ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 ноября 2021 г. № 3142-р
МОСКВА
Утратило силу - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.11.2023 № 3113-р
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением, при принятии в пределах своей компетенции решений о мерах стимулирования деятельности в обрабатывающих отраслях промышленности.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО распоряжением Правительства Российской Федерацииот 6 ноября 2021 г. № 3142-р
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности
I. Общие положения
Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности (далее соответственно - цифровая трансформация, стратегическое направление) являются:
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту.
Стратегическое направление является основным документом стратегического планирования в области цифровой трансформации и скоординировано с реализацией следующих основных документов стратегического планирования:
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р;
Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. № 1512-р.
В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:
искусственный интеллект;
новые производственные технологии;
робототехника и сенсорика;
новые коммуникационные интернет-технологии;
интернет вещей;
технологии виртуальной и дополненной реальности.
Указанные сквозные цифровые технологии будут применены в целях обеспечения достижения "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления в рамках национальной цели "Цифровая трансформация", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
В рамках стратегического направления будет осуществлена реализация 5 ключевых экосистемных проектов в целях цифровой трансформации по следующим укрупненным направлениям:
инновации в организации производства;
технологические инновации;
продуктовые инновации;
инновации в сфере кадров;
инновации в государственном управлении.
Формирование эффективной инфраструктуры и системы поддержки внедрения российского программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов (проект "Умное производство") связано с наличием следующих проблем на предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности (далее - предприятия) :
низкая производительность труда;
нерациональное использование ресурсов, высокая себестоимость производимой продукции;
низкая эффективность производственных мощностей;
высокая доля брака;
длительный процесс вывода продукции на рынок;
высокая стоимость владения промышленной продукцией;
высокие трансакционные издержки и сложность формирования ответственных кооперационных цепочек.
В результате реализации проекта "Умное производство" будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации:
повышение эффективности использования основных фондов, сырья и материалов;
расширение технологических, производственных и сбытовых возможностей предприятий;
обеспечение доступности информации о технологических и производственных возможностях предприятий;
повышение доли предприятий, использующих технологии предиктивной аналитики и промышленного интернета вещей;
разработка и внедрение российского инженерного программного обеспечения и цифровых платформ по ключевым классам (например, CAD/CAE/CAM/PLM/MES/PDM/MDM) ;
установление условий допуска иностранного инженерного программного обеспечения при осуществлении закупок (запреты, ограничения, квоты, преференции при закупках российского программного обеспечения) .
В результате реализации проекта "Цифровой инжиниринг" будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации:
сокращение срока вывода промышленной продукции на рынок;
создание универсальных маркетплейсов с ресурсами для создания и реализации продукции (от идеи до рынка) ;
формирование единых форматов данных (библиотек) ;
создание референтных архитектур;
повышение доли предприятий, использующих технологии "цифровых двойников".
Переход к кастомизированной промышленной продукции и "ремонту по состоянию" (проект "Продукция будущего") связан с наличием следующих проблем на предприятиях:
длительный процесс вывода продукции на рынок;
высокая доля брака и высокая стоимость владения промышленной продукцией.
В результате реализации проекта "Продукция будущего" будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации:
переход к модели гибкого конвейерного производства (производство кастомизированной промышленной продукции "под клиента") ;
внедрение технологии предиктивной аналитики для перехода от "ремонта по регламенту" к "ремонту по состоянию" (SCADA, ЕАМ и др.) ;
внедрение сервисной модели реализации промышленной продукции;
обеспечение широкого доступа к технологиям (к эффекту от цифровых технологий) .
Формирование новой модели занятости в промышленности (проект "Новая модель занятости") связано с наличием следующих проблем на предприятиях:
низкая производительность труда;
нерациональное использование ресурсов.
В результате реализации проекта "Новая модель занятости" будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации:
создание биржи компетенций в целях увеличения удельного веса интеллектуального труда человека в производственном процессе эффективного использования человеческого капитала в промышленной сфере;
создание сервисов, нивелирующих нехватку необходимых для цифровой трансформации компетенций и позволяющих обеспечить повышение производительности труда.
