Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2023 г. № 1510
МОСКВА
Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем
В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по эксплуатации сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем.
2. Утвердить прилагаемую Программу экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем.
3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности Министерства экономического развития Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству экономического развития Российской Федерации и иным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 16 сентября 2023 г. № 1510
ПРОГРАММА экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем
I. Направление разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций
1. Направлением разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) являются проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, в том числе высокоавтоматизированных транспортных средств и гражданских беспилотных воздушных судов, аттестация их операторов, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания.
II. Описание цифровой инновации, которая планируется к созданию, использованию или введению в употребление в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона
2. Для целей настоящей Программы используются следующие понятия:
"авиационные работы", "авиационный персонал", "беспилотная авиационная система", "беспилотное воздушное судно", "внешний пилот", "воздушное судно", "пилотируемое воздушное судно" и "федеральные авиационные правила" - в значениях, определенных в Воздушном кодексе Российской Федерации;
"акты общего регулирования", "инициатор", "общее регулирование", "претендент", "специальное регулирование" и "экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций" - в значениях, определенных в Федеральном законе;
"визуальный полет беспилотного воздушного судна", "воздушное движение", "воздушное пространство класса G", "запретная зона", "использование воздушного пространства", "маршрут полета", "пользователи воздушного пространства", "система наблюдения обслуживания воздушного движения" - в значениях, определенных в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации";
"Единая система организации воздушного движения Российской Федерации" - в значении, определенном Положением о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № 901 "О Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации".
Также в настоящей Программе используются следующие понятия:
"внесение средств защиты растений" - внесение жидких агрохимикатов, защита растений от вредителей, болезней и сорняков, внесение регуляторов роста растений, дефолиация, десикация, сеникация и химическая чеканка растений, борьба с кровососущими насекомыми, клещами, разносчиками заболеваний животных и грызунами, авиационное распределение сыпучих веществ и биологических объектов, выполняемые с использованием сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем;
"оператор экспериментального правового режима" - юридическое лицо, организующее и координирующее взаимодействие субъектов экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с настоящей Программой, осуществляющее допуск субъектов экспериментального правового режима, указанных в подпункте "б" пункта 32 настоящей Программы, к внесению средств защиты растений в соответствии с настоящей Программой и ведущее реестр эксплуатантов опытного района;
"опытный район" - территория, на которой устанавливается экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по эксплуатации сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем (далее - экспериментальный правовой режим) ;
"официальный интернет-сайт экспериментального правового режима" - интернет-сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с адресом www.agro-bas.ru;
"реестр эксплуатантов опытного района" - перечень эксплуатантов опытного района, допущенных к выполнению внесения средств защиты растений в рамках экспериментального правового режима;
"сельскохозяйственная беспилотная авиационная система" - беспилотная авиационная система вертикального взлета и посадки, предназначенная для выполнения работ по внесению средств защиты растений, включающая одно беспилотное воздушное судно или более с максимальной взлетной массой более 30 килограммов каждое;
"средства защиты растений" - пестициды и агрохимикаты, иные химические и биологические препараты, применяемые при производстве сельскохозяйственной продукции;
"эксплуатант сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы" - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, владеющие на законных основаниях сельскохозяйственной беспилотной авиационной системой;
"эксплуатант опытного района" - эксплуатант, подтвердивший соответствие требованиям, установленным настоящей Программой, и включенный в реестр эксплуатантов опытного района.
3. В настоящее время требования к проведению авиационно-химических работ с использованием беспилотных авиационных систем, применяемые к пилотируемой сельскохозяйственной авиации, не могут быть выполнены эксплуатантами сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем в связи с наличием перечисленных в разделе VIII настоящей Программы требований, предписаний, запретов и ограничений в актах общего регулирования, препятствующих разработке, апробации и внедрению цифровой инновации.
Установление экспериментального правового режима позволит исключить указанные факторы путем введения специального правового регулирования (отличающегося от общего регулирования) по ряду вопросов, связанных с обеспечением использования беспилотных авиационных систем для внесения средств защиты растений, в первую очередь включающих беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов.
4. В рамках экспериментального правового режима будут обеспечены условия для выполнения высокоавтоматизированных операций по внесению средств защиты растений с применением сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем. Это обеспечит внедрение самых современных цифровых технологий в стратегически важной отрасли народного хозяйства.
