Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2019 г. № 377
МОСКВА
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 390, от 31.03.2021 № 518, от 11.09.2021 № 1539, от 22.10.2021 № 1814, от 09.12.2022 № 2272, от 17.01.2024 № 13)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (далее - Программа) .
2. Прекратить досрочно реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 301 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы".
3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
разместить Программу на своем официальном сайте и на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
абзац: (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 390)
абзац; (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 390)
абзац. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 390)
4. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 29 марта 2019 г. № 377 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 22 октября 2021 г. № 1814)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"Научно-технологическое развитие Российской Федерации"
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2022 № 2272)
I. Приоритеты и цели государственной политики в сфере государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"
Государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
Стратегические документы государственной политики Российской Федерации определяют ключевую роль науки и технологий в парировании больших вызовов, долгосрочном позиционировании страны в группе мировых лидеров, в решении отраслевых, национальных и глобальных проблем, прогнозировании происходящих в мире трансформаций, своевременном распознавании новых угроз, перспектив, "окон возможностей".
1. Оценка текущего уровня научно-технологического развития
Текущее состояние национального научно-технологического комплекса характеризуется как наличием значительных заделов, так и набором неразрешенных проблем, препятствующих долгосрочному устойчивому развитию страны, обеспечению ее присутствия в числе ведущих стран - глобальных научно-технологических лидеров.
В настоящее время Российская Федерация удерживает 6-ю позицию в рейтинге по численности исследователей в эквиваленте полной занятости, уступая Китайской Народной Республике, Соединенным Штатам Америки, Японии, Федеративной Республики Германия и Республике Корея. При этом позиции Российской Федерации по показателю насыщенности экономики высококвалифицированными кадрами довольно скромны - только 30-е место (по численности исследователей в эквиваленте полной занятости в расчете на 10 тыс. занятых в экономике) . Кроме того, за последние годы так и не удалось добиться изменения деформации возрастной структуры научных кадров - возобновилась тенденция к снижению численности исследователей в возрасте до 29 лет в общей численности исследователей (до 16, 8 процента в 2019 году) , остается устойчивой численность ученых старших возрастных групп в возрасте 60 лет и более в общей численности ученых (около 25 процентов) .
Концентрация усилий государства и скоординированная поддержка фундаментальных научных исследований привели к тому, что начиная с 2013 года наблюдается существенный рост числа публикаций российских авторов, индексируемых в одной из наиболее авторитетных международных баз научного цитирования Web of Science Core Collection (далее - база научного цитирования) . При этом учитываются 3 типа документов, индексируемых в базе научного цитирования, - научные статьи, обзоры и доклады на конференциях. Расчеты приведены по данным электронного аналитического ресурса InCites на основе материалов базы научного цитирования, проиндексированных по состоянию на 31 мая 2021 г. В 2012 году число таких документов составило 40, 8 тыс. единиц, а в 2020 году достигло 76, 8 тыс. единиц. В результате удельный вес Российской Федерации в общемировом числе публикаций, индексируемых в базе научного цитирования, увеличился с 2, 05 процента в 2012 году до 2, 9 процента в 2020 году. В 2012 - 2020 годах Российская Федерация занимала незначительные позиции в рейтинге стран по числу публикаций, индексируемых в базе научного цитирования. Российская Федерация переместилась в указанном рейтинге с 12-го места в 2017 - 2019 годах на 14-е место в 2020 году. У находящейся на 10-м месте Австралии в 2020 году было 100, 6 тыс. публикаций (3, 8 процента всех публикаций мира) , а у Китайской Народной Республики и Соединенных Штатов Америки - 590, 7 тыс. единиц и 578, 2 тыс. единиц соответственно (22, 3 процента и 21, 8 процента всех публикаций мира соответственно) .
Позитивной тенденцией последних лет является неуклонный рост технической вооруженности сектора исследований и разработок. В 2019 году стоимость машин и оборудования в расчете на 1 исследователя достигла 3, 4 млн. рублей, увеличившись за 2017 - 2019 годы на 31, 9 процента (в постоянных ценах) . Такой показатель рассчитан по дефлятору валового накопления основного капитала. Рост был обусловлен в том числе принятием федерального проекта "Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации" и реализацией мероприятий по обновлению материально-технического оснащения (приборной базы) .
