О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2021 г. № 731
МОСКВА
О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 02.09.2021 № 1474, от 27.10.2021 № 1832, от 01.02.2022 № 80, от 16.03.2022 № 381, от 02.11.2022 № 1974, от 18.01.2023 № 42, от 31.07.2023 № 1237, от 25.11.2023 № 1992, от 27.12.2023 № 2325)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Государственную программу эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации;
изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации разместить Государственную программу эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации на своем официальном сайте и на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации разработать и утвердить государственные программы субъектов Российской Федерации, направленные на достижение целей Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной настоящим постановлением. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2022 № 1974)
4. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов предусмотреть финансирование Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации.
5. Признать утратившими силу:
изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2019 г. № 98 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 7, ст. 631) , в части, касающейся приложения № 10 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2019 г. № 1477 "О внесении изменений в приложение № 10 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 48, ст. 6830) ;
изменения, которые вносятся в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 375 "О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 14, ст. 2129) , в части, касающейся приложения № 10 к указанной Программе;
изменения, которые вносятся в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2021 г. № 415 "О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 13, ст. 2243) , в части, касающейся приложения № 10 к указанной Программе.
6. Пункт 5 настоящего постановления, а также пункт 3 изменений, утвержденных настоящим постановлением, вступают в силу с 1 января 2022 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 14 мая 2021 г. № 731
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 27.10.2021 № 1832, от 01.02.2022 № 80, от 16.03.2022 № 381, от 02.11.2022 № 1974, от 18.01.2023 № 42, от 25.11.2023 № 1992, от 27.12.2023 № 2325)
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ в сфере реализации Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации
I. Характеристика текущего состояния агропромышленного комплекса в части вовлеченности земель сельскохозяйственного назначения в оборот и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации
На сегодняшний день в агропромышленном комплексе сложилась следующая ситуация.
1. В отношении земель сельскохозяйственного назначения.
За период с 2010 по 2020 годы в Российской Федерации произошло сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения с 400 млн. гектаров до 382, 4 млн. гектаров, то есть на 17, 6 млн. гектаров, или на 4, 6 процента. Результаты анализа двустороннего процесса ввода и вывода пахотных земель свидетельствуют о том, что за 2020 год по сравнению с 2019 годом площадь земель сельскохозяйственного назначения (пашни) увеличилась на 736, 6 тыс. гектаров. По состоянию на 1 января 2021 г., по данным субъектов Российской Федерации, из имеющихся земель сельскохозяйственного назначения неиспользуемыми остаются около 19, 4 млн. гектаров пашни (5, 1 процента общей площади земель сельскохозяйственного назначения в стране) .
Критическим фактором, в значительной мере повлиявшим на увеличение площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, стала реорганизация коллективных хозяйств, заключающаяся в выдаче земельных паев бывшим сотрудникам таких хозяйств. Следствием этого процесса становится большое количество невостребованных земельных долей, выбывших из сельскохозяйственного оборота. В 2020 году количество невостребованных земельных долей, по данным субъектов Российской Федерации, достигает 1, 5 млн. единиц, их площадь - 14, 2 млн. гектаров, что составляет 31, 6 процента всей площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в стране (43, 4 процента неиспользуемых сельскохозяйственных угодий) .
Кроме того, значительным является объем земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена (из 254, 1 млн. гектаров на 1 января 2021 г. разграничено лишь 33, 5 млн. гектаров, или 13 процентов) .
В 2020 году в структуре форм собственности не происходит значительных изменений. Большая часть земель остается в государственной собственности, причем значительная часть таких земель не разграничена (220, 6 млн. гектаров, или 57, 7 процента общей площади земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности) .
Выбывшие из сельскохозяйственного оборота земли деградируют. Фактически вновь возникают ранее решенные проблемы чересполосицы, вкрапливаний, вклиниваний. Как следствие, на таких землях сельскохозяйственные товаропроизводители недополучают существенный объем продукции растениеводства.
Интенсивность использования находящихся в обороте земель сельскохозяйственного назначения постоянно увеличивается, что также создает риск достижения предела роста производства сельскохозяйственной продукции, для минимизации которого требуются, с одной стороны, целенаправленные усилия по сохранению и повышению плодородия почв, а с другой стороны - вовлечение в оборот новых земель сельскохозяйственного назначения.
При этом с 1997 года не осуществляется качественная оценка продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, не проводится комплексная внутрихозяйственная оценка земель по плодородию, местоположению и технологическим свойствам земельных участков. Не выполняется оценка состава земель сельскохозяйственного назначения не только по формам собственности, но и по угодьям, степени проявления процессов деградации (водной эрозии, дефляции, засоления и др.) , культуртехническому состоянию.
Назревает необходимость формирования достоверных и актуальных сведений о количественных характеристиках и границах земель сельскохозяйственного назначения, а также о количественных и качественных характеристиках сельскохозяйственных угодий, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, с последующим внесением сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости.
2. В мелиоративной отрасли.
