ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 октября 2015 г. № 2193-р
МОСКВА
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 № 2883-р, от 20.04.2019 № 797-р, от 16.06.2022 № 1586-р)
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (далее - Концепция) . (В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 № 2883-р, от 20.04.2019 № 797-р)
2. Минвостокразвития России:
создать межведомственную рабочую группу по развитию приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в 3-месячный срок разработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Концепции.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, учитывать положения Концепции при разработке и корректировке государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов стратегического планирования. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.06.2022 № 1586-р)
4. Федеральным органам исполнительной власти учитывать положения Концепции при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации, национальных проектов (программ) и иных документов стратегического планирования. (Дополнение пунктом - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.06.2022 № 1586-р)
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 2193-р
КОНЦЕПЦИЯ развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 № 2883-р, от 20.04.2019 № 797-р, от 16.06.2022 № 1586-р)
I. Общие положения
В настоящее время возрастающее значение приобретает укрепление экономических позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что обусловлено принадлежностью Российской Федерации к этому динамично развивающемуся геополитическому пространству, куда последовательно смещается центр тяжести мировой экономики и политики.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" достижение целей внешней политики Российской Федерации осуществляется путем решения в том числе задачи по созданию в Азиатско-Тихоокеанском регионе надежных механизмов обеспечения региональной стабильности и безопасности на внеблоковой основе. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.06.2022 № 1586-р)
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации" и Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации", определено активное участие России в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе, использовании его возможностей при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока, в создании в Азиатско-Тихоокеанском регионе транспарентной и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.04.2019 № 797-р)
Используемые в настоящей Концепции термины означают следующее:
"дальневосточные приграничные территории" - территории муниципальных образований субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Дальневосточного федерального округа, прилегающих к государственной границе Российской Федерации с Китайской Народной Республикой, Корейской Народно-Демократической Республикой и Монголией; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.04.2019 № 797-р)
абзац; (Утратил силу - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.04.2019 № 797-р)
"приграничные муниципальные образования" - городское или сельское поселение (населенный пункт) , муниципальный район, городской округ, расположенные в пределах дальневосточных приграничных территорий; (В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 № 2883-р, от 20.04.2019 № 797-р)
"приграничные населенные пункты" - населенные пункты, расположенные на территории приграничного муниципального образования;
"точки роста" приграничного муниципального образования" - специальные проекты (площадки, зоны) , реализация которых использует возможный потенциал приграничного муниципального образования и оказывает положительное социально-экономическое влияние как на приграничное муниципальное образование, так и на дальневосточные приграничные территории в целом. (В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 № 2883-р, от 20.04.2019 № 797-р)
Приграничные территории являются важнейшим ресурсом страны, развитие которого связано не только с внутриполитическим курсом Российской Федерации, но и с особым геополитическим положением этих территорий, спецификой международных связей и приграничного сотрудничества. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 № 2883-р)
Настоящая Концепция определяет цели, задачи, механизмы и основные направления государственной политики в сфере развития дальневосточных приграничных территорий. (В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 № 2883-р, от 20.04.2019 № 797-р)
Необходимость разработки и реализации настоящей Концепции обусловлена Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 7 мая 2012 г. № 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации" и от 7 мая 2012 г. № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", а также поставленными Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации задачами по ускоренному социально-экономическому развитию Дальнего Востока и иными решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере развития приграничных территорий.
Разработка и реализация настоящей Концепции направлены на устойчивое развитие экономики и обеспечение социальной стабильности дальневосточных приграничных территорий, а также на формирование и развитие конкурентных преимуществ перед приграничными территориями сопредельных государств. В условиях неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры настоящая Концепция направлена на обеспечение национальных интересов Российской Федерации на территории Дальневосточного федерального округа. (В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 № 2883-р, от 20.04.2019 № 797-р)
Абзац. (Утратил силу - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.06.2022 № 1586-р)
Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Федеральный закон "Об основах приграничного сотрудничества", Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 2018 г. № 174 "Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р, Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р, Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. № 2577-р, и другие нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социально-экономического развития, демографической политики, внешней политики и национальной безопасности. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.06.2022 № 1586-р)
II. Современное состояние дальневосточных приграничных территорий
К субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного федерального округа, на территориях которых расположены дальневосточные приграничные территории, относятся Республика Бурятия, Забайкальский, Приморский и Хабаровский края, Амурская область и Еврейская автономная область.