Переход к цифровому государственному управлению (в соответствии с ведомственной программой цифровой трансформации Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденной протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 18 августа 2021 г. № 27) связан с наличием следующих проблем, с которыми сталкиваются предприятия при взаимодействии с органами исполнительной власти:
отсутствие проактивного управления;
нерациональное использование ресурсов;
потребность в точных и оперативно обновляемых данных.
В результате реализации стратегического направления будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации:
переход к оказанию услуг государственной поддержки с использованием инфраструктуры специализированных цифровых платформ, обеспечивающих эффективную навигацию и возможность построения специализированных траекторий поддержки конкретных участников;
создание межотраслевых моделей данных (отраслевых дата-сетов для использования предприятиями и ИТ-компаниями) ;
формирование системы перехода от традиционной статистики к технологии обработки больших массивов данных и искусственного интеллекта.
Стратегическое направление утверждается до 2030 года. Актуализация стратегического направления возможна ежегодно, но не более одного раза в год.
В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения.
II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации
Целью цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности является обеспечение технологической независимости государства, возможности коммерциализации российских исследований и разработок, а также ускорение технологического развития российских компаний и обеспечение конкурентоспособности разрабатываемых ими продуктов и решений на глобальном рынке путем достижения "цифровой зрелости" при помощи модернизации управления производственными процессами, что должно привести к значительному повышению производительности труда и росту валового внутреннего продукта в производственном секторе и, следовательно, к росту уровня благосостояния граждан страны.
Реализация ключевых проектов и мероприятий стратегического направления будет способствовать достижению следующих национальных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
обеспечение увеличения количества высокотехнологичных рабочих мест на предприятиях, использующих цифровые технологии;
производство высокотехнологичной продукции, соответствующей индивидуальным требованиям потребителя, увеличение доли высокотехнологичной продукции, предоставляемой по сервисной модели (товар как услуга) , повышение эффективности работы оборудования за счет внедрения новых решений для управления загрузкой фондов;
снижение затрат предприятий на разработку и вывод продукции на рынок за счет использования технологий цифрового моделирования и виртуальных испытаний;
достижение "цифровой зрелости" обрабатывающих отраслей промышленности.
Ключевые проекты реализации стратегического направления разработаны в тесной взаимосвязи с государственными программами в таких отраслях промышленности, как авиационная, судостроительная, радиоэлектронная, фармацевтическая и производство медицинских товаров, и предусматривают систему мер промышленной политики для гражданских отраслей, в том числе с низким уровнем участия государства в капитале промышленных компаний. Такой подход предопределяет особенности инструментальных приоритетов стратегического направления и их направленность.
Главная задача цифровой трансформации заключается в модернизации управления производственными процессами, что должно привести к значительному повышению производительности труда. Цифровая трансформация должна приводить к росту валового внутреннего продукта в производственном секторе и, следовательно, к росту уровня благосостояния граждан страны.
Задачами цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности являются:
стимулирование спроса на промышленную продукцию на внутреннем рынке;
формирование условий для роста инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе в разработку новых производственных технологий;
формирование условий для повышения уровня кооперации между российскими предприятиями, стимулирование интеграции российских производителей в мировые цепочки поставок, стимулирование повышения производительности труда и стимулирование экспорта российской промышленной продукции.
III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации
Проблемами текущего состояния обрабатывающих отраслей промышленности, решаемых при цифровизации, являются:
низкая производительность труда, нерациональное использование ресурсов, низкая эффективность производственных мощностей, высокая доля брака;
длительный цикл вывода продукции на рынок;
высокая стоимость владения продукцией;
высокие трансакционные издержки и сложность формирования ответственных кооперационных цепочек.