Российская Федерация, входящая в группу мировых лидеров по общему объему внутренних затрат на исследования и разработки, резко отстает по доле внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (Российская Федерация - 1, 04 процента в 2019 году и 1, 1 процента в 2020 году, Республика Корея - 4, 64 процента, Соединенные Штаты Америки - 3, 07 процента, Китайская Народная Республика - 2, 23 процента, Япония - 3, 24 процента, Федеративная Республика Германия - 3, 18 процента) . Более половины внутренних затрат на исследования и разработки в Российской Федерации финансируется за счет средств федерального бюджета (53, 1 процента в 2019 году) , и менее трети внутренних затрат на исследования и разработки в Российской Федерации финансируется за счет средств предпринимательского сектора (30, 2 процента в 2019 году) . С учетом негативных для экономики эффектов распространения новой коронавирусной инфекции дальнейшее снижение доли средств бизнеса в финансировании отечественной науки представляется сегодня наиболее вероятным развитием событий. Важной задачей в этих условиях является ориентация сектора исследований и разработок на потребности инновационного бизнеса. Это предполагает последовательное расширение применения модели "квалифицированного заказчика", предусмотренной Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" (далее - Стратегия научно-технологического развития) . Приведенные показатели затрат на исследования и разработки в Российской Федерации указывают на низкую востребованность отечественного сектора исследования и разработок со стороны других секторов экономики при разработке новых (отечественных) технологий (продуктов, систем и материалов) , с одной стороны, и недостаточную эффективность усилий государства по трансформации отечественного сектора исследования и разработок путем оказания административной и финансовой поддержки соответствующих видов деятельности, совершенствования управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, с другой стороны.
Нормативная размытость процесса проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, отсутствие нормативно закрепленных этапов их проведения с описанием типов возможных результатов исходя из уровня готовности технологии приводят к низкому уровню использования права на получение налоговых льгот в отношении расходов на исследования и разработки. Общий объем предоставленных налоговых льгот в отношении исследований и разработок по налогу на прибыль составляет 1, 2 процента величины внутренних затрат на исследования и разработки субъектов хозяйствования, осуществляющих проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, по налогу на добавленную стоимость - 14, 3 процента величины внутренних затрат на исследования и разработки субъектов хозяйствования, осуществляющих проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Существующая разница техники учета и отражения затрат в бухгалтерском, налоговом и статистическом учете и отчетности, а также размытость нормативных определений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ приводят к необходимости нести значительные финансовые и административные издержки для правильного отражения затрат на исследования и разработки в организациях реального сектора экономики. Также необходимо совершенствование порядка администрирования налоговых преференций, предоставляемых в отношении расходов на исследования и разработки.
Стимулирование инновационной деятельности субъектов хозяйствования реального сектора экономики (в том числе его инвестиций в исследования и разработки) при доминировании государства в финансировании науки не привело к значимым результатам. Разрозненность мер государственной поддержки прикладных научных исследований и разработок (в том числе между отдельными ведомствами) , распределенных по 32 государственным программам, неопределенность эффектов и взаимного влияния этих мер являются одной из причин наблюдаемого снижения патентной активности российских заявителей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации. Решение задачи повышения патентной активности носило затруднительный характер в связи с наличием требования к повышению публикационной активности научных и образовательных организаций. Для преодоления указанных трудностей в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, состоявшегося 8 февраля 2021 г., меры по поддержке всех научных исследований и разработок гражданского назначения и их финансовое обеспечение будут консолидированы в рамках Программы.
При высоком уровне фундаментальных исследований, значительном числе научных школ, ведущих научных центров сохраняются невосприимчивость экономики и общества к инновациям, несоответствие предложения результатов исследований и разработок спросу на них со стороны реального сектора экономики и недопустимо низкий уровень этого спроса.
Странами - лидерами по объемам экспорта продукции высокотехнологичных отраслей промышленности на мировом рынке являются Китайская Народная Республика, Федеративная Республика Германия, Республика Корея, Соединенные Штаты Америки, Республика Сингапур и Французская Республика. Российская Федерация в рейтинге по объемам экспорта продукции высокотехнологичных отраслей промышленности по состоянию на 2018 год располагалась на 29 месте с объемом экспорта высокотехнологичной продукции в 10 млрд. долларов США. Для повышения места Российской Федерации в рейтинге стран - экспортеров продукции высокотехнологичных отраслей промышленности необходимо повысить восприимчивость экономики и общества к инновациям, создать условия для развития наукоемкого бизнеса. Инструментом укрепления позиций страны в инновационной сфере станут меры по обеспечению эффективного перехода результатов исследований и разработок на более высокий уровень технологической готовности, в том числе посредством разработки и организации производства инновационной продукции.
