О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2017 г. № 681
МОСКВА
О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
Одобрить представленный Министерством внутренних дел Российской Федерации согласованный с Министерством иностранных дел Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и предварительно проработанный с государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества проект Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму (прилагается) .
Представить Президенту Российской Федерации предложение о подписании указанной Конвенции.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
Проект
КОНВЕНЦИЯШ анхайской организации сотрудничествапо противодействию экстремизму
Государства - члены Шанхайской организации сотрудничества,
будучи глубоко обеспокоенными эскалацией проявлений экстремизма как серьезной питательной среды терроризма, который представляет угрозу миру и безопасности, территориальной целостности государств, развитию дружественных отношений между ними, а также обеспечению прав и свобод человека,
руководствуясь целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций и Хартии Шанхайской организации сотрудничества от 7 июня 2002 г.,
развивая положения Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г., Концепции сотрудничества государств - членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 5 июля 2005 г., а также Глобальной контртеррористической стратегии ООН, соответствующих контртеррористических резолюций Совета Безопасности ООН, универсальных контртеррористических конвенций и протоколов,
решительно осуждая идеологию и практику экстремизма в любых его формах и проявлениях и подтверждая недопустимость публичных призывов и подстрекательства к экстремизму,
признавая, что деяния, охватываемые настоящей Конвенцией, ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы, а лица, виновные в совершении таких деяний, должны быть привлечены к ответственности,
учитывая масштаб и характер опасных для населения и государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, а также мирового сообщества экстремистских актов и важность углубления сотрудничества в этой сфере,
понимая необходимость наращивания усилий по противодействию экстремизму и вновь подтверждая, что все соответствующие меры должны приниматься при соблюдении верховенства права, основных прав и свобод человека, а также принципов и норм международного права,
особо подчеркивая недопустимость нарушения принципов суверенитета и равноправия государств, а также использования экстремизма, являющегося серьезной питательной средой терроризма, в качестве инструмента реализации политических и геополитических целей,
признавая, что определяющая роль в противодействии экстремизму и в любом международном сотрудничестве на этом направлении принадлежит государствам и их компетентным органам,
осознавая, что только совместными усилиями в рамках партнерского взаимодействия международное сообщество может добиться эффективного противодействия экстремизму, прежде всего его опасным проявлениям,
договорились о нижеследующем:
Статья 1
Настоящая Конвенция заключается с целью повышения эффективности сотрудничества Сторон по противодействию экстремизму.
Статья 2
1. Для целей настоящей Конвенции используемые в ней термины и понятия означают:
1) "Сторона" - государство - участник настоящей Конвенции;
2) "экстремизм" - идеология и практика, направленные на разрешение политических, социальных, расовых, национальных и религиозных конфликтов путем насильственных и иных антиконституционных действий;
3) "экстремистский акт":
деяния, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г.;
организация вооруженного мятежа и участие в нем в экстремистских целях;
создание, руководство и участие в экстремистской организации;
разжигание политической, социальной, расовой, национальной и религиозной вражды или розни;
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его политической, социальной, расовой, национальной и религиозной принадлежности;
публичные призывы к осуществлению указанных деяний;
массовое изготовление, хранение и распространение экстремистских материалов в целях пропаганды экстремизма;
4) "финансирование экстремизма" - умышленные сбор и (или) предоставление средств либо оказание финансовых услуг в целях финансирования деятельности по организации, подготовке и совершению хотя бы одного из деяний, охватываемых настоящей Конвенцией, либо обеспечения деятельности экстремистской организации;
5) "экстремистские материалы" - предназначенная для распространения информация на любых носителях, содержащая идеологию экстремизма либо призывающая, обосновывающая или оправдывающая необходимость осуществления экстремистского акта;
6) "экстремистская организация":
организованная группа, преследующая цель совершения преступлений, охватываемых настоящей Конвенцией;
общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным национальным законодательством Сторон, принято вступившее в законную силу решение о ликвидации и (или) запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;
7) "юридическое лицо" - организация, которая создана и (или) осуществляет деятельность в порядке, установленном национальным законодательством Сторон;
8) "деяния, охватываемые настоящей Конвенцией" - совершенные по мотивам политической, социальной, расовой, национальной и религиозной вражды или розни деяния (действие или бездействие) , влекущие уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность;
9) "противодействие экстремизму" - деятельность Сторон, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечение территориальной целостности и национальной безопасности от экстремизма, предупреждение, выявление и пресечение экстремизма и ликвидацию его последствий, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих его осуществлению.
