ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 июня 2021 г. № 1582-р
МОСКВА
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.07.2025 № 1856-р)
1. Утвердить прилагаемые:
Стратегию развития индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования на период до 2030 года;
комплексный план основных мероприятий по реализации до 2030 года Стратегии развития индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования на период до 2030 года (далее - комплексный план) . (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.07.2025 № 1856-р)
2. Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию комплексного плана:
обеспечить реализацию комплексного плана в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;
ежегодно, до 15 ноября, представлять в Минпромторг России информацию о ходе реализации комплексного плана.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
руководствоваться положениями Стратегии, утвержденной настоящим распоряжением, при разработке и реализации целевых программ и иных документов, обеспечить реализацию комплексного плана;
ежегодно, до 15 ноября, представлять в Минпромторг России информацию о ходе реализации комплексного плана.
4. Минпромторгу России ежегодно, до 15 декабря, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации комплексного плана.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 11 июня 2021 г. № 1582-р
СТРАТЕГИЯ развития индустрии музыкальных инструментови звукового оборудования на период до 2030 года
I. Общие положения
Стратегия развития индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации".
Стратегия подготовлена с учетом задач, определенных Президентом Российской Федерации, и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, позволяющих обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста за счет:
устранения структурных ограничений экономического роста;
содействия повышению конкурентоспособности российских компаний, укреплению их позиций на внутреннем и внешнем рынках;
социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
При разработке Стратегии использованы следующие стратегические документы:
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации";
прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации;
Основой Стратегии являются следующие базовые принципы:
учет особенностей российской индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования, включающих ее социально значимый характер;
повышение уровня конкурентоспособности российских музыкальных инструментов и звукового оборудования;
долгосрочное стратегическое планирование технологического развития отрасли с учетом мировых тенденций;
создание условий для импортозамещения, а также для экспорта российских музыкальных инструментов и звукового оборудования;
соответствие требованиям и целям государственной политики, направленной на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования, в том числе музыкального, как социокультурной практики развития мотивации подрастающего поколения к познанию, творчеству и труду, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.
Основными инструментами реализации Стратегии являются мероприятия государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", и государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
Стратегия направлена на развитие производства музыкальных инструментов (код ОКВЭД 2 - 32.20) и звукового оборудования (коды ОКВЭД 2 - 26.40.3, 26.40.4, 26.40.5 в части производства аппаратуры для записи и воспроизведения звука и изображения, производства электроакустической аппаратуры, производства частей звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры и видеоаппаратуры) как конкурентоспособной высокотехнологичной и динамично развивающейся отрасли с современной качественной продукцией, обеспечивающей потребности отраслей образования и культуры, доля российского рынка и объем экспорта которой ежегодно возрастают.
Понятия, используемые в Стратегии, имеют следующие значения:
"музыкальные инструменты" - предметы, с помощью которых извлекаются различные звуки для исполнения музыкального произведения;
"звуковое оборудование" - аппаратные устройства, основной функцией которых является запись, воспроизведение, обработка и усиление звука;
"индустрия музыкальных инструментов" - отрасль промышленности, представляющая собой совокупность промышленных предприятий и организаций, осуществляющих все этапы производства (изготовления) музыкальных инструментов и их комплектующих, материалов, а также связанных с ними услуг, обеспечивающих сопровождение этой продукции в течение всего цикла эксплуатации с учетом ее специфики;
"индустрия звукового оборудования" - отрасль промышленности, представляющая собой совокупность промышленных предприятий и организаций, осуществляющих этапы производства (изготовления) звукового оборудования и его компонентов, материалов и программного обеспечения, а также связанных с ними услуг, обеспечивающих сопровождение этой продукции в течение всего цикла эксплуатации с учетом ее специфики;
"продукция индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования" - промышленная продукция, предназначенная для обучения музыкальному искусству, в том числе в целях достижения высокого уровня исполнительского мастерства, повышения качества жизни населения, обеспечения доступности музыкального образования, извлечения, записи и воспроизведения звука, проведения музыкальных мероприятий, а также создания произведений музыкального искусства.
Основными требованиями, которые предъявляются государством и конечными потребителями к продукции индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования, являются высокое качество, функциональность, безопасность и надежность, а также конкурентоспособность и соответствие технических характеристик мировым требованиям, предъявляемым к такой продукции.
Качество музыкальных инструментов определяется их акустическими (высотным диапазоном звучания, тембром, громкостью, строем, точностью и стабильностью) и игровыми (легкость игры, возможность нюансировки исполнения изменением громкости тембра и высоты звука) свойствами.
Потребительские свойства музыкальных инструментов включают свойства функционального назначения, эргономические свойства, свойства надежности, эстетические свойства, а также свойства безопасности использования.
