ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 декабря 2022 г. № 4261-р
МОСКВА
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.10.2024 № 2963-р)
1. Утвердить прилагаемые:
Стратегию развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года (далее - Стратегия) ;
план первоочередных мероприятий по реализации Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года.
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации программных и плановых документов, а также при принятии в пределах своей компетенции решений о регулировании деятельности автомобильной промышленности Российской Федерации и мерах ее поддержки.
3. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации целевых программ и иных документов.
4. Признать утратившими силу:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 831-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 19, ст. 2804) ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. № 263-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 9, ст. 867) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 28 декабря 2022 г. № 4261-р
СТРАТЕГИЯ развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.10.2024 № 2963-р)
I. Общие положения
1. Ключевые направления Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года
Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года (далее - Стратегия) определяет основные направления государственной политики по развитию автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года.
В Стратегии проведена оценка фактического состояния автомобильной отрасли и производства компонентов, определены целевое видение развития автомобильной отрасли, основные направления развития мировой автомобильной отрасли, направления развития инфраструктуры для инновационного транспорта, сформулированы цели и приоритеты развития автомобильной отрасли и производства компонентов, целевые показатели реализации Стратегии, приведены оценка рисков реализации Стратегии и способы их минимизации, определены организационные, нормативно-правовые и информационные основы реализации Стратегии.
Основными инструментами реализации Стратегии являются мероприятия государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" и других программ.
Финансовое обеспечение мероприятий Стратегии предполагает привлечение средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Реализация Стратегии обеспечит вклад автомобильной промышленности в достижение национальных целей развития Российской Федерации по повышению производительности труда, приросту численности занятых, приросту реальной заработной платы, увеличению валовой добавленной стоимости и росту объема инвестиций в основной капитал.
Стратегия направлена на решение ключевых стратегических задач по созданию и производству высоколокализованной конкурентоспособной продукции, удовлетворению спроса потребителей Российской Федерации на продукцию автомобильной отрасли, создание современных сервисов мобильности, цифровых автомобильных сервисов и обновление парка автомобилей за счет развития научно-технологического и кадрового потенциала автопроизводителей и производителей компонентов, реализации проектов в области локализации и развития производства компонентов и материалов, осуществления мер, направленных на поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых в целях инновационного развития автомобильной отрасли, закрепления за российскими юридическими лицами прав на результаты интеллектуальной деятельности в области создания критически важных технологий в автомобильной промышленности и обеспечения ее технологического суверенитета.
Реализация Стратегии обеспечит конкурентоспособность российской автомобильной промышленности и возможность экспорта технологий на глобальном уровне за счет создания производств инновационного транспорта - электромобилей, гибридных автомобилей, включая автомобили на водородных топливных элементах, и автономных автомобилей. В частности, планируются появление линейки российских электромобилей с достижением значительных темпов роста продаж (65 - 70 процентов в год с долей электротранспортных средств не менее 15 процентов совокупного объема автомобильного рынка в натуральном выражении к 2030 году) , создание новых производств компонентов и материалов для электромобилей и гибридного транспорта с наращиванием их экспорта, включая тяговые батареи, ячейки к ним, катодные и анодные материалы, другие компоненты и материалы.
В качестве одного из ключевых механизмов наращивания производственного и научного потенциала предлагаются углубление кооперации автомобильных компаний и поставщиков, а также организаций, занимающихся ремонтом автомобилей и компонентов, со смежными отраслями и консолидация усилий государства, автопроизводителей, химических, металлургических, информационно-телекоммуникационных компаний, научных, инжиниринговых и общественных организаций в целях освоения новых технологий и выведения на рынок продукции с новыми свойствами.
2. Основания и предпосылки для разработки Стратегии
Стратегия разработана во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 21 июля 2022 г. № Пр-1288 по итогам совещания по вопросам развития автомобильной промышленности, прошедшего 16 июня 2022 г., и в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Стратегия является документом отраслевого планирования и синхронизирована со следующими программными документами и национальными проектами Российской Федерации:
Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.10.2024 № 2963-р)
Стратегия развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 г. № 1877-р;
Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 г. № 20-р;
Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. № 1512-р;
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. № 666 "О сокращении выбросов парниковых газов";
план мероприятий ("дорожная карта") по развитию рынка малотоннажного сжиженного природного газа и газомоторного топлива в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2021 г. № 350-р;
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Концепция развития водородной энергетики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2021 г. № 2162-р;
Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. № 2290-р;
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. № 2765-р;
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р;
инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года "Электроавтомобиль и водородный автомобиль" и "Беспилотные логистические коридоры";
проекты Национальной технологической инициативы по направлениям "Автонет", "Нейронет", "Энерджинет", "Технет", "Сейфнет" и "Эдунет".