2. Настоящая статья не наносит ущерба какому-либо международному договору или национальному законодательству любой из Сторон, которые содержат или могут содержать положение о более широком применении терминов и понятий, используемых в настоящей статье.
Статья 3
Стороны осуществляют свои права и обязательства согласно настоящей Конвенции в соответствии с принципами суверенного равенства, территориальной целостности государств и невмешательства во внутренние дела других государств.
Статья 4
1. Настоящая Конвенция применяется для взаимодействия Сторон в сфере противодействия экстремизму.
2. Сотрудничество, предусмотренное настоящей Конвенцией в сфере правовой помощи и выдачи, осуществляется, когда преступления, охватываемые настоящей Конвенцией, затрагивают юрисдикцию более чем одной Стороны.
Статья 5
1. Стороны принимают необходимые меры для того, чтобы установить свою юрисдикцию в отношении преступлений, охватываемых настоящей Конвенцией, если:
1) преступление совершено на территории этой Стороны;
2) преступление совершено на борту морского судна под флагом этой Стороны или на борту воздушного судна, зарегистрированного в соответствии с законами этой Стороны;
3) преступление совершено гражданином этой Стороны.
2. Каждая Сторона может также установить свою юрисдикцию в отношении преступлений, охватываемых настоящей Конвенцией, если:
1) преступление совершено в отношении гражданина этой Стороны;
2) преступление совершено в отношении имущества этой Стороны за рубежом, включая помещения дипломатических представительств и консульских учреждений;
3) преступление совершено с целью принудить эту Сторону к совершению или отказу от совершения каких-либо действий;
4) преступление совершено лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории этой Стороны;
5) преступление совершено на борту морского или воздушного судна, эксплуатируемого этой Стороной.
3. Каждая Сторона принимает такие меры, которые могут потребоваться для установления своей юрисдикции в отношении преступлений, охватываемых настоящей Конвенцией, в случае, если предполагаемый преступник находится на ее территории и она не выдает его той или иной Стороне.
4. Настоящая Конвенция не исключает осуществления любой уголовной юрисдикции в соответствии с национальным законодательством Стороны.
5. Если более чем одна Сторона претендует на юрисдикцию в отношении преступления, охватываемого настоящей Конвенцией, соответствующие Стороны при необходимости проводят консультации.
Статья 6
1. Сотрудничество, предусмотренное настоящей Конвенцией, осуществляется определяемыми каждой из Сторон компетентными органами.
2. При сдаче документа о ратификации настоящей Конвенции или уведомления о присоединении к ней Сторона предоставляет депозитарию перечень своих компетентных органов, ответственных за выполнение настоящей Конвенции, который депозитарий препровождает другим Сторонам. Стороны незамедлительно сообщают депозитарию обо всех изменениях в перечне своих компетентных органов, о чем депозитарий уведомляет другие Стороны.
3. Компетентные органы Сторон по вопросам, предусмотренным настоящей Конвенцией, взаимодействуют друг с другом непосредственно в пределах своих полномочий. Территориальные и иные подразделения компетентных органов Сторон в целях выполнения настоящей Конвенции могут устанавливать непосредственные контакты в порядке, определяемом компетентными органами Сторон.
