Новая трасса от Молодогвардейской развязки на Московскую кольцевую автомобильную дорогу (далее – МКАД) до 33-го км дороги М1 разгрузит головной участок автомобильной магистрали и территориальную сеть дорог в западном секторе Подмосковья.
Также Председатель Правительства проведёт в Горках совещание по реализации проекта строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), на котором будут рассмотрены финансово-экономические и организационно-технические аспекты строительства дороги.
В мероприятиях примут участие помощник Президента Российской Федерации И.Е.Левитин, Министр природных ресурсов и экологии С.Е.Донской, Министр транспорта М.Ю.Соколов, представители федеральных органов исполнительной власти, Мэр Москвы С.С.Собянин, Губернатор Московской области А.Ю.Воробьёв, председатель правления государственной компании «Российские автомобильные дороги» С.В.Кельбах.
***
В настоящее время завершена разработка проектной документации, необходимой для реализации инвестиционного проекта «Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области», и получено положительное заключение федерального автономного учреждения «Главгосэкспертиза России».
Общая протяжённость Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области должна составить 529 км, расчётная скорость движения – 140 км/ч. Дорога пройдёт на удалении 30–50 км от Москвы параллельно Московскому большому кольцу.
Объём финансирования на строительство ЦКАД до 2018 года составит 299,9 млрд рублей (288,9 млрд рублей в 2014–2018 годах). Частные средства в виде взноса в уставной капитал создаваемых проектных компаний составят 6,9 млрд рублей, займы и кредиты – 68,9 млрд рублей.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 года №2044-р инвестиционный проект «Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области» включён в перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 30 августа 2013 года №Пр-2028 (пункт 1) Правительством Российской Федерации 5 ноября текущего года утверждён сетевой план-график мероприятий по реализации первой очереди проекта строительства ЦКАД, выполнение которого позволит обеспечить ввод дороги в эксплуатацию в 2018 году. В настоящее время ведутся работы по подготовке территории строительства по третьему и четвёртому пусковым комплексам.
Планируется, что реализация второй очереди строительства ЦКАД будет осуществляться по мере роста интенсивности движения, ориентировочно после 2023 года.
***
Проект «Строительство нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М1 “Беларусь” Москва – Минск (Обход г. Одинцово)» имеет целью обеспечение беспрепятственного движения автотранспорта в обход г. Одинцово; разгрузку головного участка федеральной автомобильной дороги М1 «Беларусь» Москва – Минск; создание в Московском регионе современной развитой транспортной инфраструктуры, интегрированной в сеть международных транспортных коридоров. Проект направлен на оптимизацию и сокращение бюджетных расходов на этапе строительства и эксплуатации объекта за счёт привлечения внебюджетных инвестиций в рамках заключаемого концессионного соглашения.
Новый выход на МКАД с дороги М1 – один из первых инфраструктурных проектов федерального уровня, который реализуется в рамках концессионного соглашения. С мая 2010 года функции концедента исполняет государственная компания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»).
Общая протяжённость дороги составляет 18,535 км, расчётная скорость движения – 120 км/ч, разрешённая скорость движения – 90 км/ч, ширина полос движения – 3,75 м, пропускная способность – 110 тыс. тс/сут. На трассе расположено 6 развязок и 3 пункта взимания оплаты. Общая стоимость строительства составила 25,48 млрд рублей.
В обязанности концессионера входит не только строительство, но и содержание, ремонт и капитальный ремонт дороги в течение всего срока действия концессионного соглашения – 30 лет. После завершения строительства эксплуатация объекта будет осуществляться на платной основе. Прогнозируемая средняя интенсивность движения при введении платного проезда составит около 40 тыс. автомобилей в сутки.
Тарифы на проезд будут дифференцированы в зависимости от конкретного участка дороги, времени суток и вида транспортного средства. Стоимость сквозного проезда по всему участку 18,5 км для легковых автомобилей составит 150 рублей днём и 80 рублей ночью. При этом автомобилистам, совершающим регулярные поездки, будут предоставляться скидки.
При строительстве дороги применён целый ряд инновационных технологий. Так, одним из передовых технических решений стало строительство моста через р. Чаченка методом уравновешенного навесного бетонирования. Данный метод позволил сохранить экологическое равновесие русла реки и оползневых склонов её поймы. Использование монолитного бетона повышает долговечность конструкции минимум в 3 раза по сравнению с традиционной технологией.
На дороге впервые в России применена ливневая канализация и дренаж системы PipeLife (пайп-лайф) из композитных материалов. Благодаря новой технологии достигнута абсолютная коррозионная устойчивость, повышена в 2 раза пропускная способность труб. Кроме того, данный водоотвод характеризуется удобством монтажа и обслуживания.
Потребительские свойства дороги определяет дорожное покрытие, созданное по немецкому стандарту для автобанов. Суммарная толщина асфальтовых слоёв составляет 30 см против обычных 20 см. Впервые применено полимербитумное вяжущее соединение сразу в двух слоях покрытия, что предотвращает образование колеи в первые 3–4 года.
В проекте большое внимание уделено вопросам защиты окружающей среды. Улучшение экологической ситуации произойдет за счёт снижения в 2–3 раза вредных выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и токсичных газов в зоне тяготения создаваемой автомагистрали вследствие ликвидации заторов и увеличения средних скоростей движения с 20–30 км/ч на существующей автомобильной дороге М1 Москва – Минск до 100 км/ч и выше.
Применение геотекстиля и дренажа глубокого заложения способствовало сохранению почвенного покрова прилегающих территорий.
При укреплении откосов новой автодороги использовался растительный грунт, добытый на месте в ходе подготовки территории строительства, что позволило исключить изъятие гумуса с сельскохозяйственных земель.
Устройство технологических и построечных дорог с твёрдым покрытием с применением вторичных материалов позволило исключить загрязнение прилегающих территорий. В ходе строительства устроены шумозащитные экраны, которые обеспечили нормативный уровень звука и позволили снизить концентрацию вредных веществ в атмосферном воздухе.
Проектом предусмотрены рекультивация, озеленение и благоустройство территорий, затронутых строительным процессом. Новая автодорога не нарушает возможных путей миграции животных, при этом для предотвращения случаев выхода животных на трассу вдоль лесных угодий установлен сетчатый забор.