ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 октября 2020 г. № 2645-р
МОСКВА
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 3927-р; Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.2022 № 1673; Распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.12.2023 № 3521-р)
В целях повышения эффективности управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом:
1. Утвердить прилагаемую методику определения критериев оптимальности состава государственного и муниципального имущества и показателей эффективности управления и распоряжения им (далее - методика) .
2. Федеральным органам исполнительной власти при управлении и распоряжении государственным имуществом руководствоваться методикой и ежегодно, до 15 июля года, следующим за отчетным, размещать в государственной автоматизированной информационной системе "Управление" (далее - система "Управление") отчетность об эффективности управления и распоряжения государственным имуществом, за исключением имущества, сведения о котором отнесены к государственной тайне, и федерального недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, по формам, предусмотренным методикой. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 3927-р)
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при управлении и распоряжении государственным и муниципальным имуществом руководствоваться методикой и ежегодно, до 15 июля года, следующего за отчетным, размещать в системе "Управление" отчетность об эффективности управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом по формам, предусмотренным методикой.
4. Минэкономразвития России в 2-месячный срок направить в Казначейство России функциональные требования по доработке системы "Управление" в целях реализации пунктов 2 и 3 настоящего распоряжения.
5. Казначейству России до 1 июля 2021 г. обеспечить техническую готовность системы "Управление" для размещения указанной в пунктах 2 и 3 настоящего распоряжения отчетности.
6. Росимуществу обеспечивать ежегодный мониторинг и анализ отчетности, указанной в пункте 2 настоящего распоряжения (за исключением отчетности Минобороны России и Управления делами Президента Российской Федерации) , и представление ежегодно, до 15 августа года, следующего за отчетным, доклада в Минфин России для последующего представления ежегодно, до 1 сентября года, следующего за отчетным, доклада в Правительство Российской Федерации.
7. Минобороны России и Управлению делами Президента Российской Федерации обеспечивать ежегодный мониторинг и анализ отчетности, указанной в пункте 2 настоящего распоряжения, и направление ежегодно, до 15 августа года, следующего за отчетным, результатов анализа в Минфин России для последующего представления ежегодно, до 1 сентября года, следующего за отчетным, доклада в Правительство Российской Федерации.
8. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, имуществом муниципального образования, проводить ежегодный мониторинг и анализ отчетности, указанной в пункте 3 настоящего распоряжения, в отношении государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества соответственно.
9. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 марта 2015 г. № 481-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 13, ст. 1986) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 12 октября 2020 г. № 2645-р
МЕТОДИКА определения критериев оптимальности состава государственного и муниципального имущества и показателей эффективности управления и распоряжения им
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 3927-р; Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.2022 № 1673; Распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.12.2023 № 3521-р)
1. Настоящая методика разработана в целях реализации подпрограммы "Управление федеральным имуществом" государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 320 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", и Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. № 117-р. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.12.2023 № 3521-р)
2. В рамках настоящей методики определяются критерии оптимальности состава государственного и муниципального имущества, за исключением имущества, сведения о котором отнесены к государственной тайне, и федерального недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, а также показатели эффективности управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом (далее соответственно - оптимальность состава имущества, критерии оптимальности, эффективность использования имущества, показатели эффективности) . (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 3927-р)
3. Применение содержащихся в настоящей методике критериев оптимальности и показателей эффективности призвано повысить качество управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом и направлено на реализацию задач по сокращению доли участия публично-правовых образований в хозяйственных обществах, действующих на конкурентных рынках, формированию необходимой имущественной основы деятельности публично-правовых образований, а также государственных (муниципальных) предприятий и учреждений, улучшению финансово-экономических показателей хозяйственных обществ и унитарных предприятий, вовлечению в коммерческий оборот государственной (муниципальной) инфраструктуры, оптимизации расходов на содержание государственного и муниципального имущества, увеличению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации посредством эффективного управления государственным и муниципальным имуществом.