К дальневосточным приграничным территориям относятся следующие муниципальные районы, муниципальные округа и городские округа: (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.06.2022 № 1586-р)
в Республике Бурятия - Окинский, Тункинский, Закаменский, Джидинский и Кяхтинский районы;
в Забайкальском крае - Красночикойский, Кыринский, Акшинский, Ононский, Борзинский, Забайкальский, Краснокаменский, Приаргунский, Калганский, Нерчинско-Заводский, Газимуро-Заводский и Могочинский районы;
в Приморском крае - Дальнереченский, Кировский, Спасский, Черниговский муниципальные районы, Пожарский, Октябрьский, Пограничный, Ханкайский, Хасанский, Хорольский муниципальные округа, а также Дальнереченский, Лесозаводский и Уссурийский городские округа; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.06.2022 № 1586-р)
в Хабаровском крае - Бикинский, Вяземский и Хабаровский районы, район имени Лазо, а также городской округ Хабаровск;
в Амурской области - Архаринский, Благовещенский, Константиновский, Магдагачинский, Михайловский, Свободненский, Сковородинский, Тамбовский и Шимановский районы, Бурейский муниципальный округ, а также городские округа Благовещенск, Шимановск и Свободный; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.06.2022 № 1586-р)
в Еврейской автономной области - Биробиджанский, Ленинский, Облученский, Октябрьский и Смидовичский районы.
На дальневосточных приграничных территориях расположено 1329 населенных пунктов, в том числе 17 городов, 45 поселков городского типа и 1144 сельских поселения.
Численность населения дальневосточных приграничных территорий составляет 2183 тыс. человек, или 27 процентов численности населения округа и 36 процентов численности населения соответствующих субъектов Российской Федерации. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.06.2022 № 1586-р)
Демографическое положение дальневосточных приграничных территорий характеризуется следующим:
ежегодное сокращение численности населения, за исключением крупных экономических и административных центров и районов (г. Хабаровск и Хабаровский район Хабаровского края, г. Благовещенск и Благовещенский район Амурской области) . Формирование миграционного оттока существенно замедлилось (в 2015 году миграционный отток населения с приграничных территорий составил более 8 тыс. человек, по итогам 2021 года этот показатель составил не более 850 человек, показатели миграционного оттока значительно снизились по приграничным территориям Республики Бурятия, Еврейской автономной области, в целом по приграничным территориям Хабаровского края в 4 раза увеличился миграционный прирост населения) ; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.06.2022 № 1586-р)
на протяжении 2021 года сохранялась естественная убыль населения во всех приграничных регионах, значимое влияние на динамику демографических показателей, как и страны в целом, оказывает повышенная смертность, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.06.2022 № 1586-р)
за последние годы наблюдалось превышение коэффициента рождаемости над среднероссийским показателем в Республике Бурятия, Забайкальском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Еврейской автономной области и незначительное отставание от среднероссийского показателя в Приморском крае; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.06.2022 № 1586-р)
уровень смертности по всем приграничным регионам, за исключением Республики Бурятия, выше среднего по округу.
Определенное влияние на снижение численности населения ввиду миграционной или естественной убыли оказывают особенности проживания на этой территории, в том числе сложные природно-климатические факторы, снижение доступности медицинской помощи, отсталость и неразвитость экономики приграничных территорий, низкий уровень жизни, отсутствие либо неудовлетворительное состояние социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры.
Исходя из анализа основных показателей качества жизни ряд приграничных муниципальных образований отстает не только от среднероссийских показателей, но и показателей в целом по федеральному округу и соответствующему субъекту Российской Федерации по уровню смертности населения от всех причин, доступности дошкольного образования и объектов физической культуры и спорта, наличию второй смены в общеобразовательных организациях, доле учреждений культурно-досугового типа, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
В отдельных приграничных населенных пунктах отсутствует сотовая связь.
