ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 сентября 2021 г. № 2613-р
МОСКВА
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р, от 21.10.2024 № 2963-р)
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития креативных (творческих) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
2. Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями разработать проект плана мероприятий по реализации Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года и представить его в Правительство Российской Федерации до 1 марта 2022 г.
3. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации: (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
разработать комплекс мер, направленных на развитие креативных (творческих) индустрий; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
учитывать положения Концепции развития креативных (творческих) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года при разработке региональных стратегий социально-экономического развития. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 20 сентября 2021 г. № 2613-р
КОНЦЕПЦИЯ развития креативных (творческих) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года
(Наименование в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р, от 21.10.2024 № 2963-р)
I. Общие положения
Концепция развития креативных (творческих) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года (далее - Концепция) определяет цели, задачи, приоритеты, принципы, направления и механизмы государственной поддержки креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
Концепция разработана с учетом положений Основ государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", и направлена на достижение целей, задач и приоритетов пространственного развития Российской Федерации, определенных Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.10.2024 № 2963-р)
Реализация Концепции будет способствовать достижению следующих национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
возможность для самореализации и развития талантов;
достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
цифровая трансформация.
Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральное и региональное законодательство в сфере культуры, поддержки малого и среднего предпринимательства.
Для целей настоящей Концепции используются следующие понятия:
"креативная экономика" - тип экономики, основанный на капитализации интеллектуальной собственности во всех областях человеческой деятельности - научной, научно-технической, культурной и в целом творческой деятельности. Ядром креативной экономики являются креативные (творческие) индустрии; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
"креативный кластер" - взаимосвязанные организации и предприятия, размещенные на территории компактно расположенных объектов недвижимости. Креативные кластеры развиваются управляющей компанией под единым брендом и объединяют резидентов (арендаторов) из секторов креативных (творческих) индустрий, субъектов креативного (творческого) предпринимательства в целом, имеют необходимую инфраструктуру для творческой и (или) предпринимательской деятельности, являются центром для создателей и потребителей творческого продукта и позитивно воздействуют на территорию своего присутствия; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
"креативные (творческие) индустрии" - сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, распоряжения интеллектуальной собственностью производят товары и оказывают услуги, имеющие экономическую ценность, а также способствующие формированию гармонично развитой личности и росту качества жизни российского общества. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
К креативным (творческим) индустриям относятся в том числе: (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
индустрии, основанные на использовании историко-культурного наследия (народно-художественные промыслы и ремесла, музейная деятельность) ;
индустрии, основанные на искусстве (театр, музыка, кино, анимация, живопись, деятельность галерей и др.) ;
современные медиа и производство цифрового контента (кино-, видео-, аудио-, анимационное производство, обработка данных и разработка программного обеспечения, виртуальная и дополненная реальность, компьютерные и видеоигры, блогерство, печатная индустрия, средства массовой информации, реклама и пр.) ;
прикладные креативные (творческие) индустрии (архитектура, промышленный дизайн, индустрия моды, гастрономическая индустрия и т.п.) . (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
С точки зрения территориальной привязки субъектов креативных (творческих) индустрий можно выделить: (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
"локальные креативные (творческие) индустрии" - совокупность субъектов, деятельность которых направлена преимущественно на создание рабочих мест, обустройство и достижение привлекательности, в том числе туристской, конкретных территорий; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
"инвестиционные креативные (творческие) индустрии" - совокупность субъектов, деятельность которых направлена на создание и (или) использование результатов творческой деятельности, преимущественно не связанных с конкретной местностью или способом производства. Консолидированным показателем развития субъектов в таких индустриях является объем инвестиций в основной капитал и формирование нематериальных активов, а влияние на другие сектора экономики обусловлено мультипликативным эффектом от использования принадлежащей им интеллектуальной собственности; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
"креативный (творческий) инкубатор" - отдельный вид бизнес-инкубатора, специализирующегося на поддержке и развитии креативных (творческих) индустрий и креативного (творческого) предпринимательства в целом. Задачи креативного (творческого) инкубатора заключаются в содействии и оказании услуг, необходимых для формирования устойчивого бизнеса, доработке и актуализации творческой идеи для соответствующего вида предпринимательской деятельности; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
"креативное (творческое) предпринимательство" - экономическая деятельность, направленная на получение прибыли за счет создания и (или) использования результатов интеллектуальной деятельности и являющаяся необходимой платформой и ресурсом для формирования и развития креативных (творческих) индустрий; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
"экосистема креативных (творческих) индустрий" - совокупность институциональных условий и механизмов взаимодействия субъектов, участвующих в формировании и развитии креативных (творческих) индустрий, включая производство, дистрибуцию и популяризацию креативных (творческих) товаров и услуг, а также подготовку кадров. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
II. Основные тенденции развития креативных (творческих) индустрий
(Наименование в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
В соответствии с подходами Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) креативные (творческие) индустрии сочетают создание, производство и коммерциализацию товаров и услуг, которые преимущественно основаны на использовании результатов интеллектуальной деятельности. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
По состоянию на 2020 год ярко прослеживается ряд глобальных трендов:
основную долю добавленной стоимости различных товаров и услуг во все большем количестве секторов экономики обеспечивают именно результаты интеллектуальной, творческой деятельности;
во всех видах творческой деятельности активно распространяются дистанционные формы работы, а доступность результатов такой работы для создания новых товаров и услуг крайне высока вследствие масштабного внедрения информационно-телекоммуникационных технологий;
распространение и воспроизводство многих товаров и услуг происходит исключительно в цифровой среде, а унификация материальных производств и развитая транспортная система сделали рынки глобальными.
Кризис, связанный с пандемией и сопутствующими ей экономическими, технологическими и социальными процессами, определил ряд структурных изменений, которые делают своевременным принятие Концепции. Так, форсированная цифровизация и трансформация структуры занятости населения в целом способствуют росту сектора креативной экономики и увеличению его доли в национальной экономике даже в кризисных условиях.
Согласно прогнозам в среднесрочном периоде развитие цифровых технологий (в том числе технологий машинного обучения и искусственного интеллекта, современных технологий производств) приведет к сокращению до половины существующих рабочих мест.
Одним из наиболее перспективных направлений сохранения рабочих мест и создания новых являются креативные (творческие) индустрии, неразрывно связанные с творческой деятельностью человека, которая не может быть автоматизирована. Кроме того, сектор креативных (творческих) индустрий открывает широкие возможности для альтернативной занятости, в том числе для женщин, молодежи и лиц с ограниченными возможностями здоровья, что особенно актуально в период кризисных явлений в экономике. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
Сектор креативных (творческих) индустрий обладает потенциалом создания высокой добавленной стоимости, что делает его привлекательным как для предпринимателей, так и для инвесторов. Для многих направлений сектора характерен относительно низкий барьер входа на рынок, что дает возможность развития своего дела широким слоям населения (в том числе женщинам, лицам с ограниченными возможностями здоровья, людям, проживающим в сельской местности и в малых городах) , позволяет преодолеть ограничения развития, связанные с недостаточным объемом локального рынка и удаленностью места проживания предпринимателя, сохранять человеческий капитал в регионах и муниципальных образованиях, обеспечить сбалансированное территориальное развитие. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
Таким образом, креативные (творческие) индустрии можно отнести к гуманитарным секторам экономики. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
Сектор креативных (творческих) индустрий обеспечивает значимый вклад в мировую экономику: средняя доля сектора креативных (творческих) индустрий в мировом ВВП составляет 6, 6 процента, в развитых странах эта доля достигает 8 - 12 процентов при среднегодовом росте в 15 процентов, что существенно превышает средние темпы роста мировой экономики (прогнозируется сохранение этой тенденции в среднесрочном периоде) . (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
Однако в Российской Федерации, несмотря на высокий уровень образованности, развития науки и богатое историческое, культурное наследие, потенциал сектора креативной экономики недостаточно реализован - доля креативных (творческих) индустрий в экономике Российской Федерации составляет лишь 2, 23 процента. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
Вместе с тем сектор креативных (творческих) индустрий в силу отсутствия привязки к локальному рынку, и обладая существенным экспортным потенциалом, растет. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года одной из основных проблем пространственного развития Российской Федерации является недостаточное количество центров экономического роста для обеспечения ускорения экономического роста Российской Федерации.
К числу основных проблем пространственного развития Российской Федерации также отнесены высокая доля малопроизводительных и низкотехнологичных производств в структуре экономик субъектов Российской Федерации, а также низкий уровень предпринимательской активности в большинстве малых и средних городов, на сельских территориях за пределами крупных и крупнейших городских агломераций.
С учетом этих тенденций при реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года необходимо фокусироваться и выбирать в качестве приоритетов поддержки виды предпринимательства, базирующиеся на использовании результатов творческой, интеллектуальной деятельности, вне зависимости от конкретных видов экономической деятельности, отраслей экономики и (или) доли материальной (производственной) составляющей в итоговом товаре и услуге.
Приоритетами деятельности органов государственной власти всех уровней должно стать увеличение доли такого предпринимательства во всех секторах экономики и особенно в тех, которые определены как перспективные экономические специализации субъектов Российской Федерации, а также поэтапное включение креативных (творческих) индустрий в число таких специализаций. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
Развитие креативных (творческих) индустрий как в стоимостном плане, так и в объеме влечет за собой мультипликативный экономический эффект, выражающийся в том числе в: (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
расширении налогооблагаемой базы за счет выхода более качественной, клиент-ориентированной продукции и услуг с большей добавленной стоимостью на местные, региональные и международные рынки;
создании новых рабочих мест как в локальных креативных (творческих) индустриях, так и в инвестиционных креативных (творческих) индустриях и росте вклада креативных (творческих) индустрий в экономику страны в целом; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
сокращении диспропорций социально-экономического развития, в том числе отставания уровня жизни населения сельских территорий от уровня жизни жителей городов, повышении уровня комфортности городской среды, в том числе в крупных и крупнейших городских агломерациях, за счет использования потенциала креативных (творческих) индустрий; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
повышении туристической привлекательности территорий субъектов Российской Федерации, содействии узнаваемости отечественных брендов, создании позитивного имиджа страны за рубежом, росте туристического и инвестиционного потенциала как Российской Федерации в целом, так и отдельных регионов.
III. Проблемы и барьеры развития креативных (творческих) индустрий
(Наименование в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
Понятие креативных (творческих) индустрий непосредственно связано с региональной и национальной спецификой, отличается от страны к стране, универсального прикладного понимания креативных (творческих) индустрий в мире не существует. В результате простые, очевидные и сквозные для всех отраслей экономики критерии распознавания компаний, которые относятся к сектору креативной экономики, отсутствуют. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
Меры государственной поддержки (малого и среднего бизнеса, промышленности, экспорта) сформированы для приоритетных отраслей индустриальной экономики и не учитывают специфику развития креативных (творческих) индустрий. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
В частности, на всех уровнях государственной власти стимулируется приобретение основных средств и оборудования (субсидируются процентные ставки и пр.) , но не субсидируется оплата труда, что составляет основу затрат сектора креативной экономики. Создание экосистем поддержки инноваций при всей схожести ориентировано исключительно на технологические проекты (IТ-сектор, медицина, фармацевтика, энергетический кластер и пр.) .
Федеральные, региональные и муниципальные программы, за счет которых возможна поддержка, разрознены и не скоординированы. Ведомственный характер финансовых инструментов приводит к тому, что большинство перспективных компаний, создающих продукты на стыке культуры, цифровых технологий, промышленности, оказываются "вне контура" внимания государства.
Налоговое законодательство Российской Федерации и система налогового администрирования не в полной мере учитывают специфику креативного (творческого) предпринимательства - особые механизмы поощрения авторов, а также то, что оборот интеллектуальных прав на стадии создания товара и (или) услуги не создает добавленной стоимости, а монетизация результатов творческого труда происходит, как правило, в момент потребления конечного продукта. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
Креативные (творческие) индустрии сталкиваются с невозможностью однозначно определить оптимальный режим налогообложения создаваемых продуктов и услуг, у предпринимателей возрастают риски переквалификации сделок, административных штрафов и других санкций. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
Креативные (творческие) индустрии критически зависят от защищенности и эффективности управления интеллектуальной собственностью. Однако существующие режимы оборота интеллектуальных прав, государственной регистрации сделок с такими правами и механизмы их защиты не позволяют многократно увеличить количество оборачиваемых результатов. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.01.2024 № 145-р)
Недостаточно развиты современные инструменты контрактации и заключения лицензионных договоров, механизмы отслеживания нарушений исключи