4. Настоящая методика предусматривает систему показателей оценки оптимальности состава и эффективности использования имущества, находящегося в собственности публично-правовых образований (за исключением имущества, сведения о котором отнесены к государственной тайне, и федерального недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации) , по следующим категориям государственного и муниципального имущества: (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 3927-р)
а) акции (доли) хозяйственных обществ, находящиеся в собственности публично-правовых образований;
б) недвижимое имущество, закрепленное за государственными (муниципальными) унитарными предприятиями (далее - имущество предприятия) ;
в) недвижимое имущество, закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями (далее - имущество учреждения) ;
г) недвижимое имущество казны публично-правовых образований.
5. Показатели эффективности по каждой категории имущества определены в формах отчетности согласно приложению. Округление значений показателей осуществляется по правилам математического округления.
6. Критерием оптимальности нахождения в собственности публично-правового образования акций (долей) хозяйственных обществ является достижение последними значения показателя эффективности 80 баллов и более.
7. Для анализа эффективности использования акций (долей) хозяйственных обществ, которые принадлежат публично-правовым образованиям (далее - показатели эффективности хозяйственных обществ) , используются показатели по форме отчетности, предусмотренной таблицей 1 приложения к настоящей методике.
8. Если по результатам анализа будет установлено, что значение показателей эффективности хозяйственного общества в отчетном периоде - истекшем календарном году (с 1 января по 31 декабря включительно) не достигло 80 баллов и более, анализируются также показатели за 2 года, предшествующие отчетному периоду. В случае недостижения указанного значения показателя эффективности хозяйственного общества в любом из 2 лет, предшествующих отчетному периоду, и отсутствия положительной динамики этих показателей за весь анализируемый период (3 календарных года) , рекомендуется принять следующие решения:
а) при значении показателя эффективности хозяйственного общества от 50 до 80 баллов орган государственной власти (орган местного самоуправления) , осуществляющий полномочия собственника в сфере управления государственным (муниципальным) имуществом (далее - собственник имущества) , обеспечивает утверждение плана мероприятий для повышения эффективности управления таким хозяйственным обществом на срок не более 2 лет (далее - план мероприятий) или приватизацию акций (долей) хозяйственного общества. Принятие решения об утверждении плана мероприятий в отношении такого хозяйственного общества более одного раза не рекомендуется. В случае недостижения значения показателя эффективности хозяйственного общества 80 баллов и более по итогам года, в котором завершен срок реализации плана мероприятий, рекомендуется осуществить подготовку предложений о включении акций (долей) хозяйственного общества в прогнозный план (программу) приватизации;
б) при значении показателя эффективности хозяйственного общества менее 50 баллов собственник имущества в установленном порядке осуществляет подготовку предложений о включении пакета акций (долей) хозяйственного общества в прогнозный план (программу) приватизации.
9. В прогнозный план (программу) приватизации не включаются акции (доли) хозяйственных обществ:
включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. № 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ";
включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. № 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса";
в уставном капитале которых законодательством Российской Федерации предусмотрено 100-процентное участие публично-правовых образований;
доля дивидендных поступлений которых в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации составляет 10 процентов и более общего объема неналоговых доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности соответствующего публично-правового образования;
которые находятся в процессе ликвидации и в отношении которых введена процедура банкротства;
в отношении которых налоговыми органами приняты решения о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц в соответствии со статьей 211 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
10. Для оценки оптимальности нахождения в собственности публично-правового образования государственных (муниципальных) унитарных предприятий используются следующие критерии:
деятельность государственных (муниципальных) унитарных предприятий, осуществляемая на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, соответствует требованиям положения статьи 351 Федерального закона "О защите конкуренции";
значение показателя эффективности государственного (муниципального) унитарного предприятия составляет 50 баллов и более.
11. Для анализа эффективности государственных (муниципальных) унитарных предприятий используются показатели по форме отчетности, предусмотренной таблицей 2 приложения к настоящей методике. Отчетность составляется по каждому государственному (муниципальному) унитарному предприятию.
При значении показателя эффективности государственного (муниципального) унитарного предприятия менее 50 баллов и отсутствии положительной динамики этого показателя по сравнению с предыдущим отчетным периодом собственнику имущества рекомендуется принять решение о реорганизации (преобразовании) или ликвидации государственного (муниципального) унитарного предприятия.
