Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2017 г. № 1640
МОСКВА
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 01.03.2018 № 210, от 20.11.2018 № 1390, от 24.12.2018 № 1646, от 24.01.2019 № 34, от 14.03.2019 № 266, от 29.03.2019 № 380, от 18.10.2019 № 1347, от 30.11.2019 № 1569, от 27.03.2020 № 351, от 17.08.2020 № 1234, от 11.12.2020 № 2081, от 23.12.2020 № 2225, от 31.03.2021 № 512, от 24.07.2021 № 1254, от 24.12.2021 № 2462, от 24.03.2022 № 447, от 22.04.2022 № 739, от 06.05.2022 № 823, от 10.10.2022 № 1805, от 29.11.2022 № 2161, от 16.12.2022 № 2327, от 30.05.2023 № 871, от 18.09.2023 № 1522, от 22.11.2023 № 1958, от 30.11.2023 № 2030, от 01.04.2024 № 407, от 13.07.2024 № 954, от 11.11.2024 № 1522, от 13.12.2024 № 1774, от 20.12.2024 № 1838, от 25.12.2024 № 1888, от 27.12.2024 № 1946)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
2. Министерству здравоохранения Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденную настоящим постановлением, на официальном сайте Министерства, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, направленные на развитие здравоохранения, учитывать положения государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной настоящим постановлением.
4. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 17, ст. 2057) ;
пункты 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 394 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 15, ст. 2225) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2017 г. № 539 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 20, ст. 2924) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2017 г. № 964 "О внесении изменений в приложение № 9 к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 34, ст. 5288) .
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 26 декабря 2017 г. № 1640 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 29 ноября 2022 г. № 2161)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММАРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.11.2022 № 2161, от 30.05.2023 № 871, от 18.09.2023 № 1522, от 22.11.2023 № 1958, от 30.11.2023 № 2030, от 01.04.2024 № 407, от 13.07.2024 № 954, от 11.11.2024 № 1522, от 13.12.2024 № 1774, от 20.12.2024 № 1838, от 25.12.2024 № 1888, от 27.12.2024 № 1946)
I. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
(Раздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2024 № 1888)
1. Оценка текущего состояния сферы охраны здоровья граждан
Важнейшей целью государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (далее - Программа) является создание необходимых условий для сохранения здоровья населения страны.
Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.
В последние годы система здравоохранения функционирует в условиях сложной внешнеэкономической ситуации, обусловленной санкционными ограничениями и связанным с этим нарушением логистических цепочек, удорожанием продукции в совокупности с усилением инфляции, сохраняющимся влиянием новой коронавирусной инфекции COVID-19, пиковая заболеваемость которой пришлась на начало 2021 года.
Причинами, формирующими недостаточную положительную динамику в состоянии здоровья населения, являются:
недостаточная мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;
относительно высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем, потребление наркотиков, недостаточная двигательная активность и нерациональное питание) ;
высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение) ;
несвоевременное обращение за медицинской помощью;
недостаточная профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих;
несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование;
недостаточное развитие стационар-замещающих технологий;
отсутствие унификации оснащения медицинских организаций.
В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации были обозначены пути улучшения ситуации в сфере здравоохранения:
формирование культуры здорового образа жизни;
создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей;
укрепление системы первичной медико-санитарной помощи;
обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи.
Одной из важнейших характеристик реализации Программы стал рост показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении (увеличение до 73, 4 года в 2023 году) и снижение смертности населения от всех причин (до 12, 1 на 1000 человек в 2023 году) . Кроме того, опережающими темпами снижается младенческая смертность (до 4, 2 на 1000 родившихся живыми в 2023 году) .
В Российской Федерации в 2023 году в структуре смертности населения наибольшую долю составляли болезни системы кровообращения, на которые приходится 46, 2 процента всех случаев смерти, новообразования (16, 42 процента) и внешние причины смерти (8, 92 процента) .
В целях снижения летальности от болезней системы кровообращения в Программе предусмотрены мероприятия по развитию сети региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений для пациентов с острым инфарктом миокарда и острым нарушением мозгового кровообращения, мероприятия по усилению материально-технической обеспеченности кардиологической службы и обновлению маршрутизации пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Указанные меры позволили повысить качество и доступность медицинской помощи во всех регионах, что привело к увеличению количества рентгенэндоваскулярных вмешательств на сердце в лечебных целях на 49 процентов (с 216988 в 2018 году до 323328 в 2023 году) , снижению больничной летальности от инфаркта миокарда на 22, 1 процента (с 13, 1 процента в 2018 году до 10, 2 процента в 2023 году) , снижению больничной летальности от острого нарушения мозгового кровообращения на 14, 1 процента (с 19, 2 процента в 2018 году до 16, 5 процента в 2023 году) .