По состоянию на 1 января 2021 г. мелиоративный фонд Российской Федерации составляет 9, 47 млн. гектаров, из которых:
4, 69 млн. гектаров - орошаемые земли, из которых в сельскохозяйственном производстве фактически используются 3, 96 млн. гектаров;
4, 78 млн. гектаров - осушенные земли, из которых в сельскохозяйственном обороте используются 3, 24 млн. гектаров.
В ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и оперативном управлении учреждений по мелиорации земель находятся 38, 5 тыс. сооружений федеральной собственности, включая 30, 9 тыс. гидротехнических сооружений, в том числе сооружений 280 водохранилищ, 200 прудов, 38, 7 тыс. километров водоподводящих и сбросных каналов, 3, 2 тыс. километров защитных дамб и др.;
450 гидротехнических сооружений (плотины водохранилищ, гидроузлы, защитные дамбы) относятся к опасным объектам, эксплуатация которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений".
На мелиорированных землях, занимающих 7, 9 процента площади всех пахотных земель, производится до 50 процентов овощной, бахчевой продукции и картофеля, весь объем риса, около 20 процентов кормов для животноводства, а также другие виды продукции.
Для улучшения условий сельскохозяйственного производства на мелиорированных землях необходимо решение задач, связанных с приведением гидротехнических сооружений в нормативно-техническое состояние, обеспечением их безопасной эксплуатации и недопущением аварийных ситуаций, соблюдением требований природоохранного законодательства, которые включают внедрение новых технологий и техники для ремонтно-эксплуатационных работ на мелиоративных системах и очистки каналов за счет повышения уровня материально-технического обеспечения подведомственных учреждений, организацию рационального водопользования и водораспределения, проведение противопаводковых мероприятий, расчистку мелиоративных каналов. Особое внимание следует уделять улучшению технического состояния опасных при паводковой ситуации сооружений.
II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации
Приоритеты и цели государственной политики, а также общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации сформулированы в следующих основополагающих документах:
Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. № 2567-р (далее - Стратегия) ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2023 № 2325)
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
В соответствии с такими документами в качестве основных приоритетов и целей государственной политики в сфере эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации определены:
восстановление и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование таких земель, защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии и опустынивания;
совершенствование оборота сельскохозяйственных земель;
расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель;
наращивание экспорта продукции агропромышленного комплекса;
обеспечение населения качественной и безопасной пищевой продукцией.
Дополнительно определены следующие задачи развития мелиоративно-водохозяйственного комплекса:
повышение эффективности сельскохозяйственного производства и продовольственной безопасности Российской Федерации;
удовлетворение потребностей сельского населения, объектов агропромышленного комплекса в качественных водных ресурсах;
обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
защита населения и объектов экономики от наводнений и другого вредного воздействия вод на основе сбалансированного решения социально-экономических проблем;
сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, особенно в части сохранения и повышения плодородия почв, а также сохранения природных водных объектов.
На долгосрочную перспективу в качестве основных приоритетов государственной поддержки эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации определены:
развитие землеустройства, в том числе создание информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения;
развитие мелиоративного комплекса.
Реализация Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации (далее - Государственная программа) оказывает влияние на достижение такой национальной цели, как достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в части влияния на целевой показатель "Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек".
Вклад в достижение этого целевого показателя будет обеспечен в основном в рамках мероприятий федерального проекта "Вовлечение в оборот и комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения". К концу 2030 года планируется ввести в оборот 13234, 8 тыс. гектаров земель сельскохозяйственного назначения, что потребует создания 60700 дополнительных рабочих мест в сфере сельского хозяйства, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2023 № 2325)
Достижение целевого показателя "Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года" будет в основном обеспечиваться в рамках федерального проекта "Экспорт продукции АПК".
Участие субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий Государственной программы обеспечивается посредством реализации правил предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по различным направлениям государственной поддержки, включенных в состав Государственной программы (далее - правила) , и заключения соглашений между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (далее соответственно - соглашения, субсидии) . Общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования (процентов) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации установлены Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2022 № 1974)
Вместе с тем общими требованиями к политике субъектов Российской Федерации в сфере реализации Государственной программы являются:
включение мероприятий и результатов предоставления субсидий, обозначенных в правилах и соглашениях, в состав региональных программ развития в области агропромышленного комплекса; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2023 № 2325)
формирование региональных программ развития в области агропромышленного комплекса с учетом параметров Государственной программы и их согласования с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации до момента заключения соглашений на очередной финансовый год и плановый период; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2023 № 2325)
достижение результатов предоставления субсидий и соответствующих показателей региональных программ развития в области агропромышленного комплекса; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2023 № 2325)
выполнение субъектами Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашениями.
Участие субъектов Российской Федерации предусмотрено в рамках реализации федерального проекта "Вовлечение в оборот и комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения", а также в рамках реализации федерального проекта "Экспорт продукции АПК".
III. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы
(Раздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2023 № 2325)
Государственной программой определено 3 цели, достижение которых планируется не позднее конца 2030 года.
Цель 1 - вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения площадью не менее 13234, 8 тыс. гектаров.
Достижение цели 1 обеспечивается решением следующих задач:
подготовка проектов межевания земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований, и осуществление государственного кадастрового учета земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований, с внесением сведений в Единый государственный реестр недвижимости с границами, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации;
проведение культу