Уровень качества звукового оборудования определяется технологическими, социально-экономическими, эргономическими и эстетическими факторами и надежностью.
При разработке Стратегии учитывалась необходимость координации деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области развития производства музыкальных инструментов и звукового оборудования.
Индустрия музыкальных инструментов и звукового оборудования тесно связана со сферой культуры. Основными потребителями акустических музыкальных инструментов являются учреждения культуры (детские школы искусств, музыкальные училища, консерватории, дома культуры, клубные учреждения и др.) . Значительное влияние на формирование спроса на музыкальные инструменты и восприятие бренда производителей оказывают деятели искусств и преподаватели игры на музыкальных инструментах.
В Стратегии даны общие характеристики индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования, описаны основные положения нормативно-правовой базы, проведена системная оценка текущего состояния отрасли, определены системные проблемы и стратегические приоритеты развития индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования до 2030 года, проработаны механизмы мониторинга реализации Стратегии.
II. Анализ вовлеченности населения Российской Федерации в музыкальное искусство
Спрос на музыкальные инструменты напрямую зависит от вовлеченности населения, в особенности детей, в музыкальное творчество.
По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенного в конце 2020 года, 29 процентов взрослого населения России умеют играть или играли на музыкальных инструментах, при этом желание обучить своего ребенка игре на музыкальном инструменте есть у более чем половины опрошенных родителей, однако только 17 процентов детей умеют играть на музыкальных инструментах или проходят обучение, в том числе в детских школах искусств.
Полученные данные указывают на наличие значительного потенциала вовлечения населения в музыкальное искусство и тем самым на возможность существенного увеличения объема рынка.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 2 января 2016 г. № Пр-15ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях создания условий для развития и самореализации детей в процессе воспитания и обучения в общеобразовательных организациях поручено обеспечить создание до 2018 года условий для приобретения детьми в возрасте 7 - 18 лет, обучающимися по общеобразовательным программам, базовых умений и навыков в области выбранного ими вида искусства или спорта.
Анализ обеспеченности музыкальными инструментами государственных и муниципальных учреждений культуры и образования показал, что на 1 марта 2019 г. эти учреждения культуры были оснащены музыкальными инструментами в количестве более 539 тыс. штук (со средним износом, составляющим 69 процентов) , учреждения образования - в количестве более 175 тыс. штук (со средним износом, составляющим 65 процентов) .
По данным Министерства культуры Российской Федерации, в Российской Федерации насчитывается 4811 детских школ искусств. При условии сохранения актуального режима использования потребность в духовых и ударных, струнных и народных инструментах к 2030 году составит примерно по 4500 комплектов. Для поддержания износа музыкальных инструментов в пределах 50 процентов при сроке полезного использования до 10 лет для духовых и ударных инструментов и до 20 лет для струнных и народных инструментов к 2030 году необходимо обеспечить оснащение наборами духовых и ударных инструментов учреждений системы дополнительного образования детей в количестве не менее 450 штук ежегодно, струнными и народными или национальными инструментами по 225 наборов.
Потребность детских школ искусств в фортепиано составит примерно 70000 штук, вследствие чего для поддержания износа фортепиано в пределах 50 процентов к 2030 году при сроке полезного использования до 20 лет необходимо обеспечить оснащение учреждений системы дополнительного образования детей этим музыкальным инструментом в количестве не менее 3500 штук ежегодно.
Указанные значения предполагают наличие стабильного спроса на такую продукцию со стороны государства.
III. Анализ рынка индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования в Российской Федерации и в мире
Согласно исследованиям профессионального издания Music Trades рынок музыкальных инструментов в Российской Федерации составляет менее 1 процента объема мирового рынка. Сведения о рейтинге стран по объему рынка музыкальных инструментов в 2019 году приведены в приложении № 1.
Российский рынок музыкальных инструментов по состоянию на 2020 год представлен следующими основными товарными сегментами:
рынок пианино составляет 1 млрд. рублей (10 процентов общего объема рынка) , доля рынка, приходящаяся на 8 российских производителей, составляет около 30 процентов;
рынок роялей составляет 1, 3 млрд. рублей (12 процентов общего объема рынка) , доля рынка, приходящаяся на 2 российских производителей, составляет около 10 процентов;
рынок синтезаторов составляет 3 млрд. рублей (29 процентов общего объема рынка) , российские производители в данном товарном сегменте отсутствуют;
рынок гитар составляет 3, 15 млрд. рублей (30 процентов общего объема рынка) , доля рынка, приходящаяся на 7 российских производителей, составляет около 2 процентов;
рынок духовых музыкальных инструментов составляет 0, 7 млрд. рублей (7 процентов общего объема рынка) , доля рынка, приходящаяся на 2 российских производителей, составляет около 18 процентов;
рынок ударных музыкальных инструментов составляет 0, 4 млрд. рублей (4 процента общего объема рынка) , доля рынка, приходящаяся на 16 российских производителей, составляет около 20 процентов;
рынок язычковых музыкальных инструментов составляет 0, 35 млрд. рублей (3 процента общего объема рынка) , доля рынка, приходящаяся на 6 российских производителей, составляет около 60 процентов.
