О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110 и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2022 г. № 117
МОСКВА
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110 и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 44, ст. 6074; 2016, № 1, ст. 244; 2018, № 39, ст. 5965; 2021, № 6, ст. 987) .
2. Плановые проверки, осуществляемые в рамках лицензионного контроля за осуществлением деятельности по управлению многоквартирными домами, начало проведения которых предусмотрено ежегодными планами проведения плановых проверок после 28 февраля 2022 г., подлежат проведению в соответствии с Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (в редакции настоящего постановления) .
3. Пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. № 1434 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 1, ст. 244) , признать утратившим силу.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 5 февраля 2022 г. № 117
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110
1. Абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:
"Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;".
2. Дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6. Настоящее постановление действует до 1 марта 2028 г.".
3. В Положении о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденном указанным постановлением:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"ПОЛОЖЕНИЕ о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами";
б) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией, а также порядок осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензионный контроль) .";
в) после пункта 1 дополнить наименованием раздела I следующего содержания:
"I. Лицензирование предпринимательской деятельностипо управлению многоквартирными домами";
г) в пункте 5:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, предусмотренное частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в форме электронного документа посредством использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) " либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг (далее - заявление о предоставлении лицензии) . До 1 июля 2022 г. соискатель лицензии вправе представить заявление о предоставлении лицензии на бумажном носителе в лицензирующий орган или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации. В заявлении о предоставлении лицензии помимо сведений, предусмотренных частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", также указываются следующие сведения о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 4 настоящего Положения:";
дополнить подпунктом "е":
"е) реквизиты выданного соискателю лицензии (должностному лицу соискателя лицензии) квалификационного аттестата (фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, получившего квалификационный аттестат, номер квалификационного аттестата) .";
д) пункт 6 признать утратившим силу;
е) пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии, его прием лицензирующим органом, возврат заявления о предоставлении лицензии, предоставление выписки из реестра лицензий и внесение изменений в реестр лицензий осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".";
ж) дополнить пунктом 71 следующего содержания:
"71. Оценка соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям проводится в форме документарной оценки.";
з) в пунктах 8 и 9 слова "проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и документах, а также проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям" заменить словами "оценки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям";
и) в пункте 10:
слова "статьями 14 и 15" заменить словами "статьей 14";
слова "45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов" заменить словами "30 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующим органом";
к) пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. К отношениям, связанным с оценкой соблюдения лицензиатом лицензионных требований, применяются положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".";
л) предложение второе абзаца второго пункта 17 изложить в следующей редакции: "Срок рассмотрения заявления о продлении срока действия лицензии не может превышать 15 рабочих дней со дня его поступления в лицензирующий орган.";
м) в пункте 18 слова "о переоформлении лицензии" заменить словами "о внесении изменений в реестр лицензий", слова "переоформления лицензии" заменить словами "внесения изменений в реестр лицензий";
н) пункт 19 изложить в следующей редакции:
"19. За предоставление лицензирующим органом лицензии и внесение изменений в реестр лицензий на основании заявления о внесении изменений в реестр лицензий, за исключением случаев, связанных с изменением перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.";
л) дополнить разделами II - VII следующего содержания:
"II. Общие положения, связанные с осуществлениемлицензионного контроля
20. Лицензионный контроль осуществляется лицензирующим органом в соответствии с настоящим Положением.
21. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление лицензионного контроля, являются:
а) руководитель лицензирующего органа, являющийся по должности главным государственным жилищным инспектором субъекта Российской Федерации, и его заместители, являющиеся по должности заместителями главного государственного жилищного инспектора субъекта Российской Федерации;
б) руководители структурных подразделений лицензирующего органа, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по лицензионному контролю;
в) должностные лица структурных подразделений лицензирующего органа, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению лицензионного контроля;
г) руководители территориальных органов лицензирующего органа и их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению лицензионного контроля;
д) руководители структурных подразделений территориальных органов лицензирующего органа, должностные лица структурных подразделений территориальных органов лицензирующего органа, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению лицензионного контроля.
22. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
а) руководитель лицензирующего органа и его заместители;
б) руководители территориальных органов лицензирующего органа и их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению лицензионного контроля.
23. Объектами лицензионного контроля являются деятельность, действия (бездействие) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее - лицензиат) .
24. Учет объектов лицензионного контроля осуществляется с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - система жилищно-коммунального хозяйства) посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах лицензионного контроля, размещаемой в системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
25. Предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензиатом лицензионных требований.