4. Взаимодействие между компетентными органами Сторон осуществляется в двустороннем и многостороннем форматах на основании запроса, а также путем информирования по инициативе компетентного органа одной из Сторон.
5. В процессе взаимодействия могут быть использованы дипломатические каналы, каналы Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества или Международной организации уголовной полиции.
Статья 7
1. Стороны поощряют межрелигиозный и межкультурный диалог, охватывающий, где это необходимо, неправительственные организации и другие институты гражданского общества, при условии соблюдения национального законодательства в целях предотвращения деяний, охватываемых настоящей Конвенцией.
2. Каждая Сторона в соответствии с основополагающими принципами ее правовой системы разрабатывает и осуществляет меры на национальном уровне по противодействию экстремизму, которые могут включать:
1) совершенствование законодательства по противодействию экстремизму, периодическую оценку эффективности нормативных правовых актов в сфере противодействия экстремизму;
2) определение органа или органов, осуществляющих координацию деятельности соответствующих органов Стороны по противодействию экстремизму;
3) усиление пограничного сотрудничества Сторон по предотвращению проникновения членов экстремистских организаций на территорию государств - членов Шанхайской организации сотрудничества;
4) взаимодействие с соответствующими международными и региональными организациями в разработке и осуществлении мер по противодействию экстремизму;
5) усиление пропагандистской деятельности по противодействию экстремизму и контрпропагандистской работы против распространения экстремистской идеологии, в том числе в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
6) мониторинг средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях своевременного выявления и пресечения распространения экстремистской идеологии;
7) ограничение доступа к экстремистскому материалу, размещенному в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
8) укрепление культурных традиций, духовного, нравственного и патриотического воспитания, призванного побудить граждан осознанно противостоять экстремизму;
9) повышение профессионального уровня сотрудников компетентных и иных органов, осуществляющих противодействие экстремизму, а также финансовое, материальное и иное обеспечение деятельности этих органов и их сотрудников;
10) проведение исследований в сфере противодействия экстремизму, в том числе на международных площадках, участниками которых являются Стороны;
11) защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также при необходимости лиц, оказывающих содействие ее компетентным органам в предупреждении и пресечении преступлений, охватываемых настоящей Конвенцией.
3. Стороны в соответствии с национальным законодательством могут принимать более строгие меры по противодействию экстремизму, чем те, которые предусмотрены настоящей Конвенцией.
Статья 8
Стороны с учетом основополагающих принципов своих правовых систем принимают законодательные и иные меры по противодействию финансирования экстремизма.
Статья 9
1. Стороны с учетом основополагающих принципов своих правовых систем принимают необходимые законодательные меры для того, чтобы установить гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность за совершение следующих деяний:
1) экстремистский акт;
2) какое-либо деяние, признаваемое как преступление в одном из международных договоров в области противодействия экстремизму, участниками которых являются все Стороны;
3) финансирование экстремизма;
4) вербовка или иные способы привлечения лиц для участия в подготовке либо совершении экстремистских актов, обучение лиц в целях совершения экстремистских актов, подстрекательство, организация, планирование и пособничество совершению экстремистских актов;
5) выезд и (или) планирование, подстрекательство, подготовка других лиц к выезду за рубеж в целях совершения деяний, охватываемых настоящей Конвенцией;
6) изготовление, распространение, демонстрация символики, знаков, флагов, эмблем и атрибутики в целях пропаганды экстремизма;
7) невыполнение лицом, предоставляющим услуги по доступу к информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования уполномоченного Стороной органа об ограничении доступа к экстремистским материалам;
8) организация и (или) участие в массовых беспорядках по мотивам политической, социальной, расовой, национальной и религиозной вражды или розни.
2. Стороны могут в соответствии со своим национальным законодательством признавать в качестве уголовно наказуемого деяния соучастие, приготовление и покушение на совершение какого-либо преступления, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи.
