Участники заседания обсудят ход реализации программ развития ведущих российских университетов, а также применение информационно-коммуникационных технологий в развитии системы управления качеством образования и доступа к образовательным услугам и сервисам.
В заседании примут участие Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.Шувалов, заместитель Председателя Правительства О.Голодец, Министр науки и образования Д.Ливанов, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства М.Мень, Министр финансов А.Силуанов, Министр труда и социальной защиты М.Топилин, представители профильных федеральных органов исполнительной власти, главы регионов, руководители российских вузов.
***
К ведущим университетам, поддержанным в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», относится 40 образовательных организаций высшего образования: 2 ведущих классических университета, обладающих особым правовым статусом, 9 федеральных университетов и 29 национальных исследовательских университетов (НИУ).
Задачи ведущих университетов – комплексное исследовательское и образовательное обеспечение инновационного развития России; кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы; развитие и внедрение в производство высоких технологий.
Сегодня ведущие университеты реализуют более 300 образовательных программ и 262 совместные образовательные программы.
Средний балл единого государственного экзамена бюджетного приёма на очную форму обучения в ведущие университеты в 2013 году составил 73,3. В федеральных университетах средний балл ЕГЭ по сравнению с 2010 годом увеличился на 4 балла, в группе НИУ – на 6,6 балла.
Средства государственной поддержки на реализацию программ развития позволили ведущим университетам сформировать материально-техническую базу для исследований и разработок. Ведущие университеты создали 222 центра коллективного пользования научным оборудованием и экспериментальными установками.
С 2010 по 2013 год увеличен на 84% общий объём средств, полученных ведущими университетами от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Наиболее высокими темпами в этот период возрастал объём исследований и разработок федеральных университетов – в 2,6 раза. НИУ увеличили объём НИОКР на 82%. МГУ имени М.В.Ломоносова и СПбГУ достигли суммарного объёма НИОКР 6207 млн рублей (рост на 55%).
Выросло число публикаций в ведущих международных научных журналах и индекс цитирования. Число работ преподавателей и учёных МГУ имени М.В.Ломоносова в наукометрической базе Web of Science за время реализации программы развития увеличилось на 15%, а число цитирований выросло более чем в три раза. В 2013 году количество публикаций федеральных университетов, индексируемых зарубежными и российскими базами данных, выросло на 24,2% по сравнению с 2010 годом, а по НИУ – на 67%.
Улучшились позиции ведущих университетов в мировых рейтингах. В рейтинге The World University Rankins 2013/14 по направлению «Техника и технологии» МГУ имени М.В.Ломоносова занимает 61-е место, по направлению «Естественные науки» в мировой рейтинг входят российские МФТИ, МГУ имени М.В.Ломоносова, НИЯУ «МИФИ».
В 2013 году Минобрнауки России проведён конкурсный отбор университетов на основе оценки их потенциала и программ повышения конкурентоспособности среди ведущих мировых образовательных центров (проект «Топ-100»). В число победителей вошло 3 федеральных университета и 11 НИУ. Этот проект направлен на поддержку университетов с целью вхождения их в топ-100 мировых рейтингов.
Ведущие университеты активно участвуют в выполнении перспективных проектов в рамках федеральных технологических платформ, выполняют 132 проекта в кооперации с производственными предприятиями, являются участниками инновационных территориальных кластеров (13 университетов).
С 2012 года Минобрнауки России реализует проекты по подготовке корпуса менеджеров высшей школы, способных осуществить системные изменения в российских вузах. На базе Московской школы управления «Сколково» прошли обучение свыше 70 представителей руководящего состава ведущих университетов.
Федеральные университеты в 2013 году подписали соглашения о взаимодействии при реализации сетевых образовательных программ и научных программ и начали их реализацию.
Начиная с 2014 года ведущие университеты реализуют программы развития за счёт внебюджетных средств. Кроме того, вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который ввёл новые механизмы организации образовательной деятельности (сетевое обучение, базовые кафедры, целевое обучение, электронное обучение и другие).
***
В настоящее время по основным показателям обеспечения школ компьютерной техникой Россия находится на уровне европейских стран (7 учащихся на 1 компьютер). 95% школ имеет полностью оборудованные кабинеты информатики. За 2013 год приобретено 348 тыс. компьютеров, все школы подключены к интернету.
