Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2019 г. № 377
МОСКВА
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 390, от 31.03.2021 № 518, от 11.09.2021 № 1539, от 22.10.2021 № 1814, от 09.12.2022 № 2272, от 17.01.2024 № 13, от 23.12.2024 № 1866, от 15.05.2025 № 656)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (далее - Программа) .
2. Прекратить досрочно реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 301 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы".
3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
разместить Программу на своем официальном сайте и на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
абзац: (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 390)
абзац; (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 390)
абзац. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 390)
4. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 29 марта 2019 г. № 377 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 22 октября 2021 г. № 1814)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"Научно-технологическое развитие Российской Федерации"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 09.12.2022 № 2272, от 23.12.2024 № 1866, от 15.05.2025 № 656)
I. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"
(Раздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2025 № 656)
Государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
Документы государственного стратегического планирования Российской Федерации определяют ключевую роль науки и технологий в парировании больших вызовов, долгосрочном позиционировании страны в группе мировых лидеров, в решении отраслевых, национальных и глобальных проблем, прогнозировании происходящих в мире трансформаций, своевременном распознавании новых угроз, перспектив и "окон возможностей".
1. Оценка текущего уровня научно-технологического развития
Текущее состояние национального научно-технологического комплекса характеризуется как наличием значительных заделов, так и набором неразрешенных проблем, препятствующих долгосрочному устойчивому развитию страны, достижению технологического лидерства Российской Федерации, обеспечению ее присутствия в числе ведущих стран - глобальных научно-технологических лидеров.
В настоящее время высокий темп освоения новых знаний и создания наукоемкой продукции на собственной технологической основе является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность национальных экономик и эффективность национальных стратегий безопасности.
Российская наука служит основой суверенного развития государства, создавая необходимые предпосылки и условия для обоснованного, сбалансированного и эффективного решения всего комплекса стоящих перед Российской Федерацией социальных, экономических, культурных и иных задач, обеспечения безопасности страны и ее значимого вклада в интеллектуальное достояние человечества. В этой связи Программа направлена на преодоление существующих негативных тенденций, определенных Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" (далее - Стратегия) , и позволяет обеспечить:
согласование приоритетов научно-технологического развития и инструментов его поддержки на национальном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях;
повышение восприимчивости экономики к технологическим инновациям, усиление взаимодействия реального сектора экономики с сектором научных исследований и разработок, а также единство инновационного цикла проведения научных исследований, создания разработок и коммерциализации технологий;
гармонизацию научно-технологического и образовательного потенциалов регионов России;
комплексный учет текущих и будущих запросов российской экономики и общества, отвечающих национальным интересам Российской Федерации.
Для повышения конкурентоспособности и востребованности продукции отечественного высокотехнологичного комплекса необходимо повысить восприимчивость экономики и общества к инновациям, создать условия для развития наукоемкого бизнеса. Инструментом укрепления позиций страны в инновационной сфере станут меры по обеспечению эффективного перехода результатов исследований и разработок на более высокий уровень технологической готовности, в том числе посредством разработки и организации производства инновационной продукции.
Проблема низкой эффективности научно-технологического сектора должна решаться в том числе за счет усиления внимания к передовым направлениям исследований (при планировании, приоритизации, поддержке исследований и разработок, практическом использовании полученных научных результатов) , снижения административных барьеров и создания благоприятных условий для осуществления субъектами хозяйствования реального сектора экономики инвестиционных вложений в научные исследования и разработки.
В целях повышения эффективности научных исследований и экспериментальных разработок формируется единая государственная система управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью, обеспечивающая замкнутый цикл принятия решений в сфере развития науки, технологий и инноваций, ключевыми этапами которого являются планирование, реализация, оценка эффективности и принятие решений о начале (продолжении или завершении) проведения научных исследований и (или) экспериментальных разработок.
Формирование единой государственной системы управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью позволит создать механизм для осуществления прорывного научно-технологического развития Российской Федерации, формирования единого подхода к управлению научными исследованиями и экспериментальными разработками по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, кооперации государства, науки и высокотехнологичного бизнеса и обеспечения реализации полного инновационного цикла - от получения новых знаний до создания высокотехнологичной продукции.