Статья 10
1. Стороны принимают необходимые законодательные и иные меры с учетом своих правовых принципов для того, чтобы не допускать на своей территории причастности юридических лиц к деяниям, охватываемым настоящей Конвенцией.
2. Стороны принимают меры, которые могут потребоваться для установления ответственности юридических лиц за случаи их причастности хотя бы к одному из деяний, охватываемых настоящей Конвенцией.
3. При условии соблюдения правовых принципов Сторон ответственность юридических лиц может быть гражданско-правовой, административной или уголовной.
4. Установление ответственности юридических лиц не исключает уголовной ответственности физических лиц, участвующих в его деятельности, совершивших преступления, охватываемые настоящей Конвенцией.
5. Стороны обеспечивают применение мер в соответствии с национальным законодательством в отношении юридических лиц, привлекаемых к ответственности за причастность к деяниям, охватываемым настоящей Конвенцией, в частности таких, как:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) запрет на отдельные виды деятельности юридического лица;
4) приостановление деятельности юридического лица;
5) конфискация имущества юридического лица;
6) ликвидация юридического лица;
7) блокирование (замораживание) денежных средств или иного имущества юридического лица.
6. Стороны принимают законодательные меры, позволяющие признавать юридическое лицо экстремистской организацией и ликвидировать его, когда юридическим лицом осуществляется планирование, организация, подготовка и совершение деяний, охватываемых настоящей Конвенцией.
7. Положения настоящей статьи распространяются на случаи причастности к деяниям, охватываемым настоящей Конвенцией, структурных подразделений (представительств, филиалов) иностранных юридических лиц, действующих на территории Стороны.
Статья 11
1. Стороны рассматривают деяния, охватываемые настоящей Конвенцией и признанные в соответствии с национальным законодательством Стороны уголовно наказуемыми, в качестве преступлений, влекущих выдачу, а также передачу осужденных и оказание правовой помощи Стороне, в которой такое же деяние является уголовно наказуемым.
2. В случае если Сторона, которая обуславливает выдачу и (или) правовую помощь наличием договора, получает соответствующий запрос от другой Стороны, с которой она не имеет договора о выдаче и (или) правовой помощи, запрашиваемая Сторона рассматривает настоящую Конвенцию в качестве правового основания для выдачи и (или) правовой помощи в связи с преступлениями, охватываемыми настоящей Конвенцией. Выдача и (или) правовая помощь осуществляется с соблюдением условий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Стороны.
3. Стороны, не обусловливающие выдачу наличием договора, рассматривают в отношениях между собой преступления, охватываемые настоящей Конвенцией, в качестве преступлений, влекущих выдачу, с учетом условий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Стороны.
4. В случаях если применительно к вопросам выдачи и правовой помощи требуется соблюдение принципа обоюдного признания соответствующего деяния преступлением, этот принцип считается соблюденным независимо от того, включает ли законодательство запрашиваемой Стороны соответствующее деяние в ту же категорию преступлений или описывает ли оно его с помощью таких же терминов, как запрашивающая Сторона, если данное деяние, в связи с которым запрашивается правовая помощь или выдача, признано уголовно наказуемым в соответствии с национальным законодательством запрашивающей и запрашиваемой Сторон.
5. Преступления, охватываемые настоящей Конвенцией, для целей выдачи рассматриваются как совершенные на территории соответствующей Стороны независимо от места фактического совершения этих преступлений в пределах юрисдикции данной Стороны, установленной в соответствии со статьей 5 настоящей Конвенции.
6. Определение преступлений, охватываемых настоящей Конвенцией, и оснований ответственности юридических лиц, причастных к их совершению, входит в сферу национального законодательства Сторон.
7. По запросу Стороны, вынесшей приговор, или Стороны, гражданином которой является лицо, осужденное хотя бы за одно из преступлений, охватываемых настоящей Конвенцией, это лицо (с его согласия) может передаваться на основании действующих договоров или взаимной договоренно