5. Цифровой инновацией, которая планируется к созданию, использованию или введению в употребление в рамках экспериментального правового режима, является применение современных беспилотных авиационных систем, функционирующих на базе цифровых технологий, применяемых в бортовом оборудовании беспилотных воздушных судов и станциях внешнего пилота в составе беспилотных авиационных систем, на которых формируется полетное задание.
Современные цифровые решения позволяют формировать план полета с использованием графического интерфейса, в котором внешний пилот отмечает на карте местности территорию, подлежащую обработке средствами защиты растений. Полученные данные преобразуются в полетный план, учитывающий характеристики беспилотного воздушного судна, особенности применяемых препаратов, типа обрабатываемых культур, параметров окружающей среды. Полетный план загружается в полетный контроллер, который обеспечивает выполнение полета с заданными параметрами и по заданному маршруту путем воздействия на исполнительные системы беспилотного воздушного судна.
Полет беспилотного воздушного судна на всех его стадиях осуществляется при непосредственном управлении внешнего пилота (автоматический режим полета рассматривается как аварийный при потере связи по линии его управления) . В ходе полета полетным контроллером обрабатываются данные от бортовых датчиков беспилотного воздушного судна, что позволяет следовать заданному маршруту с учетом возмущающих воздействий. Основными задачами внешнего пилота являются подготовка беспилотного воздушного судна к полету, а также контроль за выполнением полета и корректировка полетного задания при возникновении изменений в воздушной обстановке или нештатных ситуаций.
Реализация настоящей Программы будет способствовать развитию и практической отработке технологий информационно-управляющих систем летательных аппаратов.
В рамках экспериментального правового режима планируется проведение мероприятий по тестированию средств защиты от противоправного применения сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем, в том числе криптографических, прошедших процедуру проверки в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005) , утвержденным приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 9 февраля 2005 г. № 66, и примененных на линии управления и контроля (C2 Link) , а также мероприятий по использованию средств идентификации (опознавания) беспилотных воздушных судов.
6. Внедрение нового типа сервиса с применением сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем, обеспечивающего высокую производительность, точность обработки, минимизацию расхода и потерь средств защиты растений, дополнит существующие технологии внесения средств защиты растений и исключит потери обрабатываемых культур, связанные с движением наземной сельскохозяйственной техники, что позволит увеличить объем производимой сельскохозяйственной продукции и снизить ее себестоимость.
Выполнение работ по внесению средств защиты растений будет доступно после установления экспериментального правового режима и выполнения процедур по допуску сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем к эксплуатации, а также по допуску специалистов авиационного персонала и эксплуатантов к деятельности в опытном районе.
С целью повышения эффективности администрирования экспериментального правового режима допускается применение электронного документооборота, в том числе с возможностями электронного межведомственного взаимодействия, при взаимодействии:
субъектов экспериментального правового режима между собой, порядок которого определяется положением об опытном районе, разрабатываемым оператором экспериментального правового режима в соответствии с пунктом 31 настоящей Программы;
субъектов экспериментального правового режима с органами, осуществляющими контрольные (надзорные) функции и указанными в пункте 47 настоящей Программы, в порядке, определяемом действующим законодательством Российской Федерации.
III. Сведения о технологиях, применяемых в рамках экспериментального правового режима в соответствии с перечнем технологий, утвержденным в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона
7. В рамках экспериментального правового режима применяются следующие технологии:
а) технологии работы с большими данными в области сбора, хранения и обработки данных, в том числе децентрализованных;
б) производственные технологии в области управления производством;
в) технологии робототехники и сенсорики, в том числе в области сенсоров и обработки сенсорной информации, сенсоров и систем сбора и обработки информации для эффективного функционирования робототехнических систем, интеллектуальных систем управления робототехническими системами и систем автоматизации управления;
г) отраслевые цифровые технологии, направленные на цифровую трансформацию отраслей экономики, включая технологическую трансформацию процессов, задействованных в создании продуктов (услуг) , а также технологий взаимодействия с контрагентами.
IV. Цели установления экспериментального правового режима в соответствии со статьей 3 Федерального закона
8. Целями установления экспериментального правового режима являются:
а) формирование по результатам реализации экспериментального правового режима новых видов и форм экономической деятельности, способов осуществления экономической деятельности;
б) расширение состава, повышение качества или доступности товаров, работ и услуг;
в) совершенствование общего регулирования по результатам реализации экспериментального правового режима;
г) обеспечение развития науки и социальной сферы;
д) привлечение инвестиций в развитие предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации;
е) создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций.
V. Срок действия экспериментального правового режима
9. Срок действия экспериментального правового режима составляет 3 года.
VI. Срок участия субъекта экспериментального правового режима в экспериментальном правовом режиме
10. Срок участия субъекта экспериментального правового режима в экспериментальном правовом режиме устанавливается на срок действия экспериментального правового режима.
VII. Территория, в рамках которой устанавливается экспериментальный правовой режим
11. Экспериментальный правовой режим устанавливается на территориях Республики Татарстан, Алтайского и Ставропольского краев, Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Липецкой, Нижегородской, Новосибирской, Саратовской, Тамбовской и Ульяновской областей.
VIII. Положения (требования, предписания, запреты, ограничения) отдельных актов общего регулирования, не подлежащие применению в рамках экспериментального правового режима, с указанием реквизитов и структурных единиц нормативных правовых актов, содержащих такие положения
12. Следующие положения отдельных актов общего регулирования не подлежат применению в рамках экспериментального правового режима:
а) в части допуска к эксплуатации сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем и оформления акта допуска сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима:
подпункты 21 и 4 пункта 1 статьи 8, подпункт 2 пункта 1 статьи 36, пункты 1 и 9 статьи 37 Воздушного кодекса Российской Федерации;
Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2019 г. № 184;
пункты 4 - 6, подпункты "г" и "д" пункта 7, пункт 8, абзац третий пункта 11, пункты 13, 14, 31 и 48 Федеральных авиационных правил "Правила допуска к эксплуатации пилотируемых гражданских воздушных судов на основании акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июля 2020 г. № 273 (далее - Правила допуска к эксплуатации воздушных судов) , а также приложение № 3 к Правилам допуска к эксплуатации воздушных судов;
б) в части допуска эксплуатантов сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем к выполнению авиационных работ и включения субъекта экспериментального правового режима в реестр эксплуатантов опытного района:
пункт 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;
Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. № 128;
пункты 1.1, 2.4, 2.5, 2.7, 2.11, 2.16, 3.1 - 3.29 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта) , подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 ноября 2020 г. № 494 (далее - Порядок выполнения авиационных работ) , а также части 5 и 8 приложения № 2, приложения № 3 и 4 к Порядку выполнения авиационных работ;
в) в части профессиональной подготовки внешних пилотов - пункт 1 статьи 53, пункт 4 статьи 54 и пункт 1 статьи 57 Воздушного кодекса Российской Федерации;
г) в части медицинского освидетельствования внешних пилотов - абзацы первый и второй пункта 31 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации;
д) в части документации сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы - пункт 1 статьи 66 и пункт 1 статьи 67 Воздушного кодекса Российской Федерации.
IX. Положения, соблюдение которых является обязательным в соответствии с настоящей Программой, если такие положения не предусмотрены актами общего регулирования или отличаются от них
13. К эксплуатации в опытном районе в рамках экспериментального правового режима допускаются сельскохозяйственные беспилотные авиационные системы, имеющие акт допуска сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима (далее - акт допуска сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы к эксплуатации) , с нанесенными государственными, регистрационными и учетными опознавательными знаками гражданских воздушных судов Российской Федерации. Оформление акта допуска сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы к эксплуатации осуществляется в порядке, установленном Правилами допуска к эксплуатации воздушных судов, с учетом следующих особенностей:
а) к категории сельскохозяйственных относятся беспилотные авиационные системы, имеющие следующие конструктивные ограничения:
высота полета не более 15 метров от поверхности земли (истинная высота) ;
скорость полета относительно земной поверхности (путевая скорость) не более 16 метров в секунду;
б) сельскохозяйственные беспилотные авиационные системы должны быть оснащены системами:
аварийного прекращения полета;
избегания столкновений с препятствиями;
ограничения зоны полета при выполнении рабочего полета;
сохранения и (или) передачи во внешнюю информационную систему данных о сельскохозяйственной беспилотной авиационной системе, маршруте и параметрах полета;
в) не подлежат применению положения Правил допуска к эксплуатации воздушных судов, указанные в абзаце четвертом подпункта "а" пункта 12 настоящей Программы;
г) функции уполномоченного органа, осуществляемые в соответствии с Правилами допуска к эксплуатации