ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 июля 2016 г. № 1506-р
МОСКВА
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2253-р, от 20.09.2019 № 2140-р, от 28.05.2020 № 1421-р)
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов" (далее - Концепция) ;
план мероприятий по реализации Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов".
2. Минтруду России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Концепции в установленной сфере деятельности.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Концепции.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 16 июля 2016 г. № 1506-р
КОНЦЕПЦИЯ создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов"
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2253-р, от 20.09.2019 № 2140-р, от 28.05.2020 № 1421-р)
I. Общие положения
Настоящая Концепция разработана в целях реализации прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в части предоставления им гарантированных мер социальной защиты, осуществления контроля за ходом, объемом и качеством предоставляемых услуг, а также предоставления услуг инвалидам и информирования инвалидов об их праве на меры социальной защиты (поддержки) .
Настоящая Концепция определяет цели и задачи создания федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов" (далее - информационная система) , ее структуру, состав информационных ресурсов, этапы создания и развития, а также основные принципы функционирования информационной системы.
Информационная система обеспечит возможность обращения в электронной форме инвалидов в федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, органы местного самоуправления, предоставляющие муниципальные услуги, и организации, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также межведомственное информационное взаимодействие указанных органов исполнительной власти путем размещения и получения сведений, содержащихся в информационных системах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет общую координацию деятельности по созданию, ведению и использованию информационной системы.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет координацию использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме и осуществляет координацию деятельности по подключению информационной системы к указанной инфраструктуре и единой системе межведомственного электронного взаимодействия. Пенсионный фонд Российской Федерации является оператором информационной системы, а также государственным заказчиком работ по ее созданию и развитию. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2253-р)
Правомочия обладателя информационной системы и обладателя прав на результаты интеллектуальной деятельности, связанные с созданием информационной системы, в том числе на программные средства федерального реестра инвалидов, от имени Российской Федерации осуществляет оператор информационной системы.
Информация, содержащаяся в информационной системе, является официальной и юридически значимой. Информационная система подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Используемые в целях настоящей Концепции понятия означают следующее:
"инвалид" - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
"информационная система" - федеральная государственная информационная система "Федеральный реестр инвалидов", функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации, в целях учета сведений об инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, а также о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты;
"пользователи информации" - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, юридические лица, индивидуальные предприниматели, инвалиды (их законные представители) , использующие информацию, размещенную в информационной системе;
"поставщики информации" - органы и организации, размещающие информацию в информационной системе;
"участники информационного взаимодействия" - оператор информационной системы, поставщики информации и пользователи информации.
II. Предпосылки создания информационной системы
Создание информационной системы осуществляется в рамках реализации статьи 51 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) , устанавливающей необходимость формирования и ведения федерального реестра инвалидов.
Информация в отношении инвалидов по отдельным показателям (образование, трудоустройство, пенсионное обеспечение, выполнение индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов и программ реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, медицинские услуги, лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, получение льгот, нуждаемость в улучшении жилищных условий и т.д.) находится в ведении различных ведомств и не доступна в оперативном и актуальном режиме.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует информационная система, содержащая актуальные сведения об инвалидах, которые могут использоваться как самими инвалидами (их законными представителями) , так и государственными органами в целях выработки государственной политики и планирования своей деятельности.
Отсутствие достоверной информации о фактической численности инвалидов, об их уровне образования, трудовой занятости и потребности в мерах социальной защиты негативно сказывается на решении задач по контролю деятельности организаций, оказывающих услуги инвалидам, а также значительно затрудняет проведение анализа социально-экономического положения инвалидов.
Не решена проблема единой персонификации инвалидов в различных ведомственных системах. Отсутствие единого эталонного источника персонифицированной учетной записи инвалида значительно усложняет задачу корреляции данных о нем из различных источников.
Для повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и организаций созданы различные информационные системы, в том числе:
информационные системы Пенсионного фонда Российской Федерации, предназначенные для обеспечения выполнения возложенных на Пенсионный фонд Российской Федерации задач (программно-технический комплекс "Федеральная база данных пенсионеров" и программно-технический комплекс "Система персонифицированного учета") ;
государственная информационная система "Единая автоматизированная вертикально интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы", предназначенная для автоматизации процесса проведения медико-социальной экспертизы;
государственная информационная система "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах", предназначенная для обеспечения выполнения задач, возложенных на Фонд социального страхования Российской Федерации;
информационные системы в сфере охраны здоровья, предназначенные для обеспечения предоставления медицинских услуг и лекарственного обеспечения (единая государственная информационная система в сфере здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации) ;
информационные системы Федеральной службы по труду и занятости, предназначенные для обеспечения предоставления выплат отдельным категориям граждан, а также регистр получателей услуг, содержащий информацию об услугах по содействию занятости населения (программное обеспечение по центральным выплатам получателям ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий; программное обеспечение по формированию и обновлению баз данных получателей федеральных компенсационных выплат; автоматизированная информационная система "Реестр получателей государственных пособий гражданам, имеющим детей"; информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий "Работа в России") ;
единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам, создание которой осуществляется в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2014 г. № 2125-р для обеспечения развития общего, профессионального и дополнительного образования.
Кроме того, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации созданы собственные информационные системы, которые также нуждаются в актуальных сведениях об инвалидах для выработки и реализации государственной региональной политики.
