ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 марта 2021 г. № 608-р
МОСКВА
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 15.12.2021 № 3604-р, от 25.04.2024 № 1041-р)
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) .
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке региональных государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и иных документов стратегического планирования.
4. Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 3-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 13 марта 2021 г. № 608-р
СТРАТЕГИЯ развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 15.12.2021 № 3604-р, от 25.04.2024 № 1041-р)
I. Общие положения
Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) направлена на комплексное развитие библиотечного дела, модернизацию библиотечной системы страны, сохранение и пополнение библиотечных фондов, расширение свободного и равного доступа граждан к информации, совершенствование подготовки библиотечных кадров, а также на внедрение информационных технологий, научного и методического обеспечения деятельности библиотек.
Стратегия определяет цели, задачи, стратегические приоритеты, основные механизмы и показатели модернизации библиотек Российской Федерации как неотъемлемой части информационного общества, информационного пространства знаний и системы обеспечения национальной безопасности. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.12.2021 № 3604-р)
Правовую основу Стратегии составляют:
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О библиотечном деле", Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
указы Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", от 29 мая 2017 г. № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства", от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (в части развития муниципальных библиотек) , от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.12.2021 № 3604-р)
постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1997 г. № 950 "Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации", Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р;
иные правовые акты, определяющие основные направления развития библиотечного дела.
Развитие библиотечного дела основано на следующих принципах:
сохранение российской культуры и самобытности, традиционных российских духовно-нравственных ценностей, укрепление культурного суверенитета Российской Федерации, сохранение общероссийской культурной идентичности, защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.12.2021 № 3604-р)
создание условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и творческому развитию детей и подростков, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим;
повышение качества жизни через обеспечение прав граждан на доступ к объективной, достоверной и безопасной информации посредством библиотечного обслуживания;
обеспечение свободы выбора способов и средств доступа к информации и получения знаний в цифровом (электронном) и бумажном виде;
обеспечение максимальной актуальности, полноты, открытости, достоверности и доступности информации;
обеспечение развития информационной инфраструктуры для равного доступа к государственным (муниципальным) услугам, информации о культурной, духовной, научной, экономической жизни общества, пространству знаний в электронной среде;
сохранение и развитие библиотек как площадок офлайн коммуникаций;
обеспечение защиты приоритетов государства и интересов граждан в информационной сфере, предоставление информации и услуг, способствующих поддержанию высокого культурного и образовательного уровня граждан Российской Федерации;
необходимость развития механизмов межотраслевого взаимодействия и координации деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, соответствующих общественных, научных, образовательных организаций, институтов гражданского общества и экспертного сообщества.
Стратегия является основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования в сфере развития библиотечного дела в субъектах Российской Федерации.
1. Мировые тенденции развития библиотечного дела
Развитие библиотек в мире на ближайшее десятилетие определяется Декларацией "Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года", принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 25 сентября 2015 г.
Во всем мире общественный доступ к информации позволяет людям принимать взвешенные решения, которые могут улучшить их жизнь через предоставление качественного образования, поддержку здравоохранения, культуры, науки и инноваций. Библиотеки входят в число ключевых учреждений, которые обеспечивают достижение этих целей.
Сегодня в мире 320 тыс. публичных библиотек и более 1 млн. парламентских, национальных, университетских, научных и исследовательских, школьных и специальных библиотек, сотрудники которых делают все возможное, чтобы информация и навыки, необходимые для ее использования, были доступны каждому, что крайне необходимо в цифровую эпоху. В библиотеках хранится информация, чтобы обеспечить доступ к ней будущим поколениям, помочь людям развивать свой потенциал, их инфраструктура предоставляется для информационных и коммуникационных технологий, а надежной сетью местных учреждений могут пользоваться все группы населения.
Библиотеки поддерживают цели устойчивого развития государства, поскольку в них:
поддерживается обращение граждан к качественной и разнообразной информации, в том числе приобщение детей и подростков к регулярному чтению книг;
продвигаются универсальная грамотность, включая медийную и информационную, и навыки цифровой грамотности;
заполняются пробелы в доступе к информации и оказывается помощь Правительству Российской Федерации, гражданскому обществу и бизнесу лучше понять местные информационные потребности;
предоставляется место для реализации государственных программ Российской Федерации и сервисов;
развивается цифровая инклюзивность с помощью доступа к информационным и коммуникационным технологиям благодаря усилиям сотрудников, помогающих пользователям получать новые навыки в области цифровой грамотности;
предоставляется доступ к мировому культурному наследию.