Вызовы цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности:
стимулирование спроса на промышленную продукцию на внутреннем рынке;
формирование условий для роста инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе в разработку новых производственных технологий;
формирование условий для повышения уровня кооперации между российскими предприятиями, стимулирование интеграции российских производителей в мировые цепочки поставок, стимулирование повышения производительности труда, стимулирование экспорта российской промышленной продукции.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимыми являются:
непрогнозируемые геополитические риски;
непрогнозируемое ухудшение ценовой ситуации на сырьевых рынках;
усиление международной конкуренции на рынках высокотехнологичной продукции;
недостаточность объемов финансирования;
неэффективное использование финансовых ресурсов;
инерционный сценарий развития российской экономики;
неудовлетворительное текущее финансовое положение значительной части промышленных компаний;
цикличность спроса на промышленную продукцию;
нехватка управленческого и производственного персонала, адаптированного к новым реалиям ведения бизнеса в условиях цифровой трансформации;
высокий уровень межрегиональных различий в развитии инфраструктуры, кадрового потенциала и качества государственных институтов;
высокая степень износа основных фондов и сложность процедуры передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности;
административные барьеры в части пробелов в законодательной и нормативно-правовой базе, сложность процедуры разработки и утверждения нормативных, правовых, технических и технологических документов.
Проекты цифровой трансформации приведены в приложении № 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении № 2.
IV. Ответственные за реализацию стратегического направления
Ответственным федеральным органом исполнительной власти за реализацию стратегического направления является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в составе следующих соисполнителей:
Министерство экономического развития Российской Федерации;
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации;
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
Федеральная антимонопольная служба;
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Реализация стратегического направления будет осуществляться при участии институтов развития, субъектов деятельности в сфере промышленности и ИТ-отрасли.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к стратегическому направлению в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности
ПРОЕКТЫ цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности
Наименование проекта | Цель проекта | Срок реализации проекта | Краткое описание проекта | Бенефициары | |
1. | Проект "Умное производство" | формирование эффективной инфраструктурыи системы поддержки внедрения российского программного обеспеченияи программно-аппаратных комплексов | до 2030 года | повышение эффективности использования основных фондов, сырья и материалов; расширение технологических, производственных и сбытовых возможностей предприятий обрабатывающих отраслей промышленности (далее - предприятия) ;обеспечение доступности информациио технологических и производственных возможностях предприятий;повышение доли предприятий, использующих технологии предиктивной аналитики и промышленного интернета вещей, разработка и внедрение российского инженерного программного обеспечения и цифровых платформ по ключевым классам (CAD/CAE/CAM/PLM/MES/PDM/MDM и др.) ;установление условий допуска иностранного инженерного программного обеспечения при осуществлении закупок (запреты, ограничения, квоты, преференции при покупкероссийского программного обеспечения) | предприятия; инвесторы |
2. | Проект "Цифровой инжиниринг" | создание национальной системы стандартизациии сертификации, базирующейся на технологиях виртуальных испытаний | до 2030 года | сокращение срока вывода продукции на рынок; создание универсальных маркетплейсовс ресурсами для создания и реализации продукции (от идеи до рынка) ;формирование единых форматов данных (библиотек) ;создание референтных архитектур;повышение доли предприятий, использующих технологии "цифровых двойников" | предприятия; инвесторы |
3. | Проект"Новая модель занятости" | формирование новой модели занятостив промышленности | до 2030 года | создание биржи компетенций в целях увеличения удельного веса интеллектуального труда человека в производственном процессе, эффективности использования человеческого капитала в промышленной сфере;создание сервисов, нивелирующих нехватку необходимых для цифровой трансформации компетенций и позволяющих обеспечить повышение производительности труда | граждане;предприятия;инвесторы |
4. | Проект "Продукция будущего" | переходк кастомизированной промышленной продукции и ремонту по состоянию | до 2030 года | переход к модели гибкого конвейерного производства (производство кастомизированной продукции "под клиента") ;внедрение технологии предиктивной аналитики для перехода от "ремонта по регламенту" к "ремонту по состоянию" (SCADA, ЕАМ и др.) ; внедрение сервисной модели реализациипромышленной продукции;обеспечение широкого доступа к технологиям(к эффекту от технологий) | граждане;предприятия;инвесторы |
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к стратегическому направлению в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности
ПОКАЗАТЕЛИ цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности
Наименование проекта | Ответственный федеральный орган исполнительной власти | Наименование показателя | Единица измерения показателя | Значения показателя | ||||
2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | |||||
1. | Проект "Умное производство" | Минпромторг России | сокращено время вынужденного простоя производственных мощностей | процентов | - | - | 5 | 45 |
повышена эффективность работы оборудования (общая эффективность оборудования) за счет внедрения новых решений для управления |