Стратегия является основой для разработки государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, содержащих мероприятия, направленные на развитие автомобильной промышленности и смежных отраслей.
Автомобильная промышленность является одной из ключевых отраслей российской экономики и определяет социально-экономический и научно-технический уровень развития страны в целом и отдельных ее регионов. В автомобильной отрасли в 2021 году работало около 0, 3 млн. человек (среднегодовая численность работников) и была сформирована валовая добавленная стоимость производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов в размере 1, 1 трлн. рублей. Автомобильная отрасль создает мультипликативный эффект, обеспечивая в совокупности со смежными отраслями экономики занятость более чем 2, 8 млн. человек. Развитие автомобилестроения создает потребность в высокотехнологичной продукции металлургической, химической, электротехнической, электронной отраслей, станкостроения и других отраслей промышленности.
Автомобильная отрасль демонстрирует положительный и растущий вклад в бюджет Российской Федерации - объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет в 2, 2 раза превышает размер субсидий, ежегодно выделяемых для поддержки автомобильной отрасли. Так, в 2016 - 2021 годах суммарный объем налоговых поступлений от предприятий автомобильной отрасли составил 861 млрд. рублей, в то время как объем финансирования мероприятий по поддержке автомобильной промышленности составил за указанный период 387 млрд. рублей. При этом в 2016 - 2021 годах ежегодный объем налоговых поступлений вырос в 2, 7 раза (с 72 до 197 млрд. рублей) , а доля автомобильной отрасли в общем объеме собираемых налогов - с 0, 5 процента до 0, 7 процента.
Автомобильная отрасль Российской Федерации занимает около 2 процентов в объеме мирового рынка по итогам 2021 года (доля увеличилась с 1, 6 процента в 2016 году) . При этом зависимость автомобильной отрасли от иностранных технологий, а также импортных поставок компонентов и оборудования приводит к отрицательному торговому балансу. Торговые войны Соединенных Штатов Америки и Китая и нарушение цепочек поставок во всем мире во время пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020 - 2022 годах обусловили дефицит полупроводников и микроэлектроники в мире и в Российской Федерации, рост цен на сырье (в частности, цена на сталь в 2021 году выросла на 80 процентов) и компоненты, который усугубился значительным ростом цен на энергоносители в 2022 году.
В связи с изменением геополитической ситуации в 2022 году автомобильная промышленность Российской Федерации столкнулась с рядом новых вызовов - существенное падение спроса на российском рынке (на 55 процентов в первом полугодии 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом 2021 года) , остановка и приостановка ряда автомобильных производств, связанные прежде всего с решением иностранных производителей об уходе с российского рынка, а также со сложностями в поставках значимых комплектующих и материалов, в том числе в связи с введением экономических санкций со стороны ряда стран, риски банкротства и сокращение сети автомобильных дилеров. Все это создает новые условия функционирования и вызовы для автомобильной отрасли и требует стратегического ответа.
II. Анализ результатов реализации Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 831-р
Анализ реализации Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 831-р, свидетельствует об успешном выполнении ряда задач. Так, к 2021 году обеспечены потребности рынка за счет внутреннего производства автомобилей на 80 - 90 процентов по легковым автомобилям, легким коммерческим автомобилям и автобусам (целевой уровень к 2025 году) и на 68 процентов по грузовым автомобилям, рост экспорта автомобилей (на 22 процента в денежном выражении в 2016 - 2021 годах) и автомобильных компонентов (на 82 процента) , а также положительная динамика по разработке и выведению на рынок новых продуктов, соответствующих современным глобальным технологическим тенденциям.
В части задачи выведения на рынок продуктов с принципиально новыми свойствами (в области электродвижения, автономного вождения) удалось достичь прогресса - в Российской Федерации начали развиваться проекты по производству тяговых батарей и электромобилей, а также по созданию зарядной инфраструктуры. Доля электромобилей в объеме автомобильного рынка в натуральном выражении по результатам 2021 года составила 1, 1 процента.
В части задачи наращивания технологических компетенций национальных производителей автомобильной техники и комплектующих за счет углубления локализации производимых автомобилей до 70 - 85 процентов (доля стоимости компонентов, субкомпонентов и сырья, произведенных в Российской Федерации, в общей стоимости спецификации автомобиля, в денежном выражении) существует значительный потенциал для развития. Уровень локализации в 2019 - 2020 годах составил 50 - 55 процентов в силу недостаточного объема инвестиций для динамичного развития производителей компонентов в связи с ориентацией большинства автопроизводителей на крупнейших иностранных поставщиков компонентов и отсутствия требований по локализации отдельных критически важных компонентов, систем безопасности и комфорта.