Международное профессиональное библиотечное сообщество (национальные ассоциации) играет активную роль в координации усилий и повышении эффективности деятельности библиотек по следующим направлениям:
поддержка культурного и творческого развития людей;
развитие чтения и грамотности;
развитие цифровых компетенций;
помощь людям в реализации ими своего потенциала;
содействие здоровой и более счастливой жизни;
рост благосостояния людей;
поддержка развития местных сообществ.
2. Текущее состояние библиотечного дела в России
По экспертным оценкам, библиотечная система Российской Федерации насчитывает более 100 тыс. библиотек, располагающихся по всей территории страны и относящихся к ведению федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений. Суммарный объем всех библиотечных фондов ежегодно увеличивается и уже достиг значения 1 млрд. 700 млн. единиц хранения. Библиотеки являются самостоятельными юридическими лицами либо входят в структуру других юридических лиц.
Сеть общедоступных (государственных и муниципальных) библиотек, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, на 1 января 2020 г. насчитывает около 42 тыс. единиц, в число которых входят 8 федеральных библиотек, 261 центральная библиотека субъектов Российской Федерации, 36491 муниципальная общедоступная библиотека, 4777 структурных подразделений учреждений, осуществляющих библиотечную деятельность, из общего числа указанных библиотек 3112 библиотек являются детскими, специализированными. Более 70 процентов общедоступных библиотек и учреждений, осуществляющих библиотечную деятельность, расположены в сельской местности. Общий охват библиотечным обслуживанием населения страны составляет 36 процентов.
Более 40 тыс. единиц составляют библиотеки сети образовательных организаций всех уровней, находящиеся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
В области науки, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи работают более 3, 5 тыс. научных и научно-технических библиотек. Разветвленной сетью библиотек располагают Министерство обороны Российской Федерации и другие силовые ведомства страны. За последние годы увеличилось количество библиотек религиозных организаций. Различные ведомства формируют собственные статистические данные о деятельности библиотек, но обобщение этих данных в масштабе страны отсутствует.
В последние десятилетия российские библиотеки в своей деятельности столкнулись с технологическими и общественными вызовами:
бурное развитие IT-технологий, повлекшее за собой беспрецедентный рост потоков информации, быстрое развитие способов ее производства и распространения, а также многообразие форматов ее использования;
переход страны на инновационную модель социально-экономического развития;
усиление роли некоммерческого сектора (социально ориентированные некоммерческие организации) в создании культурного продукта и оказании услуг в сфере культуры, а также появление новых форм партнерства;
передача ответственности за поддержку и развитие общедоступных библиотек на региональный и муниципальный уровни.
Сформированная на протяжении многих десятилетий сеть библиотек всех систем и ведомств страны демонстрирует востребованность в обществе, создавая условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.04.2024 № 1041-р)
В условиях кардинальных технологических перемен, процессов глобализации и беспрецедентного роста объемов информации библиотеки являются незаменимым социально-коммуникативным институтом, призванным обеспечить возможности для самореализации и развития личности.
Отвечая на вызовы и используя открывшиеся возможности, библиотеки участвуют в общественной, экономической и культурной жизни страны. Активная модернизация библиотек в России началась в 2014 году, был утвержден модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки, который определил новые подходы к деятельности библиотек как центров интеллектуального развития. Реализация проекта по созданию модельных библиотек в ряде регионов страны уже в первый год привела к увеличению всех основных показателей их деятельности.
В 2019 году работа по созданию модельных библиотек была продолжена в рамках реализации национального проекта "Культура".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. № 169 "Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе "Национальная электронная библиотека" и методики отбора объектов Национальной электронной библиотеки" создана федеральная государственная информационная система "Национальная электронная библиотека", фонд которой уже превысил 4, 5 млн. изданий по разным темам, количество обращений к ресурсам Национальной электронной библиотеки в 2020 году превысило 5 млн. Активно развивается Национальная электронная детская библиотека (регулярно пополняемая коллекция оцифрованных материалов, периодических изданий, диафильмов, частных собраний XVIII - XXI веков для детей и о детях в 2020 году уже насчитывает 19, 5 тыс. документов) . Получили развитие базы данных по формированию библиографического учета и изучению документов краеведческого характера.
Начиная с 2018 года число читателей библиотек после отрицательной динамики последних десятилетий имеет тенденцию к росту и в 2019 году составило 50404, 6 тыс. человек, количество посещений библиотек также растет и составляет 427608, 9 тыс. человек в год.
Особой категорией пользователей библиотек являются дети и подростки, имеющие право на специализированное библиотечное обслуживание. Число детей - пользователей библиотек ежегодно растет в среднем на 1 - 2 процента и составляет около 40 процентов общего количества пользователей библиотек.
