требуют активизации ресурсов в части импортозамещения в первую очередь на объектах критической информационной инфраструктуры, а также разработки новых передовых технологий, позволяющих сделать транспортную отрасль комфортной для граждан, минимизируя при этом человеческий фактор при принятии управленческих решений.
2. Участники реализации стратегического направления
Руководителем, ответственным за реализацию стратегического направления, является заместитель Министра транспорта Российской Федерации, координирующий работу в области цифровой трансформации транспортной отрасли.
Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию стратегического направления, является Министерство транспорта Российской Федерации.
Соисполнителями по реализации стратегического направления являются:
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти;
федеральное автономное учреждение "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (по согласованию) ;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) ;
транспортные научно-исследовательские институты (по согласованию) ;
транспортно-логистические компании (по согласованию) ;
производители высокоавтоматизированных транспортных средств и оборудования интеллектуальных транспортных систем (по согласованию) ;
эксплуатанты высокоавтоматизированных транспортных средств и сервисов интеллектуальных транспортных систем (по согласованию) ;
перевозчики всех видов транспорта, включая крупнейшие авиакомпании, открытое акционерное общество "Российские железные дороги", перевозчиков автомобильного и водного транспорта (по согласованию) ;
ИТ-компании (по согласованию) ;
операторы цифровых платформ (по согласованию) ;
экспертные организации (по согласованию) .
3. Индикаторы цифровой трансформации
Индикаторы цифровой трансформации стратегического направления приведены в приложении № 1.
4. Участники стратегического направления. Проблематика, связанная с участниками стратегического направления
Участниками стратегического направления, прямо или косвенно оказывающими существенное влияние на достижение целей и реализацию задач стратегического направления (далее - бенефициары) , являются:
пассажиры;
пользователи услуг, оказываемых с использованием беспилотных авиационных систем;
органы государственной власти, органы местного самоуправления;
перевозчики;
лица, владеющие объектами транспортной инфраструктуры;
разработчики беспилотных авиационных систем, беспилотных транспортных средств.
Проблематикой для бенефициара "пассажиры" является высокая аварийность на транспорте ввиду человеческого фактора.
Проблематикой для бенефициара "пользователи услуг, оказываемых с использованием беспилотных авиационных систем" является низкая транспортная связанность территорий Российской Федерации, длительные сроки доставки грузов.
Проблематикой для бенефициара "органы государственной власти, органы местного самоуправления" является:
высокая доля "серых" перевозок при оплате проезда наличными денежными средствами;
отсутствие возможности мониторинга состояния объектов транспортной инфраструктуры на всех этапах жизненного цикла;
отсутствие возможности оперативного управления транспортным комплексом из единого центра в зависимости от ситуации.
Проблематикой для бенефициара "перевозчики" является:
сокращение доли граждан, пользующихся городским пассажирским транспортом;
низкая мобильность населения;
неэффективность перевозочного процесса традиционными видами транспорта;
низкая привлекательность транспортных коридоров Российской Федерации ввиду высокой транзакционной нагрузки (бумажные документы, контрольные процедуры, посредники) .
Проблематикой для бенефициара "лица, владеющие объектами транспортной инфраструктуры" является низкая информированность и скоординированность действий органов власти, субъектов транспортной деятельности по вопросам обеспечения безопасности на транспорте, включая транспортную безопасность, кибербезопасность.
Проблематикой для бенефициара "разработчики беспилотных авиационных систем, беспилотных транспортных средств" являются высокие первоначальные финансовые вложения.
Форма определения бенефициаров стратегического направления и проблематики, связанной с участниками стратегического направления, приведена в приложении № 2.
5. Целевое состояние стратегического направления
Целевое состояние стратегического направления приведено в приложении № 3.
IV. Границы стратегического направления
1. Тенденции
Тенденциями в сфере транспорта являются:
повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий;
евразийская экономическая интеграция;
внедрение систем обработки больших объемов данных и искусственного интеллекта;
обеспечение безопасности транспортно-логистических услуг.
2. Ограничения
Ограничениями сферы транспорта являются:
финансовые ограничения (реализация продуктов цифровой трансформации транспортной отрасли требует привлечения финансовых ресурсов как бюджетов бюджетной системы всех уровней, так и бюджетов организаций, которые имеют ограничения) ;
компетентностные ограничения (в связи с наличием общего дефицита "цифровых" кадров в Российской Федерации возможно замедление темпов цифровизации транспортной отрасли) .