В рамках мероприятий по модернизации региональных систем общего образования за 2011–2013 годы:
- на 40% увеличилось количество школ, в которых созданы условия для электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (более 20 тыс. школ);
- более 66 тыс. школьников, включая 25 тыс. детей-инвалидов, обучающихся на дому, получили возможность дистанционного обучения;
- увеличена пропускная способность интернет-трафика для 20,3 тыс. школ (46,4% от общего числа общеобразовательных организаций);
- обновлено программное обеспечение и приобретены электронные образовательные ресурсы в более чем 28,7 тыс. школ (65,6% от общего числа общеобразовательных организаций).
В 2012–2013 годах заключено 32 соглашения с субъектами Федерации по созданию стажировочных площадок, на базе которых действуют центры справочно-методической и технической поддержки общеобразовательных учреждений по использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Сводные и персональные данные по каждому субъекту Федерации по этому направлению представлены на сайте (http://www.икто.рф).
На площадках распространяется более 90 моделей внедрения в практику школы современных методик и новых сервисов, основанных на информационно-коммуникационных технологиях. Активно развивается рынок цифровых образовательных пособий, интерактивных практикумов и задачников для разных дисциплин и классов. Приказом Министерства образования и науки №1047 от 5 сентября 2013 года «О порядке формирования федерального перечня учебников» нормативно закреплена возможность использования учебников в электронной форме начиная с 1 января 2015 года. В 2014 году наличие электронного приложения к учебнику уже стало обязательным условием включения учебника в федеральный перечень.
В федеральном хранилище электронных ресурсов (http://fcior.edu.ru) расположено более 17 тыс. интерактивных, мультимедийно насыщенных электронных образовательных ресурсов по основным предметам образовательных программ общего начального и среднего профессионального образования, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также по наиболее востребованным профессиям и специальностям профессионального образования.
Кроме того, единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) содержит более 110 тыс. цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана.
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru) представляет собой электронную полнотекстовую библиотеку учебно-методических материалов для всех уровней образования и каталог образовательных интернет-ресурсов.
Также широко распространены педагогические интернет-сообщества, участники которых на добровольной основе делятся с коллегами своими полезными наработками.
В частности, ресурс «Открытый класс» (www.openclass.ru) ориентирован на обеспечение нового качества образования в России за счёт создания социально-педагогических сообществ для поддержки информатизации школ и профессионального развития педагогов, распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования.
Также действует всероссийский интернет-педсовет (www.pedsovet.org) – ресурс для обмена мнениями в профессиональном педагогическом сообществе.
Минобразования совместно с Минкомсвязью России разработали и направили для использования в общеобразовательные учреждения методические рекомендации по организации контент-фильтрации.
В 2014–2015 годах Минобрнауки планируется провести серию семинаров и конференций по безопасному поведению в интернете с участием детей, родителей, учителей.
***
Московский институт электронной техники (МИЭТ) образован в 1965 году в Зеленограде как одно из важнейших звеньев отечественной электронной промышленности – для обеспечения быстрорастущей отрасли микроэлектроники высококвалифицированными специалистами.
В 2006 году МИЭТ вошёл в число первых 17 вузов – победителей конкурса нацпроекта «Образование», внедряющих инновационные образовательные программы.
Высокий уровень развития инновационной инфраструктуры, масштабы и содержание выполняемых комплексных инновационных проектов определили фактическое соответствие вуза основным критериям национального исследовательского университета. В апреле 2010 года вуз стал победителем в конкурсе программ развития университетов, и распоряжением Правительства России МИЭТу установлена категория «Национальный исследовательский университет».
Ежегодно в университете выполняется свыше 300 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В вузе созданы предприятия, где на коммерческой основе реализуются результаты уникальных исследований молодых учёных, аспирантов и студентов МИЭТа.
Среди преподавателей и сотрудников МИЭТа – члены РАН, более 100 докторов наук.
МИЭТ сотрудничает с ведущими вузами Европы и США, участвует в программах обмена студентами и преподавателями, реализует программы двойных дипломов. Среди партнёров МИЭТа – Мюнхенский технический университет, Политехнический университет Каталонии, университет Фридриха Александра. Создан ряд учебно-научных центров совместно с крупнейшими международными компаниями – Synopsys, Cadence, Mentor Graphics, PTC, Cisco и многими другими.