Проблемой остается высокий износ сетей жилищно-коммунального хозяйства, который достигает 70 процентов, либо отсутствие благоустроенного жилья. За последние 3 года в приграничных регионах расселено из непригодного для проживания жилищного фонда более 12, 86 тыс. человек, до 2025 года остается потребность в обеспечении жильем более 20, 46 тыс. человек, что составляет 32 процента общей потребности по округу. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.06.2022 № 1586-р)
Основной причиной сложившегося положения является низкая ресурсная самообеспеченность муниципальных районов в средствах на развитие социальной сферы, неразвитость института государственно-частного партнерства в социальной сфере для привлечения внебюджетных средств.
Для экономики дальневосточных приграничных территорий характерны:
значительная доля участия ряда приграничных муниципальных образований в инвестиционной деятельности субъектов Российской Федерации;
инвестиционная привлекательность приграничных территорий для формирования особых режимов предпринимательской деятельности и развития внешнеэкономического сотрудничества.
Общий плановый инвестиционный портфель приграничных территорий до 2035 года составляет свыше 2250 млрд. рублей. Это перспективные проекты в области добычи и переработки полезных ископаемых, сельского хозяйства, туризма, обрабатывающего производства, логистики. По ряду проектов уже начата реализация, в том числе в рамках особых правовых режимов. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.06.2022 № 1586-р)
Доля приграничных территорий в инвестиционной деятельности Амурской области значительно увеличилась за последние годы и достигает 90 процентов, в Хабаровском крае и Еврейской автономной области - до 50 процентов общего объема инвестиций в основной капитал. Значительно ниже доля приграничных территорий в инвестиционной деятельности Республики Бурятия, Забайкальского и Приморского краев (менее 20 процентов) . (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.06.2022 № 1586-р)
С вводом новых производственных мощностей и установления особых режимов предпринимательской деятельности на приграничных территориях наметился рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами.
Приграничные территории являются главными производителями сельскохозяйственной продукции в Дальневосточном федеральном округе, на них приходится треть производимой продукции сельского хозяйства, более половины всех посевных площадей Дальневосточного федерального округа.
С 2020 года отмечается тенденция к росту сельскохозяйственного производства во всех приграничных регионах, за исключением Забайкальского края. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.06.2022 № 1586-р)
Туристическая деятельность на дальневосточных приграничных территориях преимущественно остается ориентированной на выездной туризм ввиду значительного физического износа объектов туристической инфраструктуры и санаторно-курортного комплекса, а также ввиду недостаточности квалифицированных кадров в области туризма и недостаточного уровня развитости обеспечивающей инфраструктуры.
Остается низкой доля участия субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике дальневосточных приграничных территорий, 77 процентов которых расположены в крупных приграничных городских округах. Количество предприятий продолжает снижаться, за 5 лет их численность сократилась на 3127 единиц. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.06.2022 № 1586-р)
Основными проблемами развития субъектов малого и среднего предпринимательства являются высокие транспортные и логистические расходы, высокая стоимость энергоресурсов, слабое развитие транспортной, инженерной инфраструктуры и коммуникаций, обеспечивающих общие условия для осуществления предпринимательской деятельности.
На дальневосточных приграничных территориях в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. № 1398-р расположено 9 монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) , социально-экономическое положение которых требует повышенного внимания и контроля со стороны органов государственной власти и организаций, на которые возложены полномочия по управлению на территориях соответствующих моногородов.
В целом преимущества экономики большинства дальневосточных приграничных территорий, сложившиеся по причине их геостратегического положения и природно-ресурсного потенциала, не используются в полной мере в связи с отсутствием эффективных комплексных мер по использованию указанных преимуществ, в том числе в рамках интеграции дальневосточных приграничных территорий в международное приграничное сотрудничество и кооперацию, что, в свою очередь, обусловливает низкий уровень качества жизни населения.
В сфере занятости населения высокий уровень безработицы отмечается в большинстве приграничных муниципальных образований и значительно превышает средний показатель по субъекту Российской Федерации, что создает риски вовлечения местного населения в преступную деятельность, в том числе связанную с контрабандой.
На дальневосточных приграничных территориях расположено 43 пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе 29 пунктов пропуска расположено на российско-китайской государственной границе (10 смешанных пунктов пропуска, 9 автомобильных пунктов пропуска, 4 железнодорожных пункта пропуска, 1 речной пункт пропуска, 1 временный пункт пропуска Кани-Курган - Чанфатунь) , 13 на р