Работа Правительства: факты и цифры.
Дошкольное
образование
Общее
образование
Дополнительное образование детей
Образование
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Забота о детях,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Среднее профессиональное
образование
Высшее
образование
Наука, инновации
К началу 2016 года доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет в Российской Федерации достигла рекордного показателя – 98,97%.
С 2013 года из
федерального бюджета на модернизацию региональных систем дошкольного
образования было выделено 130 млрд
рублей, благодаря которым построено 1576 детских садов и ещё 247 зданий возвращено в систему образования.
Усовершенствован порядок формирования федерального перечня учебников – установлена возможность исключения учебников из перечня и усилены требования к экспертам. Помимо печатной версии учебники теперь должны иметь и электронную.
Идёт преобразование оценочных процедур. Усовершенствованы контрольно-измерительные материалы, по большинству предметов исключена тестовая часть с выбором ответа, в перечень обязательных предметов для ЕГЭ добавлены экзамены по выбору.
ЕГЭ по математике разделён на базовый и профильный уровни, введён раздел «Говорение» в ЕГЭ по иностранному языку, а также итоговое сочинение как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
Создание открытого банка заданий ГИА по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования стало важным компонентом подготовки выпускников к экзаменам, в том числе психологической.
Одним из ключевых документов, определяющих единые
требования к профессионализму учителя, является профессиональный
стандарт педагога. В 2015 году проведена
его апробация в 62 субъектах Федерации.
Дополнительное образование детей
За 2014–2015 годы количество детей, охваченных дополнительным образованием, увеличилось до 12,5 млн (65% от общего количества детей).
В 2015 году в организациях дополнительного образования (детских школах искусств, спортивных школах, центрах детского творчества и др.) занималось около 64% детей в возрасте от пяти до 18 лет (ещё пять лет назад охват детей дополнительным образованием не превышал 59%).
Создана необходимая база для перехода на нормативно-подушевое финансирование дополнительных образовательных программ. На 2016 год государственные задания всем организациям сформированы по этому принципу.
Особое внимание в развитии дополнительного образования детей уделено использованию потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнёрства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года №1501 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям, осуществляющим мероприятия по содействию развитию дополнительного образования детей. Средства субсидий направлены на возмещение процентов по кредитам, взятым негосударственными организациями для реализации дополнительного образования детей.
Начиная
с 2014 года осуществляются меры по улучшению в сельских школах условий для
занятия физической культурой и спортом. Отремонтировано более 2,5 тыс. школьных спортивных залов,
создано 2,8 тыс. школьных спортивных
клубов, оборудовано 1,5
тыс. открытых
спортивных площадок.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Действующим законодательством урегулированы практически все вопросы, связанные с обучением детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов. 3 февраля 2015 года вступили в силу государственные стандарты начального общего образования для детей с ОВЗ и для детей с интеллектуальными нарушениями. Потребности таких детей учтены в государственных стандартах дошкольного образования.
Проведено масштабное повышение квалификации
педагогических и руководящих кадров, разработаны педагогические технологии,
инструменты оценки качества обучения детей с ОВЗ.
Забота о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение. Среди мер, направленных на защиту прав граждан этой категории, приоритетным является развитие семейных форм их устройства.
В 2015 году 69 тыс. детей переданы на воспитание в замещающие семьи или возвращены родителям, число детей-сирот в государственном банке сократилось на 18 % (январь 2016 года – 71 тыс. детей).
С 1 сентября 2015 года вступило в силу ключевое нововведение, сутью
которого является создание в образовательных организациях условий, приближённых к условиям проживания в
семье. В каждом регионе утверждён
региональный план по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот.
На сегодняшний день из 1783 организаций для детей-сирот 1317 соответствуют
новым требованиям.
Среднее профессиональное образование
Наблюдается увеличение спроса на профессиональное образование: приём в средние образовательные организации увеличился на 30 тыс. человек (4%).
Условия получения рабочих профессий и специальностей среднего звена постоянно улучшаются. В 2014–2015 годах при государственной поддержке приобретено современное оборудование, включая тренажёры-имитаторы сложного технологического оборудования, модернизированы ученические места в кабинетах, лабораториях, мастерских, на учебных полигонах, состоялись занятия по повышению квалификации педагогических и руководящих кадров.