Несмотря на достигнутые отдельные успехи, сохраняют свою актуальность следующие проблемы, принятые во внимание при разработке Стратегии:
отрицательный торговый баланс в 2009 - 2021 годы сформировался в результате реализации стратегии локализации сборочных производств иностранных производителей, в связи с чем произошло замещение импорта автомобилей на импорт автокомпонентов, который достиг 50 - 56 процентов объема производства автомобилей в денежном выражении;
сохраняющаяся зависимость автопроизводителей в Российской Федерации от иностранных поставщиков компонентов ввиду отсутствия локального производства компонентов или их неконкурентоспособное (в том числе по цене) качество;
необходимость развития инфраструктуры для массового использования новых продуктов в области электротранспорта, автономного вождения, газомоторной техники.
III. Фактическое состояние автомобильной отрасли
1. Объем, структура производственных мощностей и уровень их загрузки
Общий объем производственных мощностей (показатель среднегодовой мощности) в 2021 году составил 2, 95 млн. автомобилей в год, в том числе легковых автомобилей - 2, 43 млн. штук, легких коммерческих автомобилей - 0, 34 млн. штук, грузовых автомобилей - 0, 31 млн. штук, автобусов - 0, 05 млн. штук.
Средний уровень загрузки производственных мощностей в 2021 году в сегменте легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей составил 60 процентов, грузовых автомобилей - 58 процентов, автобусов - 29 процентов, что, с одной стороны, негативно сказывается на финансовых результатах деятельности автопроизводителей и конкурентоспособности выпускаемой продукции, а с другой стороны, обеспечивает возможность наращивания производства с учетом потребностей рынка. При этом наращивание загрузки потребует замены существенной части поставщиков (в силу отказа иностранных партнеров от поставок компонентов на российский рынок) , замены модельного ряда и (или) технологического партнера.
Производственные мощности, принадлежащие российским предприятиям, составляют около 70 процентов в сегментах легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей (1, 9 млн. штук) , 75 процентов - в сегменте грузовых автомобилей (0, 1 млн. штук) и 100 процентов - в сегменте автобусов (0, 05 млн. штук) . Этих мощностей достаточно для удовлетворения потребностей внутреннего рынка по всем сегментам (к 2035 году по базовому сценарию прогнозируется объем рынка легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей (совокупно) в размере 1, 8 млн. штук, грузовых автомобилей - 0, 13 млн. штук, автобусов - 0, 02 млн. штук) при решении задач по обеспечению комплектующими и перенастройке производственных мощностей под производство новых моделей.
Кроме того, возникают проблемы технологического обеспечения производства, поскольку значительная часть производственного оборудования предприятий автомобильной отрасли является импортной с соответствующими текущими ограничениями по ее обслуживанию, что может потребовать смены поставщиков технологического оборудования и оснастки, в том числе переориентации на поставщиков из дружественных стран или развития средств производства для автомобильной отрасли внутри Российской Федерации.
Совокупный объем производства в автомобильной отрасли Российской Федерации в 2021 году составил около 3, 2 трлн. рублей (в стоимостном выражении) .
2. Уровень консолидации автомобильной отрасли
Уровень консолидации автомобильной отрасли в Российской Федерации в значительной степени различается по сегментам.
Производство легковых автомобилей до настоящего времени было существенно фрагментировано. В 2021 году доля 3 ведущих производителей в объеме производства в натуральном выражении в сегменте легковых автомобилей в Российской Федерации составила около 56 процентов, тогда как во Франции - 68 процентов, в Германии - 72 процента, в Индии - 75 процентов, в Турции - 82 процента, в Польше - 89 процентов, в Иране - 90 процентов, в Италии - 91 процент, в Южно-Африканской Республике - 92 процента.
Производство легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов в Российской Федерации консолидировано в значительно большей степени - доля 3 ведущих производителей в объеме производства в натуральном выражении по итогам 2021 года составила - легких коммерческих автомобилей - 79 процентов, грузовых автомобилей - 90 процентов и автобусов - 87 процентов общего объема производства этой техники.
Количество в Российской Федерации автомобильных платформ, на которых осуществлялся выпуск автомобилей в сегменте легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей, на конец 2021 года составило 56 штук. Аналогичный показатель составил в Индии 79 платформ, в Германии - 39, в Италии - 21, в Польше - 20, в Южно-Африканской Республике - 17, во Франции - 15, в Турции - 14 платформ. Доля 5 наиболее массовых платформ в общем объеме производства легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей в 2021 году в Российской Федерации составляла 46 процентов, в указанных государствах - 70 - 100 процентов. Столь значительное количество автомобильных платформ, большинство из которых составили платформы иностранных производителей с соответствующей импортируемой компонентной базой, стало демотивирующим фактором для развития локализации производства автомобильных компонентов в Российской Федерации ввиду недостаточности масштабов такого производства для обеспечения его экономической целесообразности.
Для достижения эффективности лок