2. Описание приоритетов и целей государственной научно-технологической политики
Цели, задачи, приоритеты и основные меры государственной политики в сфере реализации Программы определены Стратегией. Целями научно-технологического развития Российской Федерации являются обеспечение независимости и конкурентоспособности государства, достижение национальных целей развития и реализации стратегических национальных приоритетов путем создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. Эта установка подтверждена в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (далее - Стратегия национальной безопасности) , в которой научно-технологическое развитие обозначено в качестве одного из 9 стратегических национальных приоритетов и ключевого фактора повышения конкурентоспособности и обеспечения национальной безопасности.
Программа является важнейшим инструментом реализации Стратегии, достижения национальных целей развития страны, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" и других стратегических документах государственной политики, а также противодействия угрозам, определенным в Стратегии национальной безопасности, за счет концентрации усилий и ресурсов на национальном приоритете - научно-технологическом развитии.
В рамках Программы помимо научно-технологической составляющей обеспечиваются комплексная реализация государственной политики в сфере высшего образования, ориентированной на его развитие во всех регионах Российской Федерации, рост вклада в научно-технологическое развитие страны и эффективное воспроизводство кадров для науки и социальной сферы, отраслей экономики и регионов.
Система приоритетов Программы определяется направлениями, позволяющими получить значимые для развития страны научные и научно-технические результаты, создать отечественные наукоемкие технологии во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 г. № 529 "Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий" и обеспечить ответ на большие вызовы, определенные Стратегией.
Программа обеспечивает реализацию основополагающих принципов государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации, установленных Стратегией, а также эволюцию и (или) детализацию приоритетов этого развития в последние годы, в том числе:
неразрывную взаимосвязь между научно-образовательным, научно-технологическим, промышленным потенциалом страны и взаимозависимость их развития;
сосредоточение интеллектуальных, финансовых, организационных и инфраструктурных ресурсов на поддержке научных, научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла, необходимых для ответа на большие вызовы и обеспечивающих независимость и конкурентоспособность государства;
государственную и общественную поддержку фундаментальных и поисковых научных исследований как инструмента долгосрочного развития страны;
повышение ответственности ученых и исследовательских коллективов за достижение результатов, значимых для обеспечения независимости и конкурентоспособности государства, при сохранении ими возможности выбирать и сочетать направления, формы взаимодействия, методы решения исследовательских и технологических задач;
использование публичных механизмов, обеспечивающих доступ наиболее результативных исследовательских коллективов, других субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности к государственным инфраструктурным, финансовым и нефинансовым ресурсам на основании независимой научной (научно-технической) экспертизы.
3. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере научно-технологического развития Российской Федерации
Система задач Программы определяется необходимостью достижения следующих ее целей:
развитие интеллектуального потенциала нации;
научно-техническое и интеллектуальное обеспечение структурных изменений в экономике;
эффективная организация и технологическое обновление научной, научно-технической и инновационной (высокотехнологичной) деятельности.