В части совершенствования инфраструктуры системы профессионального образования создано шесть современных межрегиональных центров компетенций для обеспечения подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО.
Расширяется сотрудничество с работодателями: при их участии дорабатываются образовательные программы, есть возможность получения опыта работы на производстве, а в ряде случаев и закрепиться на рабочем месте.
Среднее профессиональное
образование развивается в
том числе с учётом зарубежного опыта. Один из ключевых проектов здесь – присоединение Российской Федерации к международному движению
WorldSkills, которое предоставляет возможность сотрудничества с другими странами, изучения
мировых практик подготовки квалифицированных рабочих, специалистов среднего
звена. Решением генеральной
ассамблеи WorldSkills International чемпионат мира WorldSkills в 2019 году
будет проведён в России.
На протяжении последних лет Минобрнауки России продолжает сохранять высокий уровень доступности высшего образования, который составляет на сегодняшний день 56,4%. Распределение контрольных цифр бюджетного приёма осуществляется на сегодняшний день исходя из потребностей регионов и отраслей в подготовке кадров.
Целенаправленно сокращены бюджетные места на экономических, гуманитарных направлениях и, напротив, увеличены на инженерных, естественно-научных направлениях. При этом конкурс на инженерно-технические и педагогические направления подготовки и специальности вырос с 5,9 человека на место в 2014 году до 7,4 человека на место в 2015 году.
Особое внимание уделяется развитию инженерного образования, в том числе путём внедрения прикладного бакалавриата.
В 2015 году запущена программа «Повышение квалификации инженерно-технических кадров», а в рамках программы «Новые кадры для ОПК» в 2014–2015 годах поддержаны целевая подготовка около 6 тыс. студентов в интересах организаций оборонно-промышленного комплекса и 22 проекта по инфраструктурному обеспечению целевого обучения таких студентов.
В настоящее время сформирована группа из 15 ведущих университетов, которые участвуют в проекте повышения международной конкурентоспособности. Проект рассчитан до 2020 года. Ещё шесть университетов отобраны в 2015 году.
В ежегодном рейтинге QS World University Rankings улучшил свои позиции Новосибирский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Томский государственный университет, Томский политехнический университет, Дальневосточный федеральный университет. В сентябре 2015 года восемь новых вузов – участников проекта попали в ежегодный рейтинг Times Higher Education, а МФТИ впервые вошёл в предметный рейтинг QS по физике, заняв позицию 101–150-е место.
Мониторинг эффективности вузов позволяет принимать решения по оптимизации и реорганизации вузов и филиалов, формированию региональных университетов. В 2015 году в ходе проведённой работы Минобрнауки России издало приказы о реорганизации 21 вуза (путём присоединения), реорганизовано 119 филиалов вузов. В каждом регионе совместно с Российским союзом ректоров и Ассоциацией негосударственных высших учебных заведений России созданы консультационные центры поддержки обучающихся в случае прекращения деятельности вузов. Во всех подобных случаях студенты получают возможность доучиться или переводятся в другие вузы.
За последние 10 лет внутренние затраты на исследования и разработки увеличились в 4,3 раза (в абсолютных цифрах это около 850 млрд рублей). При этом опережающими темпами растут внебюджетные инвестиции в науку. Такой рост обеспечен прежде всего за счёт высшей школы и предпринимательского сектора.
В послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года Президент России заявил о Национальной технологической инициативе (НТИ) как широком коалиционном действии проектных творческих команд и динамически развивающихся отечественных компаний, ориентированных на передовые технологические разработки. В процесс формирования проектных команд вовлечены ведущие университеты, исследовательские центры, Российская академия наук, объединения предпринимателей страны. Уже подготовлены проекты «дорожных карт» НТИ по развитию перспективных рынков: AeroNet, AutoNet, MariNet и NeuroNet.
В рамках международного сотрудничества Россия обеспечивает участие своих учёных в крупных научных проектах – программах семи ведущих научных центров США, Японии, Германии, Италии и Швейцарии. Особая роль в этом сотрудничестве отведена одному из самых крупных проектов, которым является Европейская организация ядерных исследований (ЦЕРН, Швейцария). Российские научные организации в настоящее время участвуют в 18 проектах ЦЕРН.