Кроме того, формирование новых организационных моделей диспансерного наблюдения, дополнительное обеспечение бесплатными лекарственными препаратами с 2020 года позволили снизить летальность больных с болезнями системы кровообращения среди лиц, находящихся под диспансерным наблюдением, на 31, 3 процента (с 2, 81 процента в 2020 году до 1, 93 процента в 2023 году) .
Одним из ключевых параметров Программы также является повышение удовлетворенности населения качеством оказываемой медицинской помощи. С сентября 2022 г. осуществляется мониторинг показателя "Удовлетворенность населения медицинской помощью по результатам оценки общественного мнения", который по итогам 2023 года достиг 47, 6 процента.
Реализация мероприятий Программы, направленных на совершенствование подходов к проведению профилактики и раннему выявлению злокачественных новообразований, диагностике и лечению онкологических заболеваний, а также к проведению инфраструктурных преобразований, позволила добиться снижения показателя одногодичной летальности больных со злокачественными новообразованиями на 17, 6 процента по сравнению с 2018 годом (с 22, 2 процента в 2018 году до 18, 3 процента в 2023 году) .
В целях развития экстренной медицинской помощи реализуются мероприятия Программы в том числе с учетом географических особенностей Российской Федерации, пространственной связанности населенных пунктов, наличия большого количества населенных пунктов, не имеющих регулярного транспортного сообщения, в целом низкой плотности проживающего населения и других факторов, в рамках которых осуществляется обеспечение санитарно-авиационных эвакуаций в объеме 18 тыс. ежегодно.
Благодаря реализации мероприятий в сфере развития детского здравоохранения увеличен охват профилактическими мероприятиями детей в возрасте 0 - 17 лет с 24, 8 млн. детей в 2021 году до 26, 7 млн. детей в 2023 году.
С 2019 года 37 национальными медицинскими исследовательскими центрами осуществляется организационно-методическое руководство соответствующими медицинскими организациями субъектов Российской Федерации по 34 укрупненным профилям медицинской помощи. В 2023 году национальными медицинскими исследовательскими центрами проведено более 1 тыс. выездных мероприятий в 88 субъектах Российской Федерации, из них 322 - в новых субъектах Российской Федерации. За период с 2019 по 2023 год специалистами национальных медицинских исследовательских центров Министерства здравоохранения Российской Федерации проведено более 600 тыс. телемедицинских консультаций и консилиумов по сложным клиническим случаям для специалистов региональных медицинских организаций.
В рамках реализации мероприятий по развитию высокотехнологичной медицинской помощи увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи с 1047, 9 тыс. единиц в 2017 году до 1442, 9 тыс. единиц в 2023 году.
С целью повышения доступности медицинской реабилитации для лиц, перенесших тяжелые заболевания, и инвалидов реализуются мероприятия по оснащению региональных медицинских центров современным и качественным оборудованием. За период с 2022 по 2023 год в рамках Программы реализованы мероприятия, в результате которых оснащено более 300 региональных медицинских организаций, имеющих в своей структуре подразделения, оказывающие медицинскую помощь по медицинской реабилитации. При этом за счет средств обязательного медицинского страхования медицинская помощь по соответствующему профилю оказана свыше 2 млн. граждан Российской Федерации.
В целях обеспечения оказания паллиативной медицинской помощи в необходимом объеме неизлечимым пациентам и, как следствие, повышения качества их жизни в рамках Программы реализуются мероприятия по увеличению соответствующих коек, в том числе с увеличением уровня обеспечения больных необходимыми лекарственными препаратами. Так, за период с 2018 по 2023 год количество паллиативных коек увеличилось с 13093 до 16725 коек.
К имеющейся проблематике в области технологического развития сферы здравоохранения относится в том числе отставание в производстве инновационной медицинской продукции и медицинских технологиях по таким направлениям, как биотехнологии, регенеративная медицина, высокотехнологическое медицинское оборудование для диагностики и хирургии, экзоскелеты и бионические протезы, клеточная и генная терапия, искусственный интеллект в здравоохранении, включая системы поддержки принятия врачебных решений, и ряд других направлений.