Наиболее конкурентоспособными на российском рынке являются народные струнные щипковые музыкальные инструменты (балалайки, домры и гусли) и язычковые (гармони и баяны) , где доля российских товаров составляет более 50 процентов в стоимостном выражении. Также необходимо отметить духовые музыкальные инструменты (трубы, теноры, баритоны, тубы, валторны, тромбоны, гобои, фаготы, флейты, кларнеты, саксофоны) и пианино, ведущие российские производители которых по итогам 2020 года вошли в тройку лидеров по объемам реализации.
Российский рынок звукового оборудования по состоянию на 2020 год представлен следующими основными товарными сегментами:
рынок наушников составляет 57 млрд. рублей (66 процентов общего объема рынка) , доля рынка, приходящаяся на 1 российского производителя, составляет менее 1 процента;
рынок громкоговорителей (акустических систем) составляет 22 млрд. рублей (22 процента общего объема рынка) , доля рынка, приходящаяся на 50 российских производителей, составляет около 5 процентов;
рынок усилителей и устройств для модуляции звука составляет 4 млрд. рублей (около 4 процентов общего объема рынка) , доля рынка, приходящаяся на 65 российских производителей, составляет около 5 процентов;
рынок микрофонов составляет 4 млрд. рублей (около 4 процентов общего объема рынка) , доля рынка, приходящаяся на 4 российских производителей, составляет около 2, 5 процента.
Наиболее конкурентными на российском рынке являются микрофоны вокальные, студийные и микрофоны, предназначенные для конференц-связи, а также наушники.
Критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", определены технологические операции и процентная доля стоимости импортных комплектующих в стоимости музыкального инструмента и звукового оборудования, производимых на территории Российской Федерации, в соответствии с которыми заложен ежегодный рост уровня локализации производства до 1 января 2023 г. Для стимулирования производителей к повышению уровня локализации в соответствии с указанным постановлением Министерством промышленности и торговли Российской Федерации ведется работа по включению продукции индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования в механизмы, реализуемые в рамках национального режима осуществления закупок, что способствует экономической заинтересованности действующих производителей и инвесторов к развитию производства на территории Российской Федерации. Для развития отдельных перспективных направлений Министерство промышленности и торговли Российской Федерации проводит конкурс на поставку продукции или закупку у единственного поставщика со встречными обязательствами поставщика. Таким образом удалось создать на территории Российской Федерации производство пианино, флейт, гобоев, кларнетов, фаготов, саксофонов, труб, тромбонов, валторн, баритонов, теноров, туб, маршевых барабанов и тарелок, маримб.
По данным Федеральной службы государственной статистики и Федеральной таможенной службы, за 2020 год объем российского рынка музыкальных инструментов составил около 10, 5 млрд. рублей, на нем представлено 120 российских производителей, на долю которых приходится менее 10 процентов объема рынка.
Необходимо отметить, что значительную долю российского рынка музыкальных инструментов составляет вторичный рынок. По версии аналитической компании Data Insight, крупнейшей площадкой для размещения объявлений о товарах и услугах от частных лиц и компаний в Российской Федерации является портал Avito. Исходя из расчета, что 70 процентов всех сделок между частными лицами в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" приходится на Avito, предложение музыкальных инструментов и звукового оборудования которого составляет 3, 8 млрд. рублей, можно сделать вывод, что общий объем вторичного рынка музыкальных инструментов в Российской Федерации достигает почти 5 млрд. рублей.
Объем звукового оборудования на российском рынке по итогам 2020 года достиг 88 млрд. рублей. Менее 5 процентов внутреннего рынка приходится на 125 российских производителей звукового оборудования, 98 процентов которых являются субъектами малого и среднего предпринимательства.
Помимо производителей, основными российскими участниками рынка также являются дистрибьюторы и ритейлеры музыкальных инструментов и звукового оборудования. Для значительной доли иностранных производителей (YAMAHA, Casio, Kawai, Stainway & Sons) характерна работа на российском музыкальном рынке с одним дистрибьютором. Средняя наценка при розничной продаже составляет 27 процентов. Наценка дистрибьютора имеет значительный разброс, но в среднем составляет 14 процентов. Вследствие наличия указанных наценок и таможенных пошлин музыкальные инструменты в Российской Федерации стоят более чем в 1, 5 раза дороже, чем в стране-производителе.
Объем закупок для государственных и муниципальных нужд в 2020 году музыкальных инструментов составил более 4 млрд. рублей (за исключением закупки Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, реализуемой в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2020 г. № 3132-р) , звукового оборудования -