Под методическим руководством специальных библиотек для слепых идет активная работа по обеспечению доступа к библиотечным услугам лиц с ограничениями жизнедеятельности, реализации положений Марракешского договора об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям, к которому Российская Федерация присоединилась в соответствии с Федеральным законом "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому договору об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям".
Статистика фиксирует устойчивую положительную динамику посещений библиотечных сайтов, где функционируют электронные каталоги, виртуальные справочные службы. Все библиотеки, имеющие выход в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет") , ведут активную работу в социальных сетях.
В стране создано консолидированное библиотечное сообщество, способное решать задачи модернизации российских библиотек для их успешной работы в цифровой среде и интеграции с глобальным информационным пространством.
Тем не менее развитие библиотек в стране идет на фоне ряда негативных тенденций.
Недофинансирование библиотек на комплектование (формирование) фондов
Из-за системного недофинансирования, коснувшегося в первую очередь приобретения новых книг, число новых поступлений в государственные библиотеки субъектов Российской Федерации и муниципальные библиотеки страны сократилось за 20 лет на 20, 3 процента. Обновляемость фонда снизилась до 1, 9 процента (при нормативных показателях не менее 5 - 10 процентов) . При этом спрос на библиотечные документы высок и стабилен, что подтверждается показателями по книговыдаче, которые даже в этих условиях с начала нынешнего тысячелетия увеличилась на 53 процента, но в настоящее время из-за отсутствия новых книг имеет тенденцию к снижению.
Особенно острая ситуация сложилась с фондами сельских библиотек, большая часть которых (более 70 процентов) морально и физически устарела и не соответствует информационным потребностям и запросам современных пользователей.
Проблема обеспечения сохранности фонда как в процессе использования, так и в режиме сохранности и предоставления в публичное пользование особо ценных и редких изданий стоит на сегодняшний день перед библиотеками всех уровней вне зависимости от ведомственной принадлежности.
Неудовлетворительная материальная база
Хотя за последние годы прослеживается некоторая положительная динамика по укреплению материально-технической базы общедоступных библиотек, только среди библиотек, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, почти 2 тыс. библиотечных зданий или помещений нуждаются в капитальном ремонте, а около 200 из них находятся в аварийном состоянии. И даже эти цифры не могут быть полностью объективными, так как признание зданий библиотек аварийными или требующими капитального ремонта искусственно сдерживается.
Недостаточный уровень информатизации библиотек
Современные информационные технологии являются тем инструментом, который определяет стратегию и тактику развития библиотек страны. Полноценный доступ в сеть "Интернет" имеют только 62 процента муниципальных библиотек, что серьезно тормозит их развитие как информационных центров местного сообщества.
В настоящее время наблюдаются существенное отставание библиотек страны в области развития информационно-коммуникативных и внедрения современных цифровых технологий и, как следствие, недостаточно качественный уровень информационно-библиотечного обслуживания пользователей.
Сокращение времени работы библиотек
Доступность библиотечных услуг снижается за счет массового перевода библиотек на работу по сокращенному графику. В ряде регионов страны в неполном режиме работает до 50 - 80 процентов общего числа сельских библиотек. Одновременно идет процесс перевода обслуживания читателей со стационарного на внестационарное (создание пунктов выдачи вместо филиалов библиотек) . При этом техническое оснащение внестационарного обслуживания не соответствует масштабам указанного процесса. В среднем по стране на одно специализированное транспортное средство внестационарного обслуживания приходится 234 пункта. Не имеют ни одной специализированной транспортной единицы 32 субъекта Российской Федерации.
Сокращение количества библиотек
Последние 20 лет сеть библиотек в стране находится в состоянии неизменного сокращения. За указанный период количество общедоступных библиотек уменьшилось почти на 30 процентов. Сокращение наблюдалось во всех федеральных округах и обусловлено не только уменьшением населения в зоне обслуживания, но и недостаточным финансированием библиотечной сферы и другими причинами. Наиболее уязвимыми оказались сельские библиотеки, сеть которых с начала века уменьшилась на 25, 7 процента. Произошло значительное сокращение количества научных, научно-технических библиотек и других ведомственных библиотек.
Реформирование библиотек (объединение, перепрофилирование)
Для сети центральных библиотек субъектов Российской Федерации актуальна тенденция к объединению их в единое государственное учреждение или перевод в статус муниципальных организаций. В результате такого объединения в 27 субъектах Российской Федерации наибольшему сокращению подверглись:
юношеские (для молодежи) библиотеки, имеющие статус самостоятельной организации (юриди