26. Должностные лица, уполномоченные на осуществление лицензионного контроля, при осуществлении лицензионного контроля имеют права и выполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
27. Должностные лица, уполномоченные на осуществление лицензионного контроля, имеют служебные удостоверения единого образца, установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
28. Организация и осуществление лицензионного контроля регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
III. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении лицензионного контроля
29. При осуществлении лицензионного контроля применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) .
30. Лицензирующий орган при осуществлении лицензионного контроля относит объекты лицензионного контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) :
а) высокий риск;
б) средний риск
в) умеренный риск;
г) низкий риск.
31. Отнесение объектов лицензионного контроля к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов лицензионного контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям согласно приложению.
32. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов лицензионного контроля проводятся в зависимости от категории риска.
Для категории высокого риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - один раз в 3 года;
документарная проверка - один раз в 3 года;
выездная проверка - один раз в 3 года.
Для категории среднего риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - один раз в 4 года;
документарная проверка - один раз в 4 года;
выездная проверка - один раз в 4 года.
Для категории умеренного риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - один раз в 5 лет;
документарная проверка - один раз в 5 лет;
выездная проверка - один раз в 5 лет.
33. В отношении объектов лицензионного контроля, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
IV. Организация проведения профилактических мероприятий при осуществлении лицензионного контроля
34. В целях стимулирования добросовестного соблюдения лицензионных требований лицензиатами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям лицензионных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также в целях создания условий для доведения лицензионных требований до лицензиатов, повышения информированности о способах их соблюдения при осуществлении лицензионного контроля осуществляются профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
35. В рамках лицензионного контроля осуществляются следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
36. Информирование осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
37. Лицензирующий орган в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") сведения, предусмотренные частью 3 статьи 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
38. Обобщение правоприменительной практики осуществляется ежегодно должностными лицами лицензирующего органа путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах, а также анализа поступивших в адрес лицензирующего органа обращений.
По итогам обобщения правоприменительной практики лицензирующим органом готовится проект доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики лицензирующего органа (далее - доклад о правоприменительной практике) , который в обязательном порядке проходит публичные обсуждения.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя лицензирующего органа до 10 марта года, следующего за отчетным годом, и размещается на официальном сайте лицензирующего органа в сети "Интернет" до 15 марта года, следующего за отчетным годом.
39. Доклад о правоприменительной практике подлежит направлению лицензирующим органом в адрес федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в течение 2 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте органа государственного жилищного надзора в сети "Интернет".
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, до 15 апреля года, следующего за отчетным годом, готовит ежегодный доклад о состоянии лицензионного контроля, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению лицензионного контроля в Российской Федерации, и размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет".
40. Объявление предостережения осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Лицензиат не позднее 15 рабочих дней после получения предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований вправе подать в соответствующий лицензирующий орган возражение в отношении указанного предостережения, в котором указываются:
наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика - лицензиата;
дата и номер лицензии лицензиата;
дата и номер предостережения, направленного в адрес лицензиата;
обоснование позиции лицензиата в отношении указанных в предостережении его действий (бездействия) , которые приводят или могут привести к нарушению лицензионных требований.
Возражение в отношении предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований может быть подано лицензиатом на бумажном носителе почтовым отправлением, в виде электронного документа на адрес электронной почты, указанный в предостережении о недопустимости нарушения лицензионных требований, или иными указанными в таком предостережении способами.
Лицензирующий орган по итогам рассмотрения возражения в отношении предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований направляет ответ лицензиату в течение 20 рабочих дней со дня получения такого возражения.
В случае удовлетворения возражения в отношении предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований по итогам его рассмотрения данные такого предостережения не используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
41. Консультирование осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
42. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
а) организация и осуществление лицензионного контроля;
б) порядок проведения профилактических мероприятий;
в) предмет лицензионного контроля.
43. Письменное консультирование осуществляется по вопросу, предусмотренному подпунктом "в" пункта 42 настоящего Положения, в случае поступления соответствующего обращения в письменной форме.
44. В случае поступления 5 и более обращений, содержащих однотипные вопросы, лицензиатов и (или) их представителей консультирование по таким вопросам осуществляется посредством размещения на официальном сайте лицензирующего органа в сети "Интернет" письменного разъяснения с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подписанного должностным лицом лицензирующего органа.
45. Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьей 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении лицензиатов, приступающих к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартир