Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта и изменений, которые вносятся в Положение о федеральном государственном транспортном надзоре
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2021 г. № 1047
МОСКВА
Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 22.09.2021 № 1596, от 30.11.2021 № 2112)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта;
абзац. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.2021 № 1596)
2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и Федеральным агентством по рыболовству в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства по рыболовству, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Федеральному агентству по рыболовству на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Признать утратившими силу абзацы четвертый и пятый подпункта "в" постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2018 г. № 739 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном транспортном надзоре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 27, ст. 4090) .
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 29 июня 2021 г. № 1047
ПОЛОЖЕНИЕ о федеральном государственном контроле (надзоре) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 22.09.2021 № 1596, от 30.11.2021 № 2112)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта (далее - федеральный контроль) .
2. Предметом федерального контроля является:
а) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации в области торгового мореплавания и судоходства, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области безопасности торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта, безопасности судоходных и портовых гидротехнических сооружений (далее - обязательные требования) , в том числе требований:
к обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации морских судов, судов внутреннего водного транспорта, судов смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов морского и внутреннего водного транспорта;
к обеспечению готовности сил и средств функциональной подсистемы организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море, в поисково-спасательных районах Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
к обеспечению готовности сил и средств функциональной подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море, во внутренних морских водах и на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;
к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры морского пассажирского и внутреннего водного транспорта и предоставляемых услуг;
к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
к организации и осуществлению лоцманской проводки морских судов и судов по внутренним водным путям;
к обеспечению безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства;
к обеспечению безопасности судоходных и портовых гидротехнических сооружений;
б) соблюдение капитанами морских портов требований в области торгового мореплавания в части деятельности капитанов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту;
в) соблюдение капитанами бассейнов внутренних водных путей требований к деятельности по осуществлению государственного портового контроля;
г) соблюдение администрациями бассейнов внутренних водных путей обязательных требований к деятельности по осуществлению навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов на внутренних водных путях;
д) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (лицензиатами) , осуществляющими деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) , осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, лицензионных требований к соответствующим видам деятельности;
е) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;
ж) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) , продавцом требований технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта" (в отношении объектов федерального контроля, указанных в подпункте "б" пункта 7 настоящего Положения, - пункт 97 указанного регламента; в отношении объектов федерального контроля, указанных в подпункте "д" пункта 7 настоящего Положения, - подпункты "а", "в", "д" пункта 184, пункты 187 - 190, подпункты "а", "г" пункта 191, пункты 192 - 196, 198, 201, 206, 209, подпункт "г" пункта 220, пункты 224, 229, 230, подпункт "к" пункта 239 указанного регламента) , и технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" (в отношении объектов федерального контроля, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 7 настоящего Положения, - пункт 217 указанного регламента, в отношении объектов федерального контроля, указанных в подпункте "д" пункта 7 настоящего Положения, - пункты 388, 396, 419, 432, подпункты "б", "в", "д", "г" пункта 433, пункт 440, подпункты "а", "д" пункта 443, пункты 444, 446, 447 - 451, 453, 455, подпункты "а", "д" пункта 457, подпункты "б", "з", "и" пункта 458, подпункты "а", "г" пункта 477, пункты 479, 485, 491, 493, 497, подпункт "к" пункта 510, пункты 518 - 520 указанного регламента) .
3. Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального контроля (далее - контрольный (надзорный) орган) , являются:
а) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
б) Федеральное агентство по рыболовству (в отношении обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства) .
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального контроля, являются:
а) руководители контрольных (надзорных) органов;
б) заместители руководителей контрольных (надзорных) органов;
в) руководители подразделений центральных аппаратов контрольных (надзорных) органов, заместители руководителей подразделений центральных аппаратов контрольных (надзорных) органов, начальники отделов, заместители начальников отделов и федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" подразделений центральных аппаратов контрольных (надзорных) органов;
г) руководители территориальных органов контрольных (надзорных) органов;
д) заместители руководителей территориальных органов контрольных (надзорных) органов;
е) начальники отделов, заместители начальников отделов и федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" территориальных органов контрольных (надзорных) органов.
5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
а) руководители, заместители руководителей контрольных (надзорных) органов;
б) руководители, заместители руководителей территориальных органов контрольных (надзорных) органов.
6. Должностные лица, указанные в пункте 4 настоящего Положения, при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) .
Объекты федерального контроля
7. Объектами федерального контроля в рамках федерального контроля являются:
а) деятельность по перевозке пассажиров морским и внутренним водным транспортом;
б) деятельность по перевозке опасных грузов морским и внутренним водным транспортом;
в) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом;
г) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;
д) судоходные и портовые гидротехнические сооружения и деятельность по их эксплуатации;
е) деятельность по осуществлению лоцманской проводки судов;
ж) деятельность по обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта и предоставляемых услуг;
з) деятельность по содержанию судовых ходов и навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов на внутренних водных путях;
и) деятельность капитанов морских портов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту;
к) деятельность капитанов бассейнов внутренних водных путей по соблюдению требований к осуществлению государственного портового контроля;
л) деятельность по осуществлению поиска и спасания людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации;
м) деятельность по организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;
н) деятельность по организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и внутреннего водного транспорта;
о) суда рыбопромыслового флота и деятельность по их эксплуатации в районах промысла при осуществлении рыболовства;
п) деятельность в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства.
Учет объектов федерального контроля
8. Учет объектов федерального контроля осуществляется в соответствующих ведомственных информационно-аналитических системах контрольных (надзорных) органов, обеспечивающих деятельность контролирующего органа при планировании и осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, посредством получения и обработки:
информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия;
информации, представляемой контролируемыми лицами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
результатов анализа осуществления контрольных (надзорных) мероприятий.
К учетным данным объекта федерального контроля относятся:
сведения о контролируемом лице;
наименование объекта контроля контролируемого лица;
информация о наличии в действующих разрешительных документах на право осуществления контролируемым лицом вида деятельности, являющегося объектом контроля;
информация о категории риска, присвоенной объекту федерального контроля;
информация о наличии утвержденной контролируемым лицом декларации соблюдения обязательных требований;
дата последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица;
информация о выявленных нарушениях обязательных требований и об их устранении;
информация о выданных предостережениях о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережения) .
9. Осуществление учета объектов федерального контроля осуществляется путем фиксации учетных данных о деятельности контролируемого лица (видах деятельности и количественном составе объектов федерального контроля) , ведения реестра объектов федерального контроля, а также путем обработки и анализа информации, включающей непрерывный учет изменений в составе объектов федерального контроля контролируемого лица на всех этапах осуществления его хозяйственной деятельности.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального контроля
10. При осуществлении федерального контроля применяется система оценки и управления рисками.
11. Объекты контроля относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска) :
а) высокий риск;
б) значительный риск;
в) средний риск;
г) низкий риск.
12. Отнесение объектов федерального контроля к категориям риска осуществляется решением руководителя территориального органа контрольного (надзорного) органа либо лица, исполняющего его обязанности, по месту нахождения контролируемого лица.
Критерии отнесения объектов федерального контроля к категориям риска
13. Отнесение объектов федерального контроля (за исключением судоходных гидротехнических сооружений и судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства) к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований и группы вероятности несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований при осуществлении деятельности согласно приложению № 1.
14. Отнесение объектов федерального контроля судоходных гидротехнических сооружений к определенной категории риска осуществляется согласно приложению № 2.
Периодичность проведения плановыхконтрольных (надзорных) мероприятий
15. Периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий устанавливается в зависимости от присвоенной объекту контроля категории риска согласно приложению № 3.
16. В отношении контролируемого лица проводится один из указанных в приложении № 3 к настоящему Положению видов планового контрольного (надзорного) мероприятия с установленной пунктом 15 настоящего Положения периодичностью.
17. Выбор вида планового контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется лицами, указанными в пункте 5 настоящего Положения.
18. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия по объектам контроля низкого риска не осуществляются.
19. При осуществлении федерального контроля в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не проводятся.
20. Периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий может изменяться в случае изменения ранее присвоенной объекту контроля категории риска причинения вреда (ущерба) .
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
21. При осуществлении федерального контроля могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) меры стимулирования добросовестности;
г) объявление предостережения;
д) консультирование;
е) самообследование;
ж) профилактический визит.
Информирование
22. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется контрольными (надзорными) органами посредством размещения соответствующих сведений на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") , в средствах массовой информации, в личных кабинетах контролируемых лиц в государственных информационных системах (при наличии) .
23. Размещению и поддержанию в актуальном состоянии подлежит следующая информация:
а) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального контроля;
б) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу;
в) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
г) утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования;
д) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
е) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов федерального контроля к категориям риска;
ж) перечень объектов федерального контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
з) программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий) ;
и) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
к) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
л) сведения о применении контрольным (надзорным) органом мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц;
м) сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
н) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
о) доклады о федеральном контроле;
п) информация о способах и процедуре самообследования (при наличии) , в том числе методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований, и информация о декларациях соблюдения обязательных требований, представленных контролируемыми лицами.
Обобщение правоприменительной практики
24. Доклад контрольного (надзорного) органа о правоприменительной практике (далее - доклад) готовится не реже одного раза в год и утверждается руководителем контрольного (надзорного) органа не поз