12. В прогнозный план (программу) приватизации не включаются государственные (муниципальные) унитарные предприятия:
включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. № 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ";
включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. № 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса";
имеющие статус федеральных ядерных организаций в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 июня 2014 г. № 467 "О федеральных ядерных организациях";
в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены ограничения на их приватизацию (до снятия соответствующих ограничений в установленном порядке) ;
которые находятся в процессе ликвидации и в отношении которых введена процедура банкротства;
в отношении которых налоговыми органами приняты решения о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц в соответствии со статьей 211 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
подлежащие передаче на иной уровень публичной собственности.
13. В случае если в ходе оценки оптимальности нахождения в собственности публично-правового образования государственных (муниципальных) унитарных предприятий установлено, что государственное (муниципальное) унитарное предприятие осуществляет деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, и его деятельность не соответствует требованиям статьи 351 Федерального закона "О защите конкуренции", рекомендуется принять решение о его ликвидации или реорганизации.
14. В случае если в ходе оценки оптимальности нахождения в собственности публично-правового образования государственных (муниципальных) унитарных предприятий выявляется излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество государственного (муниципального) казенного предприятия (за исключением недвижимого имущества, ограниченного в обороте, недвижимого имущества, предназначенного для обеспечения безопасности и правопорядка, поддержания обороноспособности страны, обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации) , органу государственной власти (органу местного самоуправления) , осуществляющему функции и полномочия учредителя (далее - учредитель) , рекомендуется направить собственнику имущества предложение об изъятии такого имущества. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 3927-р)
Собственник имущества в 30-дневный срок со дня направления учредителем предложения об изъятии излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за государственным (муниципальным) казенным предприятием, принимает соответствующее решение.
В случае если полномочия учредителя и собственника имущества осуществляются одним и тем же органом государственной власти (органом местного самоуправления) , собственнику имущества в 30-дневный срок со дня выявления излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за государственным (муниципальным) казенным предприятием, рекомендуется принять соответствующее решение.
15. Для оценки оптимальности нахождения в собственности публично-правового образования государственных (муниципальных) автономных, бюджетных и казенных учреждений (далее - учреждение) и имущества учреждений используются следующие критерии:
соответствие состава и количества недвижимого имущества учреждения направлениям основных видов его деятельности, определяемым учредительными документами учреждения, а также услугам и работам, включаемым в государственное (муниципальное) задание учреждения;
отсутствие закрепленного за учреждением имущества, неиспользуемого или используемого не по назначению (выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ) .
16. Для анализа оптимальности состава и количества имущества государственного (муниципального) учреждения, которому установлено государственное (муниципальное) задание, используются показатели по форме отчетности, предусмотренной таблицей 3 приложения к настоящей методике, и государственного (муниципального) учреждения, которому государственное (муниципальное) задание не установлено, - по форме отчетности, предусмотренной таблицей 4 приложения к настоящей методике
17. Для анализа эффективности использования имущества государственного (муниципального) учреждения, которому установлено государственное (муниципальное) задание, используются показатели по форме отчетности, предусмотренной таблицей 5 приложения к настоящей методике, и государственного (муниципального) учреждения, которому государственное (муниципальное) задание не установлено, - по форме отчетности, предусмотренной таблицей 6 приложения к настоящей методике. Отчетность составляется по каждому казенному учреждению на основе данных бюджетной отчетности, по каждому автономному и бюджетному учреждению - на основе данных бухгалтерской отчетности.
Решение об установлении пороговых значений итоговых показателей эффективности принимается учредителем.
18. В случае если в ходе оценки оптимальности нахождения в собственности публично-правового образования учреждения выявляется излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению (исключительно для осуществления приносящей доход деятельности) недвижимое имущество (далее - излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество) , а также при недостижении установленного учредителем показателя эффективности учредителю рекомендуется направить собственнику имущества предложение об изъятии такого имущества, в том числе для последующего перераспределения между подведомственными учреждениями, вовлечения в коммерческий оборот или для сноса (за исключением недвижимого имущества, ограниченного в обороте, недвижимого имущества, предназначенного для обеспечения безопасности и правопорядка, поддержания обороноспособности страны, обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации) . (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 3927-р)
В случае если в ходе оценки оптимальности нахождения в собственности публично-правового образования учреждения выявляется излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению недвижимое имущество, ограниченное в обороте, предназначенное для обеспечения безопасности и правопорядка, поддержания обороноспособности страны, обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской