ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 октября 2019 г. № 2553-р
МОСКВА
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 21.10.2024 № 2963-р, от 12.05.2025 № 1181-р)
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года (далее - Стратегия) . (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.05.2025 № 1181-р)
2. Минпромторгу России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти обеспечить:
в 6-месячный срок разработку плана мероприятий по реализации Стратегии и представление его в Правительство Российской Федерации;
мониторинг и контроль реализации положений Стратегии.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации целевых программ и иных документов.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2019 г. № 2553-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 мая 2025 г. № 1181-р)
СТРАТЕГИЯ развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года
I. Основные положения
Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года (далее - Стратегия) определяет основные направления государственной политики в сфере развития судостроительной промышленности Российской Федерации на период до 2036 года. Параметры Стратегии экстраполируются на горизонт планирования до 2050 года, что позволяет учитывать долгосрочные перспективы и тенденции.
Стратегия направлена на создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности Российской Федерации на основе развития научно-технического и кадрового потенциала, создания производственных мощностей, оптимизации, модернизации и технического перевооружения существующих производственных мощностей, а также совершенствования нормативной правовой базы для удовлетворения потребностей государства и иных заказчиков в современной продукции судостроительной отрасли.
Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Стратегия разработана с учетом положений:
Климатической доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2023 г. № 812 "Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации";
Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
Указа Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. № 666 "О сокращении выбросов парниковых газов";
Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 20 июля 2017 г. № 327 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года";
Концепции технологического развития на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р;
Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р;
Концепции развития водородной энергетики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2021 г. № 2162-р;
плана развития Северного морского пути на период до 2035 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2022 г. № 2115-р;
плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию производства малотоннажной химии в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. № 2834-р;
постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2023 г. № 603 "Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации";
Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2019 г. № 1930-р.
II. Текущее состояние российского судоходства и эксплуатируемого флота
1. Фактические и прогнозные объемы грузоперевозок
С 2017 по 2023 год грузоперевозки водным транспортом в Российской Федерации росли в среднем на 1 процент в год, достигнув 884, 7 млн. тонн по итогам 2023 года. Основной грузооборот морских портов (более 85 процентов) исторически приходится на 3 бассейна: Азово-Черноморский, Балтийский и Дальневосточный. При этом структура грузовой базы остается стабильной: 44 - 49 процентов приходится на сухие грузы, 51 - 56 процентов - на наливные грузы.
В 2017 - 2023 годах перевалка грузов на внутренних водных путях сокращалась на 1 процент в год и составила к 2023 году 110 млн. тонн. Более 50 процентов всех грузопотоков по внутренним водным путям приходится на Волжско-Камский бассейн, 15 процентов - на Западно-Сибирский и 7 процентов - на Северо-Западный бассейн.
Основой для анализа грузопотоков является Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р. В ходе анализа сопоставление текущего состояния флота с прогнозом грузопотоков и учет прогнозного выбытия (списания) судов позволят определить долгосрочную потребность в грузовых судах.
Согласно прогнозу к 2030 году грузопоток вырастет до 1025 млн. тонн, с экстраполяцией динамики прогнозируется рост до 1200 млн. тонн. Экспортный грузопоток к 2035 году вырастет на 11, 6 процента и достигнет 740, 55 млн. тонн (по сравнению с 663, 35 млн. тонн в 2022 году) . Грузопоток сухих грузов увеличится с 325 млн. тонн в 2022 году до 524 млн. тонн в 2035 году. Наибольший прирост обеспечат перевозки грузов следующих категорий: грузопоток зерна вырастет на 31, 7 процента - с 36, 14 млн. тонн до 47, 6 млн. тонн, перевозки угля и кокса увеличатся на 48, 7 процента - с 203, 61 млн. тонн до 302, 81 млн. тонн, а перевозки химических и минеральных удобрений возрастут на 83, 4 процента - с 39, 94 млн. тонн до 73, 25 млн. тонн. Грузопоток наливных грузов снизится с 338 млн. тонн до 217 млн. тонн по причине снижения спроса европейских стран на российскую нефть и газ, а также переориентации части грузопотока на перевозки по Северному морскому пути.
Грузопоток по внутренним водным путям вырастет в 2 раза - с 110 млн. тонн до 215 млн. тонн, в том числе насыпных грузов с 5, 5 млн. тонн до 10, 8 млн. тонн, наливных грузов с 104 до 204 млн. тонн.
Каботажный грузопоток снизится на 10 процентов - с 68 млн. тонн до 61 млн. тонн, в том числе насыпных грузов с 28 млн. тонн до 27 млн. тонн, наливных грузов с 40 млн. тонн до 34 млн. тонн.
2. Фактические и прогнозные объемы пассажирских перевозок
Объем пассажирских перевозок водным транспортом в 2017 - 2023 годах в Российской Федерации снизился на 49 процентов - с 24, 4 млн. пассажиров до 12, 6 млн. пассажиров в год. В рассматриваемом периоде произошло сокращение доли морских пассажирских потоков с 48 процентов в 2017 году до 27 процентов в 2023 году. Речной пассажиропоток снизился с 13, 5 млн. пассажиров в 2017 году до 9, 1 млн. пассажиров в 2023 году. Объем туристских (длительностью более 24 часов) и экскурсионно-прогулочных (длительностью менее 24 часов) перевозок при этом остается на прежнем уровне: туристские перевозки увеличились с 0, 3 млн. человек до 0, 4 млн. человек, экскурсионно-прогулочные перевозки снизились с 1, 9 млн. человек до 1, 8 млн. человек в год.
В 2023 году наибольшая часть речного пассажиропотока приходилась на Приволжский федеральный округ (29, 9 процента) . За ним следуют Центральный федеральный округ (16, 6 процента) и Сибирский федеральный округ (15, 3 процента) . При этом 40, 2 процента перевозок пассажиров на внутреннем водном транспорте сконцентрированы в 5 субъектах Российской Федерации - Самарская область (10, 5 процента) , Тюменская область (8, 5 процента) , Красноярский край (8, 1 процента) , Волгоградская область (7, 6 процента) и г. Москва (5, 5 процента) .
Согласно прогнозу пассажиропоток вырастет с 2022 года к 2035 году в 2 раза - с 10, 6 млн. пассажиров до 21, 1 млн. пассажиров в год.
За 2023 год в морских портах обслужено 82364 пассажирских судна, а морскими пассажирскими терминалами обслужено 5175, 5 тыс. человек, в том числе количество отправленных пассажиров из портов составило 2589, 1 тыс. человек, прибывших - 2586, 4 тыс. человек. Обслуживание транзитных пассажиров отсутствовало.
3. Рыболовство и рыбоводство
С 2017 по 2023 год добыча водных биологических ресурсов в Российской Федерации была стабильна и находилась в диапазоне от 4890 тыс. тонн до 5054 тыс. тонн. Наибольшее количество добытых водных биологических ресурсов составило 5054 тыс. тонн и 5053 тыс. тонн соответственно в 2018 и 2021 годах. В 2023 году произошло снижение добычи относительно 2021 года на 3 процента - до 4920 тыс. тонн. При этом структура добычи водных биологических ресурсов остается стабильной (94, 7 процента приходится на добычу рыбы, 1, 9 процента - крабов и 3, 4 процента - прочих беспозвоночных) .
Основная часть вылова водных биологических ресурсов осуществляется в исключительной экономической зоне России: в 2023 году 82 процента рыбы и 100 процентов крабов добыто российскими промысловыми компаниями в территориальных водах Российской Федерации. В акватории Дальневосточного бассейна добывается 85 процентов рыбы и 71 процент крабов, при этом около 55 процентов добычи в регионе приходится на минтай, 21 процент - на сельдевые и анчоусовые, 7 процентов - на лососевые. Около 18 процентов рыбы Российская Федерация добывает в экономических зонах других стран или открытых частях океана. Большая часть данной добычи приходится на Северо-Восточную Атлантику - 74 процента добычи в зарубежных акваториях.
Размер квот на добычу водных биологических ресурсов российскими компаниями с 2017 по 2023 год рос в среднем на 1, 8 процента в год и достиг 6342 тыс. тонн. В среднем за рассматриваемый период квоты осваивались на 82 процента, минимальное значение зафиксировано в 2023 году, когда доля их освоения составила 77 процентов.
По оценке Минэкономразвития России (прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года) , в 2030 году темп роста добычи (вылова) водных биологических ресурсов составит 131, 8 процента, объем производства рыбы переработанной и консервированной, ракообразных и моллюсков составит 122, 2 процента относительно 2017 года, что будет обусловлено строительством и модернизацией рыбопромышленных предприятий с целью увеличения объемов выпуска рыбной продукции с высокой степенью переработки.
Одновременно важной задачей для рыбохозяйственного комплекса является развитие аквакультуры. Низкая доля продукции товарного рыбоводства в общем объеме добычи (вылова) водных биологических ресурсов в Российской Федерации свидетельствует о том, что потребность в продукции, произведенной из рыбы, моллюсков и водных растений, в настоящее время успешно обеспечивается за счет добычи (вылова) некультивируемых водных биологических ресурсов.
Развитие данного сегмента российского рыбохозяйственного комплекса может способствовать снижению давления на некоторые запасы водных биологических ресурсов. Вместе с тем расширение производства товарного выращивания, включая производство посадочного материала, может обеспечить потребность внутреннего рынка в некоторых видах продукции даже с учетом отказа от импорта аналогичных товаров. Развитие аквакультуры также способно оказать благоприятное воздействие на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации.
В долгосрочной перспективе прогнозируется рост объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов к 2036 году на 56, 3 процента по сравнению с уровнем 2018 года, объема производства рыбы переработанной и консервированной, ракообразных и моллюсков - на 40, 7 процента. К факторам, определяющим темпы роста добычи (вылова) водных биологических ресурсов и рыбной продукции в прогнозный период, можно отнести ориентацию океанического промысла водных биологических ресурсов на исключительную экономическую зону Российской Федерации и на добычу (вылов) наиболее массовых и валютоемких объектов промысла, а также развитие аквакультуры.
4. Текущее состояние российского флота
Структура грузового флота Российской Федерации по грузоподъемности распределена равномерно между танкерами-продуктовозами и сухогрузами. Танкерный флот насчитывает 910 судов, сухогрузный флот - 1465 судов.
Российский танкерный флот характеризуется высокой степенью износа: 68 процентов, или 572 судна старше 30 лет. Наиболее устаревший сегмент - нефтеналивные танкеры, в котором 564 судна относятся к этой возрастной категории.
Российский сухогрузный флот также характеризуется высокой степенью износа: 76 процентов, или 1076 судов старше 30 лет. Наиболее устаревший сегмент - суда для генеральных и рефрижераторных грузов в количестве 1037.
По состоянию на декабрь 2023 г. обеспеченность экспортных перевозок российским флотом находится на низком уровне по всем ключевым грузам.
Низкая обеспеченность собственным флотом и его высокий износ формируют риски для обеспечения транспортной и энергетической безопасности Российской Федерации. Для нивелирования указанных рисков необходимо наращивать объемы строительства грузовых судов, особенно для морских перевозок.
По состоянию на конец 2023 года в Российской Федерации зарегистрировано 1877 пассажирских судов. С 2017 по 2023 год флот пополнился 115 пассажирскими и 325 маломерными пассажирскими судами.
Из 1877 судов в 2023 году 1221 судно (36 процентов) является экскурсионно-прогулочным (пассажирские и прогулочные теплоходы) , 292 (9 процентов) - скоростными пассажирскими (суда на воздушной подушке, суда на подводных крыльях, скоростные катамараны и глиссирующие теплоходы, развивающие скорость свыше 30 километров в час, или 16 узлов) , 225 (7 процентов) - паромами и 143 (4 процента) - круизными судами.
Пассажирский флот характеризуется высоким уровнем износа, так как 1319 судов из 1877 (70 процентов) старше 30 лет, из них 336 судов (18 процентов) старше 60 лет. При этом самый высокий средний возраст относительно других классов судов наблюдается у круизных судов - 48 лет, из них 39 процентов старше 60 лет.
