Распоряжение от 6 октября 2017 года №2173-р. Законопроект направлен на устранение правового пробела в части определения порядка присоединения электроэнергетической системы к другой электроэнергетической системе, урегулирование вопроса оперативно-диспетчерского управления в переходный период при принятии решения о присоединении технологически изолированной территориальной энергосистемы к единой энергетической системе России, улучшение конкурентной среды в электросетевом комплексе. Законопроектом предлагается наделить Правительство России полномочиями по установлению особенностей регулирования на оптовом и розничном рынках, вопросам ценообразования, порядку оперативно-диспетчерского управления и технологического присоединения. Предлагается также исключить запрет заключения сетевыми организациями договоров купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь.
Документ
-
Распоряжение от 6 октября 2017 года №2173-р
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об электроэнергетике” в части законодательного регулирования отношений при присоединении электроэнергетической системы к другой электроэнергетической системе» (далее – законопроект) внесён Минэнерго России.
Законопроект направлен на устранение правового пробела в части определения порядка присоединения электроэнергетической системы к другой электроэнергетической системе, урегулирование вопроса оперативно-диспетчерского управления в переходный период при принятии решения о присоединении технологически изолированной территориальной энергосистемы к единой энергетической системе России (далее – ЕЭС России), улучшение конкурентной среды в электросетевом комплексе.
Параллельная синхронная работа энергосистем позволяет обеспечить оптимальное использование пропускной способности электрических сетей и нагрузки генерирующих объектов, повысить надёжность функционирования энергосистем и энергоснабжение потребителей, а также реализовать на территории таких энергосистем преимущество функционирования рыночных механизмов в сфере электроэнергетики.
В последние годы реализованы несколько проектов по присоединению технологически изолированных территориальных энергетических систем к ЕЭС России. Например, в 2016 году к ЕЭС России присоединена энергосистема Республики Крым и города Севастополя. В настоящее время реализуется проект по присоединению к ЕЭС России западного и центрального энергорайонов энергосистемы Республики Саха (Якутия).
В настоящее время существует семь технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем.
В случае реализации таких проектов, в частности, по электросетевому строительству, направленному на присоединение к ЕЭС России в совокупности множества объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, которые функционируют на территории изолированной энергосистемы, требуется решение комплекса вопросов, которые не урегулированы нормативно-правовыми актами.
В целях устранения имеющихся противоречий законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» изменения, которыми Правительство России наделяется полномочиями по установлению особенностей регулирования на оптовом и розничном рынках, вопросам ценообразования, порядку оперативно-диспетчерского управления и технологического присоединения. Это позволит обеспечить скоординированный переход всех субъектов электроэнергетики и потребителей, которые работают сегодня на территории изолированной энергосистемы, на правила работы оптового и розничного рынков в рамках ценовой и неценовой зон.
Предусматривается, что системному оператору в установленных Правительством России случаях могут быть предоставлены полномочия по оперативно-диспетчерскому управлению в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе.
Законопроектом также предусмотрено положение, исключающее запрет заключения сетевыми организациями договоров купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь. Это изменение направлено на исключение риска возникновения расходов энергоснабжающих организаций, группы точек, поставки которых сформированы на границе балансовой принадлежности сетевых организаций. В частности, к таким энергоснабжающим организациям относятся компании, которые покупают электроэнергию на оптовом рынке для поставки единому хозяйствующему субъекту на железнодорожном транспорте, а также организациям нефтедобывающей отрасли.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят сохранить для территориальных сетевых организаций – потребителей электроэнергии, одновременно являющихся территориальными сетевыми организациями, право приобретать электроэнергию у энергосбытовой организации.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 28 сентября 2017 года.