В этой связи последовательно осуществляется приоритизация научных исследований и разработок в интересах медицины с учетом потребностей здравоохранения и технологических трендов.
В 2023 году завершена разработка отраслевого модуля медицинской науки в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, который обеспечит мониторинг и эффективное управление прикладными научными исследованиями в интересах медицины и здравоохранения, а также возможность приоритизации тематик прикладных научных исследований.
Одним из ключевых направлений развития отрасли является совершенствование кадровой политики в сфере охраны здоровья. В медицинских организациях по итогам 2023 года укомплектованность врачами составила около 86 процентов, укомплектованность средним медицинским персоналом - 87, 9 процента. Для решения задачи по обеспечению квалифицированными кадрами отрасли реализуются в том числе мероприятия по вовлечению более 1, 8 млн. специалистов в систему непрерывного образования медицинских работников.
С целью реагирования на постоянно растущие риски биологической опасности естественного и искусственного происхождения в рамках Программы реализуется комплекс мероприятий по их предупреждению, выявлению и эффективному реагированию. Указанный комплекс мероприятий в том числе направлен на развитие лабораторной и научно-производственной инфраструктуры, цифровую трансформацию мониторинга и прогноза эпидемической ситуации.
Важную роль в улучшении качества оказываемой медицинской помощи играет цифровизация здравоохранения. С введением в 2019 году сервисов в личном кабинете пациента "Мое здоровье" на официальном сайте федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) " ежегодно услугами в электронной форме пользуется не менее 30 млн. граждан.
Для повышения доступности качественной медицинской помощи в субъектах Российской Федерации развивается система телемедицинских консультаций между специалистами медицинских организаций различного уровня. С 2025 года запланировано расширение внедрения телемедицинских технологий, в том числе обеспечение отдельных групп пациентов дистанционным мониторингом состояния здоровья, что особенно важно для удаленных, труднодоступных районов страны и для сельской местности.
Кроме того, с внедрением федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов в рамках Программы обеспечивается проведение мероприятий по проверке соблюдения субъектами обращения лекарственных препаратов установленных требований в целях предотвращения поступления в оборот фальсифицированных и контрафактных лекарственных препаратов, а также их изъятия из оборота в автоматизированном режиме. Так, в 2023 году приняты решения по блокировке 60 торговых наименований 449 серий недоброкачественных лекарственных препаратов.
С 2022 года с вхождением в состав Российской Федерации Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области осуществляется активная интеграция указанных субъектов Российской Федерации в отечественную систему здравоохранения.
В 2022 - 2023 годах в новых субъектах Российской Федерации были проведены углубленные профилактические медицинские осмотры более 337, 8 тыс. детей, а также профилактические медицинские осмотры и диспансеризация 1, 6 млн. взрослых жителей. Кроме того, во всех новых субъектах Российской Федерации внедрен расширенный неонатальный скрининг, более 63 процентов всех новорожденных охвачены диагностикой на более чем 40 врожденных и наследственных заболеваний.
Вместе с тем в настоящее время сохраняется потребность в дальнейшем строительстве (реконструкции) объектов здравоохранения, в том числе детских больниц (корпусов) , а также в оснащении (переоснащении) современным медицинским оборудованием региональных медицинских организаций (учреждений) ввиду постепенного износа их материально-технической базы.
Для улучшения показателей состояния здоровья граждан необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая реабилитацию) , эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, внедрение современных высокотехнологичных информационных систем.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
Дальнейшее развитие сферы охраны здоровья граждан помимо необходимости решения существующих проблем связано с рядом общемировых тенденций. В связи с этим структура Программы должна охватывать как направления, обеспечивающие достижение национальных целей в сфере охраны здоровья (решение первоочередных проблем смертности и заболеваемости) , так и направления, обеспечивающие прорыв отечественной системы здравоохранения в соответствии с общемировыми тенденциями.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определены в следующих документах:
Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года";
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", целями государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала являются устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" определена национальная цель развития Российской Федерации на период до 2036 года - "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи".
Исходя из указанных приоритетов сформулированы следующие основные цели Программы:
цель 1 - повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году и до 81 года к 2036 году, в том числе опережающий рост показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни;
цель 2 - снижение смертности населения от всех причин до 11, 5 случая на 1000 человек к 2030 году;
цель 3 - повышение удовлетворенности населения медицинской помощью до 55 процентов к 2030 году.
В состав показателей Программы также включены показатели Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и н