Документ
-
Распоряжение от 6 августа 2013 г. №1382-р
Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"» разработан Минюстом России в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года №4-П.
Постановлением подпункт «г» пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"» признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, её статьям 31, 35 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой он предполагает наступление гражданско-правовой ответственности организатора публичного мероприятия – в случае неисполнения им обязанностей, предусмотренных частью 4 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», – за вред, причинённый участниками публичного мероприятия, вне зависимости от проявления им надлежащей заботы о поддержании общественного порядка и отсутствия его вины в причинении такого вреда.
Кроме того, не соответствующими Конституции Российской Федерации признаны взаимосвязанные положения пунктов 3, 6, 7, 8, 9 и 10 статьи 1, взаимосвязанные положения пунктов 4, 7, 8, 9 и 10 статьи 1, а также подпункт «а» пункта 4 статьи 2 Закона.
С учётом указанной правовой позиции КС РФ законопроектом предлагается дополнить статью 4.1 КоАП частью 3.2, наделяющей суд при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.38, 20.2, 20.22, 20.18 и частью 4 статьи 20.25 КоАП, правом назначать правонарушителям наказание ниже низшего предела, установленного санкциями статей Особенной части КоАП. Такая новация позволит правоприменителю при привлечении к административной ответственности более полно учитывать характер совершаемых правонарушений, имущественное положение правонарушителей, а также иные обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности, обеспечивая тем самым назначение правонарушителям справедливого и соразмерного наказания.
Исключение привлечения к обязательным работам из санкций статей 20.2 (частей 1–3 и 5) и 20.18 КоАП объясняется тем, что эти статьи не содержат составов административных правонарушений, связанных с причинением вреда здоровью человека и (или) имуществу физических и (или) юридических лиц.
Законопроектом также предлагается изложить в новой редакции часть 6 статьи 5 Федерального закона №54-ФЗ, которая допускает возложение на организатора публичного мероприятия гражданско-правовой ответственности за вред, причинённый участниками публичного мероприятия, лишь в случае неисполнения им обязанностей по соблюдению порядка организации либо проведения публичных мероприятий, если неисполнение данных обязанностей повлекло нарушения общественного порядка, результатом которых стало причинение вреда здоровью человека и (или) имуществу физических и (или) юридических лиц.
В части 11 статьи 8 Федерального закона №54-ФЗ исключается упоминание о предельной величине минимальной численности граждан (100 человек), участвующих в публичных мероприятиях. При этом она дополняется указанием на необходимость выполнения субъектом Российской Федерации требований к местам, специально отводимым для организации публичных мероприятий, указанных в части 12 статьи. Сами эти требования предлагается расширить, включив в их перечень требование о необходимости обеспечения возможности проведения публичных мероприятий в каждом поселении (населённом пункте), городском округе и муниципальном районе субъекта Российской Федерации.
Указанные изменения позволят соблюсти вытекающие из Конституции Российской Федерации требования определённости, ясности и недвусмысленности правового регулирования этой области общественных отношений.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 1 августа 2013 года.