К позитивным сдвигам последних лет в результативности исследований и разработок в Российской Федерации можно отнести:
внутренние затраты на исследования и разработки в области медицинских наук, которые в 2019 году составили 45, 5 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2018 годом на 6, 3 процента (в постоянных ценах) . Число публикаций российских авторов по медицинским наукам в научных изданиях, индексируемых в базе научного цитирования, в 2020 году достигло 7577 единиц, что составило 0, 94 процента общемирового массива публикаций. В части научной инфраструктуры была создана сеть национальных медицинских исследовательских центров (в 2019 году действовали 24 центра) . Национальными медицинскими исследовательскими центрами получены 352 патента на инновационные методы и средства профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации научные и образовательные организации в 2019 году в рамках государственного задания на научные исследования и разработки разработали 15 новых диагностических тест-систем, 6 лекарственных средств, доведенных до стадии клинических исследований, и получили 624 патента. Доля модернизированных лабораторий, соответствующих требованиям надлежащей лабораторной практики, в общей численности лабораторий составила 21, 8 процента (нарастающим итогом с 2013 года) ;
объем внутренних затрат на исследования и разработки в сфере сельскохозяйственных наук, который в 2019 году вырос на 6, 5 процента (в постоянных ценах) по сравнению с предыдущим годом и составил 19 млрд. рублей. Численность исследователей, наоборот, сократилась на 1, 2 процента до 9459 человек. Число публикаций российских авторов по сельскохозяйственным наукам в научных изданиях, индексируемых в базе научного цитирования, в 2020 году достигло 1924 публикаций, что составило 1, 65 процента общемирового массива публикаций.
Тем не менее, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, поддержка этих социально-ориентированных областей исследований и разработок, прямо связанных с потребностями и интересами общества, остается неудовлетворительной, а ее масштабы заметно ниже, чем во многих развитых и быстро развивающихся экономиках.
Индикатором позитивных сдвигов в технологическом развитии промышленности может служить превышение целевого значения внутренних затрат на исследования и разработки государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", за счет внебюджетных источников. В 2020 году фактическое соотношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки в рамках указанной государственной программы составило 49, 2 процента при плановом значении 47, 9 процента. В результате реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в гражданских отраслях промышленности было создано 729 высокопроизводительных рабочих мест при плановом значении 686 высокопроизводительных рабочих мест, а объем продаж высокотехнологичной продукции составил 73, 1 млрд. рублей (плановое значение - 65, 3 млрд. рублей) .
В авиационной промышленности объем внутренних затрат на исследования и разработки в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 303 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности", в 2019 году превысил плановое значение на 42, 5 процента и составил 10, 4 млрд. рублей. Число патентов (свидетельств) на объекты интеллектуальной собственности, полученных научными организациями отрасли, в расчете на 1 исследователя превысил плановое значение в 1, 5 раза.
В рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 304 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений", количество патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений отрасли, в 2020 году достигло плановых значений. Фондовооруженность работников научных и проектных организаций судостроения по сравнению с 2013 годом выросла в 1, 8 раза, а производительность их труда - в 1, 5 раза.
В электронной и радиоэлектронной промышленности объем внутренних затрат на исследования и разработки на производство электронного оборудования, его компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи, офисного оборудования составил 34, 1 млрд. рублей (рост на 3 процента по сравнению с 2018 годом) . Число публикаций российских авторов в научных изданиях, индексируемых в базе научного цитирования, по тематикам "Электроника", "Электронная техника", "Информационные технологии" в 2020 году составило 3125, а их удельный вес в общемировом числе публикаций составил 1, 69 процента.
Объем внутренних затрат на исследования и разработки по научным тематикам "Энергоэффективность", "Энергосбережение", "Ядерная энергетика" составил в 2019 году 110, 37 млрд. рублей.
Проблема низкой эффективности научно-технологического сектора должна решаться в том числе за счет усиления внимания к передовым направлениям исследований (при планировании, приоритизации, поддержке исследований и разработок, практическом использовании полученных научных результатов) , снижения административных барьеров и создания благоприятных условий для осуществления субъектами хозяйствования реального сектора экономики инвестиционных вложений в научные исследования и разработки.
В целях повышения эффективности научных исследований и экспериментальных разработок формируется единая государственная система управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью, обеспечивающая замкнутый цикл принятия решений в сфере развития науки, технологий и инноваций, ключевыми этапами которого являются планирование, реализация, оценка эффективности и принятие решений о начале (продолжении) проведения научных исследований и (или) экспериментальных разработок.
Формирование единой государственной системы управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью позволит создать механизм для осуществления прорывного научно-технологического развития Российской Федерации, формирования единого подхода к управлению научными исследованиями и экспериментальными разработками по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, кооперации государства, науки и высокотехнологичного бизнеса и обеспечения реализации полного инновационного цикла - от получения новых знаний до создания высокотехнологичной продукции.
Для преодоления ограничений, обусловливающих сложность администрирования расходов на исследования и разработки в реальном секторе экономики, необходима работа по синхронизации методологии и порядков ведения бухгалтерского, налогового и статистического учета и его упрощению. Это потребует изменения положений по бухгалтерскому учету, форм статистического наблюдения, донастройки кла