С учетом приоритетов и необходимости достижения целей Программы необходимо решить следующие задачи государственного управления в сфере исследований и разработок гражданского назначения:
создание условий для развития талантов и профессионального роста научных, инженерных и предпринимательских кадров, повышение престижа профессии ученого и инженера;
модернизация системы высшего образования и создание условий для повышения ее глобальной конкурентоспособности и экспортного потенциала;
обеспечение получения фундаментальных знаний, необходимых для ответа на существующие и новые большие вызовы;
сокращение потерь и инвестиционных рисков в экономике, обеспечение прослеживаемости всех стадий "жизненного цикла" знаний, получаемых в процессе научных исследований, формирование сквозной и сбалансированной поддержки разработки технологий в зависимости от уровня их готовности;
поддержка инициатив исследователей, предпринимателей и общества и создание эффективной системы трансфера и оборота прав на результаты исследований и разработок, создание условий для развития наукоемкого предпринимательства;
формирование механизмов привлечения средств частных организаций и организаций с государственным участием для реализации научных, научно-технических проектов на базе ведущих научных организаций и образовательных организаций высшего образования;
развитие инструментов эффективного взаимодействия главных распорядителей бюджетных средств при планировании расходов федерального бюджета на осуществление научных исследований и разработок гражданского назначения, в том числе с учетом востребованности планируемых результатов таких исследований и разработок;
формирование механизмов финансирования важнейших инновационных проектов государственного значения, федеральных научно-технических программ, научных, научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла;
поддержка мероприятий, направленных на использование отечественных научных и (или) научно-технических результатов для выпуска новой высокотехнологичной продукции на территории Российской Федерации, а также для модернизации и дальнейшего развития отраслей экономики;
устранение дефицита и обеспечение беспрепятственного доступа к инфраструктуре и информационному обеспечению научной, научно-технической и инновационной (высокотехнологичной) деятельности за счет ее опережающего развития с учетом прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного Правительством Российской Федерации;
формирование и реализация национальных и международных инфраструктурных проектов класса "мегасайенс", создающих в том числе условия для концентрации научного, научно-технического и инновационного потенциала;
комплексное решение задач ускоренного развития генетических технологий, в том числе технологий генетического редактирования, и создание научно-технологических заделов для медицины, сельского хозяйства и промышленности, а также совершенствование мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций биологического характера и контроля в этой области;
обеспечение эффективной и взаимовыгодной интеграции в международное научное, научно-технологическое и экономическое пространство, позволяющей защитить национальные интересы Российской Федерации и сохранить идентичность российской науки;
развитие сетевого взаимодействия, устранение барьеров и создание условий для многостороннего финансирования и инвестиций в научные, научно-технические и высокотехнологичные проекты, включая государственно-частное партнерство, и для формирования института квалифицированного заказчика на основе принципов партнерства государства, промышленности, науки и высшего образования;
создание эффективной открытой системы организации исследований и разработок, которая позволит обеспечить единое научно-технологическое пространство, ориентированное на решение государственных задач и удовлетворение потребностей экономики и общества, направленное на существенное сокращение издержек, эффективное взаимодействие и прозрачное финансирование субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности, эффективность системы, обеспечивающей правовую охрану и оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности, устранение архаичных форм отчетности за счет полного перехода на цифровые технологии;
вовлечение научных и образовательных организаций, малых технологических компаний в технологическое обновление отраслей экономики и в создание новых рынков товаров и услуг во взаимодействии с крупными компаниями и органами государственной власти Российской Федерации.
Реализация Программы должна изменить роль науки и технологий в развитии общества, экономики и государства.
Конкурентоспособность научно-технологического комплекса определяется не только наличием системных механизмов и инструментов государственной поддержки исследований и разработок, но и качеством системы его организации, которая должна соответствовать глобальным изменениям, обусловленным в первую очередь развитием цифровых технологий.
Способом эффективного решения задач Программы является реализация комплекса мер по следующим направлениям:
переход к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции, основанным на применении интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем, новых материалов и химических соединений, результатов обработки больших объемов данных, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта;
переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников энергии, способов ее передачи и хранения;
переход к персонализированной, предиктивной и профилактической медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных) и использования генетических данных и технологий;
переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработка и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективная переработка сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания;
противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и экстремистской идеологии, деструктивному иностранному информационно-психологическому воздействию, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства, укрепление обороноспособности и национальной безопасности страны в условиях роста гибридных угроз;
повышение уровня связанности территории Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики;
возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом возрастающей актуальности синтетических научных дисциплин, созданных на стыке психологии, социологии, политологии, истории и научных исследований, связанных с этическими аспектами научно-технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений;
объективная оценка выбросов и поглощения климатически активных веществ, снижение их негативного воздействия на окружающую среду и климат, повышение возможности качественной адаптации экосистем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям;
формирование эффективной системы взаимодействия науки, технологий и производства, обеспечивающей повышение восприимчивости экономики и общества к новым технологиям, создающей условия для развития