В реализации системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, принимают участие:
федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные полномочиями и осуществляющие функции по выработке и реализации государственной и региональной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих секторах сферы социального обеспечения инвалидов (органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, образования, культуры, опеки и попечительства, внутренних дел, физкультуры и спорта и др.) ;
государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) ;
организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, участвующие в предоставлении мер социальной защиты (поддержки) инвалидам;
иные организации, а также индивидуальные предприниматели, участвующие в предоставлении услуг инвалидам в соответствии с заключенными государственными (муниципальными) контрактами;
общественные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, в соответствии со своими учредительными документами участвующие в социальном обеспечении инвалидов.
Совершенствование процедур и методов государственного управления определяет требования к новым механизмам и инструментам организации информационных потоков в социальной сфере, соответствие которым возможно обеспечить только путем развития информационных технологий, перевода их на качественно новый уровень сбора, обработки и использования информации.
Создание информационной системы позволит решить указанные проблемы, а также обеспечит переход на качественно новый уровень функционирования ведомственных информационных систем, содержащих информацию об инвалидах.
Создаваемая информационная система позволит исключить многократные обращения инвалидов в различные инстанции, повысить качество предоставляемых инвалидам государственных и муниципальных услуг и снизить количество документов и информации, подлежащих представлению для получения таких услуг.
III. Цели и задачи создания информационной системы
Основными целями создания информационной системы являются:
персонифицированное информирование граждан об их правах на меры социальной защиты (поддержки) ;
сокращение многократных обращений инвалидов в различные инстанции;
повышение качества государственных и муниципальных услуг посредством осуществления эффективного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, организаций, подведомственных указанным органам, участвующих в предоставлении мер социальной защиты (поддержки) инвалидов, государственных внебюджетных фондов, юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, участвующих в предоставлении услуг инвалидам;
организация статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом для обеспечения заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций актуальной статистической и аналитической информацией об инвалидах.
Информационная система должна обеспечивать решение следующих задач:
формирование федерального реестра инвалидов на основе учета сведений о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях (включая потребность в медицинских услугах, лекарственном обеспечении, технических средствах реабилитации, услугах в сфере образования, сопровождении при трудоустройстве и др.) , производимых денежных выплатах инвалиду и об иных мерах социальной защиты;
отражение потребности инвалидов в обучении для прогнозирования необходимого количества мест для обучающихся с особыми образовательными потребностями в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и своевременного создания для них специальных условий для получения образования;
отражение потребности инвалидов в реабилитационных мероприятиях в части профессиональной реабилитации и профессиональной ориентации, трудовой деятельности, трудоустройства (доступные виды труда, оснащение (оборудование) специальных рабочих мест с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности и производственной адаптации) ;
создание базы данных для выработки государственной политики в отношении инвалидов, разработки документов для целей стратегического планирования на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований, разработки государственных программ, бюджетного планирования на основе детального учета потребностей инвалидов, их демографического состава и социально-экономического положения;
сокращение сроков оказания государственных и муниципальных услуг инвалидам, исполнения государственных функций, в том числе путем сокращения количества документов и информации, подлежащих представлению для получения государственных или муниципальных услуг, либо полного исключения необходимости представления инвалидом таких документов и информации;
обеспечение возможности обращения в электронной форме в органы и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги;
обеспечение доступа инвалида к сведениям о ходе реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации этого инвалида, а также программы реабилитации инвалида, инвалидность которого наступила вследствие несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний;
обеспечение доступа инвалида к сведениям о предусмотренных законодательством Российской Федерации мерах социальной защиты (поддержки) ;
обеспечение доступа инвалида к сведениям об исполнителях, ответственных за предоставление мер социальной защиты (поддержки) , сроках и условиях их предоставления, в том числе в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, а также программы реабилитации инвалида, инвалидность которого наступила вследствие несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний;
обеспечение доступа инвалида к аналитическим сведениям о социально-экономическом положении инвалидов и их демографическом составе;
обеспечение актуального информирования гражданина о его правах на получение государственных услуг и иных сервисов и возможности их получения в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) ", с возможностью направления отзыва о качестве оказанных государственных и муниципальных услуг на специализированный сайт ("Ваш контроль") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
обеспечение возможности направления в вышестоящие органы и организации инвалидом обращения в случае оспаривания действий (решений, бездействия) государственного или иного органа, организации, ответственных за предоставление мер социальной защиты (поддержки) , должностного лица, государственного или муниципального служащего либо использования иных внесудебных процедур урегулирования споров;
организация эффективного межведомственного взаимодействия, включая взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также межрегиональное взаимодействие;
предоставление контрольно-надзорным органам доступа к сведениям о нарушении прав инвалидов при оказании им государственных и муниципальных услуг с целью планирования и проведения контрольно-надзорных мероприятий;
обеспечение возможности выявления отдельных особо уязвимых категорий граждан из числа инвалидов в целях разработки в отношении них специальных мер государственной поддержки, в том числе инвалидов (детей-инвалидов) - выпускников образовательных организаций, ищущих работу впервые;
обеспечение интеграции информационной системы с порталом открытых данных Российской Федерации в части размещения агрегированных данных об инвалидах для их использования заинтересованными лицами и организациями.
IV. Основные принципы создания и функционирования информационной системы
Создание и функционирование информационной системы основывается на применении следующих принципов:
полнота, достоверность, актуальность информации об инвалидах и своевременность ее размещения в информационной системе;
использование электронной подписи в целях придания юридической значимости сведениям, размещенным в информационной системе;
однократность размещения соответствующих сведений в информационной системе для их дальнейшего использования пользователями информации;
открытость, прозрачность и общедоступность информации, содержащейся в информационной системе, равный доступ к такой информации и к информационной системе для всех инвалидов, в том числе слабовидящих лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;
использование для информационного обмена между ведомственными информационными системами инфрастр