Численность российского морского флота промысловых судов является стабильной с 2019 года и держится на уровне 820 - 830 судов.
Российский морской промысловый флот характеризуется высокой степенью износа. Возраст 65 процентов судов превышает 30 лет, а 13 процентов - 40 лет. При этом доля наиболее новых судов, возраст которых менее 10 и 20 лет, является незначительной и составляет 5 процентов и 6 процентов соответственно. Средний возраст судов тралового флота в России составляет 30 лет.
В структуре российского морского промыслового флота преобладают траулеры, численность которых на конец 2023 года составляет 643 судна (77 процентов всего промыслового флота) . Российский флот краболовов состоит из 153 судов. В настоящий момент добычей крабов преимущественно занимаются не специализированные краболовные суда, а переоборудованные для данного вида промысла рыболовные или прочие суда. Численность ярусоловов составляет 36 судов.
Распределение флота по бассейнам неравномерно и соответствует структуре вылова водных биологических ресурсов: на Дальневосточный бассейн приходится 68 процентов флота, на Северный бассейн - 23 процента, а в прочих бассейнах ведут промысел только 9 процентов траулеров. В Дальневосточном бассейне также осуществляют деятельность 9 судов-фабрик, ключевой задачей которых является производство консервной продукции.
Численность морских судов обеспечения по состоянию на 2023 год составляет 732 судна. Три основных типа судов обеспечения составляют 83 процента, в том числе буксиры (449 судов) - 61 процент, служебно-разъездные суда (95 судов) - 13 процентов и научно-исследовательские суда (65 судов) - 9 процентов.
Численность речного флота обеспечения по состоянию на 2023 год составляет 5626. Три основных типа судов обеспечения составляют 95 процентов, в том числе буксиры (4460 судов) - 61 процент, служебно-разъездные суда (648 судов) - 13 процентов и обстановочные суда (518 судов) - 10 процентов. Около 35 процентов судов обеспечения имеют арктический класс.
В составе российского флота обеспечения преобладают речные суда, возраст большинства которых превышает 25 лет. Доля судов морского флота обеспечения старше 25 лет составляет 57 процентов, в то время как доля судов речного флота старше 25 лет - 92 процента.
Численность судов речного технического флота по состоянию на 2023 год составляет 1461.
В структуре судов технического флота преобладают плавучие краны, доля которых составляет 64 процента (941 судно) , земснаряды - 25 процентов (372 судна) и плавучие доки - 10 процентов (148 судов) .
Российский технический флот характеризуется высоким уровнем износа. В составе российского технического флота преобладают речные суда, возраст большинства из которых превышает 35 лет. Доля судов морского флота обеспечения старше 35 лет составляет 70 процентов, доля судов речного флота старше 35 лет - 74 процента.
По состоянию на 2023 год российский ледокольный флот состоял из 45 ледоколов, из них 37 (84 процента) - дизель-электрические и 8 (16 процентов) - атомные ледоколы. Российский флот ледоколов нуждается в обновлении в связи с тем, что 43 процента судов (28 процентов по водоизмещению) старше 40 лет. Моложе 10 лет 13 процентов ледоколов (6 судов) , что составляет 30 процентов общего водоизмещения ледоколов.
Расчет обеспеченности российскими судами сделан путем деления объема грузовой базы (в миллионах тонн) , имеющегося в 2024 году, на объем грузовой базы, который можно вывезти с помощью имеющегося в наличии количества судов флота с учетом простоев и среднего плеча перевозки. Расчетная обеспеченность российскими судами приведена в приложении № 1.
Можно сделать вывод, что потребность в судах рыбопромыслового флота, пассажирских и грузо-пассажирских судах удовлетворена, но следует принять во внимание, что средний возраст судов данных классов значительно превышает 40 лет и приближается к возрасту списания.
Диаграмма "Динамика строительства флота в Российской Федерации" согласно приложению № 2 подчеркивает ключевой вызов в судостроении: большинство судов было построено в 1970 - 1980-е годы, что означает в дальнейшем их массовое списание, которое повлечет резкое снижение обеспеченности судами российского флота на фоне роста грузовой базы.
Анализируя представленные данные, можно сделать вывод, что текущи